Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 02.07.2015 N 33-11423/2015 ПО ДЕЛУ N 2-1086/2015

Требование: О признании незаконными действий по применению норматива при расчете платы за ресурсы и обязании производить расчет исходя из объема потребления, взыскании денежных средств и госпошлины.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Прокурор указал, что при наличии приборов учета ЖСК начислял плату по нормативам на основании решения общего собрания членов ЖСК, не уполномоченного на его принятие.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. N 33-11423/2015


Судья: Кузьмина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Кудасовой Т.А.
судей Ильинской Л.В., Шиловской Н.Ю.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 июля 2015 года гражданское дело N 2-1086/2015 по апелляционной жалобе ЖСК N ... на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 02 марта 2015 года по иску прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Ф. к ЖСК N ... об обязании устранить нарушения действующего законодательства.
Заслушав доклад судьи Кудасовой Т.А., объяснения представителя ЖСК N ... - В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Тимуш А.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,

установила:

Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в защиту интересов Ф. с иском к ЖСК N ... в котором просит признать незаконными действия ЖСК N ... по применению при расчете Ф. платы за коммунальную услугу по отоплению норматива потребления коммунальных услуг, утверждаемого органами государственной власти субъектов РФ, взыскать с ЖСК N ... в пользу Ф. излишне начисленную и уплаченную денежную сумму за отопление в размере <...> рублей <...> копеек, обязать ЖСК N ... производить Ф. начисления по коммунальной услуге по отоплению исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, взыскать с ЖСК N ... государственную пошлину в доход государства в размере <...> рублей.
В обоснование заявленных требований прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга указал, что Ф. является собственником квартиры <адрес>. Управляющей организацией вышеуказанного дома является ЖСК N ... Прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга проведена проверка законности начисления ЖСК N ... платы за коммунальную услугу по отоплению Ф., в ходе которой было установлено, что <дата> между ГУП "ТЭК СПб" и ЖСК N ... был заключен договор теплоснабжения, во исполнение которого в жилой дом <адрес> через присоединенную сеть осуществляется подача тепловой энергии, коммерческие узлы учета тепловой энергии установлены и допущены в эксплуатацию, в связи с чем, собственники помещений многоквартирного дома несут обязательства по оплате коммунальной услуги по отоплению, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Проведенной проверкой также установлено, что за период с <дата> по <дата> в нарушение требований законодательства ЖСК N ... размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывался Ф. исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ. Председателем ЖСК N ... представлен протокол общего собрания собственников ЖСК N ... от <дата> с количеством присутствующих <...> человека из <...> имеющихся собственников, в соответствии с которым утверждено предложение председателя ЖСК о начислении в течение двух последующих лет размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, при этом информация о количестве проголосовавших за данное предложение в протоколе отсутствует, что противоречит требованиям жилищного законодательства и не позволяет однозначно выявить волеизъявление собственников помещений многоквартирного дома, обладающих большинством голосов в праве общей собственности на общее имущество дома. Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга также указал, что в <дата> начисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ осуществлялось на основании протокола общего собрания членов ЖСК N ... от <дата> с количеством присутствующих <...> человек из <...> имеющихся членов кооператива. Также прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга указал, что действующим законодательством определение порядка оплаты коммунальных услуг не отнесено к компетенции органов управления ЖСК. За период с <дата> по <дата> Ф. необоснованно начислена и оплачена ею плата за отопление в размере <...> рублей <...> копеек, в то время, как размер платы, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета должен был составить за указанный период <...> рублей <...> копеек.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 02 марта 2015 года исковые требования прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Ф. удовлетворены частично. Судом постановлено взыскать с ЖСК N ... в пользу Ф. сумму необоснованно начисленных и полученных денежных средств за период с <дата> по <дата> в размере <...> рублей <...> копеек, также взыскать с ЖСК N... государственную пошлину в доход государства в размере <...> рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ЖСК N ... просит решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 02 марта 2015 года отменить, считая его неправильным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Ф., третье лицо Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 243, 245 - 246), ходатайств об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что Ф. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Управляющей компанией дома по указанному адресу является ЖСК N ...
В силу ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, за электроснабжение.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга была проведена проверка законности начисления ЖСК N ... платы за коммунальную услугу по отоплению Ф.
В результате проверки было установлено, что <дата> между ГУП "ТЭК СПб" и ЖСК N ... заключен договор теплоснабжения, во исполнение которого в жилой дом <адрес> через присоединенную сеть осуществляется подача тепловой энергии, коммерческие узлы учета тепловой энергии установлены и допущены в эксплуатацию, в связи с чем, собственники помещений многоквартирного дома несут обязательства по оплате коммунальной услуги по отоплению исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Проведенной проверкой также установлено, что за период с <дата> по <дата> в нарушение требований законодательства ЖСК N ... размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывался Ф. не по показаниям прибора учета, а исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.
В силу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06 мая 2011 года коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом; нормативом потребления коммунальной услуги является количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы, в том числе электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно п. 22 вышеуказанных Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Из содержания п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года следует, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: б) для... электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что за период с <дата> по <дата> Ф. необоснованно начислена и оплачена ею плата за отопление по нормативам в размере <...> рублей <...> копеек, в то время, как размер платы, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, должен был составить за указанный период сумму в размере <...> рублей <...> копеек.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что требования прокурора в части взыскания с ЖСК N ... в пользу Ф. необоснованно начисленных и уплаченных денежных средств в размере <...> рублей <...> копеек подлежат удовлетворению.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что требования прокурора в части признания незаконными действий ЖСК N ... по применению при расчете Ф. платы за коммунальную услугу по отоплению норматива потребления коммунальных услуг, утверждаемого органами государственной власти субъектов РФ и обязании ЖСК N ... производить Ф. начисления по коммунальной услуге по отоплению исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета удовлетворению не подлежат, поскольку нарушение прав Ф. в настоящее время устранено; начисление платы за отопление производится на основании показаний общедомовых приборов учета.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере <...> рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на решения общих собраний членов ЖСК от <дата> и от <дата> года, в соответствии с которыми были приняты решения о начислении размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, вместе с тем указанные доводы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку при установленных в доме приборах учета вопрос о начислении платы за отопление к компетенции общего собрания членов ЖСК не относится, начисления должны производиться исходя из показаний общедомовых приборов учета.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что суд не дал правильной оценки представленным доказательствам являются несостоятельными.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 02 марта 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ЖСК N ... - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)