Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от заявителя - закрытого акционерного общества "Градсервис" (г. Тула, ОГРН 1127154013216, ИНН 7105515610) - Асатряна Н.А. (доверенность от 10.07.2013), от заинтересованного лица - Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы (г. Тула, ОГРН 1077106005943, ИНН 7106076980) - Богмы А.Е. (доверенность от 02.02.2015), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Градсервис" на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2014 по делу N А68-9606/2014 (судья Рыжикова Н.А.),
установил:
следующее.
Закрытое акционерное общество "Градсервис" (далее - ЗАО "Градсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы (далее - управление, административный орган) от 21.08.2014 N 269.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом и не нарушает права и законные интересы общества.
ЗАО "Градсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой полагает, что объекты проверки, указанные в оспариваемом предписании, не являются муниципальным жилищным фондом.
Общество указывает на неправомерную ссылку в оспариваемом предписании на нарушения пункта 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы", нормы которого не распространяются на придомовую территорию многоквартирного дома.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит отказать в ее удовлетворении, поскольку считает, что оспариваемое предписание полностью законно и обоснованно, не нарушает прав и законных интересов общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "Градсервис" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 6 по Театральному переулку города Тулы на основании договора управления многоквартирным домом от 16.12.2013 N 314-ГС/13, заключенного с собственниками помещений многоквартирного дома.
На основании распоряжения от 21.08.2014 N 314/2014 с целью всестороннего и объективного рассмотрения поступившего обращения гражданина, проживающего по адресу: <...>, по вопросу неудовлетворительного состояния асфальтового покрытия на придомовой территории многоквартирного дома, в отношении ЗАО "Градсервис" должностным лицом управления проведена выездная внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что асфальтовое покрытие на придомовой территории многоквартирного дома имеет сколы, выбоины, в некоторых местах отсутствует, что является нарушением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы".
По результатам проверки административным органом составлен акт от 21.08.2014 N 314/2014 и выдано предписание от 21.08.2014 N 269 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с выданным управлением предписанием, ЗАО "Градсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктами 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Кроме того, постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), согласно пункту 1.1 которых, данный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствие с пунктом 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком. В приложении N 7 к данным Правилам в перечне работ, относящихся к текущему ремонту, указан ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек.
Придомовая территория - это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути к входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. (пункт Б.33. "СП 59.13330.2012, Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-012001", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605).
Благоустройство придомовой территории, направленное на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории земельного участка многоквартирного дома, включает в себя укладку на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), улучшающего полезные свойства данной части земельного участка в соответствии с его функциональным назначением.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.2 договора N 314-ГС/13 управления многоквартирным домом от 16.12.2013 ЗАО "Градсервис" обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.
Приложением N 3 к договору N 314-ГС/13 управления многоквартирным домом от 16.12.2013 в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома включено благоустройство территории.
Земельный участок под указанным домом для эксплуатации многоквартирного жилого дома сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 71:30:030213:133.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ЗАО "Градсервис", осуществляя управление многоквартирным домом, обязано обеспечить надлежащее состояние асфальтового покрытия придомовой территории.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В пункте 3 ГОСТ Р 50597-93 закреплено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Как усматривается из акта проверки от 21.08.2014, асфальтовое покрытие на придомовой территории многоквартирного дома имеет сколы, выбоины, в некоторых местах отсутствует.
В пункте 17 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда к внешнему благоустройству отнесены ремонт и восстановление разрушенных участков и тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок и навесов для контейнеров - мусоросборников.
Следовательно, как обоснованно заключил суд первой инстанции, ремонт и восстановление разрушенного асфальтового покрытия придомовой территории многоквартирного жилого дома в данном случае относится к обязанностям управляющей компании.
Как следует из статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.
Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4).
Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки (часть 4.2).
Решением Тульской городской Думы от 28.05.2008 N 45/1079 утверждено Положение "Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы" (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1.2 которого управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования город Тула и осуществляет функции, определенные настоящим Положением.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Положения для реализации контрольных функций в сфере муниципального жилищного контроля Управление наделено полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля, контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции справедливо отметил, что управление является уполномоченным органом, правомочным на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, и вправе в соответствии с пунктом 3.1 упомянутого Положения выдавать предписания о прекращении нарушения обязательных требований.
Как следует из письма комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, имеющегося в материалах дела, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тула, Театральный пер., д. 6, имеется муниципальное имущество.
При этом, отклоняя довод заявителя о том, что объекты проверки, указанные в обжалуемом предписании, не являются муниципальным жилищным фондом, суд первой инстанции правомерно указал, что в многоквартирном жилом доме N 6 по Театральному пер. города Тулы имеется муниципальное имущество, следовательно, к этому же фонду (муниципальному жилищному фонду) в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относится и приходящаяся на это имущество часть общего имущества жилого дома в целом, в связи с чем у управления имелись основания для назначения и проведения внеплановой проверки в отношении общества как управляющей компании, осуществляющей обслуживание, связанное с содержанием жилого дома N 6 по Театральному переулку города Тулы, и вынесения соответствующего распоряжения о проведении проверки по обращению гражданина, проживающего по вышеуказанному адресу, что не противоречит требованиям Закона N 294-ФЗ.
В рассматриваемом случае управление, установив ненадлежащее состояние асфальтового покрытия придомовой территории многоквартирного жилого дома N 6 по Театральному переулку города Тулы, в пределах предоставленных полномочий правомерно выдало ЗАО "Градсервис" предписание об организации и обеспечению работы по их устранению. Оспариваемое предписание содержит указание на необходимость проведения ремонта асфальтового покрытия придомовой территории.
Довод заявителя о том, что предписание является неисполнимым, справедливо отклонен судом первой инстанции как противоречащий вышеуказанным нормативным актам и обстоятельствам дела, установленным судом.
Учитывая, что общество ненадлежащим образом исполнило свои обязательства, следствием чего явилось нарушение правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Довод общества о том, что нормы ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" не распространяются на придомовую территорию многоквартирного дома основан на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно пункту 1 ГОСТа Р 50597-93 настоящий стандарт распространяет свое действие с 01.01.1995 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В силу пункта 3 указанного ГОСТа проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В соответствии с пунктом 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Категории улиц и дорог в городах и населенных пунктах классифицируются по СНиП 2.07.01-89, которые в пункте 6.17 выделяют в составе улично-дорожной сети улицы и дороги магистрального и местного значений, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствие с классификацией, в которой под проездами понимают - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Из материалов дела усматривается, что спорная территория является дворовыми проездами.
В пункте 17 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда к внешнему благоустройству отнесены ремонт и восстановление разрушенных участков и тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок и навесов для контейнеров - мусоросборников.
Таким образом, ремонт и восстановление разрушенного асфальтового покрытия придомовой территории многоквартирного дома в данном случае относится к обязанностям управляющей компании.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к иной, чем у суда первой инстанции, трактовке обстоятельств и норм права, при этом не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих отмену решения суда, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2014 по делу N А68-9606/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2015 N 20АП-334/2015 ПО ДЕЛУ N А68-9606/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2015 г. по делу N А68-9606/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от заявителя - закрытого акционерного общества "Градсервис" (г. Тула, ОГРН 1127154013216, ИНН 7105515610) - Асатряна Н.А. (доверенность от 10.07.2013), от заинтересованного лица - Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы (г. Тула, ОГРН 1077106005943, ИНН 7106076980) - Богмы А.Е. (доверенность от 02.02.2015), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Градсервис" на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2014 по делу N А68-9606/2014 (судья Рыжикова Н.А.),
установил:
следующее.
Закрытое акционерное общество "Градсервис" (далее - ЗАО "Градсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы (далее - управление, административный орган) от 21.08.2014 N 269.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом и не нарушает права и законные интересы общества.
ЗАО "Градсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой полагает, что объекты проверки, указанные в оспариваемом предписании, не являются муниципальным жилищным фондом.
Общество указывает на неправомерную ссылку в оспариваемом предписании на нарушения пункта 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы", нормы которого не распространяются на придомовую территорию многоквартирного дома.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит отказать в ее удовлетворении, поскольку считает, что оспариваемое предписание полностью законно и обоснованно, не нарушает прав и законных интересов общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "Градсервис" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 6 по Театральному переулку города Тулы на основании договора управления многоквартирным домом от 16.12.2013 N 314-ГС/13, заключенного с собственниками помещений многоквартирного дома.
На основании распоряжения от 21.08.2014 N 314/2014 с целью всестороннего и объективного рассмотрения поступившего обращения гражданина, проживающего по адресу: <...>, по вопросу неудовлетворительного состояния асфальтового покрытия на придомовой территории многоквартирного дома, в отношении ЗАО "Градсервис" должностным лицом управления проведена выездная внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что асфальтовое покрытие на придомовой территории многоквартирного дома имеет сколы, выбоины, в некоторых местах отсутствует, что является нарушением Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пункта 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы".
По результатам проверки административным органом составлен акт от 21.08.2014 N 314/2014 и выдано предписание от 21.08.2014 N 269 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с выданным управлением предписанием, ЗАО "Градсервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктами 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Кроме того, постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), согласно пункту 1.1 которых, данный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствие с пунктом 4.1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком. В приложении N 7 к данным Правилам в перечне работ, относящихся к текущему ремонту, указан ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек.
Придомовая территория - это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути к входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. (пункт Б.33. "СП 59.13330.2012, Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-012001", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605).
Благоустройство придомовой территории, направленное на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории земельного участка многоквартирного дома, включает в себя укладку на части земельного участка определенного покрытия (из бетона, асфальта, щебня), улучшающего полезные свойства данной части земельного участка в соответствии с его функциональным назначением.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.2 договора N 314-ГС/13 управления многоквартирным домом от 16.12.2013 ЗАО "Градсервис" обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.
Приложением N 3 к договору N 314-ГС/13 управления многоквартирным домом от 16.12.2013 в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома включено благоустройство территории.
Земельный участок под указанным домом для эксплуатации многоквартирного жилого дома сформирован и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 71:30:030213:133.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ЗАО "Градсервис", осуществляя управление многоквартирным домом, обязано обеспечить надлежащее состояние асфальтового покрытия придомовой территории.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В пункте 3 ГОСТ Р 50597-93 закреплено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Как усматривается из акта проверки от 21.08.2014, асфальтовое покрытие на придомовой территории многоквартирного дома имеет сколы, выбоины, в некоторых местах отсутствует.
В пункте 17 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда к внешнему благоустройству отнесены ремонт и восстановление разрушенных участков и тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок и навесов для контейнеров - мусоросборников.
Следовательно, как обоснованно заключил суд первой инстанции, ремонт и восстановление разрушенного асфальтового покрытия придомовой территории многоквартирного жилого дома в данном случае относится к обязанностям управляющей компании.
Как следует из статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.
Статья 20 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4).
Основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки (часть 4.2).
Решением Тульской городской Думы от 28.05.2008 N 45/1079 утверждено Положение "Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы" (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1.2 которого управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы является отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования город Тула и осуществляет функции, определенные настоящим Положением.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 Положения для реализации контрольных функций в сфере муниципального жилищного контроля Управление наделено полномочиями по осуществлению муниципального жилищного контроля, контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции справедливо отметил, что управление является уполномоченным органом, правомочным на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, и вправе в соответствии с пунктом 3.1 упомянутого Положения выдавать предписания о прекращении нарушения обязательных требований.
Как следует из письма комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, имеющегося в материалах дела, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Тула, Театральный пер., д. 6, имеется муниципальное имущество.
При этом, отклоняя довод заявителя о том, что объекты проверки, указанные в обжалуемом предписании, не являются муниципальным жилищным фондом, суд первой инстанции правомерно указал, что в многоквартирном жилом доме N 6 по Театральному пер. города Тулы имеется муниципальное имущество, следовательно, к этому же фонду (муниципальному жилищному фонду) в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относится и приходящаяся на это имущество часть общего имущества жилого дома в целом, в связи с чем у управления имелись основания для назначения и проведения внеплановой проверки в отношении общества как управляющей компании, осуществляющей обслуживание, связанное с содержанием жилого дома N 6 по Театральному переулку города Тулы, и вынесения соответствующего распоряжения о проведении проверки по обращению гражданина, проживающего по вышеуказанному адресу, что не противоречит требованиям Закона N 294-ФЗ.
В рассматриваемом случае управление, установив ненадлежащее состояние асфальтового покрытия придомовой территории многоквартирного жилого дома N 6 по Театральному переулку города Тулы, в пределах предоставленных полномочий правомерно выдало ЗАО "Градсервис" предписание об организации и обеспечению работы по их устранению. Оспариваемое предписание содержит указание на необходимость проведения ремонта асфальтового покрытия придомовой территории.
Довод заявителя о том, что предписание является неисполнимым, справедливо отклонен судом первой инстанции как противоречащий вышеуказанным нормативным актам и обстоятельствам дела, установленным судом.
Учитывая, что общество ненадлежащим образом исполнило свои обязательства, следствием чего явилось нарушение правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Довод общества о том, что нормы ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" не распространяются на придомовую территорию многоквартирного дома основан на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно пункту 1 ГОСТа Р 50597-93 настоящий стандарт распространяет свое действие с 01.01.1995 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В силу пункта 3 указанного ГОСТа проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В соответствии с пунктом 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Категории улиц и дорог в городах и населенных пунктах классифицируются по СНиП 2.07.01-89, которые в пункте 6.17 выделяют в составе улично-дорожной сети улицы и дороги магистрального и местного значений, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствие с классификацией, в которой под проездами понимают - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Из материалов дела усматривается, что спорная территория является дворовыми проездами.
В пункте 17 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда к внешнему благоустройству отнесены ремонт и восстановление разрушенных участков и тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок и навесов для контейнеров - мусоросборников.
Таким образом, ремонт и восстановление разрушенного асфальтового покрытия придомовой территории многоквартирного дома в данном случае относится к обязанностям управляющей компании.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к иной, чем у суда первой инстанции, трактовке обстоятельств и норм права, при этом не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих отмену решения суда, то основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 18.12.2014 по делу N А68-9606/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)