Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Надзорный орган указал на то, что кооператив (исполнитель коммунальных услуг) без одобрения в установленном законом порядке общим собранием членов кооператива произвел доначисление платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Электромаш"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.04.2015 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи: Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А72-2231/2015
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Электромаш" (ИНН 7328014896, ОГРН 1027301582901), г. Ульяновск, к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительным и отмене предписания,
установил:
жилищно-строительный кооператив "Электромаш" (далее - ЖСК "Электромаш", заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (далее - административный орган) от 15.01.2015 N М-140 об устранении нарушения в части начисления размера платы за коммунальные услуги "горячее водоснабжение", "холодное водоснабжение" в октябре 2014 года собственникам квартир N N 71, 70, 66, 65, 68, 64, 63, 61, 57, 56, 55, 54, 51, 50, 52, 49, 48, 41, 42, 43, 1, 129 дома N 21 по бульвару Львовский г. Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЖСК "Электромаш" обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, по заявлению жильцов многоквартирного дома N 21 по бульвару Львовский г. Ульяновска, административным органом в отношении ЖСК "Электромаш", являющегося исполнителем коммунальных услуг в данном доме, проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой вынесено оспариваемое предписание.
В коллективном заявлении жильцов указывалось на необоснованность произведенного в октябре 2014 года доначисления платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, оказанные в 2011 году. Указывалось также, что доначисление произведено без какого-либо уведомления (согласия) жильцов.
Согласно копии имеющегося в деле платежного документа за расчетный период октябрь 2014 года по квартире N 71 вышеназванного дома, в расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги (пункт 3 платежного документа) включен перерасчет услуги "ГВС по ОДПУ" (горячее водоснабжение по общедомовому прибору учета) на сумму 985 рублей 78 копеек и услуги "ХВС по ОДПУ" (холодное водоснабжение по общедомовому прибору учета) на сумму 625 рублей 27 копеек.
Из пункта 5 платежного документа усматривается, что перерасчет произведен ввиду изменения тарифа за ГВС в период январь 2011 - декабрь 2011 года; выставления к оплате услуги ГВС по ОДПУ за период апрель 2011 - декабрь 2011 года, выставления к оплате услуги ХВС по ОДПУ за период январь 2011 - декабрь 2011 года.
Исходя из изложенного, административный орган пришел к выводу о нарушении ЖСК "Электромаш" пунктов 37, 67 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Оспариваемым предписанием ЖСК "Электромаш" вменено в обязанность устранить нарушения в части доначисления размера платы за коммунальные услуги "Горячее водоснабжение", "Холодное водоснабжение" в октябре 2014 года собственникам указанных выше квартир.
Не соглашаясь с данным предписанием ЖСК "Электромаш" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и правильно применили нормы материального права, при этом обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) члены жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Частью 1 статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера платы в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
В период спорных правоотношений Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги регламентирован разделом VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пунктом 37 Правил N 354 установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В силу пункта 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно пункту 66 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Правила N 354 также устанавливают основания доначисления исполнителем услуг платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.
Пунктами 61, 62 Правил основания для доначисления платы за коммунальные услуги предусмотрены лишь в случаях если имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, а также в случае выявления исполнителем коммунальной услуги несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам.
Иных оснований для проведения доначислений платы за коммунальные услуги ГВС и ХВС действующим законодательством не предусмотрено.
Абзацем 5 пункта 62 Правил N 354 установлено, что доначисление может быть произведено за период продолжительностью не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
В рассматриваемом случае, председателем ЖСК "Электромаш" было направлено письмо от 21.10.2014 N 54 в адрес ООО "РИЦ", производящего в интересах ЖСК "Электромаш" расчеты с потребителями коммунальных услуг и выставляющего в их адрес платежные документы, с указанием на изменение размера платы жителям дома N 21 в октябре 2014 года за ХВС с января 2011 по декабрь 2011 года и за ГВС с апреля 2011 по декабрь 2011 года в соответствии с п. п. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам N 307, то есть в нарушение действовавшего в период спорного доначисления нормативного регулирования данной процедуры, предусмотренного Правилами N 354.
В октябре 2014 года подобное указание платежному агенту о начислении платы за ХВС с января 2011 по декабрь 2011 года и ГВС с апреля 2011 по декабрь 2011 года даны в нарушение общих норм гражданского законодательства, устанавливающих срок исковой давности равным 3 года (статья 196 ГК РФ).
Решением правления, принятого согласно протоколу заседания членов правления от 18.09.2014, ЖСК "Электромаш" постановило распределить "ОДПУ" между собственниками помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, за коммунальные услуги: холодное водоснабжение с февраля 2010 года по август 2012 года, горячее водоснабжение с апреля 2011 года по август 2012 года - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В силу части 1 статьи 116 ЖК РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.
Полномочия правления ЖСК "Электромаш" определены статьей 118 ЖК РФ. Согласно части 3 указанной статьи правление жилищного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива. При этом правление жилищного кооператива подотчетно общему собранию членов кооператива.
Исходя из изложенного, правление ЖСК "Электромаш" без одобрения в установленном законом порядке общим собранием членов кооператива не вправе было принимать решение о начислении, по существу, дополнительной платы за коммунальные услуги в октябре 2014 года за периоды оказания услуг в феврале 2010 года - апреле 2012 года, без какого-либо обоснования перед жильцами дома размера такого доначисления, причины необходимости его произведения, за пределами срока исковой давности - в той части, которая превышает 3 года, предшествующих октябрю 2014 года.
Таким образом, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А72-2231/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Электромаш" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2015 N Ф06-2043/2015 ПО ДЕЛУ N А72-2231/2015
Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Надзорный орган указал на то, что кооператив (исполнитель коммунальных услуг) без одобрения в установленном законом порядке общим собранием членов кооператива произвел доначисление платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2015 г. N Ф06-2043/2015
Дело N А72-2231/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
без участия, надлежащим образом, извещенных сторон по делу,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Электромаш"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.04.2015 (судья Корастелев В.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи: Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А72-2231/2015
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Электромаш" (ИНН 7328014896, ОГРН 1027301582901), г. Ульяновск, к Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительным и отмене предписания,
установил:
жилищно-строительный кооператив "Электромаш" (далее - ЖСК "Электромаш", заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области (далее - административный орган) от 15.01.2015 N М-140 об устранении нарушения в части начисления размера платы за коммунальные услуги "горячее водоснабжение", "холодное водоснабжение" в октябре 2014 года собственникам квартир N N 71, 70, 66, 65, 68, 64, 63, 61, 57, 56, 55, 54, 51, 50, 52, 49, 48, 41, 42, 43, 1, 129 дома N 21 по бульвару Львовский г. Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.04.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЖСК "Электромаш" обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, по заявлению жильцов многоквартирного дома N 21 по бульвару Львовский г. Ульяновска, административным органом в отношении ЖСК "Электромаш", являющегося исполнителем коммунальных услуг в данном доме, проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой вынесено оспариваемое предписание.
В коллективном заявлении жильцов указывалось на необоснованность произведенного в октябре 2014 года доначисления платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, оказанные в 2011 году. Указывалось также, что доначисление произведено без какого-либо уведомления (согласия) жильцов.
Согласно копии имеющегося в деле платежного документа за расчетный период октябрь 2014 года по квартире N 71 вышеназванного дома, в расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги (пункт 3 платежного документа) включен перерасчет услуги "ГВС по ОДПУ" (горячее водоснабжение по общедомовому прибору учета) на сумму 985 рублей 78 копеек и услуги "ХВС по ОДПУ" (холодное водоснабжение по общедомовому прибору учета) на сумму 625 рублей 27 копеек.
Из пункта 5 платежного документа усматривается, что перерасчет произведен ввиду изменения тарифа за ГВС в период январь 2011 - декабрь 2011 года; выставления к оплате услуги ГВС по ОДПУ за период апрель 2011 - декабрь 2011 года, выставления к оплате услуги ХВС по ОДПУ за период январь 2011 - декабрь 2011 года.
Исходя из изложенного, административный орган пришел к выводу о нарушении ЖСК "Электромаш" пунктов 37, 67 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Оспариваемым предписанием ЖСК "Электромаш" вменено в обязанность устранить нарушения в части доначисления размера платы за коммунальные услуги "Горячее водоснабжение", "Холодное водоснабжение" в октябре 2014 года собственникам указанных выше квартир.
Не соглашаясь с данным предписанием ЖСК "Электромаш" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, и правильно применили нормы материального права, при этом обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) члены жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Частью 1 статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера платы в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
В период спорных правоотношений Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги регламентирован разделом VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пунктом 37 Правил N 354 установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
В силу пункта 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно пункту 66 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Правила N 354 также устанавливают основания доначисления исполнителем услуг платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.
Пунктами 61, 62 Правил основания для доначисления платы за коммунальные услуги предусмотрены лишь в случаях если имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, а также в случае выявления исполнителем коммунальной услуги несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам.
Иных оснований для проведения доначислений платы за коммунальные услуги ГВС и ХВС действующим законодательством не предусмотрено.
Абзацем 5 пункта 62 Правил N 354 установлено, что доначисление может быть произведено за период продолжительностью не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.
В рассматриваемом случае, председателем ЖСК "Электромаш" было направлено письмо от 21.10.2014 N 54 в адрес ООО "РИЦ", производящего в интересах ЖСК "Электромаш" расчеты с потребителями коммунальных услуг и выставляющего в их адрес платежные документы, с указанием на изменение размера платы жителям дома N 21 в октябре 2014 года за ХВС с января 2011 по декабрь 2011 года и за ГВС с апреля 2011 по декабрь 2011 года в соответствии с п. п. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам N 307, то есть в нарушение действовавшего в период спорного доначисления нормативного регулирования данной процедуры, предусмотренного Правилами N 354.
В октябре 2014 года подобное указание платежному агенту о начислении платы за ХВС с января 2011 по декабрь 2011 года и ГВС с апреля 2011 по декабрь 2011 года даны в нарушение общих норм гражданского законодательства, устанавливающих срок исковой давности равным 3 года (статья 196 ГК РФ).
Решением правления, принятого согласно протоколу заседания членов правления от 18.09.2014, ЖСК "Электромаш" постановило распределить "ОДПУ" между собственниками помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, за коммунальные услуги: холодное водоснабжение с февраля 2010 года по август 2012 года, горячее водоснабжение с апреля 2011 года по август 2012 года - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
В силу части 1 статьи 116 ЖК РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.
Полномочия правления ЖСК "Электромаш" определены статьей 118 ЖК РФ. Согласно части 3 указанной статьи правление жилищного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива. При этом правление жилищного кооператива подотчетно общему собранию членов кооператива.
Исходя из изложенного, правление ЖСК "Электромаш" без одобрения в установленном законом порядке общим собранием членов кооператива не вправе было принимать решение о начислении, по существу, дополнительной платы за коммунальные услуги в октябре 2014 года за периоды оказания услуг в феврале 2010 года - апреле 2012 года, без какого-либо обоснования перед жильцами дома размера такого доначисления, причины необходимости его произведения, за пределами срока исковой давности - в той части, которая превышает 3 года, предшествующих октябрю 2014 года.
Таким образом, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27.04.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А72-2231/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Электромаш" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)