Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Громовой Л.В., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (ИНН: 6633017027, ОГРН: 1106633000715; далее - общество УК "Богдановичская") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2014 по делу N А60-14980/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества УК "Богдановичская" - Черданцев Д.В. (доверенность от 15.08.2014);
- муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" (далее - предприятие Богдановичские тепловые сети") - Третьякова Я.Ю. (доверенность от 02.06.2014).
Предприятие "Богдановичские тепловые сети" (ИНН: 6633016986, ОГРН: 1106633000660) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу УК "Богдановичская" о взыскании 20 483 184 руб. 72 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и теплоносителя, горячего водоснабжения, образовавшейся за период с января по март 2013 года (с учетом уточнения размера исковых требований, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 26.07.2013 (судья Комлева О.В.) исковые требования удовлетворены частично. С общества УК "Богдановичская" в пользу предприятия "Богдановичские тепловые сети" взыскано 13 346 054 руб. 72 коп. основного долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 апелляционная жалоба общества УК "Богдановичская" на решение суда возвращена заявителю на основании п. 3 ч. 1 ст. 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.01.2014 (судьи Сирота Е.Г., Вербенко Т.Л., Громова Л.В.) решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2013 по делу N А60-14980/2013 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела общество УК "Богдановичская" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области со встречным иском к предприятию "Богдановичские тепловые сети" о взыскании 2 984 527 руб. 73 коп. неосновательного обогащения (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 26.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа Богданович.
Решением суда от 20.06.2014 (судья Севастьянова М.А.) производство по первоначальному иску прекращено в связи с отказом предприятия "Богдановичские тепловые сети" от исковых требований ввиду добровольной оплаты обществом УК "Богдановичская" основного долга. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 (судьи Лихачева А.Н., Назарова В.Ю., Яринский С.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество УК "Богдановичская" просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении встречного иска и принять в этой части новый судебный акт. При этом заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как утверждает кассатор, в составе задолженности по оплате стоимости тепловой энергии, теплоносителя и горячего водоснабжения, образовавшейся за период с января по март 2013 года, общество УК "Богдановичская" в отсутствие законных оснований оплатило 2 984 527 руб. 73 коп., составляющих разницу между тарифом, установленным для предприятия "Богдановичские тепловые сети" на тепловую энергию, и платой граждан за отопление и горячее водоснабжение, применяемой с учетом коэффициентов корректировки, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446. В подтверждение своей позиции заявитель жалобы указывает, что в соответствии с абз. 6 п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнитель коммунальных услуг при расчетах за потребленную тепловую энергию вправе рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, используемому при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей. Общество УК "Богдановичская" ссылается на то, что данная позиция заявителя жалобы согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3779/2010. Таким образом, по мнению заявителя, стоимость тепловой энергии для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, подлежала определению на основании тарифов, утвержденных постановлениями Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446 "О рекомендуемых коэффициентах корректировки, применяемых исполнителями коммунальных услуг при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года".
Кроме того, кассатор считает необоснованной ссылку судов на Закон Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги", поскольку в спорный период отсутствовал порядок и механизм реализации норм данного закона, а также полагает несостоятельным вывод судов о возмещении спорной суммы в виде субсидий по выпадающим доходам, так как факт получения денежных средств на момент рассмотрения дела документально не подтвержден.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "Богдановичские тепловые сети" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами при рассмотрении спора, между предприятием "Богдановичские тепловые сети" (энергоснабжающая организация) и обществом УК "Богдановичская" (абонент) заключен договор поставки тепловой энергии и предоставления услуг по подготовке производственной воды для нужд систем теплоснабжения от 01.01.2011 N 1-ю, по условиям которого энергоснабжающая организация принимает на себя обязательства поставлять абоненту до границ балансовой принадлежности тепловых сетей тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и производить подготовку производственной воды, а абонент обязуется принять и оплатить тепловую энергию и подготовку производственной воды для нужд систем теплоснабжения (п. 1.1, 1.2).
Во исполнение условий названного договора предприятие "Богдановичские тепловые сети" в период с января по март 2013 года отпускало обществу УК "Богдановичская" тепловую энергию на нужды отопления, на оплату которых выставлены счета-фактуры на общую сумму 36 017 745 руб. 65 коп.
Кроме того, в указанный период предприятием "Богдановичские тепловые сети" в отсутствие договора оказаны обществу УК "Богдановичская" услуги горячего водоснабжения на общую сумму 3 931 377 руб. 10 коп.
Ненадлежащее исполнение обществом УК "Богдановичская" обязанности по оплате поставленного энергоресурса послужило основанием для обращения предприятия "Богдановичские тепловые сети" в арбитражный суд с соответствующим иском.
Общество УК "Богдановичская", уплатив в добровольном порядке стоимость потребленной энергии, исчисленную по тарифам, утвержденным региональным тарифным органом для истца (ресурсоснабжающей организации) и полагая, что стоимость приобретенной им тепловой энергии следовало определять, исходя из размеров платы, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446, обратилось в арбитражный суд со встречным иском о взыскании неосновательного обогащения.
Установив, что сумма задолженности оплачена обществом УК "Богдановичская" в полном объеме, суд первой инстанции принял отказ предприятия "Богдановичские тепловые сети" от заявленных исковых требований и прекратил производство по первоначальному иску.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, арбитражный суд исходил из отсутствия на стороне предприятия "Богдановичские тепловые сети" неосновательного обогащения и наличия в материалах дела доказательств реализации обществом УК "Богдановичская" права на получение субсидий областного бюджета в целях компенсации образовавшейся межтарифной разницы.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, а также отсутствия правовых оснований для получения имущества ответчиком, размер неосновательного обогащения.
В силу п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В целях ограничения роста платы за коммунальные услуги и реализации предусмотренного в Основах формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708, принципа доступности для граждан совокупной платы за все потребленные коммунальные услуги, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются предельные индексы.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году", принятым в соответствии со ст. 44 Устава Свердловской области, с учетом установленных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 - 2016 годов предельных параметров роста тарифов и в целях ограничения темпов роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году, Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) предписано до 31.12.2012 утвердить предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год.
Названным указом обращено внимание Глав муниципальных образований Свердловской области на необходимость принятия мер по защите прав потребителей в сфере коммунального хозяйства по вопросам, связанным с несоблюдением установленного порядка начисления платы за коммунальные услуги.
Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 N 225-ПК утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год.
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ, постановления РЭК от 24.12.2012 N 225-ПК, а также в целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги сверх утвержденного предельного индекса в городском округе Богданович Главой городского округа Богданович принято постановление от 22.02.2013 N 446 "О рекомендуемых коэффициентах корректировки, применяемых исполнителями коммунальных услуг при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года".
Пунктом 1.1 вышеупомянутого постановления Главы городского округа Богданович предписано расчет размера платы граждан за коммунальные услуги производить в соответствии с приложением к постановлению.
Приложением к названному постановлению утверждены "коэффициенты корректировки", необходимые к применению при расчетах размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению в зависимости от степени благоустройства жилья (графа 5 постановления, л. д. 1 - 3 том 2), а также утверждены тарифы для населения на указанную коммунальную услугу (с учетом коэффициентов корректировки) в рублях за Гкал также в зависимости от степени благоустройства жилья и его месторасположения в муниципальном округе (графа 6 постановления, л. д. 1 - 3 том 2).
Указанное постановление Главы городского округа Богданович на момент рассмотрения спора никем не было обжаловано, не отменено, в установленном порядке недействительным не признано.
Согласно абз. 1, 6 п. 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Как следует из материалов дела, ответчик приобретал тепловую энергию в целях оказания коммунальных услуг населению.
Судами установлено и сторонами не оспорено, что обществом УК "Богдановичская" в расчетах с населением в спорном периоде применялся размер платы за отопление, установленный постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446, однако при расчетах с предприятием "Богдановичские тепловые сети" за поставленную тепловую энергию и теплоноситель использовался тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2012 N 207-ПК.
Поскольку обязанностью ответчика по встречному иску в соответствии с п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 38 Правил N 354 как ресурсоснабжающей организации является осуществление поставки коммунального ресурса по тарифам, утвержденным РЭК Свердловской области, то оплата обществом УК "Богдановичская" стоимости тепловой энергии и теплоносителя в период с января по март 2013 года по тарифу, утвержденному постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2012 N 207-ПК, не свидетельствует о наличии у предприятия "Богдановичские тепловые сети" неосновательного обогащения.
Истец по встречному иску не лишен права в рамках самостоятельного производства обратиться к соответствующему публично-правовому образованию за компенсацией межтарифной разницы.
В целях осуществления фактической компенсации межтарифной разницы в Свердловской области приняты Закон от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги", Закон от 25.04.2014 N 41-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги".
Закон от 25.04.2013 N 40-ОЗ, вступивший в силу с 01.07.2013, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2013.
При этом под мерой социальной поддержки Закон от 25.04.2013 N 40-ОЗ понимает выплату из областного бюджета компенсации в случае превышение роста платы граждан за коммунальные услуги сверх предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании, на территории которого проживает гражданин, при сопоставимых перечне коммунальных услуг и объемах потребления таковых (п. 1 ст. 1 названного Закона).
Согласно п. 3 ст. 1 названного Закона затраты, связанные с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещаются осуществившим их организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета (ст. 3 Закона от 25.04.2013 N 40-ОЗ).
В целях реализации указанных Законов Свердловской области Правительством Свердловской области постановлением от 18.12.2013 N 1539-ПП утверждены, в частности, "Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги", который определяет условия предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (далее - "Порядок предоставления и расходования субсидий").
Пунктом 3 данного "Порядка" предусмотрено предоставление субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субвенций, является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (п. 4 "Порядка предоставления и расходования субвенций").
Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с заявками органов местного самоуправления по утвержденной форме (п. 8 "Порядка предоставления и расходования субсидий").
В свою очередь органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют расходование субвенций областного бюджета в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг в соответствии с Порядком предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления и возмещения организациям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области N 1539-ПП (далее - "Порядок предоставления меры социальной поддержки").
Согласно абз. 3 п. 3 названного "Порядка предоставления меры социальной поддержки" возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется исполнителям коммунальных услуг в соответствии с требованиями настоящего Порядка. Возмещение таких затрат осуществляется органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг (коим является общество УК "Богдановичская") (п. 5 "Порядка предоставления меры социальной поддержки").
Вышеупомянутое постановление Правительства Свердловской области вступает в силу с 01.01.2014 (п. 4 постановления). Возмещение затрат исполнителей коммунальных услуг, связанных с предоставлением меры социальной поддержки в 2013 году, осуществляется в 2014 году (п. *** "Порядок предоставления меры социальной поддержки").
В связи с изложенным отклоняются доводы кассатора об отсутствии порядка и механизма реализации норм Закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги".
На основании исследования представленных в материалы дела письма общества УК "Богдановичская" от 31.01.2014 N 142, письменных пояснений администрации городского округа Богданович от 12.05.2014 N 01-57/572 и заявки от 13.03.2014, суды пришли к выводу о реализации истцом по встречному иску права на получение субсидии областного бюджета в целях компенсации образовавшейся межтарифной разницы.
Факт обращения общества УК "Богдановичская" в орган местного самоуправления с заявкой на получение субсидии в целях компенсации образовавшейся межтарифной разницы подтвержден администрацией городского округа Богданович и материалами дела.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание избранный обществом УК "Богдановичская" способ правового поведения и, соответственно, способ защиты своих законных прав и интересов (обращение общества УК "Богдановичская" в орган местного самоуправления с заявкой на получение субсидии в целях компенсации образовавшейся межтарифной разницы), суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии на стороне предприятия "Богдановичские тепловые сети" неосновательного обогащения, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении встречного иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов судов двух инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, а по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2014 по делу N А60-14980/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО Управляющая компания "Богдановичская" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.Л.ВЕРБЕНКО
Судьи
Л.В.ГРОМОВА
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 10.12.2014 N Ф09-11393/13 ПО ДЕЛУ N А60-14980/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. N Ф09-11393/13
Дело N А60-14980/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Громовой Л.В., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (ИНН: 6633017027, ОГРН: 1106633000715; далее - общество УК "Богдановичская") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2014 по делу N А60-14980/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества УК "Богдановичская" - Черданцев Д.В. (доверенность от 15.08.2014);
- муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" (далее - предприятие Богдановичские тепловые сети") - Третьякова Я.Ю. (доверенность от 02.06.2014).
Предприятие "Богдановичские тепловые сети" (ИНН: 6633016986, ОГРН: 1106633000660) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу УК "Богдановичская" о взыскании 20 483 184 руб. 72 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и теплоносителя, горячего водоснабжения, образовавшейся за период с января по март 2013 года (с учетом уточнения размера исковых требований, принятого судом в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 26.07.2013 (судья Комлева О.В.) исковые требования удовлетворены частично. С общества УК "Богдановичская" в пользу предприятия "Богдановичские тепловые сети" взыскано 13 346 054 руб. 72 коп. основного долга. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2013 апелляционная жалоба общества УК "Богдановичская" на решение суда возвращена заявителю на основании п. 3 ч. 1 ст. 264 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.01.2014 (судьи Сирота Е.Г., Вербенко Т.Л., Громова Л.В.) решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2013 по делу N А60-14980/2013 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела общество УК "Богдановичская" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области со встречным иском к предприятию "Богдановичские тепловые сети" о взыскании 2 984 527 руб. 73 коп. неосновательного обогащения (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 26.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа Богданович.
Решением суда от 20.06.2014 (судья Севастьянова М.А.) производство по первоначальному иску прекращено в связи с отказом предприятия "Богдановичские тепловые сети" от исковых требований ввиду добровольной оплаты обществом УК "Богдановичская" основного долга. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 (судьи Лихачева А.Н., Назарова В.Ю., Яринский С.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество УК "Богдановичская" просит указанные судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении встречного иска и принять в этой части новый судебный акт. При этом заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Как утверждает кассатор, в составе задолженности по оплате стоимости тепловой энергии, теплоносителя и горячего водоснабжения, образовавшейся за период с января по март 2013 года, общество УК "Богдановичская" в отсутствие законных оснований оплатило 2 984 527 руб. 73 коп., составляющих разницу между тарифом, установленным для предприятия "Богдановичские тепловые сети" на тепловую энергию, и платой граждан за отопление и горячее водоснабжение, применяемой с учетом коэффициентов корректировки, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446. В подтверждение своей позиции заявитель жалобы указывает, что в соответствии с абз. 6 п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнитель коммунальных услуг при расчетах за потребленную тепловую энергию вправе рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, используемому при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей. Общество УК "Богдановичская" ссылается на то, что данная позиция заявителя жалобы согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3779/2010. Таким образом, по мнению заявителя, стоимость тепловой энергии для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, подлежала определению на основании тарифов, утвержденных постановлениями Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446 "О рекомендуемых коэффициентах корректировки, применяемых исполнителями коммунальных услуг при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года".
Кроме того, кассатор считает необоснованной ссылку судов на Закон Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги", поскольку в спорный период отсутствовал порядок и механизм реализации норм данного закона, а также полагает несостоятельным вывод судов о возмещении спорной суммы в виде субсидий по выпадающим доходам, так как факт получения денежных средств на момент рассмотрения дела документально не подтвержден.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие "Богдановичские тепловые сети" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами при рассмотрении спора, между предприятием "Богдановичские тепловые сети" (энергоснабжающая организация) и обществом УК "Богдановичская" (абонент) заключен договор поставки тепловой энергии и предоставления услуг по подготовке производственной воды для нужд систем теплоснабжения от 01.01.2011 N 1-ю, по условиям которого энергоснабжающая организация принимает на себя обязательства поставлять абоненту до границ балансовой принадлежности тепловых сетей тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и производить подготовку производственной воды, а абонент обязуется принять и оплатить тепловую энергию и подготовку производственной воды для нужд систем теплоснабжения (п. 1.1, 1.2).
Во исполнение условий названного договора предприятие "Богдановичские тепловые сети" в период с января по март 2013 года отпускало обществу УК "Богдановичская" тепловую энергию на нужды отопления, на оплату которых выставлены счета-фактуры на общую сумму 36 017 745 руб. 65 коп.
Кроме того, в указанный период предприятием "Богдановичские тепловые сети" в отсутствие договора оказаны обществу УК "Богдановичская" услуги горячего водоснабжения на общую сумму 3 931 377 руб. 10 коп.
Ненадлежащее исполнение обществом УК "Богдановичская" обязанности по оплате поставленного энергоресурса послужило основанием для обращения предприятия "Богдановичские тепловые сети" в арбитражный суд с соответствующим иском.
Общество УК "Богдановичская", уплатив в добровольном порядке стоимость потребленной энергии, исчисленную по тарифам, утвержденным региональным тарифным органом для истца (ресурсоснабжающей организации) и полагая, что стоимость приобретенной им тепловой энергии следовало определять, исходя из размеров платы, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446, обратилось в арбитражный суд со встречным иском о взыскании неосновательного обогащения.
Установив, что сумма задолженности оплачена обществом УК "Богдановичская" в полном объеме, суд первой инстанции принял отказ предприятия "Богдановичские тепловые сети" от заявленных исковых требований и прекратил производство по первоначальному иску.
Отказывая в удовлетворении встречного иска, арбитражный суд исходил из отсутствия на стороне предприятия "Богдановичские тепловые сети" неосновательного обогащения и наличия в материалах дела доказательств реализации обществом УК "Богдановичская" права на получение субсидий областного бюджета в целях компенсации образовавшейся межтарифной разницы.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Таким образом, для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, а также отсутствия правовых оснований для получения имущества ответчиком, размер неосновательного обогащения.
В силу п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В целях ограничения роста платы за коммунальные услуги и реализации предусмотренного в Основах формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708, принципа доступности для граждан совокупной платы за все потребленные коммунальные услуги, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются предельные индексы.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году", принятым в соответствии со ст. 44 Устава Свердловской области, с учетом установленных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 - 2016 годов предельных параметров роста тарифов и в целях ограничения темпов роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году, Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) предписано до 31.12.2012 утвердить предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год.
Названным указом обращено внимание Глав муниципальных образований Свердловской области на необходимость принятия мер по защите прав потребителей в сфере коммунального хозяйства по вопросам, связанным с несоблюдением установленного порядка начисления платы за коммунальные услуги.
Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 N 225-ПК утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год.
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ, постановления РЭК от 24.12.2012 N 225-ПК, а также в целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги сверх утвержденного предельного индекса в городском округе Богданович Главой городского округа Богданович принято постановление от 22.02.2013 N 446 "О рекомендуемых коэффициентах корректировки, применяемых исполнителями коммунальных услуг при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года".
Пунктом 1.1 вышеупомянутого постановления Главы городского округа Богданович предписано расчет размера платы граждан за коммунальные услуги производить в соответствии с приложением к постановлению.
Приложением к названному постановлению утверждены "коэффициенты корректировки", необходимые к применению при расчетах размера платы граждан за коммунальные услуги по отоплению в зависимости от степени благоустройства жилья (графа 5 постановления, л. д. 1 - 3 том 2), а также утверждены тарифы для населения на указанную коммунальную услугу (с учетом коэффициентов корректировки) в рублях за Гкал также в зависимости от степени благоустройства жилья и его месторасположения в муниципальном округе (графа 6 постановления, л. д. 1 - 3 том 2).
Указанное постановление Главы городского округа Богданович на момент рассмотрения спора никем не было обжаловано, не отменено, в установленном порядке недействительным не признано.
Согласно абз. 1, 6 п. 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Как следует из материалов дела, ответчик приобретал тепловую энергию в целях оказания коммунальных услуг населению.
Судами установлено и сторонами не оспорено, что обществом УК "Богдановичская" в расчетах с населением в спорном периоде применялся размер платы за отопление, установленный постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446, однако при расчетах с предприятием "Богдановичские тепловые сети" за поставленную тепловую энергию и теплоноситель использовался тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2012 N 207-ПК.
Поскольку обязанностью ответчика по встречному иску в соответствии с п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 38 Правил N 354 как ресурсоснабжающей организации является осуществление поставки коммунального ресурса по тарифам, утвержденным РЭК Свердловской области, то оплата обществом УК "Богдановичская" стоимости тепловой энергии и теплоносителя в период с января по март 2013 года по тарифу, утвержденному постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2012 N 207-ПК, не свидетельствует о наличии у предприятия "Богдановичские тепловые сети" неосновательного обогащения.
Истец по встречному иску не лишен права в рамках самостоятельного производства обратиться к соответствующему публично-правовому образованию за компенсацией межтарифной разницы.
В целях осуществления фактической компенсации межтарифной разницы в Свердловской области приняты Закон от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги", Закон от 25.04.2014 N 41-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги".
Закон от 25.04.2013 N 40-ОЗ, вступивший в силу с 01.07.2013, распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2013.
При этом под мерой социальной поддержки Закон от 25.04.2013 N 40-ОЗ понимает выплату из областного бюджета компенсации в случае превышение роста платы граждан за коммунальные услуги сверх предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании, на территории которого проживает гражданин, при сопоставимых перечне коммунальных услуг и объемах потребления таковых (п. 1 ст. 1 названного Закона).
Согласно п. 3 ст. 1 названного Закона затраты, связанные с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещаются осуществившим их организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета (ст. 3 Закона от 25.04.2013 N 40-ОЗ).
В целях реализации указанных Законов Свердловской области Правительством Свердловской области постановлением от 18.12.2013 N 1539-ПП утверждены, в частности, "Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги", который определяет условия предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (далее - "Порядок предоставления и расходования субсидий").
Пунктом 3 данного "Порядка" предусмотрено предоставление субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субвенций, является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (п. 4 "Порядка предоставления и расходования субвенций").
Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с заявками органов местного самоуправления по утвержденной форме (п. 8 "Порядка предоставления и расходования субсидий").
В свою очередь органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют расходование субвенций областного бюджета в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг в соответствии с Порядком предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления и возмещения организациям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области N 1539-ПП (далее - "Порядок предоставления меры социальной поддержки").
Согласно абз. 3 п. 3 названного "Порядка предоставления меры социальной поддержки" возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется исполнителям коммунальных услуг в соответствии с требованиями настоящего Порядка. Возмещение таких затрат осуществляется органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг (коим является общество УК "Богдановичская") (п. 5 "Порядка предоставления меры социальной поддержки").
Вышеупомянутое постановление Правительства Свердловской области вступает в силу с 01.01.2014 (п. 4 постановления). Возмещение затрат исполнителей коммунальных услуг, связанных с предоставлением меры социальной поддержки в 2013 году, осуществляется в 2014 году (п. *** "Порядок предоставления меры социальной поддержки").
В связи с изложенным отклоняются доводы кассатора об отсутствии порядка и механизма реализации норм Закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги".
На основании исследования представленных в материалы дела письма общества УК "Богдановичская" от 31.01.2014 N 142, письменных пояснений администрации городского округа Богданович от 12.05.2014 N 01-57/572 и заявки от 13.03.2014, суды пришли к выводу о реализации истцом по встречному иску права на получение субсидии областного бюджета в целях компенсации образовавшейся межтарифной разницы.
Факт обращения общества УК "Богдановичская" в орган местного самоуправления с заявкой на получение субсидии в целях компенсации образовавшейся межтарифной разницы подтвержден администрацией городского округа Богданович и материалами дела.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание избранный обществом УК "Богдановичская" способ правового поведения и, соответственно, способ защиты своих законных прав и интересов (обращение общества УК "Богдановичская" в орган местного самоуправления с заявкой на получение субсидии в целях компенсации образовавшейся межтарифной разницы), суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии на стороне предприятия "Богдановичские тепловые сети" неосновательного обогащения, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении встречного иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов судов двух инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, а по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили правильную правовую оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.06.2014 по делу N А60-14980/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО Управляющая компания "Богдановичская" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.Л.ВЕРБЕНКО
Судьи
Л.В.ГРОМОВА
Г.Н.ЧЕРКАССКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)