Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Мандрик О.В., доверенность от 23.01.2012, Тихоновой Е.Н., доверенность от 09.01.2014,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2014 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-12915/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РемДомСервис", п. Мирный Чердаклинского района Ульяновской области (ОГРН 1087310000360, ИНН 7310104250) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Мирновское сельское поселение", п. Мирный Чердаклинского района, общество с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль", г. Ульяновск, о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2013 N 187 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2013 N 189 о назначении административного наказания по части 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о признании незаконными решения от 27.05.2013 по делу N 9317/04-2013 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 28.05.2013 N 21,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" (далее - заявитель, общество, ООО "РемДомСервис") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС по Ульяновской области, Управление), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Мирновское сельское поселение", (далее - учреждение, третье лицо) общество с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль" (далее - третье лицо, ООО "Тепломагистраль"), о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2013 N 187 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2013 N 189 о назначении административного наказания по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ, о признании незаконными решения от 27.05.2013 по делу N 9317/04-2013 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 28.05.2013 N 21.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2014 оставлено без изменения.
УФАС по Ульяновской области, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, отказать в удовлетворении требований ООО "РемДомСервис" о признании незаконными пунктом 2, 4, 5 решения от 27.05.2013 и предписания N 21 по делу N 9317/04-2013, постановления от 19.09.2013 N 187, постановления от 19.09.2013 N 189 и принять по делу новый судебный акт.
Представители общества отклонили кассационную жалобу, просили оставить судебные акты без изменения.
Антимонопольный орган и третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия антимонопольного органа и третьих лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба по вопросу прекращения с 2011 года оказания услуг горячего водоснабжения в домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское, Чердаклинского района, Ульяновской области.
Приказом Управления от 30.01.2013 N 22 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Тепломагистраль" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
22.04.2013 составлен акт на предмет устранения перечня замечаний от 10.12.2012 по системе горячего водоснабжения в жилых домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы с. Архангельское, которым установлено: пуск системы горячего водоснабжения невозможен до устранения замечаний.
27.05.2013 Управление вынесло решение по делу N 9317/04-2013, которым признало бездействие ООО "РемДомСервис", выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в 2013 году, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов при получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Предписанием N 21 заявителю предписано в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в 2013 году, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов в получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", а именно: в течение 30 календарных дней со дня получения предписания привести в надлежащее состояние системы горячего водоснабжения в домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области, позволяющее осуществить подачу горячей воды в указанные дома.
Также общество привлечено к административной ответственности постановлением от 19.09.2013 N 188 по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 562 500 руб.; постановлением от 19.09.2013 N 189 по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 000 руб.
Не согласившись с указанными актами антимонопольного органа в обжалуемой части, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходили из недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, между ООО "Тепломагистраль" и Администрацией МО "Чердаклинский район" 20.10.2010 заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта по проектированию, строительству модульных газовых котельных, согласно пункту 2.1.5 которого на управляющие компании, осуществляющие управление многоквартирными домами в с. Архангельское и п. Лесная быль Чердаклинского района Ульяновской области, возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме.
Данный пункт не был исполнен ИП Кудяевым А.А., который осуществлял до 01.01.2013 управление вышеуказанными многоквартирными домами.
До 2011 года поставка горячей воды в дома N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы осуществлялась по открытой системе центрального отопления от ТЭЦ-2 ОАО "Волжская ТГК".
10.10.2011 ООО "Тепломагистраль" приобрело у ООО "НПО Саргаз" газовую котельную на основании договора от 02.03.2011 на поставку блочно-модульной котельной мощностью 1550 кВт и акта приема-передачи от 31.03.2011.
Котельная была установлена 26.09.2011 согласно акту приемки законченного строительством объекта.
Именно в связи с переходом на газовое отопление прекращена подача горячей воды.
После реконструкции системы теплоснабжения в с. Архангельское подача горячей воды в вышеуказанные дома не возобновлялась.
30.09.2011 жильцами домов N 25, 29, 35, 37 была избрана форма управления - непосредственное управление, в связи с чем 01.10.2011 ООО "Тепломагистраль" заключило 99 договоров на поставку и потребление тепловой энергии в горячей воде непосредственно с жильцами вышеуказанных домов, согласно представленному перечню по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с договором от 01.10.2011 ООО "Тепломагистраль" обязуется подавать тепловую энергию и осуществлять горячее водоснабжение.
Пунктом 11 договоров на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения предусматривается, что ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту тепловую энергию на отопление в жилые помещение, расположенные по адресу: с. Архангельское, ул. 50 лет Победы, N 25, 29, 35, 37 в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, снабжать Абонента горячей водой.
Согласно пункту 2.1.2 указанных договоров ООО "Тепломагистраль" обязуется осуществлять подачу тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в необходимых Абоненту объемах в пределах технической возможности, технического состояния и готовности внутридомовых инженерных сетей и внутриквартирного оборудования для предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Договор подписан обеими сторонами.
В обязанности Абонента входит приведение в техническую готовность внутридомовых инженерных сетей и внутриквартирного оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период (в том числе проводить промывку и опрессовку внутридомовых систем и внутриквартирного оборудования).
Граница эксплуатационной ответственности установлена по цоколю здания домов N 25, 29, 35, 37.
ООО "Тепломагистраль" несет ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей от газовой котельной до границы раздела, жильцы вышеназванных домов - от границы раздела.
С 01.11.2011 между жильцами домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы и ИП Кудяевым А.А. начали действовать договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме.
По вопросу прекращения подачи горячей воды в связи с переходом к газовому отоплению жители домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское обращались к главе администрации МО "Мирновское сельское поселение" Артемову Е.А. и к ИП Кудяеву А.А.
30.04.2012 Главой администрации МО "Мирновское сельское поселение" на основании Распоряжения N 5а-р были выделены денежные средства для ремонта систем ГВС домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское в сумме 99 992,35 руб. и выдана ИП Кудяеву А.А. доверенность для получения материалов и использования их в ремонтных работах.
Расчеты между ИП Кудяевым А.А. и жильцами домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское за услугу "содержание и ремонт жилья" производились опосредованно через ООО "РИЦ-Регион", которое по агентскому договору от 01.12.2009 N 141-09-АП осуществляло начисление, сбор и перечисление платы за коммунальные услуги. По итогам месяца ИП Кудяеву А.А. предоставлялись сведения об оплате - оборотные ведомости. За период 01.11.2011 - 01.01.2013 плата за содержание и ремонт от жителей указанных домов перечислялась ИП Кудяеву А.А.
10.12.2012 главным инженером ООО "Тепломагистраль" в присутствии ИП Кудяева А.А., являвшегося Управляющей компанией, были составлены акт технического состояния системы ГВС в жилых домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы с. Архангельское и Перечень замечаний, которые необходимо устранить, а именно: отсутствует акт готовности системы ГВС в указанных домах, не выполнены монтажные работы по восстановлению закрытой системы ГВС, на чердаках не полностью восстановлены воздушники, не выполнена ревизия запорной арматуры, не выполнена тепловая изоляция системы ГВС и др.
С 01.01.2013 на территории МО "Мирновское сельское поселение" услуги по управлению общим имуществом в многоквартирных домах оказывает ООО "РемДомСервис" на основании договоров управления многоквартирными домами N 25, 29, 35, а с 23.01.2013 - еще и домом N 37.
23.01.2013 с ООО "РемДомСервис" заключен договор цессии, по которому ООО "РемДомСервис" принимает в полном объеме права и обязанности по договорам управления, заключенным между ИП Кудяевым А.А. и собственниками жилых домов, ранее находившихся под управлением Кудяева А.А., данный договор был заключен в связи с необходимостью прекращения ИП Кудяевым А.А. предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением от 27.05.2013 Управление признало бездействие ООО "РемДомСервис", выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в 2013 году, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов при получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
Согласно статье 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 указанной статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 данной статьи.
В случае, если в срок, указанный в части 4 указанной статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.
В силу норм ЖК РФ финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 данного Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой, в том числе, управляющим организациям, за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Суды пришли к правомерному выводу о недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Из комиссионного решения Управления от 27.05.2013 следует, что на территории МО "Мирновское сельское поселение" услуги по управлению многоквартирными домами оказывает ООО "РемДомСервис", имеющее долю на рынке 62,9%, конкуренция на данном рынке не развита в связи с наличием высоких барьеров входа на рынок.
С 01.01.2013 на основании договоров управления общество оказывает услуги по управлению общим имуществом в многоквартирных домах N 25, 29, 35, а с 23.01.2013 - домом N 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское.
06.11.2013 состоялось рабочее совещание в связи с поступившим в Правительство Ульяновской области заявления жительницы с. Архангельское Кружевниковой Л.В. по вопросу отсутствия горячего водоснабжения.
Из протокола совещания следует, что с 2011 года сменилась система теплоснабжения жителей многоквартирных домов с. Архангельское, поскольку в 2011 году ООО "Тепломагистраль" выступило инвестором - заказчиком строительства блочной газовой котельной для многоквартирных домов и здания СОШ села Архангельское. Подать горячее водоснабжение в МКД не представляется возможным, так как существующая внутридомовая система горячего водоснабжения не готова принять ресурс.
По результатам совещания принято решение, оформленное протоколом, которым на Главу администрации МО "Мирновское сельское поселение" Артемова Е.А. возложена обязанность в течение IV квартала 2013 года изыскать денежные средства в бюджете МО "Мирновское сельское поселение" на приобретение материалов, необходимых для теплоизоляции внутридомовой системы ГВС многоквартирных домов с. Архангельское; в 1 квартале 2014 года обеспечить выполнение необходимых работ по восстановлению системы ГВС. На директора ООО "РемДомСервис" Мандрик О.В. совместно с представителями ООО "Тепломагистраль", администрации МО "Мирновское сельское поселение" возложена обязанность 08.11.2013 провести собрание собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов с. Архангельское по вопросу необходимости установки индивидуальных приборов учета ГВС".
Суды правомерно указали, что оспариваемое решение антимонопольного органа от 27.05.2013 по делу N 9317/04-2013 противоречит Правилам N 170, ЖК РФ, согласно которым работы по ремонту систем водоснабжения спорных домов носят капитальный характер, что предусматривает приведенную в Правилах N 170 и ЖК РФ процедуру их осуществления с участием органов местного самоуправления, исполнительной власти, собрания собственников помещений.
Незаконность решения антимонопольного органа лишает предписание, выданное на его основе, правового основания, такое предписание не может рассматриваться как законное.
С учетом вышеизложенного УФАС по Ульяновской области не доказало нарушение заявителем Закона о защите конкуренции, следовательно суды обоснованно признали оспариваемые решение, предписание и постановления незаконными.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении заявленных требований судами установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов судов не находит.
Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы антимонопольного органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу N А72-12915/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Ф.Г.ГАРИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 24.07.2014 ПО ДЕЛУ N А72-12915/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2014 г. по делу N А72-12915/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Мандрик О.В., доверенность от 23.01.2012, Тихоновой Е.Н., доверенность от 09.01.2014,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2014 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-12915/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РемДомСервис", п. Мирный Чердаклинского района Ульяновской области (ОГРН 1087310000360, ИНН 7310104250) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Мирновское сельское поселение", п. Мирный Чердаклинского района, общество с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль", г. Ульяновск, о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2013 N 187 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2013 N 189 о назначении административного наказания по части 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о признании незаконными решения от 27.05.2013 по делу N 9317/04-2013 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 28.05.2013 N 21,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" (далее - заявитель, общество, ООО "РемДомСервис") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, УФАС по Ульяновской области, Управление), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Мирновское сельское поселение", (далее - учреждение, третье лицо) общество с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль" (далее - третье лицо, ООО "Тепломагистраль"), о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2013 N 187 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), о признании незаконным и отмене постановления от 19.09.2013 N 189 о назначении административного наказания по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ, о признании незаконными решения от 27.05.2013 по делу N 9317/04-2013 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 28.05.2013 N 21.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2014 оставлено без изменения.
УФАС по Ульяновской области, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, отказать в удовлетворении требований ООО "РемДомСервис" о признании незаконными пунктом 2, 4, 5 решения от 27.05.2013 и предписания N 21 по делу N 9317/04-2013, постановления от 19.09.2013 N 187, постановления от 19.09.2013 N 189 и принять по делу новый судебный акт.
Представители общества отклонили кассационную жалобу, просили оставить судебные акты без изменения.
Антимонопольный орган и третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия антимонопольного органа и третьих лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей общества, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба по вопросу прекращения с 2011 года оказания услуг горячего водоснабжения в домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское, Чердаклинского района, Ульяновской области.
Приказом Управления от 30.01.2013 N 22 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Тепломагистраль" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
22.04.2013 составлен акт на предмет устранения перечня замечаний от 10.12.2012 по системе горячего водоснабжения в жилых домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы с. Архангельское, которым установлено: пуск системы горячего водоснабжения невозможен до устранения замечаний.
27.05.2013 Управление вынесло решение по делу N 9317/04-2013, которым признало бездействие ООО "РемДомСервис", выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в 2013 году, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов при получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Предписанием N 21 заявителю предписано в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в 2013 году, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов в получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", а именно: в течение 30 календарных дней со дня получения предписания привести в надлежащее состояние системы горячего водоснабжения в домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области, позволяющее осуществить подачу горячей воды в указанные дома.
Также общество привлечено к административной ответственности постановлением от 19.09.2013 N 188 по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 562 500 руб.; постановлением от 19.09.2013 N 189 по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 000 руб.
Не согласившись с указанными актами антимонопольного органа в обжалуемой части, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходили из недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, между ООО "Тепломагистраль" и Администрацией МО "Чердаклинский район" 20.10.2010 заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта по проектированию, строительству модульных газовых котельных, согласно пункту 2.1.5 которого на управляющие компании, осуществляющие управление многоквартирными домами в с. Архангельское и п. Лесная быль Чердаклинского района Ульяновской области, возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме.
Данный пункт не был исполнен ИП Кудяевым А.А., который осуществлял до 01.01.2013 управление вышеуказанными многоквартирными домами.
До 2011 года поставка горячей воды в дома N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы осуществлялась по открытой системе центрального отопления от ТЭЦ-2 ОАО "Волжская ТГК".
10.10.2011 ООО "Тепломагистраль" приобрело у ООО "НПО Саргаз" газовую котельную на основании договора от 02.03.2011 на поставку блочно-модульной котельной мощностью 1550 кВт и акта приема-передачи от 31.03.2011.
Котельная была установлена 26.09.2011 согласно акту приемки законченного строительством объекта.
Именно в связи с переходом на газовое отопление прекращена подача горячей воды.
После реконструкции системы теплоснабжения в с. Архангельское подача горячей воды в вышеуказанные дома не возобновлялась.
30.09.2011 жильцами домов N 25, 29, 35, 37 была избрана форма управления - непосредственное управление, в связи с чем 01.10.2011 ООО "Тепломагистраль" заключило 99 договоров на поставку и потребление тепловой энергии в горячей воде непосредственно с жильцами вышеуказанных домов, согласно представленному перечню по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с договором от 01.10.2011 ООО "Тепломагистраль" обязуется подавать тепловую энергию и осуществлять горячее водоснабжение.
Пунктом 11 договоров на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения предусматривается, что ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту тепловую энергию на отопление в жилые помещение, расположенные по адресу: с. Архангельское, ул. 50 лет Победы, N 25, 29, 35, 37 в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, снабжать Абонента горячей водой.
Согласно пункту 2.1.2 указанных договоров ООО "Тепломагистраль" обязуется осуществлять подачу тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в необходимых Абоненту объемах в пределах технической возможности, технического состояния и готовности внутридомовых инженерных сетей и внутриквартирного оборудования для предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Договор подписан обеими сторонами.
В обязанности Абонента входит приведение в техническую готовность внутридомовых инженерных сетей и внутриквартирного оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период (в том числе проводить промывку и опрессовку внутридомовых систем и внутриквартирного оборудования).
Граница эксплуатационной ответственности установлена по цоколю здания домов N 25, 29, 35, 37.
ООО "Тепломагистраль" несет ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей от газовой котельной до границы раздела, жильцы вышеназванных домов - от границы раздела.
С 01.11.2011 между жильцами домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы и ИП Кудяевым А.А. начали действовать договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме.
По вопросу прекращения подачи горячей воды в связи с переходом к газовому отоплению жители домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское обращались к главе администрации МО "Мирновское сельское поселение" Артемову Е.А. и к ИП Кудяеву А.А.
30.04.2012 Главой администрации МО "Мирновское сельское поселение" на основании Распоряжения N 5а-р были выделены денежные средства для ремонта систем ГВС домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское в сумме 99 992,35 руб. и выдана ИП Кудяеву А.А. доверенность для получения материалов и использования их в ремонтных работах.
Расчеты между ИП Кудяевым А.А. и жильцами домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское за услугу "содержание и ремонт жилья" производились опосредованно через ООО "РИЦ-Регион", которое по агентскому договору от 01.12.2009 N 141-09-АП осуществляло начисление, сбор и перечисление платы за коммунальные услуги. По итогам месяца ИП Кудяеву А.А. предоставлялись сведения об оплате - оборотные ведомости. За период 01.11.2011 - 01.01.2013 плата за содержание и ремонт от жителей указанных домов перечислялась ИП Кудяеву А.А.
10.12.2012 главным инженером ООО "Тепломагистраль" в присутствии ИП Кудяева А.А., являвшегося Управляющей компанией, были составлены акт технического состояния системы ГВС в жилых домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы с. Архангельское и Перечень замечаний, которые необходимо устранить, а именно: отсутствует акт готовности системы ГВС в указанных домах, не выполнены монтажные работы по восстановлению закрытой системы ГВС, на чердаках не полностью восстановлены воздушники, не выполнена ревизия запорной арматуры, не выполнена тепловая изоляция системы ГВС и др.
С 01.01.2013 на территории МО "Мирновское сельское поселение" услуги по управлению общим имуществом в многоквартирных домах оказывает ООО "РемДомСервис" на основании договоров управления многоквартирными домами N 25, 29, 35, а с 23.01.2013 - еще и домом N 37.
23.01.2013 с ООО "РемДомСервис" заключен договор цессии, по которому ООО "РемДомСервис" принимает в полном объеме права и обязанности по договорам управления, заключенным между ИП Кудяевым А.А. и собственниками жилых домов, ранее находившихся под управлением Кудяева А.А., данный договор был заключен в связи с необходимостью прекращения ИП Кудяевым А.А. предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением от 27.05.2013 Управление признало бездействие ООО "РемДомСервис", выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в 2013 году, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов при получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
Согласно статье 189 ЖК РФ проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 указанной статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 данной статьи.
В случае, если в срок, указанный в части 4 указанной статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.
В силу норм ЖК РФ финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 данного Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой, в том числе, управляющим организациям, за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Суды пришли к правомерному выводу о недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Из комиссионного решения Управления от 27.05.2013 следует, что на территории МО "Мирновское сельское поселение" услуги по управлению многоквартирными домами оказывает ООО "РемДомСервис", имеющее долю на рынке 62,9%, конкуренция на данном рынке не развита в связи с наличием высоких барьеров входа на рынок.
С 01.01.2013 на основании договоров управления общество оказывает услуги по управлению общим имуществом в многоквартирных домах N 25, 29, 35, а с 23.01.2013 - домом N 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское.
06.11.2013 состоялось рабочее совещание в связи с поступившим в Правительство Ульяновской области заявления жительницы с. Архангельское Кружевниковой Л.В. по вопросу отсутствия горячего водоснабжения.
Из протокола совещания следует, что с 2011 года сменилась система теплоснабжения жителей многоквартирных домов с. Архангельское, поскольку в 2011 году ООО "Тепломагистраль" выступило инвестором - заказчиком строительства блочной газовой котельной для многоквартирных домов и здания СОШ села Архангельское. Подать горячее водоснабжение в МКД не представляется возможным, так как существующая внутридомовая система горячего водоснабжения не готова принять ресурс.
По результатам совещания принято решение, оформленное протоколом, которым на Главу администрации МО "Мирновское сельское поселение" Артемова Е.А. возложена обязанность в течение IV квартала 2013 года изыскать денежные средства в бюджете МО "Мирновское сельское поселение" на приобретение материалов, необходимых для теплоизоляции внутридомовой системы ГВС многоквартирных домов с. Архангельское; в 1 квартале 2014 года обеспечить выполнение необходимых работ по восстановлению системы ГВС. На директора ООО "РемДомСервис" Мандрик О.В. совместно с представителями ООО "Тепломагистраль", администрации МО "Мирновское сельское поселение" возложена обязанность 08.11.2013 провести собрание собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов с. Архангельское по вопросу необходимости установки индивидуальных приборов учета ГВС".
Суды правомерно указали, что оспариваемое решение антимонопольного органа от 27.05.2013 по делу N 9317/04-2013 противоречит Правилам N 170, ЖК РФ, согласно которым работы по ремонту систем водоснабжения спорных домов носят капитальный характер, что предусматривает приведенную в Правилах N 170 и ЖК РФ процедуру их осуществления с участием органов местного самоуправления, исполнительной власти, собрания собственников помещений.
Незаконность решения антимонопольного органа лишает предписание, выданное на его основе, правового основания, такое предписание не может рассматриваться как законное.
С учетом вышеизложенного УФАС по Ульяновской области не доказало нарушение заявителем Закона о защите конкуренции, следовательно суды обоснованно признали оспариваемые решение, предписание и постановления незаконными.
Суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении заявленных требований судами установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов судов не находит.
Доводы антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы антимонопольного органа необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу N А72-12915/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.ЕГОРОВА
Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Ф.Г.ГАРИПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)