Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N 22-АПГ14-5

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N 22-АПГ14-5


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального унитарного предприятия "Владикавказские водопроводные сети" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 14 декабря 2012 г. N 67 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания" в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, приложение N 1, позиции N 1 - 12, по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия "Владикавказские водопроводные сети" на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 июля 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия "Владикавказские водопроводные сети" Даниловой И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

муниципальное унитарное предприятие "Владикавказские водопроводные сети" (далее - предприятие) обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - Служба по тарифам) от 14 декабря 2012 г. N 67 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания" в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, приложение N 1, позиции N 1 - 12.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 июля 2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
В судебное заседание не явились представители Службы по тарифам, Федеральной службы по тарифам, а также прокуратура Республики Северная Осетия-Алания, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя участвующего в деле лица, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Оспариваемым постановлением Служба по тарифам с 1 января 2013 г. утвердила нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению для населения Республики Северная Осетия-Алания сроком на три года согласно приложению N 1 к данному нормативному правовому акту.
Потребители коммунальных услуг классифицированы по группам исходя из степени благоустройства жилых домов: жилые дома оборудованные водопроводом, канализацией, ванной, с ЦГВС; жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, душ (без ванн), с ЦГВС; коммунальные квартиры, общежития, оборудованные водопроводом, общими душевыми, канализацией, с ЦГВС или водонагревателем; жилые дома, оборудованные водопроводом, канализированные и не канализированные, с ванной, с водонагревателем, с унитазом; жилые дома, оборудованные водопроводом, ванной, с водонагревателем, без канализации (наличие выгребной или поглощающей ямы), без унитаза; жилые дома, оборудованные водопроводом, канализированные и не канализированные, душ (без ванн), с водонагревателем, с унитазом; жилые дома, оборудованные водопроводом, с водонагревателем, без канализации (наличие выгребной или поглощающей ямы), душ (без ванн), без унитаза; жилые дома, оборудованные водопроводом, канализацией, без душа (без ванн), без ЦГВС (без водонагревателя); жилые дома, оборудованные водопроводом, без ванн, без душа, без канализации, кран в доме; жилые дома, оборудованные водопроводом, кран во дворе; жилые дома, с водопользованием, из уличных водоразборных колонок; норматив на общедомовые нужды (куб. м на 1 кв. м общей площади, входящей в состав общего имущества в многоквартирном доме).
При расчете указанных нормативов Служба по тарифам применила расчетный метод, использовав данные, полученные в результате анкетирования населения.
Предприятие является организацией, осуществляющей водоснабжение в г. Владикавказе Республики Северная Осетия-Алания.
По мнению заявителя, при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению Служба по тарифам неправомерно применила расчетный метод.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сделал вывод о правомерности применения расчетного метода, указав на отсутствие у органа регулирования данных приборного учета потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Согласно пункту 9 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций, ресурсоснабжающие организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода (пункт 19 Правил N 306).
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Согласно пункту 35 Правил N 306 для определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием приборов учета в многоквартирных домах или жилых домах, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Приборы учета должны быть утвержденного типа и прошедшими поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В силу пункта 36 Правил N 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
В отношении холодного и горячего водоснабжения показания приборов учета снимаются первого и последнего числа любого месяца отопительного периода (пункт 37 Правил N 306).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Служба по тарифам, обосновывая выбор метода установления нормативов потребления коммунальных услуг, указала, что учтены данные, представленные организациями коммунального комплекса в сфере водоснабжения в 2012 году, в том числе сведения относительно количества домов, оснащенных приборами учета; количество воды, фиксируемое приборами учета, составляет всего лишь 5,43% в год от общего объема натуральных показателей и данное количество потребляет 12,31% населения.
Однако такие данные отсутствует в материалах дела, ссылки органа регулирования на количественные показатели документально не подтверждены, материалы надлежащего исследования указанной информации не представлены.
Вместе с тем при определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов.
Представленный органом регулирования расчет нормативов не содержит обоснования невозможности применения метода аналогов.
Доказательств направления соответствующих запросов, принятия иных мер для установления факта отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, Службой по тарифам также не представлено.
Кроме того, Служба по тарифам указала, что при применении расчетного метода ею проведено анкетирование по всем районам Республики Северная Осетия-Алания и принято к рассмотрению 862 анкеты, анализ которых позволил определить среднее количество процедур пользования водоразборным устройством в месяц на человека.
Формула расчета норматива потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях содержится в разделе II "Определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода" приложения N 1 к Правилам N 306.
Согласно пункту 23 названного раздела приложения N 1 к Правилам N 306 (в редакции, действовавшей на момент установления нормативов) при расчете суммарного расхода холодной и горячей воды в жилых помещениях одним из значений формулы является количество процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, которое определяется уполномоченным органом в том числе на основании экспертных оценок и статистических данных (формула 22).
Этот множитель также содержится в самой формуле норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилых помещениях (пункт 24, формула 23) и учитывается при расчете норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилых помещениях, поскольку последний в силу пункта 26 представляет собой разницу между суммарным расходом холодной и горячей воды в жилых помещениях, определяемым по формуле 22, и нормативом потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяемым по формуле 23.
Судебная коллегия отмечает, что использованные в расчетах значения, определенные по результатам анкетирования, документально не подтверждены и не обоснованы. Показатели, содержащиеся в таблице "Сводные данные по анкетированию" (приложение N 3 к расчету нормативов), не раскрывают проведенного анализа уполномоченным органом собранных по результатам анкетирования материалов. Судебная коллегия также отмечает, что такие материалы в деле отсутствуют.
В силу части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку Служба по тарифам не представила доказательств принятия достаточных мер для установления невозможности применения метода аналогов, не обосновала причины применения расчетного метода и, в свою очередь, не раскрыла заявленные ею исходные данные для его применения, Судебная коллегия считает, что постановление органа регулирования в оспариваемой части не соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 июля 2014 г. отменить, апелляционную жалобу региональной энергетической комиссии муниципального унитарного предприятия "Владикавказские водопроводные сети" - удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего определения постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 14 декабря 2012 г. N 67 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Северная Осетия-Алания" в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, приложение N 1, позиции N 1 - 12.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)