Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.12.2013 ПО ДЕЛУ N А42-5094/2012

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2013 г. по делу N А42-5094/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М., рассмотрев 11.12.2013 в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Кольского района Мурманской области и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.03.2013 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 (судьи Барканова Я.В., Горбик В.М., Жиляева Е.В.) по делу N А42-5094/2012,

установил:

Администрация Кольского района Мурманской области, место нахождения: 184381, Мурманская область, г. Кола, Советский пр., д. 50, ОГРН 1025100586830 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным решения от 10.05.2012 N 51/12-1-2559 федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, а также об обязании Кадастровой палаты принять решение об осуществлении кадастрового учета земельных участков на основании заявления от 11.04.2012 N 51-0-1-48/3001/2012-16.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены индивидуальный предприниматель Горулева Екатерина Федоровна, ОГРНИП 311519028000050, и Министерство имущественных отношений Мурманской области, место нахождения: 183025, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Тарана, д. 25, ОГРН 1025100866768 (далее - Министерство).
Решением от 22.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.07.2013, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит принятые судебные акты отменить, заявление удовлетворить.
Как указывает податель жалобы, Министерство не является землепользователем делимого земельного участка; согласия собственника земельного участка на его раздел не требуется; отсутствие согласия Министерства на раздел участка не являлось основанием для оспариваемого отказа.
В кассационной жалобе Кадастровая палата, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит принятые судебные акты отменить в части выводов судов о неправомерности отказа в осуществлении кадастрового учета по основаниям, приведенным в оспариваемом решении.
По мнению подателя жалобы, межевой план подготовлен с нарушением Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Требования).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.09.2012 муниципальному образованию "Кольский район" Мурманской области принадлежат на праве собственности часть здания (детская музыкальная школа) площадью 738,2 кв. м и часть здания (амбулатория) площадью 675,3 кв. м, расположенных по адресу: Мурманская обл., Кольский район, пос. Молочный, Совхозная ул., д. 7.
Эти объекты недвижимости находятся на земельном участке площадью 3623 (+ 42 кв. м) с кадастровым номером 51:01:0401007:4.
На основании заключенного Администрацией и предпринимателем Горулевой Е.Ф. муниципального контракта от 23.11.2011 N 289 на выполнение кадастровых работ предпринимателем подготовлен межевой план, предусматривающий раздел земельного участка с кадастровым номером 51:01:0401007:4 на два земельных участка площадью 1263 (+ 25 кв. м) и 2360 (+ 34) кв. м.
Администрация 11.04.2012 обратилась в Кадастровую палату с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с номерами 51:01:0401007:4:ЗУ1 и 51:01:0401007:4:ЗУ2, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 51:01:0401007:4, с приложением межевого плана.
Решением от 10.05.2012 Кадастровая палата отказала Администрации в осуществлении кадастрового учета земельных участков на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) со ссылкой на то, что представленный Администрацией межевой план не соответствует требованиям Закона о кадастре, поскольку в его составе отсутствует документ, на основании которого он подготовлен и представление которого необходимо в силу пунктов 23, 27, 37 Требований.
Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на то, что отказ в проведении государственного кадастрового учета участков нарушает ее права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды пришли к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права обстоятельств для признания оспариваемого отказа незаконным и отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды правильно применили статьи 1, 22, 23, 27, 38 Закона о кадастре, статьи 11, 27, 29, 30, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и сочли необоснованным отказ Кадастровой палаты в осуществлении кадастрового учета земельных участков со ссылкой на несоответствие представленного Администрацией межевого плана требованиям Закона о кадастре, а именно на отсутствие в составе межевого плана документа, на основании которого он подготовлен и представление которого необходимо в силу пунктов 23, 27, 37 Требований.
Вместе с тем суды, руководствуясь статьями 11, 27, 29 ЗК РФ и письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.10.2008 N Д23-671 "Об условиях образования земельных участков", обоснованно указали, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Судами установлено, что с 01.01.2012 Мурманской областью приобретено право на использование земельного участка, занятого зданием амбулатории, расположенной в доме N 7 по Совхозной ул. в пос. Молочный Кольского района Мурманской области. Следовательно, суды правильно указали на то, что необходимым условием раздела земельного участка с кадастровым номером 51:01:0401007:4 в соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ является наличие в письменной форме согласия его землепользователя - Мурманской области.
Довод Администрации о том, что Министерство не является землепользователем земельного участка, отклонен судами со ссылкой на пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с названной нормой решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанные в названной части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни (абзац 21 части 11 статьи 154).
Как следует из материалов дела, письмом от 10.01.2013 Министерство отказалось согласовать раздел земельного участка.
Довод жалобы о том, что отсутствие согласия Министерства на раздел участка не являлось основанием для оспариваемого отказа, не принимается кассационной инстанцией в качестве основания для отмены судебных актов. Суды правомерно указали на то, что права Администрации оспариваемым решением не нарушены, поскольку основания проведения кадастрового учета без наличия согласования раздела земельного участка с Мурманской областью у органа кадастрового учета отсутствовали.
Довод Кадастровой палаты о том, что межевой план подготовлен с нарушением Требований, недостаточно обоснован и не содержит ссылок на федеральный закон, требующий в данном случае представления каких-либо конкретных документов, указанных в пункте 23 Требований.
Оснований для иной оценки обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, равно как и для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.03.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2013 по делу N А42-5094/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы администрации Кольского района Мурманской области и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Г.М.РУДНИЦКИЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)