Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Павлова И.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.
судей Аверченко Д.Г., Мариуца О.Г.
при секретаре К.О.М.,
рассмотрев в судебном заседании от 02 апреля 2014 года апелляционные жалобы К.А.В., К.С.А., С.Р., Ж., Т., А., Е., М.Е., М.Т., М.С., К.С.А.,
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 01 июля 2013 года и дополнительное решение от 13 декабря 2013 года по делу по иску Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области к К.А.В. <данные изъяты>, К.С.А. <данные изъяты>, К.Н.И. <данные изъяты>, К.Р.В. <данные изъяты>, С.Р. <данные изъяты>, С.И. <данные изъяты>, К.Д.В. <данные изъяты>, К.В.С. <данные изъяты>, П. <данные изъяты>, М.Л. <данные изъяты>, Л. <данные изъяты>, Ж. <данные изъяты>, Т. <данные изъяты>, Н. <данные изъяты>, А. <данные изъяты>, Е. <данные изъяты>, М.Е. <данные изъяты>, Ш.О. <данные изъяты>, К.Н.А. <данные изъяты>, Щ. <данные изъяты>, М.Т. <данные изъяты>, М.С. <данные изъяты>, Ш.А. <данные изъяты> о сносе самовольной постройки,
заслушав доклад судьи Аверченко Д.Г., объяснения представителя Администрации городского поселения Одинцово С.Е., Н., М.Л., К.С.А., К.Н.В., представляющей интересы Т., М.Е., К.А.В., Ж., С.Р., А., Е., К.С.А.,
Администрация городского поселения Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в суд с иском к ответчикам о сносе самовольной постройки - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Иск мотивирован тем, что спорный многоквартирный дом возведен без разрешения на строительство, на земельном участке с целевым назначением для индивидуального жилого строительства, в зоне малоэтажной застройки, без возможности подключения к центральным системам водоснабжения и канализования. С грубым нарушением градостроительного законодательства, а также норм и правил технологии строительства объектов (Градостроительный кодексом РФ, СНиП 2.08.01-89, СП 30-102-99, СНиП 2.07.01-89, СНиП 31-02-2001 и др.).
К.А.В., К.С.А., К.Н.И., К.Р.В., С.Р., С.И., К.Д.В., К.В.С., П., М.Л., Л., Т., А., Е., М.Е., Ш.О., К.Н.А., Щ., М.Т., М.С. в судебное заседание не явились.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения иска, указав, что генеральный план городского поселения не утвержден, план застройки не утвержден, ответчики являются ненадлежащими, так в соответствии со ст. 222 ГК РФ иски о сносе самовольной постройки предъявляются не к собственнику, а застройщику. Для некоторых собственников, этот жилой дом является единственным местом жительства в Российской Федерации, люди приобретали квартиры для личного проживания, две семьи реально проживают в доме. Администрация препятствует в изменении целевого назначения земельного участка. Дом стоит в 20 метрах от администрации, строился на глазах администрации и та с 2008 года не ставила вопрос о неправомерности его возведения или его сносе, истцом не доказано, что самовольная постройка несет угрозу жизни и здоровью граждан, само по себе отсутствие разрешения на строительство не служит основанием к сносу существующего объекта, права на который в установленном законом порядке зарегистрированы. Жилое строение возведено в зоне жилой застройки в соответствии с правилами застройки города Одинцово, утвержденными Постановлением N 931 от 03.10.2012 года. Так согласно пункту 1.2. минимальная площадь земельных участков для размещения индивидуального жилого дома - 600 кв. м, для размещения объектов иных видов разрешенного использования, настоящем подразделом не устанавливается. Максимальное количество этажей - 3, высота строения - 12 метров, минимальные отступы от границ земельных участков зданий, сооружений - 3 метра, не менее 3 метров от границ соседних земельных участок, 5 м от красной линии улицы, 3 м от красной линии проездов, % застройки участка не более 40%.
Ответчики считают что, данным иском нарушаются их конституционные права как собственников земельного участка, а истцом не доказано нарушение его прав и свобод возведением строения, пропущен срок исковой давности установленный ст. 199 ГК РФ, в связи с чем просили в иске отказать.
Представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области по доверенности Б. в судебное заседание явилась, иск администрации поддержала, представила письменный отзыв, из которого следует, что земельный участок к.н. <данные изъяты>, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> предназначен "для индивидуального жилищного строительства" и расположен в сложившейся дер. Глазынино. Территория дер. Глазынино - сложившаяся застройка, представленная земельными участками для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства с возведенными на них одно- двухэтажными одноквартирными жилыми домами.
Учитывая вид разрешенного использования земельного участка, на нем допустимо возводить одноквартирный жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (СП 55.13330.2011, п. З ст. 48 ГрК РФ, п. 1 ст. 49 ГрК РФ).
Представителями Управления архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района 31.10.2011 г., 11.10.2012 г., 28.03.2013 г. осуществлены выезды на земельный участок по адресу: <данные изъяты>, с осмотром возведенного на нем здания, в результате которых установлено, что на земельном участке к.н. <данные изъяты> возведен 4-этажный многоквартирный жилой дом (Предписание от 11.10.2012 г.).
Правообладатели земельного участка в Управление архитектуры градостроительства не обращались, т.е. не предпринимали надлежащих действий, направленных на легализацию самовольной постройки и соблюдение градостроительного законодательства.
Учитывая, что спорный объект фактически является многоквартирным жилым домом, то в соответствии с положением ст. 48, 49, 52, 54, 55 ГрК РФ строительство подобных объектов в обязательном порядке должно осуществляться специализированными организациями, имеющими свидетельство СРО, на основании проектной документации, прошедшей экспертизу, под надзором ГОССТРОЙНАДЗОРА (уполномоченный орган).
Однако, как следует из ответа Главгосстройнадзора Московской области от 18.02.2013 г. N Ж-59/31 (т. 2 л.д. 24) и Предписания Главгосстройнадзора Московской области N 44и от 16.11.2011 г. (т. 2 л.д. 25) застройщик с извещением о начале строительства объекта в органы государственного строительного надзора не обращался, государственный строительный надзор за строительством объекта на указанном земельном участке не осуществлялся. Объект не эксплуатировался с 2008 г., находится в заброшенном состоянии, не обеспечена сохранность строительных конструкций. По данным Управления площадь застройки спорного объекта фактически составляет 483,3 кв. м, т.е. 40,3% площади участка к.н. <данные изъяты> (в соответствии с СП 42.13330.2011 Приложение Г (обязательное) площадь застройки приусадебных земельных участков не должна превышать 20%, а значит должна составлять 240 кв. м), т.е. площадь застройки спорного объекта значительно превышает показатели установленные СП 42.13330.2011 Приложение Г (обязательное); по данным БТИ следует, что фактически площадь спорного объекта составляет 1193,8 кв. м, следовательно фактический коэффициент плотности территории составляет 0,9, т.е. значительно превышает нормативный предельный показатель плотности (в соответствии с СП 42.13330.2011 Приложение Г (обязательное) коэффициент плотности приусадебных земельных участков не должен превышать 0,4, следовательно нарушение в 2,3 раза); при возведении спорного строения нарушены требования инсоляции (нарушение СП 42.13330.2011, СанПиН 2.1.2.2645-10); по результатам линейных замеров установлены нарушения противопожарных расстояний между спорным строением и жилыми домами, расположенными на соседних участках - 6,1 м между спорным строением и домом, расположенным на земельном участке 49 и 4,2 м между спорной постройкой и домом, расположенном на земельном участке 50 (учитывая огнестойкость объектов, в соответствии с СП 4.13130.2009 "СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ. ОГРАНИЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЖАРА НА ОБЪЕКТАХ ЗАЩИТЫ. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ И КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ" противопожарное расстояние должно быть не менее 8,0 м); по данным выезда водоснабжение и канализование 4-этажного жилого дома отсутствует (в соответствии с СП 54.133330.2011, СанПиН 2.1.2.2645-10, Письмо Роспотребнадзора от N 01/5702-12-24 от 21.05.2012 г., Письмо Роспотребнадзора от N 10-25/1470 от 11.05.2012 г.) должно быть только централизованное канализование и водоснабжение). К центральным сетям водоснабжения и канализации объекты не подключены. Ближайшее место врезки к сети водопровода на расстоянии не менее 700 м, отсутствует теплоснабжение спорного строения; отсутствует электроснабжение спорного строения необходимого в объеме необходимом для многоквартирного жилого дома; при визуальном обследовании дома выявлены повреждения конструкций, отсутствует часть фасадной облицовки, образование трещин в стенах и перекрытиях, пароизоляционная пленка в конструкции стен имеет прорывы, стыки не проклеены, зафиксированы дефекты кладки, в фундаменте бетон пористый и неоднородный, что так же подтверждается данными экспертизы (т. 2 л.д. 122, 132 - 139) (нарушения СП 54.13330.2011 (СНиП 31-01-2003) "Здания жилые многоквартирные"). Так как качество строительно-монтажных работ в доме не соответствуют требованиям нормативно-технических документов, предъявляемых для жилых зданий возникают сомнения в долговечности и ремонтопригодности дома (нарушения СП 54.13330.2011 (СНиП 31-01-2003) "Здания жилые многоквартирные"). Учитывая площадь застройки, отсутствует возможность организации в границах участка придомовой территории с размещением площадок для парковки автомобилей, для игр детей, занятий спортом и отдыхом взрослого населения, а также для размещения мусорных контейнеров (нарушение СП 30-102-99, СанПиН 2.1.2.2645-10).
Автомобильная стоянка (открытая площадка, предназначенная для хранения или парковки автомобилей (СП 42.13330.2011) должна быть размещена в пределах отведенного земельного участка с учетом 100 процентной обеспеченностью машино-местами (требование СП 30-102-99). Поскольку расстояние от автостоянки до жилья должно быть не менее 15 м, учитывая количество квартир (23), отсутствует требуемая площадь для ее организации (в соответствии с СП 42.13330.2011 "Планировка и застройка городских и сельских поселений").
Необходимо отметить, что с юга и востока земельный участок, на котором расположен спорный объект граничит с земельными участками, относящимися к землям общего пользования - деревенский проезд, которые в рамках п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежат приватизации, а, следовательно, организовать необходимую стоянку для автомобилей с соблюдением действующего законодательства, норм и правил не представляется возможным.
Мусорные контейнеры должны размещаться от жилья на расстоянии не менее 20,0 м (СанПиН 2.1.2.2645-10). Так как максимальное расстояние от спорного объекта до границ земельного участка (по данным Управления) составляет 9,5 м, то разместить контейнеры в соответствии с действующими нормами и правилами невозможно.
Проживание в подобных помещениях несет потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан (дома строятся с нарушением требований технических регламентов и СП).
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 01 июля 2013 года с учетом дополнительного решения от 13 декабря 2013 года иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционных жалобах К.А.В., К.С.А., С.Р., Ж., Т., А., Е., М.Е., М.Т., М.С., К.С.А. просят решение и дополнительного решение суда отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку дело рассмотрено без надлежащего извещения М.Т., М.С., что является безусловным основанием для отмены решения суда, определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчики, Н., М.Л. и К.С.А., в судебном заседании - заявленные исковые требования не признали.
Представитель ответчиков К.Н.В. заявленные исковые требования не признала.
Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГсК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГсК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 ГсК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 ГсК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 ГсК РФ, статья 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Понятие многоквартирного дома дано в п. 6 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" - это совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Из материалов дела следует, что ответчики являются долевыми собственниками земельного участка К N 50:20:0020402:0154 площадью 1193,8 кв. м с назначением объекта: земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Мамоновский, д. Глазынино, уч. 49, ГП (т. 1, л.д. 8 - 13, 14 - 17, 235 - 241).
Из материалов дела следует, что ответчики не являются членами одной семьи, родственных связей не имеют.
Из представленного технического паспорта ГУП МО МОБТИ (т. 1, л.д. 64 - 76), по состоянию на 11.01.2008 год жилой дом по адресу: <данные изъяты>, ГП общей площадью 1193,8 кв. м, в том числе жилой 550,5 кв. м построен в 2007 году без разрешения на строительство, имеет три этажа, 15 кухонь.
По проекту дом должен отапливаться газовыми котлами, от существующего газопровода, водоснабжение от существующего колодца, канализация - индивидуальные локальные очистные сооружения, в перспективе подключение к канализационным сетям, утилизация мусора в металлические контейнера, посредством заключения договора на вывоз мусора. Данный проект разработан в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. Предусмотрена установка ЛОК "Топас-7" (т. 1 л.д. 201 - 241).
На основании ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилье и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с действующим градостроительным законодательством, строительство жилых домов осуществляется в городах, рабочих поселках, в сельской местности на земельных участках, которые отводятся в установленном порядке и размерах, по надлежаще утвержденным проектам и в соответствии с разрешением на строительство, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса.
Статья 42 ЗК РФ носит императивный характер и разрешает использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Несмотря на требования указанных норм права, при рассмотрении данного спора стороной ответчиков не представлено суду доказательств, свидетельствующих о выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке для индивидуального жилищного строительства многоквартирного жилого дома.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за исполнением земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
11.10.2012 г. Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области проведены мероприятия по осуществлению земельного контроля на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты>, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. В результате проведенной проверки установлено, что на вышеуказанном земельном участке возведен объект капитального строительства, имеющий вид одноподъездного трехэтажного многоквартирного жилого дома. Внутри объект разделен на изолированные помещения квартирного типа. Разрешение на строительство отсутствует. Возможность подключения к центральным системам водоснабжения и канализования отсутствуют.
Указанные выше обстоятельства ответчиками в ходе судебного разбирательства не опровергнуты. Более того в признавали, что на земельном участке ответчиков расположен многоквартирный жилой дом, приобретенный ими у застройщика Ш.О. в виде отдельных квартир.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. ст. 56, 67, 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия, с учетом планировки дома, количества кухонь и представленного проекта жилого дома, приходит к выводу, что спорный дом является многоквартирным.
Относительно заявления ответчиков о пропуске администрацией срока исковой давности необходимо отметить, что на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.
Статья 11 ГК РФ устанавливает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке. В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Иск о сносе созданной с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил или без получения необходимых разрешений самовольной постройки, сохранение которой нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, рассматривается по правилам гражданского судопроизводства. Однако такой иск не направлен на защиту гражданских прав конкретного лица. Поскольку иск о сносе предъявлялся с целью пресечения нарушения конституционных прав человека и гражданина, в частности, права на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), устранения существующей угрозы жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 ГК РФ), а также приведения застройки в соответствие с получившими признание в законе требованиями обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций, требованиями сохранения особо охраняемых природных территорий и т.п.
Так как предъявление иска о сносе самовольной постройки в данном случае связано не с нарушением гражданского права конкретного лица, а с устранением постоянной угрозы, которую создает сохранение постройки, установленные ГК РФ правила об исковой давности применению не подлежат.
Согласно разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Сторона ответчиков подтвердила в ходе рассмотрения дела в суде, что после приобретения квартир в многоквартирном жилом доме принимались меры к легализации жилого дома и доведения его до состояния пригодного для проживания - обеспечение дома инженерными коммуникациями
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. ст. 56, 67, 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт возведения самовольного многоквартирного дома на земельного участке для индивидуального жилого строительства.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в полном объеме с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 01 июля 2013 года и дополнительное решение от 13 декабря 2013 года отменить,
обязать К.А.В. <данные изъяты>, К.С.А. <данные изъяты>, К.Н.И. <данные изъяты>, К.Р.В. <данные изъяты>, С.Р. <данные изъяты>, С.И. <данные изъяты>, К.Д.В. <данные изъяты>, К.В.С. <данные изъяты>, П. <данные изъяты>, М.Л. <данные изъяты>, Л. <данные изъяты>, Ж. <данные изъяты>, Т. <данные изъяты>, Н. <данные изъяты>, А. <данные изъяты>, Е. <данные изъяты>, М.Е. <данные изъяты>, Ш.О. <данные изъяты>, К.Н.А. <данные изъяты>, Щ. <данные изъяты>, М.Т. <данные изъяты>, М.С. <данные изъяты>, Ш.А. <данные изъяты> осуществить в срок до 31 июля 2014 года снос самовольной постройки, расположенной на земельном участке по адресу: <данные изъяты>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3589/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2014 г. по делу N 33-3589/2014
Судья: Павлова И.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.
судей Аверченко Д.Г., Мариуца О.Г.
при секретаре К.О.М.,
рассмотрев в судебном заседании от 02 апреля 2014 года апелляционные жалобы К.А.В., К.С.А., С.Р., Ж., Т., А., Е., М.Е., М.Т., М.С., К.С.А.,
на решение Одинцовского городского суда Московской области от 01 июля 2013 года и дополнительное решение от 13 декабря 2013 года по делу по иску Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области к К.А.В. <данные изъяты>, К.С.А. <данные изъяты>, К.Н.И. <данные изъяты>, К.Р.В. <данные изъяты>, С.Р. <данные изъяты>, С.И. <данные изъяты>, К.Д.В. <данные изъяты>, К.В.С. <данные изъяты>, П. <данные изъяты>, М.Л. <данные изъяты>, Л. <данные изъяты>, Ж. <данные изъяты>, Т. <данные изъяты>, Н. <данные изъяты>, А. <данные изъяты>, Е. <данные изъяты>, М.Е. <данные изъяты>, Ш.О. <данные изъяты>, К.Н.А. <данные изъяты>, Щ. <данные изъяты>, М.Т. <данные изъяты>, М.С. <данные изъяты>, Ш.А. <данные изъяты> о сносе самовольной постройки,
заслушав доклад судьи Аверченко Д.Г., объяснения представителя Администрации городского поселения Одинцово С.Е., Н., М.Л., К.С.А., К.Н.В., представляющей интересы Т., М.Е., К.А.В., Ж., С.Р., А., Е., К.С.А.,
установила:
Администрация городского поселения Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в суд с иском к ответчикам о сносе самовольной постройки - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Иск мотивирован тем, что спорный многоквартирный дом возведен без разрешения на строительство, на земельном участке с целевым назначением для индивидуального жилого строительства, в зоне малоэтажной застройки, без возможности подключения к центральным системам водоснабжения и канализования. С грубым нарушением градостроительного законодательства, а также норм и правил технологии строительства объектов (Градостроительный кодексом РФ, СНиП 2.08.01-89, СП 30-102-99, СНиП 2.07.01-89, СНиП 31-02-2001 и др.).
К.А.В., К.С.А., К.Н.И., К.Р.В., С.Р., С.И., К.Д.В., К.В.С., П., М.Л., Л., Т., А., Е., М.Е., Ш.О., К.Н.А., Щ., М.Т., М.С. в судебное заседание не явились.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения иска, указав, что генеральный план городского поселения не утвержден, план застройки не утвержден, ответчики являются ненадлежащими, так в соответствии со ст. 222 ГК РФ иски о сносе самовольной постройки предъявляются не к собственнику, а застройщику. Для некоторых собственников, этот жилой дом является единственным местом жительства в Российской Федерации, люди приобретали квартиры для личного проживания, две семьи реально проживают в доме. Администрация препятствует в изменении целевого назначения земельного участка. Дом стоит в 20 метрах от администрации, строился на глазах администрации и та с 2008 года не ставила вопрос о неправомерности его возведения или его сносе, истцом не доказано, что самовольная постройка несет угрозу жизни и здоровью граждан, само по себе отсутствие разрешения на строительство не служит основанием к сносу существующего объекта, права на который в установленном законом порядке зарегистрированы. Жилое строение возведено в зоне жилой застройки в соответствии с правилами застройки города Одинцово, утвержденными Постановлением N 931 от 03.10.2012 года. Так согласно пункту 1.2. минимальная площадь земельных участков для размещения индивидуального жилого дома - 600 кв. м, для размещения объектов иных видов разрешенного использования, настоящем подразделом не устанавливается. Максимальное количество этажей - 3, высота строения - 12 метров, минимальные отступы от границ земельных участков зданий, сооружений - 3 метра, не менее 3 метров от границ соседних земельных участок, 5 м от красной линии улицы, 3 м от красной линии проездов, % застройки участка не более 40%.
Ответчики считают что, данным иском нарушаются их конституционные права как собственников земельного участка, а истцом не доказано нарушение его прав и свобод возведением строения, пропущен срок исковой давности установленный ст. 199 ГК РФ, в связи с чем просили в иске отказать.
Представитель третьего лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района Московской области по доверенности Б. в судебное заседание явилась, иск администрации поддержала, представила письменный отзыв, из которого следует, что земельный участок к.н. <данные изъяты>, расположенный по адресу: МО <данные изъяты> предназначен "для индивидуального жилищного строительства" и расположен в сложившейся дер. Глазынино. Территория дер. Глазынино - сложившаяся застройка, представленная земельными участками для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства с возведенными на них одно- двухэтажными одноквартирными жилыми домами.
Учитывая вид разрешенного использования земельного участка, на нем допустимо возводить одноквартирный жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (СП 55.13330.2011, п. З ст. 48 ГрК РФ, п. 1 ст. 49 ГрК РФ).
Представителями Управления архитектуры и градостроительства Администрации Одинцовского муниципального района 31.10.2011 г., 11.10.2012 г., 28.03.2013 г. осуществлены выезды на земельный участок по адресу: <данные изъяты>, с осмотром возведенного на нем здания, в результате которых установлено, что на земельном участке к.н. <данные изъяты> возведен 4-этажный многоквартирный жилой дом (Предписание от 11.10.2012 г.).
Правообладатели земельного участка в Управление архитектуры градостроительства не обращались, т.е. не предпринимали надлежащих действий, направленных на легализацию самовольной постройки и соблюдение градостроительного законодательства.
Учитывая, что спорный объект фактически является многоквартирным жилым домом, то в соответствии с положением ст. 48, 49, 52, 54, 55 ГрК РФ строительство подобных объектов в обязательном порядке должно осуществляться специализированными организациями, имеющими свидетельство СРО, на основании проектной документации, прошедшей экспертизу, под надзором ГОССТРОЙНАДЗОРА (уполномоченный орган).
Однако, как следует из ответа Главгосстройнадзора Московской области от 18.02.2013 г. N Ж-59/31 (т. 2 л.д. 24) и Предписания Главгосстройнадзора Московской области N 44и от 16.11.2011 г. (т. 2 л.д. 25) застройщик с извещением о начале строительства объекта в органы государственного строительного надзора не обращался, государственный строительный надзор за строительством объекта на указанном земельном участке не осуществлялся. Объект не эксплуатировался с 2008 г., находится в заброшенном состоянии, не обеспечена сохранность строительных конструкций. По данным Управления площадь застройки спорного объекта фактически составляет 483,3 кв. м, т.е. 40,3% площади участка к.н. <данные изъяты> (в соответствии с СП 42.13330.2011 Приложение Г (обязательное) площадь застройки приусадебных земельных участков не должна превышать 20%, а значит должна составлять 240 кв. м), т.е. площадь застройки спорного объекта значительно превышает показатели установленные СП 42.13330.2011 Приложение Г (обязательное); по данным БТИ следует, что фактически площадь спорного объекта составляет 1193,8 кв. м, следовательно фактический коэффициент плотности территории составляет 0,9, т.е. значительно превышает нормативный предельный показатель плотности (в соответствии с СП 42.13330.2011 Приложение Г (обязательное) коэффициент плотности приусадебных земельных участков не должен превышать 0,4, следовательно нарушение в 2,3 раза); при возведении спорного строения нарушены требования инсоляции (нарушение СП 42.13330.2011, СанПиН 2.1.2.2645-10); по результатам линейных замеров установлены нарушения противопожарных расстояний между спорным строением и жилыми домами, расположенными на соседних участках - 6,1 м между спорным строением и домом, расположенным на земельном участке 49 и 4,2 м между спорной постройкой и домом, расположенном на земельном участке 50 (учитывая огнестойкость объектов, в соответствии с СП 4.13130.2009 "СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ. ОГРАНИЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЖАРА НА ОБЪЕКТАХ ЗАЩИТЫ. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ И КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ" противопожарное расстояние должно быть не менее 8,0 м); по данным выезда водоснабжение и канализование 4-этажного жилого дома отсутствует (в соответствии с СП 54.133330.2011, СанПиН 2.1.2.2645-10, Письмо Роспотребнадзора от N 01/5702-12-24 от 21.05.2012 г., Письмо Роспотребнадзора от N 10-25/1470 от 11.05.2012 г.) должно быть только централизованное канализование и водоснабжение). К центральным сетям водоснабжения и канализации объекты не подключены. Ближайшее место врезки к сети водопровода на расстоянии не менее 700 м, отсутствует теплоснабжение спорного строения; отсутствует электроснабжение спорного строения необходимого в объеме необходимом для многоквартирного жилого дома; при визуальном обследовании дома выявлены повреждения конструкций, отсутствует часть фасадной облицовки, образование трещин в стенах и перекрытиях, пароизоляционная пленка в конструкции стен имеет прорывы, стыки не проклеены, зафиксированы дефекты кладки, в фундаменте бетон пористый и неоднородный, что так же подтверждается данными экспертизы (т. 2 л.д. 122, 132 - 139) (нарушения СП 54.13330.2011 (СНиП 31-01-2003) "Здания жилые многоквартирные"). Так как качество строительно-монтажных работ в доме не соответствуют требованиям нормативно-технических документов, предъявляемых для жилых зданий возникают сомнения в долговечности и ремонтопригодности дома (нарушения СП 54.13330.2011 (СНиП 31-01-2003) "Здания жилые многоквартирные"). Учитывая площадь застройки, отсутствует возможность организации в границах участка придомовой территории с размещением площадок для парковки автомобилей, для игр детей, занятий спортом и отдыхом взрослого населения, а также для размещения мусорных контейнеров (нарушение СП 30-102-99, СанПиН 2.1.2.2645-10).
Автомобильная стоянка (открытая площадка, предназначенная для хранения или парковки автомобилей (СП 42.13330.2011) должна быть размещена в пределах отведенного земельного участка с учетом 100 процентной обеспеченностью машино-местами (требование СП 30-102-99). Поскольку расстояние от автостоянки до жилья должно быть не менее 15 м, учитывая количество квартир (23), отсутствует требуемая площадь для ее организации (в соответствии с СП 42.13330.2011 "Планировка и застройка городских и сельских поселений").
Необходимо отметить, что с юга и востока земельный участок, на котором расположен спорный объект граничит с земельными участками, относящимися к землям общего пользования - деревенский проезд, которые в рамках п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежат приватизации, а, следовательно, организовать необходимую стоянку для автомобилей с соблюдением действующего законодательства, норм и правил не представляется возможным.
Мусорные контейнеры должны размещаться от жилья на расстоянии не менее 20,0 м (СанПиН 2.1.2.2645-10). Так как максимальное расстояние от спорного объекта до границ земельного участка (по данным Управления) составляет 9,5 м, то разместить контейнеры в соответствии с действующими нормами и правилами невозможно.
Проживание в подобных помещениях несет потенциальную угрозу для жизни и здоровья граждан (дома строятся с нарушением требований технических регламентов и СП).
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 01 июля 2013 года с учетом дополнительного решения от 13 декабря 2013 года иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционных жалобах К.А.В., К.С.А., С.Р., Ж., Т., А., Е., М.Е., М.Т., М.С., К.С.А. просят решение и дополнительного решение суда отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Поскольку дело рассмотрено без надлежащего извещения М.Т., М.С., что является безусловным основанием для отмены решения суда, определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчики, Н., М.Л. и К.С.А., в судебном заседании - заявленные исковые требования не признали.
Представитель ответчиков К.Н.В. заявленные исковые требования не признала.
Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГсК РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 ГсК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 ГсК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 37 ГсК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (статья 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (статьи 35 - 40 ГсК РФ, статья 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Понятие многоквартирного дома дано в п. 6 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" - это совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Из материалов дела следует, что ответчики являются долевыми собственниками земельного участка К N 50:20:0020402:0154 площадью 1193,8 кв. м с назначением объекта: земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Мамоновский, д. Глазынино, уч. 49, ГП (т. 1, л.д. 8 - 13, 14 - 17, 235 - 241).
Из материалов дела следует, что ответчики не являются членами одной семьи, родственных связей не имеют.
Из представленного технического паспорта ГУП МО МОБТИ (т. 1, л.д. 64 - 76), по состоянию на 11.01.2008 год жилой дом по адресу: <данные изъяты>, ГП общей площадью 1193,8 кв. м, в том числе жилой 550,5 кв. м построен в 2007 году без разрешения на строительство, имеет три этажа, 15 кухонь.
По проекту дом должен отапливаться газовыми котлами, от существующего газопровода, водоснабжение от существующего колодца, канализация - индивидуальные локальные очистные сооружения, в перспективе подключение к канализационным сетям, утилизация мусора в металлические контейнера, посредством заключения договора на вывоз мусора. Данный проект разработан в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. Предусмотрена установка ЛОК "Топас-7" (т. 1 л.д. 201 - 241).
На основании ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилье и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с действующим градостроительным законодательством, строительство жилых домов осуществляется в городах, рабочих поселках, в сельской местности на земельных участках, которые отводятся в установленном порядке и размерах, по надлежаще утвержденным проектам и в соответствии с разрешением на строительство, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса.
Статья 42 ЗК РФ носит императивный характер и разрешает использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Несмотря на требования указанных норм права, при рассмотрении данного спора стороной ответчиков не представлено суду доказательств, свидетельствующих о выдаче разрешения на строительство на указанном земельном участке для индивидуального жилищного строительства многоквартирного жилого дома.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за исполнением земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
11.10.2012 г. Администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области проведены мероприятия по осуществлению земельного контроля на земельном участке, расположенном по адресу: <данные изъяты>, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. В результате проведенной проверки установлено, что на вышеуказанном земельном участке возведен объект капитального строительства, имеющий вид одноподъездного трехэтажного многоквартирного жилого дома. Внутри объект разделен на изолированные помещения квартирного типа. Разрешение на строительство отсутствует. Возможность подключения к центральным системам водоснабжения и канализования отсутствуют.
Указанные выше обстоятельства ответчиками в ходе судебного разбирательства не опровергнуты. Более того в признавали, что на земельном участке ответчиков расположен многоквартирный жилой дом, приобретенный ими у застройщика Ш.О. в виде отдельных квартир.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. ст. 56, 67, 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия, с учетом планировки дома, количества кухонь и представленного проекта жилого дома, приходит к выводу, что спорный дом является многоквартирным.
Относительно заявления ответчиков о пропуске администрацией срока исковой давности необходимо отметить, что на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.
Статья 11 ГК РФ устанавливает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке. В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Иск о сносе созданной с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил или без получения необходимых разрешений самовольной постройки, сохранение которой нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан, рассматривается по правилам гражданского судопроизводства. Однако такой иск не направлен на защиту гражданских прав конкретного лица. Поскольку иск о сносе предъявлялся с целью пресечения нарушения конституционных прав человека и гражданина, в частности, права на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), устранения существующей угрозы жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 ГК РФ), а также приведения застройки в соответствие с получившими признание в законе требованиями обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций, требованиями сохранения особо охраняемых природных территорий и т.п.
Так как предъявление иска о сносе самовольной постройки в данном случае связано не с нарушением гражданского права конкретного лица, а с устранением постоянной угрозы, которую создает сохранение постройки, установленные ГК РФ правила об исковой давности применению не подлежат.
Согласно разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Сторона ответчиков подтвердила в ходе рассмотрения дела в суде, что после приобретения квартир в многоквартирном жилом доме принимались меры к легализации жилого дома и доведения его до состояния пригодного для проживания - обеспечение дома инженерными коммуникациями
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. ст. 56, 67, 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт возведения самовольного многоквартирного дома на земельного участке для индивидуального жилого строительства.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в полном объеме с вынесением нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 01 июля 2013 года и дополнительное решение от 13 декабря 2013 года отменить,
обязать К.А.В. <данные изъяты>, К.С.А. <данные изъяты>, К.Н.И. <данные изъяты>, К.Р.В. <данные изъяты>, С.Р. <данные изъяты>, С.И. <данные изъяты>, К.Д.В. <данные изъяты>, К.В.С. <данные изъяты>, П. <данные изъяты>, М.Л. <данные изъяты>, Л. <данные изъяты>, Ж. <данные изъяты>, Т. <данные изъяты>, Н. <данные изъяты>, А. <данные изъяты>, Е. <данные изъяты>, М.Е. <данные изъяты>, Ш.О. <данные изъяты>, К.Н.А. <данные изъяты>, Щ. <данные изъяты>, М.Т. <данные изъяты>, М.С. <данные изъяты>, Ш.А. <данные изъяты> осуществить в срок до 31 июля 2014 года снос самовольной постройки, расположенной на земельном участке по адресу: <данные изъяты>.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)