Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовой" (г. Брянск, ОГРН 1083254015932, ИНН 3250508794), заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202746819, ИНН 3234034811) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" (г. Брянск), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовой" на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2015 по делу N А09-6125/2015,
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - управление) о признании недействительными решения от 26.02.2015 и предписания от 26.02.2015 N 1 по делу N 112.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" (далее - ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые ненормативные акты управления соответствуют закону. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку новой управляющей компанией спорным многоквартирным домом избрано ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом", то заявитель обязан был передать ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" техническую документацию на данный многоквартирный дом. При этом судом первой инстанции установлено, что заявитель и третье лицо являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке, то есть являются прямыми конкурентами на рынке оказания услуг управления многоквартирными жилыми домами.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что на дату вынесения оспариваемых решения и предписания управления нарушение антимонопольного законодательства со стороны заявителя отсутствовало, поскольку техническая документация на спорный многоквартирный дом была передана обществом вновь избранной в январе 2015 года управляющей компанией спорным многоквартирным домом - ООО "Домовой".
Управление и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу просили оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.11.2014 в управление поступило обращение ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" по поводу неправомерных действий общества, выразившихся в отказе от передачи технической и иной документации вновь избранной управляющей компании.
При рассмотрении возбужденного на основании данного обращения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 112 управление установило, что 09.10.2014 на общем собрании в форме заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме N 28 по ул. Брянского фронта г. Брянска принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с обществом и выборе в качестве управляющей организации данным многоквартирным домом ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом".
Между советом указанного многоквартирного дома и ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" 10.10.2014 заключен договор N 28/2014 управления многоквартирным домом.
В связи с этим 16.10.2014 ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" направило в адрес заявителя уведомление о смене управляющей компании и необходимости передать новой управляющей организации - ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" по акту приема-передачи техническую и иную документацию, связанную с управлением спорным многоквартирным домом.
Названное уведомление получено обществом 17.10.2014, что лицами участвующими в деле не оспаривается.
Однако, изложенное в уведомлении требование обществом исполнено не было.
По результатам рассмотрения материалов дела комиссия управления вынесла решение от 26.02.2015 по делу N 112, в котором пришла к выводу о том, что отказ общества в передаче технической и иной документации ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" является нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в недобросовестной конкуренции, направленной на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащей законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которая причиняет или может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.
На основании пункта 2 резолютивной части вышеуказанного решения обществу выдано предписание от 26.02.2015 N 1 о прекращении нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Общество, не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недобросовестной конкуренцией имеются в виду любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В статье 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
Приведенный в данной норме перечень нарушений не является исчерпывающим.
Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11.
Как установлено арбитражным судом, согласно протоколу от 09.10.2014 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 28 по ул. Брянского фронта в городе Брянске, проводимого в форме заочного голосования, в качестве управляющей компании данным домом избрано ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом".
10.10.2014 ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" и совет дома N 28 заключили договор N 28/2014 управления указанным многоквартирным домом.
Решениями Советского районного суда г. Брянска от 20.01.2015 и от 21.01.2015 по гражданским делам N 2-7501/2014, N 2-7502/2014 установлено, что порядок созыва и проведения вышеуказанного собрания собственников не нарушен, при проведении собрания имелся кворум, собрание было легитимно, подсчет голосов оформлен надлежащим образом. Суд признал протокол общего собрания от 09.10.2014 соответствующим основным требованиям, предъявляемым законом к составлению протоколов. Кроме того, суд общей юрисдикции пришел к выводу о том, что решение о расторжении договора управления с обществом принято в установленном порядке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключенный с обществом договор управления спорным многоквартирным домом прекратил свое действие в связи с его расторжением собственниками помещений в одностороннем порядке и избранием в качестве управляющей организации ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом".
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Следовательно, избрание новой управляющей организации влечет прекращение всех прав у управляющей организации, осуществлявшей функции управления ранее.
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к выполнению договора на управление многоквартирным домом не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.
В части 10 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение пяти рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес (пункт 18 Правил N 416).
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая соответствующее уведомление, передает в установленном Правилами N 416 порядке в том числе техническую документацию на многоквартирный дом организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного в части 10 статьи 162 ЖК РФ.
Арбитражным судом установлено и заявителем не оспаривается, что общество уведомлялось ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" о необходимости передачи технической и иной документации на спорный дом вновь выбранной управляющей компании, однако обязанность по передачи данной документации обществом исполнена не была.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, заявитель и ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке, то есть являются прямыми конкурентами на рынке оказания услуг управления многоквартирными жилыми домами.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие общества, выразившееся в не передаче ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" в установленный срок технической и иной документации на спорный многоквартирный дом противоречит антимонопольному законодательству, нарушает нормы гражданского и жилищного законодательства, не соответствуют обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и создает препятствия в осуществлении ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" предпринимательской деятельности.
Довод заявителя жалобы о том, что на дату вынесения оспариваемых решения и предписания управления нарушение антимонопольного законодательства со стороны заявителя отсутствовало, поскольку техническая документация на спорный многоквартирный дом была передана обществом вновь избранной в январе 2015 года управляющей компанией спорным многоквартирным домом - ООО "Домовой", не может быть принят во внимание, поскольку общество, получив 17.10.2014 от вновь избранной управляющей компании соответствующее уведомление, обязанность по передаче технической и иной документации на дом ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" в срок, предусмотренный частью 10 статьи 162 ЖК РФ, не исполнило.
При таких обстоятельствах, а также учитывая содержание оспариваемых решения и предписания управления, сам по себе факт передачи технической и иной документации на вышеназванный многоквартирный дом ООО "Домовой", не является основанием для признания указанных ненормативных правовых актов не соответствующими требованиям действующего законодательства.
Меры, которые в соответствии с предписанием от 26.02.2015 N 1 необходимо принять обществу направлены на прекращение нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, то есть соответствуют целям, установленным статьей 23 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в соответствии с пунктом 18 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Как следует из письма Государственной жилищной инспекции Брянской области (далее - инспекция) от 11.02.2015 N 2-756, в нарушение требований пункта 18 Правил N 416 уведомление с приложением копии соответствующего решения собственников от уполномоченного собственниками помещений спорного многоквартирного дома N 28 о расторжении договора управления домом с ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" и выборе в качестве управляющей домом ООО "Домовой" в адрес инспекции не поступало. Кроме того, отсутствуют сведения об инициаторе проведения собрания собственников помещений в период с 08 по 28.12.2014 как в протоколе от 10.01.2015, так и в ответе ООО "Домовой" (от 04.02.2015 исх. N 06/1), а также не представлено заверенных копий протоколов очного и заочного голосования по повестке протокола от 10.01.2015.
Обществом вышеуказанные обстоятельства не опровергнуты.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что в рассматриваемом случае имело место нарушение прав ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" - конкурента заявителя на товарном рынке услуг управления многоквартирными домами путем незаконного бездействия.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2015 по делу N А09-6125/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовой" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.10.2015 N 20АП-5217/2015 ПО ДЕЛУ N А09-6125/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2015 г. по делу N А09-6125/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 12.10.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовой" (г. Брянск, ОГРН 1083254015932, ИНН 3250508794), заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202746819, ИНН 3234034811) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" (г. Брянск), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовой" на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2015 по делу N А09-6125/2015,
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - управление) о признании недействительными решения от 26.02.2015 и предписания от 26.02.2015 N 1 по делу N 112.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" (далее - ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом").
Решением Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые ненормативные акты управления соответствуют закону. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку новой управляющей компанией спорным многоквартирным домом избрано ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом", то заявитель обязан был передать ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" техническую документацию на данный многоквартирный дом. При этом судом первой инстанции установлено, что заявитель и третье лицо являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке, то есть являются прямыми конкурентами на рынке оказания услуг управления многоквартирными жилыми домами.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что на дату вынесения оспариваемых решения и предписания управления нарушение антимонопольного законодательства со стороны заявителя отсутствовало, поскольку техническая документация на спорный многоквартирный дом была передана обществом вновь избранной в январе 2015 года управляющей компанией спорным многоквартирным домом - ООО "Домовой".
Управление и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу просили оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.11.2014 в управление поступило обращение ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" по поводу неправомерных действий общества, выразившихся в отказе от передачи технической и иной документации вновь избранной управляющей компании.
При рассмотрении возбужденного на основании данного обращения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 112 управление установило, что 09.10.2014 на общем собрании в форме заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме N 28 по ул. Брянского фронта г. Брянска принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с обществом и выборе в качестве управляющей организации данным многоквартирным домом ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом".
Между советом указанного многоквартирного дома и ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" 10.10.2014 заключен договор N 28/2014 управления многоквартирным домом.
В связи с этим 16.10.2014 ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" направило в адрес заявителя уведомление о смене управляющей компании и необходимости передать новой управляющей организации - ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" по акту приема-передачи техническую и иную документацию, связанную с управлением спорным многоквартирным домом.
Названное уведомление получено обществом 17.10.2014, что лицами участвующими в деле не оспаривается.
Однако, изложенное в уведомлении требование обществом исполнено не было.
По результатам рассмотрения материалов дела комиссия управления вынесла решение от 26.02.2015 по делу N 112, в котором пришла к выводу о том, что отказ общества в передаче технической и иной документации ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" является нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в недобросовестной конкуренции, направленной на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащей законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которая причиняет или может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.
На основании пункта 2 резолютивной части вышеуказанного решения обществу выдано предписание от 26.02.2015 N 1 о прекращении нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Общество, не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 Кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Под недобросовестной конкуренцией имеются в виду любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В статье 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
Приведенный в данной норме перечень нарушений не является исчерпывающим.
Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11.
Как установлено арбитражным судом, согласно протоколу от 09.10.2014 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 28 по ул. Брянского фронта в городе Брянске, проводимого в форме заочного голосования, в качестве управляющей компании данным домом избрано ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом".
10.10.2014 ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" и совет дома N 28 заключили договор N 28/2014 управления указанным многоквартирным домом.
Решениями Советского районного суда г. Брянска от 20.01.2015 и от 21.01.2015 по гражданским делам N 2-7501/2014, N 2-7502/2014 установлено, что порядок созыва и проведения вышеуказанного собрания собственников не нарушен, при проведении собрания имелся кворум, собрание было легитимно, подсчет голосов оформлен надлежащим образом. Суд признал протокол общего собрания от 09.10.2014 соответствующим основным требованиям, предъявляемым законом к составлению протоколов. Кроме того, суд общей юрисдикции пришел к выводу о том, что решение о расторжении договора управления с обществом принято в установленном порядке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заключенный с обществом договор управления спорным многоквартирным домом прекратил свое действие в связи с его расторжением собственниками помещений в одностороннем порядке и избранием в качестве управляющей организации ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом".
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией. Следовательно, избрание новой управляющей организации влечет прекращение всех прав у управляющей организации, осуществлявшей функции управления ранее.
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к выполнению договора на управление многоквартирным домом не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом.
В части 10 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение пяти рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес (пункт 18 Правил N 416).
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая соответствующее уведомление, передает в установленном Правилами N 416 порядке в том числе техническую документацию на многоквартирный дом организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного в части 10 статьи 162 ЖК РФ.
Арбитражным судом установлено и заявителем не оспаривается, что общество уведомлялось ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" о необходимости передачи технической и иной документации на спорный дом вновь выбранной управляющей компании, однако обязанность по передачи данной документации обществом исполнена не была.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, заявитель и ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке, то есть являются прямыми конкурентами на рынке оказания услуг управления многоквартирными жилыми домами.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие общества, выразившееся в не передаче ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" в установленный срок технической и иной документации на спорный многоквартирный дом противоречит антимонопольному законодательству, нарушает нормы гражданского и жилищного законодательства, не соответствуют обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлено на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и создает препятствия в осуществлении ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" предпринимательской деятельности.
Довод заявителя жалобы о том, что на дату вынесения оспариваемых решения и предписания управления нарушение антимонопольного законодательства со стороны заявителя отсутствовало, поскольку техническая документация на спорный многоквартирный дом была передана обществом вновь избранной в январе 2015 года управляющей компанией спорным многоквартирным домом - ООО "Домовой", не может быть принят во внимание, поскольку общество, получив 17.10.2014 от вновь избранной управляющей компании соответствующее уведомление, обязанность по передаче технической и иной документации на дом ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" в срок, предусмотренный частью 10 статьи 162 ЖК РФ, не исполнило.
При таких обстоятельствах, а также учитывая содержание оспариваемых решения и предписания управления, сам по себе факт передачи технической и иной документации на вышеназванный многоквартирный дом ООО "Домовой", не является основанием для признания указанных ненормативных правовых актов не соответствующими требованиям действующего законодательства.
Меры, которые в соответствии с предписанием от 26.02.2015 N 1 необходимо принять обществу направлены на прекращение нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, то есть соответствуют целям, установленным статьей 23 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в соответствии с пунктом 18 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Как следует из письма Государственной жилищной инспекции Брянской области (далее - инспекция) от 11.02.2015 N 2-756, в нарушение требований пункта 18 Правил N 416 уведомление с приложением копии соответствующего решения собственников от уполномоченного собственниками помещений спорного многоквартирного дома N 28 о расторжении договора управления домом с ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" и выборе в качестве управляющей домом ООО "Домовой" в адрес инспекции не поступало. Кроме того, отсутствуют сведения об инициаторе проведения собрания собственников помещений в период с 08 по 28.12.2014 как в протоколе от 10.01.2015, так и в ответе ООО "Домовой" (от 04.02.2015 исх. N 06/1), а также не представлено заверенных копий протоколов очного и заочного голосования по повестке протокола от 10.01.2015.
Обществом вышеуказанные обстоятельства не опровергнуты.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что в рассматриваемом случае имело место нарушение прав ООО "Управляющая компания жилым и нежилым фондом" - конкурента заявителя на товарном рынке услуг управления многоквартирными домами путем незаконного бездействия.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2015 по делу N А09-6125/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домовой" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА
Н.В.ЗАИКИНА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
В.Н.СТАХАНОВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)