Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Сурненкова А.А.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ширяевой О.В.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения: Мещерякова Л.П., представитель по доверенности N 130-06/65 от 30.12.2014 г.;
- от открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго": Кузнецова С.В., представитель по доверенности N Д-ТБ/75 от 13.05.2014 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2014 по делу N А64-4710/2014 (судья Егорова Т.В.), по исковому заявлению открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения (ОГРН 1056882285128, ИНН 6829010210) к открытому акционерному обществу "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) о взыскании 523 290,70 руб.,
установил:
открытое акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения, г. Тамбов, (далее истец, ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "МРСК Центра", г. Москва в лице филиала открытого акционерного общества "МРСК Центра"-"Тамбовэнерго", г. Тамбов, (далее ответчик, ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго") о взыскании 523290,70 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2014 по делу N А64-4710/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы, указывает на то, что объем полезного отпуска должен определяться, исходя из показаний индивидуальных приборов учета потребителей, поскольку спорные общедомовые приборы учета введены в эксплуатацию с нарушением порядка, установленного разделом X Основных положений N 442. Установленные ОАО "МРСК Центра" приборы учета не могли быть использованы ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" для определения объема потребленной многоквартирными домами электроэнергии, поскольку не были соблюдены предусмотренные условия для принятия и допуска их в эксплуатацию.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 13.03.2015 года представитель ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, считает решение законным и обоснованным, просит суд оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Судом установлено, что между ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК-Центра" - "Тамбовэнерго" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.04.2009 N 1204/09, согласно п. 2.1 которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, с которыми исполнитель должен заключить договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
В соответствии с п. 2.2 договора ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обязуется по заявке ОАО "МРСК-Центра" - "Тамбовэнерго" приобретать электроэнергию для компенсации потерь в сетях ОАО "МРСК-Центра"-"Тамбовэнерго" по Приложению N 9 к настоящему договору, а ОАО "МРСК-Центра"-"Тамбовэнерго" обязуется оплачивать указанные объемы электроэнергии на условиях договора.
Потери электроэнергии определяются разницей между объемом электроэнергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителя электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребляемой энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной другими сетевыми организациями, определяемая на основании данных коммерческого учета и расчетных методов, согласованных сторонами в соответствии с условиями договора.
В силу п. 5.8 договора исполнитель оплачивает стоимость электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в принадлежащих ему сетях. Окончательный расчет производится до 18 числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение условий договора ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поставило ОАО "МРСК-Центра"-"Тамбовэнерго" с июля 2012 года по апрель 2014 года электрическую энергию для компенсации потерь, за спорный период сводные акты учета электроэнергии, переданной потребителям, подписаны с протоколами разногласий по объемам потерь электрической энергии за период с июля 2012 года по апрель 2014 года в количестве 282392 кВт.ч. на сумму 523290,70 руб., возникших в электрических сетях в связи с передачей электроэнергии в адрес многоквартирных домов.
По данному делу сторонами не оспаривается, что для целей определения объема фактических потерь электроэнергии, подлежащих оплате исполнителем по договору оказания услуг, объемы электроэнергии, переданные в отношении жителей многоквартирных домов, выступающих потребителями ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", определены истцом в спорный период исходя из показаний индивидуальных приборов учета потребителей, в то время как ответчиком объем потребленной электрической энергии рассчитан по показаниям общедомовых приборов учета.
Ссылаясь на нарушение порядка допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета, принимая соответствующий объем за потери электроэнергии, заявлен настоящий иск.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований (ст. 307 ГК РФ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. ст. 309, 310 ГК РФ).
По правилам п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке в спорный период регулировались Федеральным законом от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (далее - Основные положения), "Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861 (далее - Правила N 861).
В абзаце 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункте 51 Правил N 861 установлено, что владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязан в установленном порядке оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства. Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункт 50 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 128 Основных положений N 442 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III настоящего документа.
В предмет доказывания по иску о взыскании стоимости фактических потерь в сетях сетевой организации входят: факт наличия потерь, объем электроэнергии, поступившей в сеть ответчика, и объем электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети (полезный отпуск).
Разногласия сторон сводятся к определению объема полезного отпуска. Ответчик считает, что соответствующий объем должен определяться на основании показаний общедомовых приборов учета; по мнению истца, объем полезного отпуска должен определяться, исходя из показаний индивидуальных приборов учета потребителей, поскольку спорные общедомовые приборы учета введены в эксплуатацию с нарушением порядка, установленного разделом X Основных положений N 442.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Любое присоединение к электрическим сетям энергоснабжающей организации предполагает учет электроэнергии и, соответственно, установку прибора учета.
Согласно пункту 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Таким образом, законодательством закреплена обязанность абонента устанавливать коллективные (общедомовые) приборы коммерческого учета.
В пункте 145 Основных положений N 442 предусмотрена обязанность собственника энергопринимающих устройств обеспечить допуск установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу пункта 152 Основных положений N 442 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию. Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки и осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, собственника прибора учета и собственника энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 153 Основных положений N 442 собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, - исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета в адрес одной из следующих организаций:
- - гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета;
- - сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), - в иных случаях, в том числе в случае, если условиями договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), определено, что заявка на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета подлежит направлению в сетевую организацию.
Гарантирующий поставщик или сетевая организация, получившие заявку, обязаны рассмотреть предложенные заявителем дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный заявителем срок обязаны согласовать с заявителем иные дату и время проведения процедуры допуска в эксплуатацию установленного прибора учета. Гарантирующий поставщик или сетевая организация в течение трех рабочих дней со дня получения заявки или со дня согласования новой даты осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 Основных положений N 442 принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке.
Согласно п. 150 Основных положений в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
Если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.
В пункте 154 Основных положений N 442 установлено, что процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 Основных положений N 442, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию (абзацы 4 и 5).
Лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию (абзац 8).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав по правилам, предусмотренным в статье 71 АПК РФ, представленные доказательства, суд установил, что согласно требованиям пунктов 152, 153 и 154 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик (ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания") уведомлен о дате и времени проведения процедуры допуска спорных общедомовых приборов учета электроэнергии в эксплуатацию (письмо от 20.07.2012 N ТБ-М/УУЭ-111) (л.д. 165-167 т. 1).
Письмом от 24.07.2012 N 01-0312 ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" сообщило об отсутствии намерений принять участие в процедуре допуска (приемки) в эксплуатацию прибора учета (л.д. 168 т. 2), в связи с чем, довод истца об отсутствии уведомления не соответствует действительности.
В материалы дела представлены акты проверки состояния схемы измерений электрической энергии и работы (замены) приборов учета косвенного включения потребителей, акты об осуществлении технологического присоединения, акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (т. 2, 3).
Акты допуска приборов учета в эксплуатацию в материалы дела не представлены.
Письмами от 25.08.2011 N ТБ-М/УУЭ-325, от 09.08.2011 N ТБ-М/УУЭ-508, от 21.11.2011 N ТБ-М/УУЭ-650, от 25.11.2011 N ТБ-М/УУЭ-660, от 06.09.2012 N ТБ-М/УУЭ-204, от 22.02.2013 N ТБ/М-УУЭ-452, в адрес гарантирующего поставщика направлены акты инструментальной проверки и акты разграничения границ балансовой и эксплуатационной ответственности.
Из материалов дела следует, что по спорным домам ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" правом, предусмотренным в абзаце 8 пункта 154 Основных положений, не воспользовалось, участия в допуске в эксплуатацию общедомовых приборов учета не принимало и процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию повторно не инициировало.
Поскольку, электроэнергия поставлялась в многоквартирные дома для целей оказания коммунальных услуг гражданам, при определении ее объема следует руководствоваться нормами жилищного законодательства.
Согласно п. 4.1 договоров энергоснабжения, заключенных между ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (гарантирующим поставщиком) и исполнителями коммунальных услуг в случае, если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, объем электрической энергии определяется в соответствии с действующими нормами жилищного законодательства РФ.
В силу ст. 39, ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
На основании пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется в соответствии с пунктом 19 Правил N 307.
Размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по нормативам потребления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 (далее - Правила N 306).
Пунктом 2 Правил N 306 предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Из положений Правил N 306 следует, что установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, при выборе метода определения объема и количества потребленной энергии необходимо руководствоваться установленными органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативами потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются при расчете размера платы за коммунальные услуги (приложение N 2 к Правилам N 307).
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, если лицо приобретает электрическую энергию у энергоснабжающей организации для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, при отсутствии общедомовых приборов учета, объем отпущенной электрической энергии должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных услуг.
Кроме того, в период с 01.09.2012 вступили в законную силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, согласно которым приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15 - одним из множителей в которой является Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 в редакции Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 г. N 258 (вступили в силу с 01.07.2012).
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, из буквального толкования вышеизложенных норм следует, что в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из действующего регулирования определение объема полезного отпуска электроэнергии возможно исходя из показаний общедомовых приборов учета либо с учетом норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Приказом от 31.08.2012 N 03/174 Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в Тамбовской области. Действие данного документа приостановлено с 1 января 2013 года по 1 июля 2013 года Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 14.03.2013 N 03/47 в части введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению. Действие данного документа приостановлено с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 14.06.2013 N 03/194 в части введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению. Действие данного документа приостановлено с 1 января 2014 года по 30 июня 2014 года Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 17.12.2013 N 03/441 в части введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению.
Согласно позиции Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15.03.2013 N 03-16/575 по вопросам приостановления применения нормативов ресурсоснабжающим организациям поручено при расчете платы за коммунальные услуги применять нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, действовавшие до 01.03.2013.
На предложение суда о предоставлении возможности представить обоснованный расчет исковых требований истец согласия не выразил, настаивал на расчете исковых требований, исходя из показаний индивидуальных приборов учета (протокол судебного заседания от 17.12.2014). Ответчик считает, что электроэнергия, приобретенная гарантирующим поставщиком для компенсации потерь, по спорным домам полностью оплачена, контррасчет, несмотря на определения суда, не представлен. Сведений о наличии счетчиков, установленных на места общего пользования, в материалы не представлено.
Таким образом, факт наличия потерь в заявленном объеме электроэнергии, истцом не доказан.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости осуществления расчета в отсутствие общедомового прибора учета с применением показаний индивидуальных приборов учета не соответствующий требованиям закона.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что установленные ОАО "МРСК Центра" приборы учета не могли быть использованы ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" для определения объема потребленной многоквартирными домами электроэнергии, поскольку не были соблюдены предусмотренные законом правила для принятия и допуска их в эксплуатацию, аналогичен приводимым в суде первой инстанции, был предметом исследования суда первой инстанции, получил надлежащую правовую оценку, в связи с чем, судебной коллегией не учитывается.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не допущено.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2014 по делу N А64-4710/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Судьи
А.А.СУРНЕНКОВ
Е.В.МАХОВАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2015 ПО ДЕЛУ N А64-4710/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2015 г. по делу N А64-4710/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Сурненкова А.А.,
Маховой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ширяевой О.В.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения: Мещерякова Л.П., представитель по доверенности N 130-06/65 от 30.12.2014 г.;
- от открытого акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго": Кузнецова С.В., представитель по доверенности N Д-ТБ/75 от 13.05.2014 г.;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2014 по делу N А64-4710/2014 (судья Егорова Т.В.), по исковому заявлению открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения (ОГРН 1056882285128, ИНН 6829010210) к открытому акционерному обществу "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) о взыскании 523 290,70 руб.,
установил:
открытое акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения, г. Тамбов, (далее истец, ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "МРСК Центра", г. Москва в лице филиала открытого акционерного общества "МРСК Центра"-"Тамбовэнерго", г. Тамбов, (далее ответчик, ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго") о взыскании 523290,70 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2014 по делу N А64-4710/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы, указывает на то, что объем полезного отпуска должен определяться, исходя из показаний индивидуальных приборов учета потребителей, поскольку спорные общедомовые приборы учета введены в эксплуатацию с нарушением порядка, установленного разделом X Основных положений N 442. Установленные ОАО "МРСК Центра" приборы учета не могли быть использованы ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" для определения объема потребленной многоквартирными домами электроэнергии, поскольку не были соблюдены предусмотренные условия для принятия и допуска их в эксплуатацию.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 13.03.2015 года представитель ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ОАО "МРСК Центра" - "Тамбовэнерго" возражает против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, считает решение законным и обоснованным, просит суд оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Судом установлено, что между ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК-Центра" - "Тамбовэнерго" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 10.04.2009 N 1204/09, согласно п. 2.1 которого исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей ТСО, с которыми исполнитель должен заключить договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
В соответствии с п. 2.2 договора ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обязуется по заявке ОАО "МРСК-Центра" - "Тамбовэнерго" приобретать электроэнергию для компенсации потерь в сетях ОАО "МРСК-Центра"-"Тамбовэнерго" по Приложению N 9 к настоящему договору, а ОАО "МРСК-Центра"-"Тамбовэнерго" обязуется оплачивать указанные объемы электроэнергии на условиях договора.
Потери электроэнергии определяются разницей между объемом электроэнергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителя электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребляемой энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной другими сетевыми организациями, определяемая на основании данных коммерческого учета и расчетных методов, согласованных сторонами в соответствии с условиями договора.
В силу п. 5.8 договора исполнитель оплачивает стоимость электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь в принадлежащих ему сетях. Окончательный расчет производится до 18 числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение условий договора ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поставило ОАО "МРСК-Центра"-"Тамбовэнерго" с июля 2012 года по апрель 2014 года электрическую энергию для компенсации потерь, за спорный период сводные акты учета электроэнергии, переданной потребителям, подписаны с протоколами разногласий по объемам потерь электрической энергии за период с июля 2012 года по апрель 2014 года в количестве 282392 кВт.ч. на сумму 523290,70 руб., возникших в электрических сетях в связи с передачей электроэнергии в адрес многоквартирных домов.
По данному делу сторонами не оспаривается, что для целей определения объема фактических потерь электроэнергии, подлежащих оплате исполнителем по договору оказания услуг, объемы электроэнергии, переданные в отношении жителей многоквартирных домов, выступающих потребителями ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", определены истцом в спорный период исходя из показаний индивидуальных приборов учета потребителей, в то время как ответчиком объем потребленной электрической энергии рассчитан по показаниям общедомовых приборов учета.
Ссылаясь на нарушение порядка допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета, принимая соответствующий объем за потери электроэнергии, заявлен настоящий иск.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований (ст. 307 ГК РФ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (ст. ст. 309, 310 ГК РФ).
По правилам п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке в спорный период регулировались Федеральным законом от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года N 442 (далее - Основные положения), "Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861 (далее - Правила N 861).
В абзаце 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункте 51 Правил N 861 установлено, что владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязан в установленном порядке оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства. Размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункт 50 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 128 Основных положений N 442 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III настоящего документа.
В предмет доказывания по иску о взыскании стоимости фактических потерь в сетях сетевой организации входят: факт наличия потерь, объем электроэнергии, поступившей в сеть ответчика, и объем электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети (полезный отпуск).
Разногласия сторон сводятся к определению объема полезного отпуска. Ответчик считает, что соответствующий объем должен определяться на основании показаний общедомовых приборов учета; по мнению истца, объем полезного отпуска должен определяться, исходя из показаний индивидуальных приборов учета потребителей, поскольку спорные общедомовые приборы учета введены в эксплуатацию с нарушением порядка, установленного разделом X Основных положений N 442.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Любое присоединение к электрическим сетям энергоснабжающей организации предполагает учет электроэнергии и, соответственно, установку прибора учета.
Согласно пункту 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Таким образом, законодательством закреплена обязанность абонента устанавливать коллективные (общедомовые) приборы коммерческого учета.
В пункте 145 Основных положений N 442 предусмотрена обязанность собственника энергопринимающих устройств обеспечить допуск установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу пункта 152 Основных положений N 442 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию. Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки и осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, собственника прибора учета и собственника энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 153 Основных положений N 442 собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, а в отношении коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, - исполнитель коммунальных услуг, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета в адрес одной из следующих организаций:
- - гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета;
- - сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), - в иных случаях, в том числе в случае, если условиями договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), определено, что заявка на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета подлежит направлению в сетевую организацию.
Гарантирующий поставщик или сетевая организация, получившие заявку, обязаны рассмотреть предложенные заявителем дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный заявителем срок обязаны согласовать с заявителем иные дату и время проведения процедуры допуска в эксплуатацию установленного прибора учета. Гарантирующий поставщик или сетевая организация в течение трех рабочих дней со дня получения заявки или со дня согласования новой даты осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета, уведомляет в письменной форме способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, лиц, которые в соответствии с пунктом 152 Основных положений N 442 принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, о дате, времени и месте проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию с указанием сведений, содержащихся в заявке.
Согласно п. 150 Основных положений в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
Если установка прибора учета, допуск в эксплуатацию которого планируется осуществить, была произведена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), имеющим договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых такой прибор учета был установлен, или сетевой организацией, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с указанным собственником, то в этом случае такой собственник не обязан подавать заявку, а лицо, установившее прибор учета, обязано самостоятельно организовать проведение процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и согласовать с указанным собственником дату и время проведения такой процедуры.
В пункте 154 Основных положений N 442 установлено, что процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 Основных положений N 442, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию (абзацы 4 и 5).
Лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию (абзац 8).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав по правилам, предусмотренным в статье 71 АПК РФ, представленные доказательства, суд установил, что согласно требованиям пунктов 152, 153 и 154 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик (ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания") уведомлен о дате и времени проведения процедуры допуска спорных общедомовых приборов учета электроэнергии в эксплуатацию (письмо от 20.07.2012 N ТБ-М/УУЭ-111) (л.д. 165-167 т. 1).
Письмом от 24.07.2012 N 01-0312 ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" сообщило об отсутствии намерений принять участие в процедуре допуска (приемки) в эксплуатацию прибора учета (л.д. 168 т. 2), в связи с чем, довод истца об отсутствии уведомления не соответствует действительности.
В материалы дела представлены акты проверки состояния схемы измерений электрической энергии и работы (замены) приборов учета косвенного включения потребителей, акты об осуществлении технологического присоединения, акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (т. 2, 3).
Акты допуска приборов учета в эксплуатацию в материалы дела не представлены.
Письмами от 25.08.2011 N ТБ-М/УУЭ-325, от 09.08.2011 N ТБ-М/УУЭ-508, от 21.11.2011 N ТБ-М/УУЭ-650, от 25.11.2011 N ТБ-М/УУЭ-660, от 06.09.2012 N ТБ-М/УУЭ-204, от 22.02.2013 N ТБ/М-УУЭ-452, в адрес гарантирующего поставщика направлены акты инструментальной проверки и акты разграничения границ балансовой и эксплуатационной ответственности.
Из материалов дела следует, что по спорным домам ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" правом, предусмотренным в абзаце 8 пункта 154 Основных положений, не воспользовалось, участия в допуске в эксплуатацию общедомовых приборов учета не принимало и процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию повторно не инициировало.
Поскольку, электроэнергия поставлялась в многоквартирные дома для целей оказания коммунальных услуг гражданам, при определении ее объема следует руководствоваться нормами жилищного законодательства.
Согласно п. 4.1 договоров энергоснабжения, заключенных между ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (гарантирующим поставщиком) и исполнителями коммунальных услуг в случае, если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, объем электрической энергии определяется в соответствии с действующими нормами жилищного законодательства РФ.
В силу ст. 39, ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ).
На основании пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется в соответствии с пунктом 19 Правил N 307.
Размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется по нормативам потребления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 (далее - Правила N 306).
Пунктом 2 Правил N 306 предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Из положений Правил N 306 следует, что установленные в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, при выборе метода определения объема и количества потребленной энергии необходимо руководствоваться установленными органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативами потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются при расчете размера платы за коммунальные услуги (приложение N 2 к Правилам N 307).
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, если лицо приобретает электрическую энергию у энергоснабжающей организации для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения, при отсутствии общедомовых приборов учета, объем отпущенной электрической энергии должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных услуг.
Кроме того, в период с 01.09.2012 вступили в законную силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, согласно которым приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15 - одним из множителей в которой является Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 в редакции Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 г. N 258 (вступили в силу с 01.07.2012).
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, из буквального толкования вышеизложенных норм следует, что в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из действующего регулирования определение объема полезного отпуска электроэнергии возможно исходя из показаний общедомовых приборов учета либо с учетом норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
Приказом от 31.08.2012 N 03/174 Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в Тамбовской области. Действие данного документа приостановлено с 1 января 2013 года по 1 июля 2013 года Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 14.03.2013 N 03/47 в части введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению. Действие данного документа приостановлено с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 14.06.2013 N 03/194 в части введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению. Действие данного документа приостановлено с 1 января 2014 года по 30 июня 2014 года Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 17.12.2013 N 03/441 в части введения в действие нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению.
Согласно позиции Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 15.03.2013 N 03-16/575 по вопросам приостановления применения нормативов ресурсоснабжающим организациям поручено при расчете платы за коммунальные услуги применять нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, действовавшие до 01.03.2013.
На предложение суда о предоставлении возможности представить обоснованный расчет исковых требований истец согласия не выразил, настаивал на расчете исковых требований, исходя из показаний индивидуальных приборов учета (протокол судебного заседания от 17.12.2014). Ответчик считает, что электроэнергия, приобретенная гарантирующим поставщиком для компенсации потерь, по спорным домам полностью оплачена, контррасчет, несмотря на определения суда, не представлен. Сведений о наличии счетчиков, установленных на места общего пользования, в материалы не представлено.
Таким образом, факт наличия потерь в заявленном объеме электроэнергии, истцом не доказан.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости осуществления расчета в отсутствие общедомового прибора учета с применением показаний индивидуальных приборов учета не соответствующий требованиям закона.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что установленные ОАО "МРСК Центра" приборы учета не могли быть использованы ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" для определения объема потребленной многоквартирными домами электроэнергии, поскольку не были соблюдены предусмотренные законом правила для принятия и допуска их в эксплуатацию, аналогичен приводимым в суде первой инстанции, был предметом исследования суда первой инстанции, получил надлежащую правовую оценку, в связи с чем, судебной коллегией не учитывается.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не допущено.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.12.2014 по делу N А64-4710/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" в лице Тамбовского отделения - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Судьи
А.А.СУРНЕНКОВ
Е.В.МАХОВАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)