Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мирдофатихова З.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Романова Б.В.,
судей Бадамшиной Л.В.,
Волошковой И.А.
при секретаре Патракеевой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Л.Ф., Т.А.П. к обществу с ограниченной ответственностью "Сити-Сервис", открытому акционерному обществу "Свердловэнергосбыт", муниципальному унитарному предприятию "Верхнепышминский расчетный центр" о признании действий по начислению платы за коммунальные услуги незаконными
по апелляционным жалобам ответчиков общества с ограниченной ответственностью "Сити-Сервис", открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 22.04.2014.
Заслушав доклад судьи Бадамшиной Л.В., пояснения представителя ответчика открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" Б., действующей на основании доверенности от <...>, возражения истцов Т.Л.Ф. и Т.А.П., судебная коллегия
установила:
истцы Т.Л.Ф. и Т.А.П. обратились в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований указывали, что с января 2010 года ответчики при начислении платы за электроэнергию начали применять Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не проинформировав собственников, не проведя соответствующей разъяснительной работы. Ответчики необоснованно начисляют оплату за коммунальные услуги в местах общего пользования, поскольку каких-либо услуг с использованием холодной и горячей воды, водоотведения на общедомовые нужды не предоставляется, поэтому по квитанциям образовалась задолженность.
За период с 28.11.2011 по 18.05.2012 им поставлялась некачественная горячая вода, что нарушает их права. Собственникам квартиры управляющая компания с 2010 - 2013 годы производила начисление оплаты за пользование коммунальной услугой за отопление по нормативу, а не по показаниям прибора учета, что подтверждается квитанциями об оплате. В нарушение требований подпункта 3 п. 2 Приложения N 2 корректировка платы за отопление с 2010 - 2013 годы ответчиком не производилась.
В результате незаконных действий ответчиков истцам причинен моральный вред, так как с 2010 года они находились в стрессовой ситуации, испытывали нравственные страдания, определенные неудобства из-за некачественных услуг и их отсутствия, ухудшилось состояние здоровья.
Истцы Т.Л.Ф. и Т.А.П. просили суд:
- - признать действия ООО "Сити-Сервис", не соответствующими ст. 10 Федерального закона "О защите прав потребителей", Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в предоставлении своевременной, полной и достоверной информации и обязать Управляющую компанию в дальнейшем предоставлять необходимую информацию в установленные законом сроки;
- - признать действия ОАО "Сити-Сервис", не соответствующими ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ" по начислению платы за электроэнергию в местах общего пользования и обязать Управляющую компанию, МУП ВРЦ сделать перерасчет за электроэнергию за 2010 год, аннулировав задолженность в размере <...>, как некорректное начисление за услугу и обеспечить 100% установку счетчиков;
- - признать не соответствующим ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и п. 40 данных Правил и Постановления Правительства N 307 действия ответчиков по начислению платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества (МОП) в многоквартирном доме по <...>; обязать МУП ВРЦ сделать перерасчет за период 01.09.2012 по 12.2013, аннулировав задолженность в размере <...>; обязать в дальнейшем после решения суда не производить начислений с 01.01.2014 за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества; обязать Свердловэнергосбыт сделать перерасчет за горячее водоснабжение с ноября 2012 года по декабрь 2013 года в размере <...> и сделать квитанцию доступной для понимания расчетов, вынеся из таблицы отдельной строкой услугу и размер перерасчета за определенный период;
- - обязать УК сделать перерасчет за горячую воду за период с 28.11.2011 по 18.05.2012 в размере <...>
- признать действия ООО "Сити-Сервис" по начислению платы за отопление <...> с 10.2010 по 05.2012 годы, а ОАО "Свердловэнергосбыт" - с 01.10.2010 по настоящее время не соответствующим п. 21 "Б", п.п. 2 п. 2 Приложения N 2 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и обязать ООО "Сити-Сервис" произвести корректировку платы за отопление в соответствии п. 21 "Б", п.п. 3 п. 2. Приложения N 2 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 за период 10.2010 - 05.2012 годы в размере <...> обязать ОАО "Свердловэнергосбыт" произвести корректировку платы за отопление в соответствии п. 21 "Б", п.п. 3 п. 2. Приложения N 2 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 за период с 10.2012 - 05.2013 в размере <...>
- - признать действия ООО "Сити-Сервис" и ОАО "Свердловэнергосбыт" противозаконными в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и привлечь к ответственности за незаконное обогащение и нанесение владельцам <...> имущественного вреда и наложить штраф за невыполнение своих обязанностей добровольно;
- - обязать ответчиков при расчетах, корректировках, и перерасчетах платы за данные периоды за предоставление коммунальных услуг использовать следующие данные технического паспорта о площадях в доме по адресу: <...> - общая площадь жилых помещений дома 7923,5 кв. м; - общая площадь нежилых помещений дома - 52,5 кв. м; площадь общедомовой собственности (МОП) - 1001,2 кв. м;
- - взыскать с ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "Сити-Сервис" компенсацию морального вреда;
- - признать действия ОАО "Свердловэнергосбыт" не соответствующими ст. 10, 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в предоставления своевременной, полной и достоверной информации и услуг по ГВС надлежащего качества, и обязать сделать перерасчет за ГВС за период с 30.06.2013 - 06.08.2013 в дальнейшем предоставлять качественные услуги по горячей воде и необходимую информацию в установленные законом сроки;
- - признать действия ОАО "Свердловэнергосбыт" не соответствующими п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ" по начислению платы за электроэнергию в местах общего пользования и обязать сделать перерасчет за электроэнергию за период 01.2011 - 12.2013 года, аннулировав задолженность за 2011 год - <...>, за 2012 год - <...> за 2013 год - <...>, общая сумма <...> как некорректное начисление за услугу и обеспечить условия применения данного закона (100% установку счетчиков).
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 22.04.2014 исковые требования истцов удовлетворены частично.
С таким решением суда не согласились ответчики ООО "Сити-Сервис" и ОАО "Свердловэнергосбыт" и подали на него апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 22.04.2014 как незаконное и необоснованное ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО "Свердловэнергосбыт" Б. просила решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения. Поддержали доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.
Другие участники в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб ответчиков отложено на 03.09.2014, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены участникам процесса простым письмом. Кроме того, стороны извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что участники процесса, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств об уважительности причины неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, для проверки их доводов личного участия и дачи объяснений не требуется, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, суд не признал обязательной явку в судебное заседание, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и проверив их в пределах, предусмотренных статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что управление многоквартирным домом N по <...> в <...>, в котором проживают истцы, осуществляет управляющая компания ООО "Сити-Сервис". <...> между ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "Сити-Сервис" заключен договор электроснабжения N 61323. По агентским договорам начисление за холодное водоснабжение и водоотведение осуществляет МУП "ВРЦ", за горячее водоснабжение и отопление ОАО "Свердловэнергосбыт".
Истцами заявлены исковые требования о признании действий управляющей компании ООО "Сити-Сервис", МУП "ВРЦ" по начислению платы за коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению и ОАО "Свердловэнергосбыт" по начислению платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме по <...> не соответствующими действующему законодательству, так как такие услуги не оказывались и с требованием обязать не производить начислений за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению, потребляемые в процессе использования общего имущества (МОП).
Судом установлено, что с сентября 2012 года по день вынесения решения судом, истцам были произведены начисления оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды ответчиками ООО "Сити-Сервис", ОАО "Свердловэнергосбыт" за горячее водоснабжение и ООО "Сити-Сервис, МУП "ВРЦ" за горячее, холодное водоснабжение и водоотведение.
Удовлетворяя в этой части исковые требования истцов, суд руководствовался положениями ст. 30, 36, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", Постановления РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 131-ПК, письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 года N 29433-ВК/19 9433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды" и пришел к выводу о том, что поскольку доказательств подачи коммунальных услуг на общедомовые нужды в помещения, входящие в состав общего имущества ответчики не предоставили, то взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с истцов не соответствует ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Согласно пункту 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пункт 48 Правил предусматривает, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исходя из анализа указанных положений Правил предоставления коммунальных услуг, формул 10 - 14 приложения 2 к Правилам, ответчики имеют право начислять платежи коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила), в пункте 2 которых дано определение норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды как норматива, применяемого для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме
При этом п. 29 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов.
Также пунктом 2 Правил определено, что нормативные технологические потери это технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома.
Обстоятельства наличия или отсутствия в доме отдельных точек подачи холодной и горячей воды для общедомовых нужд не имеет правового значения, поскольку к общедомовым нуждам можно отнести и те расходы коммунальных ресурсов, которые непосредственно не связаны с наличием таких точек. Судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что суд необоснованно не принял во внимание включение в состав общедомовых нужд технологические потери коммунальных ресурсов в этом же многоквартирном доме, выводы суда основаны на неверном толковании норм закона.
В связи с изложенным судебная коллегия исключает из решения суда вывод о том, что взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с истцов не соответствует ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, так как отсутствует подача, а, следовательно, и оказание услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в помещения, входящие в состав общего имущества. Отменяет решение суда в части признания не соответствующими п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 действия ООО "Сити-Сервис", МУП "ВРЦ" по начислению платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению и канализации, потребляемые в процессе использования общего имущества (МОП) в многоквартирном доме по <...> и обязании не производить начислений с 01.01.2014 за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества; не соответствующими Жилищному кодексу Российской Федерации и п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 действия ОАО "Свердловэнергосбыт" по начислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества (МОП) в многоквартирном доме по <...> и обязании с 01.01.2014 не производить начислений за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества. Принимает в этой части новое решение, которым отказывает истцам Т.А.П. и Т.Л.Ф. об удовлетворении этой части заявленных требований.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с тем, что суд признал действия ООО "СитиСервис" и МУП "ВРЦ" не соответствующими положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской, поскольку при расчете размера оплаты коммунальных услуг неправомерно применялись площади помещений дома, в связи с этим вывод суда об обязании ответчиков произвести перерасчет за прошедшие периоды, является верным.
Удовлетворяя требования истцов о возложении обязанности на ответчиков при расчетах, корректировках, и перерасчетах платы за данные периоды за предоставление коммунальных услуг использовать данные технического паспорта о площадях, суд правильно руководствовался Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 (ред. от 30.04.2009) "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", от 04.12.2000 N 921 (ред. от 21.08.2010) "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", где указано, что технический паспорт является официальным документом, содержащим характеристики объекта капитального строительства, в том числе, сведения о его площади учел справку БТИ с указанием площадей и обязал ответчиков производить начисления, исходя из площади жилых помещений 7919,9 кв. м, нежилых помещений - 46,3 кв. м, мест общего пользования - 1001,2 кв. м. Не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется. Доводы апелляционной жалобы ОАО "Свердловэнергосбыт" о том, что истцы, узнав о несоответствии информации о площадях действительности, могли обратиться к ответчикам о для урегулирования этого вопроса, являются несостоятельными, поскольку данные о площадях, указанных в техническом паспорте дома, ответчик мог получить самостоятельно.
Вопреки безосновательным доводам апелляционной жалобы ОАО "Свердловэнергосбыт" о необоснованности выводов суда в части отсутствия у них права начислять плату за коммунальные услуги, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку несмотря на наличие Агентского договора от 01.09.2012 и Соглашения от 10.12.2010 N 10-10-61323 об осуществлении расчетов с собственниками жилья, заключенного между ответчиками, они основаны на правильном толковании положений ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для корректировки платы за отопление, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они сводятся к ошибочному толкованию положений Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Между тем, поскольку в материалах дела имеется неоспоренный акт о техническом состоянии от 14.03.2013, подтверждающий неисправность узла коммерческого учета тепловой энергии ввиду несанкционированной циркуляции ГВС в обратный трубопровод отопления, (л. д. 6 т. 3), то решение суда о признания действия ОАО "Свердловэнергосбыт" по начислению платы за отопление <...> доме по <...> с 01.10.2012 по настоящее время не соответствующими п. 21 "Б", п.п. 2 п. 2 Приложения N 2 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, подлежит изменению в части периода на "с 01.10.2012 по 14.03.2013.
В остальной части правильность установления судом обстоятельств, обоснованность выводов суда, сторонами не оспариваются, поэтому в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией не проверяются.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков аналогичны их процессуальной позиции в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка, основанная на собранных по делу доказательствах и требованиях Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 3, 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
- решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 22.04.2014 отменить в части признания не соответствующими п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 действий ООО "Сити-Сервис", МУП ВРЦ по начислению платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению и канализации, потребляемые в процессе использования общего имущества (МОП) в многоквартирном доме по ул. <...> и обязании не производить начислений с 01.01.2014 за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества;
- признании не соответствующими Жилищному кодексу Российской Федерации и п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 действия ОАО "Свердловэнергосбыт" по начислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества (МОП) в многоквартирном доме по ул. <...> и обязании с 01.01.2014 не производить начислений за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества.
Принять новое решение, которым в удовлетворении этой части исковых требований отказать.
Исключить вывод суда о том, что взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с истцов не соответствует ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года так, как отсутствует подача, а, следовательно, и оказание услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в помещения, входящие в состав общего имущества.
Решение суда о признании действия ОАО "Свердловэнергосбыт" по начислению платы за отопление квартире <...> с 01.10.2012 по настоящее время не соответствующими п. 21 "Б", п.п. 2 п. 2 Приложения N 2 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, изменить в части периода на "с 01.10.2012 по 14.03.2013".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков общества с ограниченной ответственностью "Сити-Сервис", открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий
Б.В.РОМАНОВ
Судьи
Л.В.БАДАМШИНА
И.А.ВОЛОШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.09.2014 ПО ДЕЛУ N 33-10113/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 сентября 2014 г. по делу N 33-10113/2014
Судья Мирдофатихова З.Р.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Романова Б.В.,
судей Бадамшиной Л.В.,
Волошковой И.А.
при секретаре Патракеевой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Л.Ф., Т.А.П. к обществу с ограниченной ответственностью "Сити-Сервис", открытому акционерному обществу "Свердловэнергосбыт", муниципальному унитарному предприятию "Верхнепышминский расчетный центр" о признании действий по начислению платы за коммунальные услуги незаконными
по апелляционным жалобам ответчиков общества с ограниченной ответственностью "Сити-Сервис", открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 22.04.2014.
Заслушав доклад судьи Бадамшиной Л.В., пояснения представителя ответчика открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" Б., действующей на основании доверенности от <...>, возражения истцов Т.Л.Ф. и Т.А.П., судебная коллегия
установила:
истцы Т.Л.Ф. и Т.А.П. обратились в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих требований указывали, что с января 2010 года ответчики при начислении платы за электроэнергию начали применять Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, не проинформировав собственников, не проведя соответствующей разъяснительной работы. Ответчики необоснованно начисляют оплату за коммунальные услуги в местах общего пользования, поскольку каких-либо услуг с использованием холодной и горячей воды, водоотведения на общедомовые нужды не предоставляется, поэтому по квитанциям образовалась задолженность.
За период с 28.11.2011 по 18.05.2012 им поставлялась некачественная горячая вода, что нарушает их права. Собственникам квартиры управляющая компания с 2010 - 2013 годы производила начисление оплаты за пользование коммунальной услугой за отопление по нормативу, а не по показаниям прибора учета, что подтверждается квитанциями об оплате. В нарушение требований подпункта 3 п. 2 Приложения N 2 корректировка платы за отопление с 2010 - 2013 годы ответчиком не производилась.
В результате незаконных действий ответчиков истцам причинен моральный вред, так как с 2010 года они находились в стрессовой ситуации, испытывали нравственные страдания, определенные неудобства из-за некачественных услуг и их отсутствия, ухудшилось состояние здоровья.
Истцы Т.Л.Ф. и Т.А.П. просили суд:
- - признать действия ООО "Сити-Сервис", не соответствующими ст. 10 Федерального закона "О защите прав потребителей", Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в предоставлении своевременной, полной и достоверной информации и обязать Управляющую компанию в дальнейшем предоставлять необходимую информацию в установленные законом сроки;
- - признать действия ОАО "Сити-Сервис", не соответствующими ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ" по начислению платы за электроэнергию в местах общего пользования и обязать Управляющую компанию, МУП ВРЦ сделать перерасчет за электроэнергию за 2010 год, аннулировав задолженность в размере <...>, как некорректное начисление за услугу и обеспечить 100% установку счетчиков;
- - признать не соответствующим ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и п. 40 данных Правил и Постановления Правительства N 307 действия ответчиков по начислению платы за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества (МОП) в многоквартирном доме по <...>; обязать МУП ВРЦ сделать перерасчет за период 01.09.2012 по 12.2013, аннулировав задолженность в размере <...>; обязать в дальнейшем после решения суда не производить начислений с 01.01.2014 за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества; обязать Свердловэнергосбыт сделать перерасчет за горячее водоснабжение с ноября 2012 года по декабрь 2013 года в размере <...> и сделать квитанцию доступной для понимания расчетов, вынеся из таблицы отдельной строкой услугу и размер перерасчета за определенный период;
- - обязать УК сделать перерасчет за горячую воду за период с 28.11.2011 по 18.05.2012 в размере <...>
- признать действия ООО "Сити-Сервис" по начислению платы за отопление <...> с 10.2010 по 05.2012 годы, а ОАО "Свердловэнергосбыт" - с 01.10.2010 по настоящее время не соответствующим п. 21 "Б", п.п. 2 п. 2 Приложения N 2 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и обязать ООО "Сити-Сервис" произвести корректировку платы за отопление в соответствии п. 21 "Б", п.п. 3 п. 2. Приложения N 2 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 за период 10.2010 - 05.2012 годы в размере <...> обязать ОАО "Свердловэнергосбыт" произвести корректировку платы за отопление в соответствии п. 21 "Б", п.п. 3 п. 2. Приложения N 2 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 за период с 10.2012 - 05.2013 в размере <...>
- - признать действия ООО "Сити-Сервис" и ОАО "Свердловэнергосбыт" противозаконными в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и привлечь к ответственности за незаконное обогащение и нанесение владельцам <...> имущественного вреда и наложить штраф за невыполнение своих обязанностей добровольно;
- - обязать ответчиков при расчетах, корректировках, и перерасчетах платы за данные периоды за предоставление коммунальных услуг использовать следующие данные технического паспорта о площадях в доме по адресу: <...> - общая площадь жилых помещений дома 7923,5 кв. м; - общая площадь нежилых помещений дома - 52,5 кв. м; площадь общедомовой собственности (МОП) - 1001,2 кв. м;
- - взыскать с ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "Сити-Сервис" компенсацию морального вреда;
- - признать действия ОАО "Свердловэнергосбыт" не соответствующими ст. 10, 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в предоставления своевременной, полной и достоверной информации и услуг по ГВС надлежащего качества, и обязать сделать перерасчет за ГВС за период с 30.06.2013 - 06.08.2013 в дальнейшем предоставлять качественные услуги по горячей воде и необходимую информацию в установленные законом сроки;
- - признать действия ОАО "Свердловэнергосбыт" не соответствующими п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты РФ" по начислению платы за электроэнергию в местах общего пользования и обязать сделать перерасчет за электроэнергию за период 01.2011 - 12.2013 года, аннулировав задолженность за 2011 год - <...>, за 2012 год - <...> за 2013 год - <...>, общая сумма <...> как некорректное начисление за услугу и обеспечить условия применения данного закона (100% установку счетчиков).
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 22.04.2014 исковые требования истцов удовлетворены частично.
С таким решением суда не согласились ответчики ООО "Сити-Сервис" и ОАО "Свердловэнергосбыт" и подали на него апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 22.04.2014 как незаконное и необоснованное ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО "Свердловэнергосбыт" Б. просила решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы просили решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения. Поддержали доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.
Другие участники в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб ответчиков отложено на 03.09.2014, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены участникам процесса простым письмом. Кроме того, стороны извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что участники процесса, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не представили доказательств об уважительности причины неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, для проверки их доводов личного участия и дачи объяснений не требуется, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, суд не признал обязательной явку в судебное заседание, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и проверив их в пределах, предусмотренных статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что управление многоквартирным домом N по <...> в <...>, в котором проживают истцы, осуществляет управляющая компания ООО "Сити-Сервис". <...> между ОАО "Свердловэнергосбыт" и ООО "Сити-Сервис" заключен договор электроснабжения N 61323. По агентским договорам начисление за холодное водоснабжение и водоотведение осуществляет МУП "ВРЦ", за горячее водоснабжение и отопление ОАО "Свердловэнергосбыт".
Истцами заявлены исковые требования о признании действий управляющей компании ООО "Сити-Сервис", МУП "ВРЦ" по начислению платы за коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению и водоотведению и ОАО "Свердловэнергосбыт" по начислению платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме по <...> не соответствующими действующему законодательству, так как такие услуги не оказывались и с требованием обязать не производить начислений за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению, потребляемые в процессе использования общего имущества (МОП).
Судом установлено, что с сентября 2012 года по день вынесения решения судом, истцам были произведены начисления оплаты коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды ответчиками ООО "Сити-Сервис", ОАО "Свердловэнергосбыт" за горячее водоснабжение и ООО "Сити-Сервис, МУП "ВРЦ" за горячее, холодное водоснабжение и водоотведение.
Удовлетворяя в этой части исковые требования истцов, суд руководствовался положениями ст. 30, 36, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах", Постановления РЭК Свердловской области от 27.08.2012 N 131-ПК, письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 года N 29433-ВК/19 9433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды" и пришел к выводу о том, что поскольку доказательств подачи коммунальных услуг на общедомовые нужды в помещения, входящие в состав общего имущества ответчики не предоставили, то взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с истцов не соответствует ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Согласно пункту 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пункт 48 Правил предусматривает, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исходя из анализа указанных положений Правил предоставления коммунальных услуг, формул 10 - 14 приложения 2 к Правилам, ответчики имеют право начислять платежи коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила), в пункте 2 которых дано определение норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды как норматива, применяемого для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме
При этом п. 29 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов.
Также пунктом 2 Правил определено, что нормативные технологические потери это технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома.
Обстоятельства наличия или отсутствия в доме отдельных точек подачи холодной и горячей воды для общедомовых нужд не имеет правового значения, поскольку к общедомовым нуждам можно отнести и те расходы коммунальных ресурсов, которые непосредственно не связаны с наличием таких точек. Судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что суд необоснованно не принял во внимание включение в состав общедомовых нужд технологические потери коммунальных ресурсов в этом же многоквартирном доме, выводы суда основаны на неверном толковании норм закона.
В связи с изложенным судебная коллегия исключает из решения суда вывод о том, что взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с истцов не соответствует ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, так как отсутствует подача, а, следовательно, и оказание услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в помещения, входящие в состав общего имущества. Отменяет решение суда в части признания не соответствующими п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 действия ООО "Сити-Сервис", МУП "ВРЦ" по начислению платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению и канализации, потребляемые в процессе использования общего имущества (МОП) в многоквартирном доме по <...> и обязании не производить начислений с 01.01.2014 за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества; не соответствующими Жилищному кодексу Российской Федерации и п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 действия ОАО "Свердловэнергосбыт" по начислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества (МОП) в многоквартирном доме по <...> и обязании с 01.01.2014 не производить начислений за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества. Принимает в этой части новое решение, которым отказывает истцам Т.А.П. и Т.Л.Ф. об удовлетворении этой части заявленных требований.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с тем, что суд признал действия ООО "СитиСервис" и МУП "ВРЦ" не соответствующими положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской, поскольку при расчете размера оплаты коммунальных услуг неправомерно применялись площади помещений дома, в связи с этим вывод суда об обязании ответчиков произвести перерасчет за прошедшие периоды, является верным.
Удовлетворяя требования истцов о возложении обязанности на ответчиков при расчетах, корректировках, и перерасчетах платы за данные периоды за предоставление коммунальных услуг использовать данные технического паспорта о площадях, суд правильно руководствовался Постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 (ред. от 30.04.2009) "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации", от 04.12.2000 N 921 (ред. от 21.08.2010) "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства", где указано, что технический паспорт является официальным документом, содержащим характеристики объекта капитального строительства, в том числе, сведения о его площади учел справку БТИ с указанием площадей и обязал ответчиков производить начисления, исходя из площади жилых помещений 7919,9 кв. м, нежилых помещений - 46,3 кв. м, мест общего пользования - 1001,2 кв. м. Не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется. Доводы апелляционной жалобы ОАО "Свердловэнергосбыт" о том, что истцы, узнав о несоответствии информации о площадях действительности, могли обратиться к ответчикам о для урегулирования этого вопроса, являются несостоятельными, поскольку данные о площадях, указанных в техническом паспорте дома, ответчик мог получить самостоятельно.
Вопреки безосновательным доводам апелляционной жалобы ОАО "Свердловэнергосбыт" о необоснованности выводов суда в части отсутствия у них права начислять плату за коммунальные услуги, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку несмотря на наличие Агентского договора от 01.09.2012 и Соглашения от 10.12.2010 N 10-10-61323 об осуществлении расчетов с собственниками жилья, заключенного между ответчиками, они основаны на правильном толковании положений ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для корректировки платы за отопление, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку они сводятся к ошибочному толкованию положений Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Между тем, поскольку в материалах дела имеется неоспоренный акт о техническом состоянии от 14.03.2013, подтверждающий неисправность узла коммерческого учета тепловой энергии ввиду несанкционированной циркуляции ГВС в обратный трубопровод отопления, (л. д. 6 т. 3), то решение суда о признания действия ОАО "Свердловэнергосбыт" по начислению платы за отопление <...> доме по <...> с 01.10.2012 по настоящее время не соответствующими п. 21 "Б", п.п. 2 п. 2 Приложения N 2 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, подлежит изменению в части периода на "с 01.10.2012 по 14.03.2013.
В остальной части правильность установления судом обстоятельств, обоснованность выводов суда, сторонами не оспариваются, поэтому в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией не проверяются.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков аналогичны их процессуальной позиции в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка, основанная на собранных по делу доказательствах и требованиях Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 3, 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
- решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 22.04.2014 отменить в части признания не соответствующими п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 действий ООО "Сити-Сервис", МУП ВРЦ по начислению платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению и канализации, потребляемые в процессе использования общего имущества (МОП) в многоквартирном доме по ул. <...> и обязании не производить начислений с 01.01.2014 за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества;
- признании не соответствующими Жилищному кодексу Российской Федерации и п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 действия ОАО "Свердловэнергосбыт" по начислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества (МОП) в многоквартирном доме по ул. <...> и обязании с 01.01.2014 не производить начислений за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребляемую в процессе использования общего имущества.
Принять новое решение, которым в удовлетворении этой части исковых требований отказать.
Исключить вывод суда о том, что взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с истцов не соответствует ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года так, как отсутствует подача, а, следовательно, и оказание услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению в помещения, входящие в состав общего имущества.
Решение суда о признании действия ОАО "Свердловэнергосбыт" по начислению платы за отопление квартире <...> с 01.10.2012 по настоящее время не соответствующими п. 21 "Б", п.п. 2 п. 2 Приложения N 2 "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, изменить в части периода на "с 01.10.2012 по 14.03.2013".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков общества с ограниченной ответственностью "Сити-Сервис", открытого акционерного общества "Свердловэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий
Б.В.РОМАНОВ
Судьи
Л.В.БАДАМШИНА
И.А.ВОЛОШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)