Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомцентр" и Высоцкого А.С. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пунктов 4, 6, 8 и 9 Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 24 мая 2011 г. N 290-п,
по апелляционной жалобе Правительства Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 29 апреля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Правительства Красноярского края Полевой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлевой Н.М., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Красноярского края от 24 мая 2011 г. N 290-п (далее - Постановление N 290-п) утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - Перечень). Указанное постановление официально опубликовано 31 мая 2011 г., вступило в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Оспариваемыми пунктами Перечня предусмотрены мероприятия по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей воды, электрической энергии и холодной воды. В графе Перечня "Возможные исполнители мероприятий" указана управляющая организация, в графе "Источник финансирования" - плата за содержание и ремонт жилого помещения.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомцентр" (далее - ООО "Жилкомцентр", общество) и Высоцкий А.С. обратились в суд с заявлением, указав, что оспариваемые положения Перечня противоречат статьям 154, 166 и 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пункту 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, статье 14 Закона Красноярского края от 27 июня 2013 г. N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" (далее - Закон Красноярского края N 4-1451).
Кроме того, по мнению заявителей, указанные нормы незаконно устанавливают для управляющих организаций обязанность по обеспечению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, поскольку выполнение указанных мероприятий в настоящее время возложено на ресурсоснабжающие организации, а плата за содержание и ремонт жилого помещения не может являться источником финансирования указанных мероприятий, поскольку установка коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляется за счет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах.
Решением Красноярского краевого суда от 29 апреля 2015 г. заявление ООО "Жилкомцентр" удовлетворено в части. Оспариваемые пункты Перечня признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части осуществления мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей воды, электрической энергии, холодной воды за счет платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Красноярского края просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение. По мнению Правительства Красноярского края, суд пришел к неверному выводу, что проведение работ по установке общедомовых приборов учета в многоквартирном доме в ходе реализации мероприятий по энергосбережению относится к работам по капитальному ремонту.
ООО "Жилкомцентр" и прокурор Красноярского края подали возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации изучила доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления и возражений, оценила материалы дела, проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановление 290-п принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
Руководствуясь положениями статей 9, 11, 12 и 13 Закона об энергосбережении, статей 166, 170 и 175 ЖК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указание в Перечне на управляющую организацию как на возможного исполнителя мероприятий по обеспечению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета не противоречит действующему законодательству. В этой части решение суда не обжалуется.
В соответствии с положениями статей 36, 39 ЖК РФ бремя по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений многоквартирного дома. Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, предусматривающую плату за содержание и ремонт жилого помещения, взнос на капитальный ремонт не входит.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, уплачиваемые собственниками помещений, формируют фонд капитального ремонта, за счет средств которого, а также за счет иных не запрещенных законом источников, финансируются расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 158, часть 1 статьи 170 ЖК РФ).
Пунктом 4 статьи 7 Закона об энергосбережении к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесено установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом "е" статьи 1 Закона Красноярского края N 4-1451 установлено, что перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту, выполнение и (или) оказание которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в соответствии со статьей 5 названного Закона, включает в себя установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
Проанализировав указанные выше нормы федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что установка коллективных (общедомовых) приборов учета относится к капитальному ремонту, который финансируется за счет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном доме, а оспариваемые положения Перечня в части установления в качестве источника финансирования мероприятий по обеспечению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета платы за содержание и ремонт жилого помещения возлагают бремя расходов на капитальный ремонт на нанимателей жилых помещений и тем самым противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что установка в многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета не может быть отнесена к работам по капитальному ремонту по смыслу Приказов Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312, от 26 декабря 1989 г. N 250 и Постановления Госстроя России от 21 августа 2003 г. N 153 и от 27 сентября 2003 г. N 170, в силу того, что указанные мероприятия прямо отнесены к работам по капитальному ремонту статьей 166 ЖК РФ.
Поскольку судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены подлежащие применению к спорному правоотношению нормы материального права, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 29 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Красноярского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 02.09.2015 N 53-АПГ15-43
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 сентября 2015 г. N 53-АПГ15-43
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомцентр" и Высоцкого А.С. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пунктов 4, 6, 8 и 9 Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 24 мая 2011 г. N 290-п,
по апелляционной жалобе Правительства Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 29 апреля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Правительства Красноярского края Полевой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Журавлевой Н.М., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Красноярского края от 24 мая 2011 г. N 290-п (далее - Постановление N 290-п) утвержден Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - Перечень). Указанное постановление официально опубликовано 31 мая 2011 г., вступило в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Оспариваемыми пунктами Перечня предусмотрены мероприятия по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей воды, электрической энергии и холодной воды. В графе Перечня "Возможные исполнители мероприятий" указана управляющая организация, в графе "Источник финансирования" - плата за содержание и ремонт жилого помещения.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомцентр" (далее - ООО "Жилкомцентр", общество) и Высоцкий А.С. обратились в суд с заявлением, указав, что оспариваемые положения Перечня противоречат статьям 154, 166 и 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статье 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), пункту 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, статье 14 Закона Красноярского края от 27 июня 2013 г. N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" (далее - Закон Красноярского края N 4-1451).
Кроме того, по мнению заявителей, указанные нормы незаконно устанавливают для управляющих организаций обязанность по обеспечению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, поскольку выполнение указанных мероприятий в настоящее время возложено на ресурсоснабжающие организации, а плата за содержание и ремонт жилого помещения не может являться источником финансирования указанных мероприятий, поскольку установка коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляется за счет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах.
Решением Красноярского краевого суда от 29 апреля 2015 г. заявление ООО "Жилкомцентр" удовлетворено в части. Оспариваемые пункты Перечня признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу в части осуществления мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, горячей воды, электрической энергии, холодной воды за счет платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Правительство Красноярского края просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение. По мнению Правительства Красноярского края, суд пришел к неверному выводу, что проведение работ по установке общедомовых приборов учета в многоквартирном доме в ходе реализации мероприятий по энергосбережению относится к работам по капитальному ремонту.
ООО "Жилкомцентр" и прокурор Красноярского края подали возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации изучила доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления и возражений, оценила материалы дела, проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановление 290-п принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
Руководствуясь положениями статей 9, 11, 12 и 13 Закона об энергосбережении, статей 166, 170 и 175 ЖК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указание в Перечне на управляющую организацию как на возможного исполнителя мероприятий по обеспечению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета не противоречит действующему законодательству. В этой части решение суда не обжалуется.
В соответствии с положениями статей 36, 39 ЖК РФ бремя по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возложено на собственников помещений многоквартирного дома. Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, предусматривающую плату за содержание и ремонт жилого помещения, взнос на капитальный ремонт не входит.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, уплачиваемые собственниками помещений, формируют фонд капитального ремонта, за счет средств которого, а также за счет иных не запрещенных законом источников, финансируются расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 158, часть 1 статьи 170 ЖК РФ).
Пунктом 4 статьи 7 Закона об энергосбережении к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесено установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом "е" статьи 1 Закона Красноярского края N 4-1451 установлено, что перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту, выполнение и (или) оказание которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в соответствии со статьей 5 названного Закона, включает в себя установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
Проанализировав указанные выше нормы федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что установка коллективных (общедомовых) приборов учета относится к капитальному ремонту, который финансируется за счет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном доме, а оспариваемые положения Перечня в части установления в качестве источника финансирования мероприятий по обеспечению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета платы за содержание и ремонт жилого помещения возлагают бремя расходов на капитальный ремонт на нанимателей жилых помещений и тем самым противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что установка в многоквартирных домах коллективных (общедомовых) приборов учета не может быть отнесена к работам по капитальному ремонту по смыслу Приказов Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. N 312, от 26 декабря 1989 г. N 250 и Постановления Госстроя России от 21 августа 2003 г. N 153 и от 27 сентября 2003 г. N 170, в силу того, что указанные мероприятия прямо отнесены к работам по капитальному ремонту статьей 166 ЖК РФ.
Поскольку судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены подлежащие применению к спорному правоотношению нормы материального права, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 29 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Красноярского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)