Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В перечень домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете некоммерческой организации, включен многоквартирный дом товарищества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от заявителя - товарищества собственников жилья "Надежда" (ИНН 6165188789, ОГРН 1146165002169) - Литвинова В.И. (доверенность от 15.08.2015), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А53-1517/2015, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Надежда" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - жилищная инспекция), выразившихся в направлении в администрацию города Ростова-на-Дону (далее - администрация) сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, 1Д, (далее - многоквартирный дом) не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, а также о признании недействительным постановления администрации от 20.10.2014 N 1222 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в части включения многоквартирного дома в перечень домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (с учетом изменения предмета заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Администрация привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015, заявление удовлетворено в части признания незаконными действий жилищной инспекции по мотиву нарушения оспариваемыми действиями прав собственников помещений в многоквартирном доме, принявших в установленных жилищным законодательством порядке и срок решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете товарищества в кредитной организации. Незаконность оспариваемых действий обоснована тем, что на момент официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, региональным законодательством не был установлен срок принятия и реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта, поэтому собственники помещений многоквартирного дома при принятии такого решения и его реализации правомерно придерживались установленного федеральным законодательством срока.
Жилищная инспекция обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, считая, что региональным законодательством был установлен трехмесячный срок со дня официального опубликования региональной программы капитального ремонта для принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации, решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете товарищества членами последнего принято за пределами установленного региональным законодательством трехмесячного срока, на момент направления в администрацию информации о многоквартирном доме как доме, собственники помещений которого не выбрали и не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта, жилищная инспекция не была уведомлена товариществом о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта. Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что соответствующее решение должно быть принято и реализовано в установленный региональным законодательством срок, суды подменили понятия выбор способа формирования фонда капитального ремонта и изменение такого способа. Администрация в отзыве на кассационную жалобу поддержала позицию инспекции.
Товарищество в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы, официальное опубликование которой состоялось в специальном выпуске издания "Собрание правовых актов Ростовской области" от 30.12.2013.
На проведенном 29.03.2014 внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о формировании фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет товарищества, открытый в кредитной организации. Названный счет открыт товариществом 06.06.2014. Товарищество 10.06.2014 известило жилищную инспекцию об избрании способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете товарищества и об открытии такого счета в кредитной организации.
Инспекция письмом от 05.05.2014 N 37/807 проинформировала администрацию о многоквартирных жилых домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его. В соответствующий перечень включен многоквартирный дом товарищества.
Администрацией издано постановление от 20.10.2014 N 1222 о формировании фонда капитального ремонта на счете некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Ростов-на-Дону". В перечень домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" включен многоквартирный дом товарищества.
Названные обстоятельства послужили основанием обращения товарищества в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражный процессуальный кодекс и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 1, 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Жилищный кодекс) установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по участию в расходах на содержание общего имущества, в том числе путем внесения взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса).
Фонд капитального ремонта формируется либо путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете), либо путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Не позднее чем за месяц до окончания названного срока орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее. Если собственники помещений в многоквартирном доме в названный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или не реализовали его, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (статья 170 Жилищного кодекса).
Областным законом Ростовской области от 11.06.2013 N 1103-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах не территории Ростовской области" (далее - Закон N 1103-ЗС) в его редакции, действовавшей до 26.02.2014, не устанавливался срок принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Областным законом Ростовской области от 25.02.2014 N 105-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области", вступившим в силу со дня его официального опубликования в выпуске периодического издания "Наше время" от 27.02.2014 N 64, (далее - Закон N 105-ЗС) в статью 7 Закона N 1101-ЗС включена часть 3.1, согласно которой решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен такой многоквартирный дом.
Порядок действия во времени норм гражданского законодательства установлен в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Из этого следует, что часть 3.1 статьи 7 Закона N 1101-ЗС в редакции Закона N 105-ЗС, как не предусматривающая каких-либо специальных оговорок о характере действия содержащихся в ней нормативных положений во времени, действует в общем порядке.
Принимая судебные акты в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций должны были исходить из того, что установленная жилищным законодательством обязанность по принятию решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта возникла у собственников помещений в многоквартирном доме с момента опубликования утвержденной постановлением правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803 Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы (30.12.2013). На момент возникновения названной обязанности региональным законодательством не был установлен срок для принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации. В этой связи, собственники помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса были вправе принять решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта и реализовать его в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, то есть до 30.06.2014. У жилищной инспекции по состоянию на 05.05.2014 отсутствовали законные основания для направления в администрацию информации о непринятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Незаконные действия по направлению такой информации в администрацию повлекли нарушающие права членов товарищества последствия в виде включения многоквартирного дома в перечень домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете регионального оператора - некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту".
Ошибочные выводы судов о том, что на момент принятия товариществом решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта Закон N 1101-ЗС действовал в редакции, не устанавливавшей срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта, не привели к принятию незаконных судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу N А53-1517/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.10.2015 N Ф08-7194/2015 ПО ДЕЛУ N А53-1517/2015
Требование: О признании незаконным направления в администрацию сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, а также недействительным постановления администрации.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В перечень домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете некоммерческой организации, включен многоквартирный дом товарищества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2015 г. по делу N А53-1517/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от заявителя - товарищества собственников жилья "Надежда" (ИНН 6165188789, ОГРН 1146165002169) - Литвинова В.И. (доверенность от 15.08.2015), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А53-1517/2015, установил следующее.
Товарищество собственников жилья "Надежда" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - жилищная инспекция), выразившихся в направлении в администрацию города Ростова-на-Дону (далее - администрация) сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, 1Д, (далее - многоквартирный дом) не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, а также о признании недействительным постановления администрации от 20.10.2014 N 1222 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в части включения многоквартирного дома в перечень домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" (с учетом изменения предмета заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Администрация привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015, заявление удовлетворено в части признания незаконными действий жилищной инспекции по мотиву нарушения оспариваемыми действиями прав собственников помещений в многоквартирном доме, принявших в установленных жилищным законодательством порядке и срок решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на специальном счете товарищества в кредитной организации. Незаконность оспариваемых действий обоснована тем, что на момент официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, региональным законодательством не был установлен срок принятия и реализации решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта, поэтому собственники помещений многоквартирного дома при принятии такого решения и его реализации правомерно придерживались установленного федеральным законодательством срока.
Жилищная инспекция обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, считая, что региональным законодательством был установлен трехмесячный срок со дня официального опубликования региональной программы капитального ремонта для принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации, решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете товарищества членами последнего принято за пределами установленного региональным законодательством трехмесячного срока, на момент направления в администрацию информации о многоквартирном доме как доме, собственники помещений которого не выбрали и не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта, жилищная инспекция не была уведомлена товариществом о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта. Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что соответствующее решение должно быть принято и реализовано в установленный региональным законодательством срок, суды подменили понятия выбор способа формирования фонда капитального ремонта и изменение такого способа. Администрация в отзыве на кассационную жалобу поддержала позицию инспекции.
Товарищество в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы, официальное опубликование которой состоялось в специальном выпуске издания "Собрание правовых актов Ростовской области" от 30.12.2013.
На проведенном 29.03.2014 внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о формировании фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет товарищества, открытый в кредитной организации. Названный счет открыт товариществом 06.06.2014. Товарищество 10.06.2014 известило жилищную инспекцию об избрании способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете товарищества и об открытии такого счета в кредитной организации.
Инспекция письмом от 05.05.2014 N 37/807 проинформировала администрацию о многоквартирных жилых домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его. В соответствующий перечень включен многоквартирный дом товарищества.
Администрацией издано постановление от 20.10.2014 N 1222 о формировании фонда капитального ремонта на счете некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования город Ростов-на-Дону". В перечень домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту" включен многоквартирный дом товарищества.
Названные обстоятельства послужили основанием обращения товарищества в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражный процессуальный кодекс и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 1, 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Жилищный кодекс) установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по участию в расходах на содержание общего имущества, в том числе путем внесения взносов на капитальный ремонт.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса).
Фонд капитального ремонта формируется либо путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете), либо путем перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Не позднее чем за месяц до окончания названного срока орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее. Если собственники помещений в многоквартирном доме в названный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или не реализовали его, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (статья 170 Жилищного кодекса).
Областным законом Ростовской области от 11.06.2013 N 1103-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах не территории Ростовской области" (далее - Закон N 1103-ЗС) в его редакции, действовавшей до 26.02.2014, не устанавливался срок принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Областным законом Ростовской области от 25.02.2014 N 105-ЗС "О внесении изменений в Областной закон "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области", вступившим в силу со дня его официального опубликования в выпуске периодического издания "Наше время" от 27.02.2014 N 64, (далее - Закон N 105-ЗС) в статью 7 Закона N 1101-ЗС включена часть 3.1, согласно которой решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение трех месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен такой многоквартирный дом.
Порядок действия во времени норм гражданского законодательства установлен в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Из этого следует, что часть 3.1 статьи 7 Закона N 1101-ЗС в редакции Закона N 105-ЗС, как не предусматривающая каких-либо специальных оговорок о характере действия содержащихся в ней нормативных положений во времени, действует в общем порядке.
Принимая судебные акты в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций должны были исходить из того, что установленная жилищным законодательством обязанность по принятию решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта возникла у собственников помещений в многоквартирном доме с момента опубликования утвержденной постановлением правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803 Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2014-2049 годы (30.12.2013). На момент возникновения названной обязанности региональным законодательством не был установлен срок для принятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации. В этой связи, собственники помещений в многоквартирном доме в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса были вправе принять решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта и реализовать его в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, то есть до 30.06.2014. У жилищной инспекции по состоянию на 05.05.2014 отсутствовали законные основания для направления в администрацию информации о непринятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Незаконные действия по направлению такой информации в администрацию повлекли нарушающие права членов товарищества последствия в виде включения многоквартирного дома в перечень домов, фонд капитального ремонта которых подлежит формированию на счете регионального оператора - некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту".
Ошибочные выводы судов о том, что на момент принятия товариществом решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта Закон N 1101-ЗС действовал в редакции, не устанавливавшей срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта, не привели к принятию незаконных судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу N А53-1517/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)