Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-82

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 января 2014 г. по делу N 33-82


Судья Горковенко М.Ю.
Докладчик Емельянов А.Ф.

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.,
судей Фатьяновой И.П., Черной Е.А.
с участием прокурора Маслаковой О.Г.
при секретаре Ф.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Новокузнецкого муниципального района на решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 17 сентября 2013 года
по иску прокурора Новокузнецкого района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новокузнецкого муниципального района о понуждении к совершению действий,

установила:

Прокурор Новокузнецкого района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Новокузнецкого муниципального района о понуждении к совершению действий и просит признать незаконным бездействие администрации Новокузнецкого муниципального района, выразившееся в необеспечении контроля за исполнением жилищного законодательства, соответствием жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес> установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; обязать администрацию Новокузнецкого муниципального района инициировать проведение Межведомственной комиссией Новокузнецкого района оценку соответствия помещений дома установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006 года, требованиям и признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; установить ответчику срок для исполнения решения суда.
Требования мотивированы тем, что в <адрес> муниципального района расположен многоквартирный жилой дом N 1984 года постройки, в котором квартира N является муниципальной собственностью, остальные квартиры в данном доме принадлежат гражданам на праве собственности.
Согласно техническому заключению ООО "Сибирский проект" конструкции дома подвержены процессу, который нарушает прочность и устойчивость здания и создает угрозу здоровью и жизни граждан; увеличивается количество трещин и их ширина в стенах и фундаменте, стены требуют усиления, конструкция перегородок не соответствует требованиям СНиП 11-7-81* "Строительство в сейсмических районах", плита перекрытия над лестничной клеткой в осях 8-9 находится в неработоспособном состоянии. Выявленные нарушения и дефекты строительных конструкций дома создают угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся в доме.
Администрация Новокузнецкого муниципального района до настоящего времени не произвела обследование дома на предмет соответствия жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, не производит ремонтно-восстановительные работы, направленные на устранение нарушений и дефектов строительных конструкций дома.
В силу п. 42 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года, администрация Новокузнецкого муниципального района наделена правом инициировать оценку межведомственной комиссией соответствия помещений дома установленным в Положении требованиям, однако она продолжает бездействовать и это бездействие может стать причиной и условием причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих в доме, и находящегося в непосредственной близости от дома.
Представитель ответчика администрации Новокузнецкого муниципального района У. в судебном заседании иск не признал.
Решением суда от 17 сентября 2013 года постановлено: признать незаконным бездействие администрации Новокузнецкого муниципального района, выразившееся в необеспечении контроля за исполнением жилищного законодательства, соответствием жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес> установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Обязать администрацию Новокузнецкого муниципального района, являющуюся собственником помещения в многоквартирном жилом доме <адрес>, инициировать проведение Межведомственной комиссией Новокузнецкого района оценку соответствия помещений дома установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006 года, требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, признание многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установить срок для исполнения решения суда шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Новокузнецкого муниципального района просит решение суда отменить, считая, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, т.к. признания всего многоквартирного жилого дома N N пригодным (непригодным) для проживания необходимы заявления в межведомственную комиссию от всех собственников жилья, однако никто из них не обращался в межведомственную комиссию по данному вопросу и не представил заключение специализированной организации, проводившей обследование дома.
Относительно апелляционной жалобы принесены возражения прокурором.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав прокурора Маслакову О.Г., поддержавшую доводы возражений относительно апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Пунктами 2 и 7 Положения установлено, что оно применяется ко всем жилым помещениям, находящимся в Российской Федерации, независимо от формы собственности, а признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения и дома установленным в Положении требованиям.
В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу пунктов 44 - 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений.
Согласно пункту 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Суд установил, что в соответствии с Положением о межведомственной комиссии для оценки помещений жилищного фонда Новокузнецкого района, утвержденным постановлением администрации Новокузнецкого района N 24 от 26.03.2010 года, межведомственная комиссия уполномочена обследовать жилые помещения, и устанавливать юридический факт признания занимаемого жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания для определения наличия (отсутствия) права гражданина на меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем по договору социального найма.
Муниципальное образование "Новокузнецкий Муниципальный район" является собственником квартиры N N в доме <адрес> Новокузнецкого района, который введен в эксплуатацию в 1984 году.
В указанном многоквартирном доме выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется износ, повреждения строительных конструкций, который может привести к их обрушению, имеют место другие дефекты, отраженные в Техническом заключении ООО "Сибирский проект", составленном в соответствии с муниципальным контрактом N 01-08/064/4 от 16.06.2008 года, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
С 1999 года собственники жилых помещений в указанном многоквартирном доме, в том числе ФИО7, неоднократно обращались в администрацию Новокузнецкого района по вопросу неудовлетворительного состояния строительных конструкций дома данного многоквартирного дома, однако запланированное обследование многоквартирного дома проведено не было (л.д. 9, 25, 32-34).
С учетом установленных обстоятельств и приведенных выше правовых норм суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации по неосуществлению контроля за сохранностью и использованию жилищного фонда, по необращению с заявлением в Межведомственную комиссию Новокузнецкого района для признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что для признания всего многоквартирного дома пригодным (непригодным) для проживания необходимы заявления в межведомственную комиссию от всех собственников жилья, однако никто из них не обращался в межведомственную комиссию по данному вопросу и не представил заключение специализированной организации, проводившей обследование дома, не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что основаны на неверном толковании вышеуказанных норм права, т.к. Жилищный кодекс РФ предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль.
В соответствии с пунктами 42, 48, 49 и 51 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Несмотря на обращения жильцов дома с 1999 года, оценка соответствия жилого дома установленным требованиям до настоящего времени не проведена, с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию администрация Новокузнецкого муниципального района, являясь собственником жилого помещения, не обращалась, что свидетельствует о ее виновном бездействии.
Суд первой инстанции, установив, что состояние несущих конструкций дома является неудовлетворительным и проживание граждан в указанном жилом доме является опасным, так как здание имеет большой фактический износ конструктивных элементов, обоснованно признал недопустимым бездействие администрации города по вопросу использования и сохранности жилищного фонда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась администрация в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им была дана правильная правовая оценка. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 17 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Новокузнецкого муниципального района - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Ф.ЕМЕЛЬЯНОВ

Судьи
И.П.ФАТЬЯНОВА
Е.А.ЧЕРНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)