Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Тишиной И.А. по дов. от 20.12.2014,
от заинтересованного лица: без участия,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.12.2014 по делу N А03-5523/2014 (судья Ильичева Л.Ю.) по заявлению открытого акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" (ИНН 2221008019, ОГРН 1022200903383), г. Барнаул, к Государственной инспекции Алтайского края, г. Барнаул, о признании незаконным предписания от 14.02.2014 N 11-08/179, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Октябрьский", г. Барнаул,
установил:
Открытое акционерное общество "Барнаульская горэлектросеть" (далее - ОАО "Барнаульская горэлектросеть", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 14.02.2014 N 11-08/179.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Октябрьский" (далее - ООО УК "Октябрьский").
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.12.2014 заявленные требования удовлетворены - суд признал незаконным и отменил предписание Государственной инспекции Алтайского края от 14.02.2014 N 11-08/179.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что отсутствие у ООО "Барнаульская горэлектросеть" письменного договора с управляющей организацией является основанием для обращения в суд с понуждением к его заключению, при этом начисление платы за коммунальные услуги должна производить только управляющая организация; ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку не управляет домом, в связи с чем не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
ОАО "Барнаульская горэлектросеть" в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
ООО УК "Октябрьский" в отзыве поддерживает позицию апеллянта.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного и третьего лиц.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поддержав доводы отзыва.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.02.2014 уполномоченным должностным лицом Инспекции на основании приказа заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края от 17.01.2014 N 11-12/391, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Барнаульская горэлектросеть".
Поводом для проведения проверки послужили поступившие обращения жителей многоквартирных домов по улице 40 лет Октября, 34, и улице Малахова, 5, в городе Барнауле, о получении в ноябре 2013 года квитанций на оплату коммунальных услуг по электроснабжению как от управляющей организации - ООО "УК "Октябрьский", так и от ресурсоснабжающей организации - ОАО "Барнаульская горэлектросеть".
В ходе проверки установлено, что ОАО "Барнаульская горэлектросеть", не являясь исполнителем коммунальных услуг, в нарушении части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) направляло платежные документы жителям многоквартирных домов по улице 40 лет Октября, 34 и улице Малахова, 5 в городе Барнауле за индивидуальное электроснабжение и электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды (далее - ОДН) за ноябрь 2013 года.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 14.02.2014 N 11-09/453.
14.02.2014 обществу выдано предписание N 11-08/179 об устранении выявленных нарушений, при этом ОАО "Барнаульская горэлектросеть" предписано не предъявлять жителям многоквартирных домов платежные документы за индивидуальное электроснабжение и электроснабжение на ОДН.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Барнаульская горэлектросеть" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 12 статьи 161 Кодекса установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В силу пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заточенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", не предусмотрена возможность оказания коммунальных услуг по снабжению электрической энергией управляющей организацией в отсутствие заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора поставки соответствующего коммунального ресурса (пункт 4).
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Барнаульская горэлектросеть" является гарантирующим поставщиком электроэнергии, то есть организацией, на которую возложены обязанности в соответствии с Федеральным законом N 35-ФЗ от 26.03.2003 года "Об электроэнергетике", или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Инспекцией в ходе проведения проверки установлено, что ООО "УК "Октябрьский" на основании договоров управления от 17.09.2012, 09.01.2013 является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по улице 40 лет Октября, 34 и улице Малахова, 5 и осуществляет, в том числе предоставление жилищно-коммунальных услуг собственникам указанных домов, в состав которых также входит и подача потребителям электроэнергии.
В соответствии с пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Пунктом 4 Правил N 124 установлено, что управляющая организация, обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Судом установлено, что на момент проверки договор о приобретении коммунального ресурса - электрической энергии между управляющей организацией - ООО УК "Октябрьский" и ресурсоснабжающей организацией - ОАО "Барнаульская горэлектросеть" не заключен.
При отсутствии заключенного договора энергоснабжения фактически сложились отношения, при которых до ноября 2013 года ОАО "Барнаульская горэлектросеть" направляло жильцам многоквартирных жилых домов квитанции с указанием стоимости услуг по электроснабжению в жилых помещениях, соответственно, жильцы вносили плату за потребляемую энергию в ресурсоснабжающую организацию.
Кроме того, квитанции за потребленную энергию на ОДН формировались управляющими организациями и направлялись жильцам многоквартирных домов, которые оплачивали указанные квитанции, при этом оплата вносилась непосредственно в управляющую организацию.
В ноябре 2013 года ООО "УК "Октябрьский" включило в состав платежного документа услугу по электроснабжению в жилых помещениях и направило в адрес жителей многоквартирных домов для оплаты.
Следовательно, за ноябрь 2013 года жители многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Октябрьский" получили две квитанции по оплате электроэнергии, потребленной в жилых помещениях.
Данные обстоятельства послужили основанием для проведения Инспекцией внеплановой документарной проверки в отношении ОАО "Барнаульская горэлектросеть".
В статье 161 ЖК РФ указано, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Кодекса (часть 12).
Таким образом, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами, в том числе указанными в оспариваемом заявителем пункте 14, в связи с чем предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что при отсутствии у ООО "УК "Октябрьский" договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, управляющая компания не может быть признана исполнителем данной коммунальной услуги.
Вывод суда о возможности и законности прямых договорных отношений ОАО "Барнаульская горэлектросеть" с потребителями коммунальных услуг в многоквартирных домах при наличии управляющей компании подтвержден судебной практикой (Определение от 03.04.2014 N АПЛ14-99 Верховного Суда Российской Федерации, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2014 N АКПИ13-1207, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2013 N АКПИ13-1049, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2013 N АКПИ13-1049, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2014 N АКПИ14-470).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (пункт 1 статьи 540 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
То есть, в случае отсутствия договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией договор считается заключенным между абонентом и ресурсоснабжающей организацией, которой должна поступать плата за поставленную электроэнергию в соответствии с данными приборов учета.
Следовательно, ОАО "Барнаульская горэлектросеть" имела правовые основания для начисления платы напрямую жителям многоквартирных домов за потребленную электроэнергию в жилых помещениях - ее действия не противоречат положениям ЖК РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг.
Поскольку материалами дела установлено отсутствие письменного договора энергоснабжения в спорный период между ОАО "Барнаульская горэлектросеть" и управляющей организацией, в силу статьи 540 ГК РФ каждым жителем многоквартирного жилого дома с момента первого фактического подключения абонента заключен договор энергоснабжения жилого помещения с ОАО "Барнаульская горэлектросеть". Этот договор заключен на неопределенный срок.
Судом, кроме того, установлено, что оплата коммунальных услуг за электроснабжение на ОДН производилась жителями непосредственно в управляющую компанию, а не в ресурсоснабжающую организацию.
Заявитель не направлял платежные документы на оплату коммунальных услуг "электроснабжение ОДН" жителям многоквартирных домов N 5 по ул. Малахова и N 34 по ул. 40 лет Октября в городе Барнауле.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из лицевых счетов за период с 01.11.2012 по 23.06.2014, расчетными ведомостями за период с 01.05.2013 по 30.11.2013, счет-фактурами от 30.06.2013, 31.07.2013, 31.08.2013, 30.09.2013, 31.10.2013, 30.11.2013.
Иных доказательств Инспекцией в материалы дела не представлено.
Таким образом, нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым предписанием заключается в том, что установленным в нем ограничением предъявлять платежные документы за отпущенную электроэнергию жителям домов, с которыми имеются фактически сложившиеся договорные отношения, обществу запрещается получать денежные средства напрямую от потребителя, за тот ресурс, собственником которого оно является.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание является незаконным, нарушает права и интересы общества и подлежит признанию недействительным.
Поскольку апеллянтом не опровергнуты выводы суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.12.2014 по делу N А03-5523/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.03.2015 N 07АП-637/2015 ПО ДЕЛУ N А03-5523/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2015 г. по делу N А03-5523/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2015 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Павлюк Т.В., Ходыревой Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Тишиной И.А. по дов. от 20.12.2014,
от заинтересованного лица: без участия,
от третьего лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственной инспекции Алтайского края на решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.12.2014 по делу N А03-5523/2014 (судья Ильичева Л.Ю.) по заявлению открытого акционерного общества "Барнаульская горэлектросеть" (ИНН 2221008019, ОГРН 1022200903383), г. Барнаул, к Государственной инспекции Алтайского края, г. Барнаул, о признании незаконным предписания от 14.02.2014 N 11-08/179, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Октябрьский", г. Барнаул,
установил:
Открытое акционерное общество "Барнаульская горэлектросеть" (далее - ОАО "Барнаульская горэлектросеть", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее - Инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 14.02.2014 N 11-08/179.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Октябрьский" (далее - ООО УК "Октябрьский").
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.12.2014 заявленные требования удовлетворены - суд признал незаконным и отменил предписание Государственной инспекции Алтайского края от 14.02.2014 N 11-08/179.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что отсутствие у ООО "Барнаульская горэлектросеть" письменного договора с управляющей организацией является основанием для обращения в суд с понуждением к его заключению, при этом начисление платы за коммунальные услуги должна производить только управляющая организация; ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку не управляет домом, в связи с чем не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
ОАО "Барнаульская горэлектросеть" в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным.
ООО УК "Октябрьский" в отзыве поддерживает позицию апеллянта.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного и третьего лиц.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поддержав доводы отзыва.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.02.2014 уполномоченным должностным лицом Инспекции на основании приказа заместителя руководителя Государственной инспекции Алтайского края от 17.01.2014 N 11-12/391, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Барнаульская горэлектросеть".
Поводом для проведения проверки послужили поступившие обращения жителей многоквартирных домов по улице 40 лет Октября, 34, и улице Малахова, 5, в городе Барнауле, о получении в ноябре 2013 года квитанций на оплату коммунальных услуг по электроснабжению как от управляющей организации - ООО "УК "Октябрьский", так и от ресурсоснабжающей организации - ОАО "Барнаульская горэлектросеть".
В ходе проверки установлено, что ОАО "Барнаульская горэлектросеть", не являясь исполнителем коммунальных услуг, в нарушении части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) направляло платежные документы жителям многоквартирных домов по улице 40 лет Октября, 34 и улице Малахова, 5 в городе Барнауле за индивидуальное электроснабжение и электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды (далее - ОДН) за ноябрь 2013 года.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 14.02.2014 N 11-09/453.
14.02.2014 обществу выдано предписание N 11-08/179 об устранении выявленных нарушений, при этом ОАО "Барнаульская горэлектросеть" предписано не предъявлять жителям многоквартирных домов платежные документы за индивидуальное электроснабжение и электроснабжение на ОДН.
Не согласившись с указанным предписанием, ОАО "Барнаульская горэлектросеть" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 12 статьи 161 Кодекса установлено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регламентированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В силу пункта 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заточенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", не предусмотрена возможность оказания коммунальных услуг по снабжению электрической энергией управляющей организацией в отсутствие заключенного с ресурсоснабжающей организацией договора поставки соответствующего коммунального ресурса (пункт 4).
Материалами дела подтверждается, что ОАО "Барнаульская горэлектросеть" является гарантирующим поставщиком электроэнергии, то есть организацией, на которую возложены обязанности в соответствии с Федеральным законом N 35-ФЗ от 26.03.2003 года "Об электроэнергетике", или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Инспекцией в ходе проведения проверки установлено, что ООО "УК "Октябрьский" на основании договоров управления от 17.09.2012, 09.01.2013 является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по улице 40 лет Октября, 34 и улице Малахова, 5 и осуществляет, в том числе предоставление жилищно-коммунальных услуг собственникам указанных домов, в состав которых также входит и подача потребителям электроэнергии.
В соответствии с пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Пунктом 4 Правил N 124 установлено, что управляющая организация, обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Судом установлено, что на момент проверки договор о приобретении коммунального ресурса - электрической энергии между управляющей организацией - ООО УК "Октябрьский" и ресурсоснабжающей организацией - ОАО "Барнаульская горэлектросеть" не заключен.
При отсутствии заключенного договора энергоснабжения фактически сложились отношения, при которых до ноября 2013 года ОАО "Барнаульская горэлектросеть" направляло жильцам многоквартирных жилых домов квитанции с указанием стоимости услуг по электроснабжению в жилых помещениях, соответственно, жильцы вносили плату за потребляемую энергию в ресурсоснабжающую организацию.
Кроме того, квитанции за потребленную энергию на ОДН формировались управляющими организациями и направлялись жильцам многоквартирных домов, которые оплачивали указанные квитанции, при этом оплата вносилась непосредственно в управляющую организацию.
В ноябре 2013 года ООО "УК "Октябрьский" включило в состав платежного документа услугу по электроснабжению в жилых помещениях и направило в адрес жителей многоквартирных домов для оплаты.
Следовательно, за ноябрь 2013 года жители многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Октябрьский" получили две квитанции по оплате электроэнергии, потребленной в жилых помещениях.
Данные обстоятельства послужили основанием для проведения Инспекцией внеплановой документарной проверки в отношении ОАО "Барнаульская горэлектросеть".
В статье 161 ЖК РФ указано, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Кодекса (часть 12).
Таким образом, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами, в том числе указанными в оспариваемом заявителем пункте 14, в связи с чем предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что при отсутствии у ООО "УК "Октябрьский" договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, управляющая компания не может быть признана исполнителем данной коммунальной услуги.
Вывод суда о возможности и законности прямых договорных отношений ОАО "Барнаульская горэлектросеть" с потребителями коммунальных услуг в многоквартирных домах при наличии управляющей компании подтвержден судебной практикой (Определение от 03.04.2014 N АПЛ14-99 Верховного Суда Российской Федерации, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2014 N АКПИ13-1207, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2013 N АКПИ13-1049, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2013 N АКПИ13-1049, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2014 N АКПИ14-470).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (пункт 1 статьи 540 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
То есть, в случае отсутствия договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией договор считается заключенным между абонентом и ресурсоснабжающей организацией, которой должна поступать плата за поставленную электроэнергию в соответствии с данными приборов учета.
Следовательно, ОАО "Барнаульская горэлектросеть" имела правовые основания для начисления платы напрямую жителям многоквартирных домов за потребленную электроэнергию в жилых помещениях - ее действия не противоречат положениям ЖК РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг.
Поскольку материалами дела установлено отсутствие письменного договора энергоснабжения в спорный период между ОАО "Барнаульская горэлектросеть" и управляющей организацией, в силу статьи 540 ГК РФ каждым жителем многоквартирного жилого дома с момента первого фактического подключения абонента заключен договор энергоснабжения жилого помещения с ОАО "Барнаульская горэлектросеть". Этот договор заключен на неопределенный срок.
Судом, кроме того, установлено, что оплата коммунальных услуг за электроснабжение на ОДН производилась жителями непосредственно в управляющую компанию, а не в ресурсоснабжающую организацию.
Заявитель не направлял платежные документы на оплату коммунальных услуг "электроснабжение ОДН" жителям многоквартирных домов N 5 по ул. Малахова и N 34 по ул. 40 лет Октября в городе Барнауле.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из лицевых счетов за период с 01.11.2012 по 23.06.2014, расчетными ведомостями за период с 01.05.2013 по 30.11.2013, счет-фактурами от 30.06.2013, 31.07.2013, 31.08.2013, 30.09.2013, 31.10.2013, 30.11.2013.
Иных доказательств Инспекцией в материалы дела не представлено.
Таким образом, нарушение прав и законных интересов заявителя оспариваемым предписанием заключается в том, что установленным в нем ограничением предъявлять платежные документы за отпущенную электроэнергию жителям домов, с которыми имеются фактически сложившиеся договорные отношения, обществу запрещается получать денежные средства напрямую от потребителя, за тот ресурс, собственником которого оно является.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание является незаконным, нарушает права и интересы общества и подлежит признанию недействительным.
Поскольку апеллянтом не опровергнуты выводы суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.12.2014 по делу N А03-5523/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
Т.В.ПАВЛЮК
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)