Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Громова А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Гусевой Н.А.,
судей: Лукьяновой С.Б., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу директора муниципального унитарного предприятия Островского (центрального) сельского поселения "Тепловик" М. на решение Островского районного суда Костромской области от 22 ноября 2013 года, которым исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в Островском районе к МУП Островского (центрального) сельского поселения "Тепловик" о признании действий противоправными и прекращении нарушения прав потребителей удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав директора МУП "Тепловик" М., представителя ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в Островском районе А. судебная коллегия
установила:
Временно исполняющий обязанности начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в Островском районе С. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию Островского (центрального) сельского поселения "Тепловик" (далее - МУП "Тепловик"), в котором просила признать противоправными действия ответчика, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды населению п. Островское; прекратить нарушение прав неопределенного круга потребителей; обязать ответчика в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда довести его до потребителей через средства массовой информации.
Требования мотивированы тем, что ответчик осуществляет деятельность по водоснабжению населения п. Островское питьевой водой и как ресурсоснабжающая организация, обеспечивающая потребителей коммунальной услугой, в силу закона является исполнителем услуги. Жители п. Островское, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой холодного водоснабжения, являются потребителями, определить круг которых не представляется возможным. Согласно экспертному заключению филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Островском районе" и протоколу лабораторных исследований N от ДД.ММ.ГГГГ качество питьевой воды не соответствует обязательным требованиям по санитарно-химическим показателям (цветности, мутности и содержанию железа). Предоставляя потребителям услугу ненадлежащего качества, ответчик нарушает нормы и правила, установленные СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4, ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнил исковые требования, просил признать противоправными действия МУП "Тепловик", выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды населению п. Островское; обязать ответчика предоставлять коммунальную услугу холодного водоснабжения, соответствующую СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"; обязать ответчика в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда довести его до потребителей через средства массовой информации.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области.
Решением Островского районного суда Костромской области от 22 ноября 2013 года признаны противоправными действия МУП Островского центрального сельского поселения "Тепловик" по поставке некачественной питьевой воды населению п. Островское Костромской области. МУП Островского центрального сельского поселения "Тепловик" обязано обеспечить предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" и в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда довести его до потребителей через средства массовой информации.
В апелляционной жалобе директор МУП "Тепловик" М. просит решение суда отменить. Считает, что судом неправильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
Указывает, что принадлежащая МУП "Тепловик" на праве хозяйственного ведения система холодного водоснабжения в п. Островское включает в себя артезианские скважины, водопроводные сети и выведенные из эксплуатации водонапорные башни. В соответствии в п. 29 ст. 2 гл. 1 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" данная водопроводная сеть не является централизованной, поскольку в ней отсутствуют объекты водоподготовки. На основании изложенного полагает, что у суда не имелось оснований для применения СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4, которые разработаны и применяются для централизованных систем водоснабжения. Полагает, что в силу п. 9 ст. 7 гл. 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" обязанность организовать водоснабжение населения холодной (в том числе питьевой) водой лежит на Островском (центральном) поселении, а не на МУП "Тепловик". Указывает, что в соответствии с п. 71 - 73 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, Островское (центральное) сельское поселение организует проведение разведки источников водоснабжения, занимается строительством и капитальным ремонтом артезианских скважин и сетей водоснабжения, выступает заказчиком при проектировании зон санитарной охраны артезианских скважин и прочих объектов, находящихся в собственности. Со своей стороны МУП "Тепловик" регулярно проводит мониторинг качества воды, предоставляет потребителям информацию о качестве подаваемой воды. Отмечает, что скважины и водопровод в п. Островское используются для обеспечения населения водой на протяжении нескольких десятков лет, при этом ухудшения качества воды не происходит, артезианские скважины разрешены к использованию. Кроме того, договор о закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП "Тепловик" системы водоснабжения заключен ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. менее чем на год. Отмечает также, что в решении суд на основании ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" пришел к выводу о том, что исполнитель договора по холодному водоснабжению обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. В то же время, в договоре о холодном водоснабжении не прописано, что в водопроводную сеть подается питьевая вода и что эта вода должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции директор МУП "Тепловик" М. поддержала апелляционную жалобу.
Представитель ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в Островском районе А. возражала против удовлетворения жалобы.
Представитель третьего лица администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно ст. 19 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" п. 4 названных Правил потребителю, в числе прочих коммунальных услуг, может быть предоставлена коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Островского (центрального) сельского поселения и МУП "Тепловик" заключен договор о закреплении (передаче) объектов муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения, по условиям которого за МУП "Тепловик" на праве хозяйственного ведения закреплено имущество балансовой стоимостью <данные изъяты> рублей согласно Приложению к договору. В числе прочего имущества МУП "Тепловик" передан водопровод пос. Островское, включающий в себя водопроводные сети, артезианские скважины и водонапорные башни. Согласно п. 3.1 договора МУП "Тепловик" имеет право пользоваться закрепленным имуществом для выполнения функций, определенных Уставом предприятия.
В соответствии с п. 2.1.1 Устава МУП "Тепловик" одним из основных видов его деятельности является организация водоснабжения населения в границах Островского (центрального) сельского поселения. В силу п. 2.2.15; 2.2.11; 2.2.20 Устава для этих целей предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке сбор, очистку и распределение воды, строительство водных сооружений.
Проанализировав указанный договор, Устав МУП "Тепловик" и приведенные нормы законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что, заключая договор о закреплении (передаче) объектов муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения, ответчик принял на себя обязательство по предоставлению населению п. Островское услуги по поставке воды.
Вместе с тем, как установлено судом, качество питьевой воды, поставляемой МУП "Тепловик" населению п. Островское через существующую систему водоснабжения данного населенного пункта, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по показателям цветности, мутности и содержанию железа, что подтверждено протоколами лабораторных исследований, подробно приведенных в решении суда и не оспаривалось ответчиком.
При таких фактических обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что осуществляемая ответчиком деятельность по оказанию населению пос. Островское услуги холодного водоснабжения не соответствует вышеназванным требованиям законодательства и обязал прекратить нарушение прав населения, выражающееся в поставке некачественной питьевой воды.
Является несостоятельным довод апелляционной жалобы, приводимый ответчиком в суде первой инстанции, о том, что в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" обязанность организовать холодное водоснабжение населения п. Островское возложена на Островское (центральное) сельское поселение.
Отклоняя названный довод, суд правомерно исходил из того, что именно МУП "Тепловик" является исполнителем услуги по возмездному договору с потребителями, поскольку осуществляет эксплуатацию водопроводных сетей и входящих в их состав объектов, обеспечивающих централизованное водоснабжение пос. Островское, поставляя населению питьевую воду, право хозяйственного ведения на водопроводные сети и артезианские скважины в п. Островское закреплено именно за данным предприятием.
Принимая во внимание изложенное, а также положения п. 1 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", вывод суда о том, что МУП "Тепловик" является надлежащим ответчиком по делу, является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с отсутствием сооружений водоподготовки система водоснабжения в п. Островское не является централизованной, в связи с чем к поставляемой питьевой воде не применимы требования СанПиН 2.1.4.1074-01, основан на ошибочном толковании закона.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжением является водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
Централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
СанПин 2.1.4.1074-01, на которые правомерно сослался суд, устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Названные Правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой и применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (п. п. 1.3 и 1.4).
Согласно пунктов 1.2 - 1.4 СанПин 2.1.4.1175-02 от 17 ноября 2002 года, устанавливающих гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.
Из материалов дела следует, что население пос. Островское обеспечивается питьевой водой из артезианских скважин, связанных между собой по географическому принципу в несколько центральных узлов (центральный водозабор, водозабор на ул. <данные изъяты>, водозабор на ул. <данные изъяты>). Водозаборы в центральной части поселка закольцованы в единую систему и подают воду в общую водопроводную сеть, откуда она поступает абонентам (л.д. 41, 155).
С учетом приведенных положений законодательства, оснований полагать, что холодное водоснабжение населения пос. Островское не является централизованным, не имеется.
При этом отсутствие в системе водоснабжения инженерных сооружений, предназначенных для водоочистки, как ошибочно полагает заявитель, не свидетельствует о том, что водоснабжение не является централизованным.
Таким образом, применение судом положений СанПин 2.1.4.1074-01 в отношении качественных показателей воды, подаваемой МУП "Тепловик" населению пос. Островское, следует признать обоснованным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в договорах с потребителями на холодное водоснабжение не прописано условие о том, какая вода должна подаваться и о ее соответствии требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, является несостоятельной, поскольку из текста договора на холодное водоснабжение, представленного ответчиком (пункт 1.1), следует, что МУП "Тепловик", осуществляющее холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть холодную питьевую и (или) техническую воду, установленного качества (л.д. 80).
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Островского районного суда Костромской области от 22 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора муниципального унитарного предприятия Островского (центрального) сельского поселения "Тепловик" М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-71
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 января 2014 г. по делу N 33-71
Судья: Громова А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
Председательствующего Гусевой Н.А.,
судей: Лукьяновой С.Б., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу директора муниципального унитарного предприятия Островского (центрального) сельского поселения "Тепловик" М. на решение Островского районного суда Костромской области от 22 ноября 2013 года, которым исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в Островском районе к МУП Островского (центрального) сельского поселения "Тепловик" о признании действий противоправными и прекращении нарушения прав потребителей удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав директора МУП "Тепловик" М., представителя ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в Островском районе А. судебная коллегия
установила:
Временно исполняющий обязанности начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в Островском районе С. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию Островского (центрального) сельского поселения "Тепловик" (далее - МУП "Тепловик"), в котором просила признать противоправными действия ответчика, выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды населению п. Островское; прекратить нарушение прав неопределенного круга потребителей; обязать ответчика в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда довести его до потребителей через средства массовой информации.
Требования мотивированы тем, что ответчик осуществляет деятельность по водоснабжению населения п. Островское питьевой водой и как ресурсоснабжающая организация, обеспечивающая потребителей коммунальной услугой, в силу закона является исполнителем услуги. Жители п. Островское, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой холодного водоснабжения, являются потребителями, определить круг которых не представляется возможным. Согласно экспертному заключению филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Островском районе" и протоколу лабораторных исследований N от ДД.ММ.ГГГГ качество питьевой воды не соответствует обязательным требованиям по санитарно-химическим показателям (цветности, мутности и содержанию железа). Предоставляя потребителям услугу ненадлежащего качества, ответчик нарушает нормы и правила, установленные СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4, ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354.
В ходе рассмотрения дела представитель истца уточнил исковые требования, просил признать противоправными действия МУП "Тепловик", выразившиеся в поставке некачественной питьевой воды населению п. Островское; обязать ответчика предоставлять коммунальную услугу холодного водоснабжения, соответствующую СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества"; обязать ответчика в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда довести его до потребителей через средства массовой информации.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области.
Решением Островского районного суда Костромской области от 22 ноября 2013 года признаны противоправными действия МУП Островского центрального сельского поселения "Тепловик" по поставке некачественной питьевой воды населению п. Островское Костромской области. МУП Островского центрального сельского поселения "Тепловик" обязано обеспечить предоставление коммунальной услуги по холодному водоснабжению в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" и в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда довести его до потребителей через средства массовой информации.
В апелляционной жалобе директор МУП "Тепловик" М. просит решение суда отменить. Считает, что судом неправильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
Указывает, что принадлежащая МУП "Тепловик" на праве хозяйственного ведения система холодного водоснабжения в п. Островское включает в себя артезианские скважины, водопроводные сети и выведенные из эксплуатации водонапорные башни. В соответствии в п. 29 ст. 2 гл. 1 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" данная водопроводная сеть не является централизованной, поскольку в ней отсутствуют объекты водоподготовки. На основании изложенного полагает, что у суда не имелось оснований для применения СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4, которые разработаны и применяются для централизованных систем водоснабжения. Полагает, что в силу п. 9 ст. 7 гл. 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" обязанность организовать водоснабжение населения холодной (в том числе питьевой) водой лежит на Островском (центральном) поселении, а не на МУП "Тепловик". Указывает, что в соответствии с п. 71 - 73 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, Островское (центральное) сельское поселение организует проведение разведки источников водоснабжения, занимается строительством и капитальным ремонтом артезианских скважин и сетей водоснабжения, выступает заказчиком при проектировании зон санитарной охраны артезианских скважин и прочих объектов, находящихся в собственности. Со своей стороны МУП "Тепловик" регулярно проводит мониторинг качества воды, предоставляет потребителям информацию о качестве подаваемой воды. Отмечает, что скважины и водопровод в п. Островское используются для обеспечения населения водой на протяжении нескольких десятков лет, при этом ухудшения качества воды не происходит, артезианские скважины разрешены к использованию. Кроме того, договор о закреплении на праве хозяйственного ведения за МУП "Тепловик" системы водоснабжения заключен ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. менее чем на год. Отмечает также, что в решении суд на основании ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" пришел к выводу о том, что исполнитель договора по холодному водоснабжению обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. В то же время, в договоре о холодном водоснабжении не прописано, что в водопроводную сеть подается питьевая вода и что эта вода должна соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции директор МУП "Тепловик" М. поддержала апелляционную жалобу.
Представитель ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области в Островском районе А. возражала против удовлетворения жалобы.
Представитель третьего лица администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно ст. 19 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" п. 4 названных Правил потребителю, в числе прочих коммунальных услуг, может быть предоставлена коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Островского (центрального) сельского поселения и МУП "Тепловик" заключен договор о закреплении (передаче) объектов муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения, по условиям которого за МУП "Тепловик" на праве хозяйственного ведения закреплено имущество балансовой стоимостью <данные изъяты> рублей согласно Приложению к договору. В числе прочего имущества МУП "Тепловик" передан водопровод пос. Островское, включающий в себя водопроводные сети, артезианские скважины и водонапорные башни. Согласно п. 3.1 договора МУП "Тепловик" имеет право пользоваться закрепленным имуществом для выполнения функций, определенных Уставом предприятия.
В соответствии с п. 2.1.1 Устава МУП "Тепловик" одним из основных видов его деятельности является организация водоснабжения населения в границах Островского (центрального) сельского поселения. В силу п. 2.2.15; 2.2.11; 2.2.20 Устава для этих целей предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке сбор, очистку и распределение воды, строительство водных сооружений.
Проанализировав указанный договор, Устав МУП "Тепловик" и приведенные нормы законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что, заключая договор о закреплении (передаче) объектов муниципальной собственности на праве хозяйственного ведения, ответчик принял на себя обязательство по предоставлению населению п. Островское услуги по поставке воды.
Вместе с тем, как установлено судом, качество питьевой воды, поставляемой МУП "Тепловик" населению п. Островское через существующую систему водоснабжения данного населенного пункта, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по показателям цветности, мутности и содержанию железа, что подтверждено протоколами лабораторных исследований, подробно приведенных в решении суда и не оспаривалось ответчиком.
При таких фактических обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что осуществляемая ответчиком деятельность по оказанию населению пос. Островское услуги холодного водоснабжения не соответствует вышеназванным требованиям законодательства и обязал прекратить нарушение прав населения, выражающееся в поставке некачественной питьевой воды.
Является несостоятельным довод апелляционной жалобы, приводимый ответчиком в суде первой инстанции, о том, что в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" обязанность организовать холодное водоснабжение населения п. Островское возложена на Островское (центральное) сельское поселение.
Отклоняя названный довод, суд правомерно исходил из того, что именно МУП "Тепловик" является исполнителем услуги по возмездному договору с потребителями, поскольку осуществляет эксплуатацию водопроводных сетей и входящих в их состав объектов, обеспечивающих централизованное водоснабжение пос. Островское, поставляя населению питьевую воду, право хозяйственного ведения на водопроводные сети и артезианские скважины в п. Островское закреплено именно за данным предприятием.
Принимая во внимание изложенное, а также положения п. 1 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", вывод суда о том, что МУП "Тепловик" является надлежащим ответчиком по делу, является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с отсутствием сооружений водоподготовки система водоснабжения в п. Островское не является централизованной, в связи с чем к поставляемой питьевой воде не применимы требования СанПиН 2.1.4.1074-01, основан на ошибочном толковании закона.
Согласно ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжением является водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
Централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
Нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
СанПин 2.1.4.1074-01, на которые правомерно сослался суд, устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Названные Правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой и применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (п. п. 1.3 и 1.4).
Согласно пунктов 1.2 - 1.4 СанПин 2.1.4.1175-02 от 17 ноября 2002 года, устанавливающих гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.
Из материалов дела следует, что население пос. Островское обеспечивается питьевой водой из артезианских скважин, связанных между собой по географическому принципу в несколько центральных узлов (центральный водозабор, водозабор на ул. <данные изъяты>, водозабор на ул. <данные изъяты>). Водозаборы в центральной части поселка закольцованы в единую систему и подают воду в общую водопроводную сеть, откуда она поступает абонентам (л.д. 41, 155).
С учетом приведенных положений законодательства, оснований полагать, что холодное водоснабжение населения пос. Островское не является централизованным, не имеется.
При этом отсутствие в системе водоснабжения инженерных сооружений, предназначенных для водоочистки, как ошибочно полагает заявитель, не свидетельствует о том, что водоснабжение не является централизованным.
Таким образом, применение судом положений СанПин 2.1.4.1074-01 в отношении качественных показателей воды, подаваемой МУП "Тепловик" населению пос. Островское, следует признать обоснованным.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что в договорах с потребителями на холодное водоснабжение не прописано условие о том, какая вода должна подаваться и о ее соответствии требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, является несостоятельной, поскольку из текста договора на холодное водоснабжение, представленного ответчиком (пункт 1.1), следует, что МУП "Тепловик", осуществляющее холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть холодную питьевую и (или) техническую воду, установленного качества (л.д. 80).
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Островского районного суда Костромской области от 22 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора муниципального унитарного предприятия Островского (центрального) сельского поселения "Тепловик" М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)