Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 марта 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2014 г. по делу N А55-23514/2013 (судья Медведев А.А.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции, г. Самара,
об оспаривании постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - заявитель, ОАО "Волжская ТГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - ответчик, ГЖИ Самарской области) о признании незаконным и отмене постановления от 30.07.2013 г. N г.о. НОВ-10455.
Решением суда первой инстанции 23.12.2013 г. в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Волжская ТГК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что заявитель не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ГЖИ Самарской области, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с целью рассмотрения фактов, изложенных в обращении от 19.04.2013 г., заместителем руководителя ГЖИ по Самарской области издано распоряжение от 15.05.2013 г. N г.о.Нов-10455 о проведении внеплановой выездной проверки ОАО "Волжская ТГК" по адресу: г. Новокуйбышевск, проезд Центральный, д. 11, в ходе которой выявлены следующие нарушения правил содержания и ремонта жилого дома:
- нарушение температурного режима горячего водоснабжения в точке разбора в квартире N 1, которая на момент проверки на трубопроводе теплотрассы горячего водоснабжения, на границе ответственности ОАО "Волжская ТГК", у наружной стены на вводе в многоквартирный жилой дом составляла +34,0°С, чем нарушены Закон РФ "О защите прав потребителей", п. 2, пп. д) п. 3, пп. е) п. 4, п. 6, пп. в) п. 17., пп. а) п. 31, пп. а) п. 33, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, п. 5. Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, СанПиН 2.1.4.2496-09.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.06.2013 г. N г.о.Нов-10455
4.06.2013 г. по данному факту административным органом в отношении ОАО "Волжская ТГК" составлен протокол N г.о.Нов-10455 об административном правонарушении, предусмотренным ст. 7.23 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении ГЖИ по Самарской области вынесено постановление от 30.07.2013 г. N г.о.Нов-10455, которым ОАО "Волжская ТГК" привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Считая постановление о назначении административного наказания незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что между ОАО "Волжская ТГК" и потребителем Халякиным В.А. заключен договор на поставку горячей соды для бытового потребления.
Согласно п. п. 2.1.1. п. 2.1., п. 2.2. раздела N 2, пп. 3.1.1.-3.1.5. п. 3.1. раздела N 3 договора N 20269 б энергоснабжающая организация обязана:
Подавать тепловую энергию и теплоноситель Абоненту в объеме, режиме и с качеством, указанным в настоящем договоре, и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Энергоснабжающая организация несет ответственность за объем, режим и качество тепловой энергии и теплоносителя на границе тепловых сетей, находящихся в составе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Указанная граница определяется в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон согласно Приложения N 2 к настоящему Договору.
Границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является: наружная стена (крыльцо) жилого дома по проезду Центральный, дом N 11, квартира N 1. Внутренняя система отопления в жилом доме по проезду Центральный, дом N 11, квартира N 1, секущие вентиля, находящиеся в подвале жилого дома находятся в обслуживании и ответственности физического лица Халякина В.А.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей, исполнитель обязан потребителю выполнить работу, оказать услугу, качество которых соответствует договору.
- Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее Правил), "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
- "норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета;
- "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляют коммунальные услуги;
- "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно п. 3. Правил: Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Согласно п. 4. Правил: Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Согласно п. 6. Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Согласно п. 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" п. 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Согласно п. 31. Правил Исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пп. а) п. 33. Правил: Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно п. 5 Приложение N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354:
обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)заключается в том, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °С. За каждые 3 °С отступления от допустимых отклонение температуры горячей вод размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение вышеуказанных нормативных правовых актов ОАО "Волжская ТГК" не обеспечило по договору N 20269 б на снабжение тепловой энергией и горячей водой для бытового потреблений предоставление потребителю коммунального ресурса надлежащего качества.
В отсутствие иного исполнителя коммунальных услуг соблюдение надлежащего температурного режима зависело лишь от действий (бездействия)
Довод заявителя о том, что общество не является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку не оказывает населению коммунальные услуги по водоснабжению, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку законодателем не установлены основания для сужения субъективного состава данной статьи до организации, непосредственно оказывающей коммунальные услуги населению.
Субъектом административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ может быть любое лицо, между действиями или бездействием которого и фактами правонарушения будет установлена причинно-следственная связь.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ОАО "Волжская ТГК" является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, которым не были своевременно приняты все текущие, неотложные, сезонные работы и услуги при содержании вышеуказанного многоквартирного жилого дома, в том числе при предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда определены Правилами и нормами, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которые в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Материалами дела подтверждается, что у заявителя имелась возможность для надлежащего соблюдения установленных правил содержания спорного жилого дома, но своевременно им данные мероприятия не были проведены. Принимая на себя функции по управлению многоквартирным домом, заявитель знал о его техническом состоянии и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для выполнения принятых на себя обязательств.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 г. N 6464/10 установлено, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Перерасчет и снижение платы за коммунальную услугу не может свидетельствовать об устранении нарушения, выразившегося в необеспечении благоприятных и комфортных условий проживания жильцов, доказательств принятия мер по нормализации температуры в помещениях обслуживаемого многоквартирного дома Обществом не представлено.
Таким образом, общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых привлечено к административной ответственности, но управляющей организацией не были приняты своевременно все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, вина общества подтверждаются актом проверки, протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела.
Следовательно, административный орган обоснованно сделал вывод о наличии в бездействии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Процедура привлечения лица к административной ответственности, а также процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены, что не оспаривается заявителем. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1. вышеуказанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного Обществу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление ГЖИ Самарской области от 30.07.2013 г. N г.о.Нов-10455 о назначении обществу административного наказания по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. является законным и обоснованным, и у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные ОАО "Волжская ТГК" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии со ст. ст. 208, 211 АПК РФ уплата государственной пошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена. В этой связи ОАО "Волжска ТГК" следует возвратить из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 04.02.2014 г. N 4239 государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272 - 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2014 г. по делу N А55-23514/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2014 ПО ДЕЛУ N А55-23514/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. по делу N А55-23514/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 марта 2014 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2014 г. по делу N А55-23514/2013 (судья Медведев А.А.), принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара,
к Государственной жилищной инспекции, г. Самара,
об оспаривании постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - заявитель, ОАО "Волжская ТГК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - ответчик, ГЖИ Самарской области) о признании незаконным и отмене постановления от 30.07.2013 г. N г.о. НОВ-10455.
Решением суда первой инстанции 23.12.2013 г. в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Волжская ТГК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что заявитель не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ГЖИ Самарской области, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сторон в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что с целью рассмотрения фактов, изложенных в обращении от 19.04.2013 г., заместителем руководителя ГЖИ по Самарской области издано распоряжение от 15.05.2013 г. N г.о.Нов-10455 о проведении внеплановой выездной проверки ОАО "Волжская ТГК" по адресу: г. Новокуйбышевск, проезд Центральный, д. 11, в ходе которой выявлены следующие нарушения правил содержания и ремонта жилого дома:
- нарушение температурного режима горячего водоснабжения в точке разбора в квартире N 1, которая на момент проверки на трубопроводе теплотрассы горячего водоснабжения, на границе ответственности ОАО "Волжская ТГК", у наружной стены на вводе в многоквартирный жилой дом составляла +34,0°С, чем нарушены Закон РФ "О защите прав потребителей", п. 2, пп. д) п. 3, пп. е) п. 4, п. 6, пп. в) п. 17., пп. а) п. 31, пп. а) п. 33, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, п. 5. Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, СанПиН 2.1.4.2496-09.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.06.2013 г. N г.о.Нов-10455
4.06.2013 г. по данному факту административным органом в отношении ОАО "Волжская ТГК" составлен протокол N г.о.Нов-10455 об административном правонарушении, предусмотренным ст. 7.23 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении ГЖИ по Самарской области вынесено постановление от 30.07.2013 г. N г.о.Нов-10455, которым ОАО "Волжская ТГК" привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Считая постановление о назначении административного наказания незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что между ОАО "Волжская ТГК" и потребителем Халякиным В.А. заключен договор на поставку горячей соды для бытового потребления.
Согласно п. п. 2.1.1. п. 2.1., п. 2.2. раздела N 2, пп. 3.1.1.-3.1.5. п. 3.1. раздела N 3 договора N 20269 б энергоснабжающая организация обязана:
Подавать тепловую энергию и теплоноситель Абоненту в объеме, режиме и с качеством, указанным в настоящем договоре, и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Энергоснабжающая организация несет ответственность за объем, режим и качество тепловой энергии и теплоносителя на границе тепловых сетей, находящихся в составе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Указанная граница определяется в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон согласно Приложения N 2 к настоящему Договору.
Границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон является: наружная стена (крыльцо) жилого дома по проезду Центральный, дом N 11, квартира N 1. Внутренняя система отопления в жилом доме по проезду Центральный, дом N 11, квартира N 1, секущие вентиля, находящиеся в подвале жилого дома находятся в обслуживании и ответственности физического лица Халякина В.А.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о защите прав потребителей, исполнитель обязан потребителю выполнить работу, оказать услугу, качество которых соответствует договору.
- Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее Правил), "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
- "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
- "норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета;
- "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляют коммунальные услуги;
- "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно п. 3. Правил: Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Согласно п. 4. Правил: Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Согласно п. 6. Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
Согласно п. 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" п. 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
Согласно п. 31. Правил Исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пп. а) п. 33. Правил: Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно п. 5 Приложение N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354:
обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09)заключается в том, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °С; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °С. За каждые 3 °С отступления от допустимых отклонение температуры горячей вод размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение вышеуказанных нормативных правовых актов ОАО "Волжская ТГК" не обеспечило по договору N 20269 б на снабжение тепловой энергией и горячей водой для бытового потреблений предоставление потребителю коммунального ресурса надлежащего качества.
В отсутствие иного исполнителя коммунальных услуг соблюдение надлежащего температурного режима зависело лишь от действий (бездействия)
Довод заявителя о том, что общество не является надлежащим субъектом вменяемого ему административного правонарушения предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку не оказывает населению коммунальные услуги по водоснабжению, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку законодателем не установлены основания для сужения субъективного состава данной статьи до организации, непосредственно оказывающей коммунальные услуги населению.
Субъектом административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ может быть любое лицо, между действиями или бездействием которого и фактами правонарушения будет установлена причинно-следственная связь.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ОАО "Волжская ТГК" является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, которым не были своевременно приняты все текущие, неотложные, сезонные работы и услуги при содержании вышеуказанного многоквартирного жилого дома, в том числе при предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда определены Правилами и нормами, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которые в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Материалами дела подтверждается, что у заявителя имелась возможность для надлежащего соблюдения установленных правил содержания спорного жилого дома, но своевременно им данные мероприятия не были проведены. Принимая на себя функции по управлению многоквартирным домом, заявитель знал о его техническом состоянии и объемах поступающих в его распоряжение денежных средств для выполнения принятых на себя обязательств.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 г. N 6464/10 установлено, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Перерасчет и снижение платы за коммунальную услугу не может свидетельствовать об устранении нарушения, выразившегося в необеспечении благоприятных и комфортных условий проживания жильцов, доказательств принятия мер по нормализации температуры в помещениях обслуживаемого многоквартирного дома Обществом не представлено.
Таким образом, общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых привлечено к административной ответственности, но управляющей организацией не были приняты своевременно все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, вина общества подтверждаются актом проверки, протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела.
Следовательно, административный орган обоснованно сделал вывод о наличии в бездействии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Процедура привлечения лица к административной ответственности, а также процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены, что не оспаривается заявителем. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности.
Оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1. вышеуказанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации определено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности случая вмененного Обществу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление ГЖИ Самарской области от 30.07.2013 г. N г.о.Нов-10455 о назначении обществу административного наказания по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. является законным и обоснованным, и у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные ОАО "Волжская ТГК" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии со ст. ст. 208, 211 АПК РФ уплата государственной пошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена. В этой связи ОАО "Волжска ТГК" следует возвратить из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 04.02.2014 г. N 4239 государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272 - 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27.01.2014 г. по делу N А55-23514/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)