Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.01.2014 ПО ДЕЛУ N А12-21931/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2014 г. по делу N А12-21931/2013


Резолютивная часть постановления объявлена "15" января 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "17" января 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" (403877, Волгоградская область, г. Камышин, пр. Феоктистова, д. 53, помещение N 63, ИНН 3436115196, ОГРН 1113453000825),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 октября 2013 года по делу N А12-21931/2013 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" (403877, Волгоградская область, г. Камышин, пр. Феоктистова, д. 53, помещение N 63, ИНН 3436115196, ОГРН 1113453000825),
к министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (400050, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Рокоссовского, 62, ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048)
о признании ненормативного правового акта недействительным,
- при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" - Те А.О., представитель по доверенности от 14.01.2014;
- без участия в судебном заседании представителей: министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (почтовое уведомление N 95045 приобщено к материалам дела)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 27.06.2013 N П03 - 05/13-031 об устранении нарушений требований действующего законодательства по соблюдению порядка ценообразования.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 октября 2013 года по делу N А12-21931/2013 в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" не согласившись с принятым решением, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Министерство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иных письменных отзывов в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения заместителя министра топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 28.05.2013 N 13/097-кт старшим консультантом отдела по контролю за применением цен (тарифов) департамента тарифного контроля, экономического анализа и работы с обращениями граждан министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области проведена внеплановая проверка общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" по вопросам правильности соблюдения обязательных требований к порядку ценообразования при применении тарифов при начислении платы гражданам на горячую воду.
Проверкой установлено, что в период с 01 июля 2012 года по 30 апреля 2013 года общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4", осуществляя самостоятельное производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома N 4А по переулку Московскому города Камышина, производило начисление и предъявление платы за горячую воду потребителям с нарушением порядка ценообразования, применяя тариф на горячую воду, утвержденный для потребителей муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети", осуществляющего горячее водоснабжение по системе централизованного горячего водоснабжения, что противоречит положениям пункта 54 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
27.06.2013 составлен акт N 03-05/13-085.
Старшим консультантом отдела по контролю за применением цен (тарифов) департамента тарифного контроля, экономического анализа и работы с обращениями граждан министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области выдано предписание от 27.06.2013 N П03 - 05/13-031, которым обществу "РЭП N 4" предписано:
- немедленно прекратить нарушения пункта 54 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", и принять меры по недопущению подобных нарушений впредь;
- производить расчет размера платы за коммунальную услугу горячее водоснабжение потребителям - собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного дома N 4А, переулок Московский, город Камышин Волгоградской области в соответствии с пунктом 54 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", применяя тарифы на коммунальные ресурсы, установленные органом, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов.
представить в Министерство, оформленное должным образом документальное подтверждение о выполнении настоящего предписания (копии платежных документов (квитанций) на оплату жилищно-коммунальных услуг, предъявляемых потребителям, расчет стоимости 1 кубического метра горячей воды).
Срок выполнения пункта 2 и пункта 3 предписания - сорок пять дней с момента получения настоящего предписания.
Полагая, что Предписание не соответствует закону, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным Предписания не имеется.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции Общество в апелляционной жалобе полагает неправильным вывод суда о том, что ООО "РЭП N 4" осуществляет самостоятельное производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома N 4а по переулку Московский в г. Камышине, а также, что Общество производило начисление за горячую воду потребителям неправомерно применяя тариф на горячую воду, установленный МУП "Тепловые сети".
ООО "РЭП N 4" ссылается на то, что между МУП "Тепловые сети" и МУП г. Камышин ПУВКХ действуют агентские договоры с АУ "МФЦ" по начислению от своего имени платежей населению и получению с них платы за оказание коммунальной услуги.
Собственники многоквартирного дома состоят в прямых договорных отношениях с поставщиком услуг - ресурсоснабжающими организациями города, что подтверждается агентскими договорами.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Предметом проверки явилось соблюдение ООО "РЭП N 4" обязательных требований к порядку ценообразования в части правильности применения тарифов при начислении платы за горячую воду гражданам, проживающим по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, пер. Московский, д. 4а.
Согласно частям 4, 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которыми осуществляет управляющая компания, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В силу положений статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
При этом частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 указанного кодекса.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с требованиями пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Анализ изложенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что оплата коммунальных услуг должна производиться управляющей организации, а не ресурсоснабжающим организациям (поставщикам услуг), если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений. При этом оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, в любом случае производится на счет управляющей организации, и данный порядок не может быть изменен даже по решению общего собрания собственников.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" осуществляет управление, содержание, эксплуатацию, предоставление коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома N 4А по переулку Московскому города Камышин на основании договора управления многоквартирным домом от 19 октября 2011 года.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" в силу закона является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, пер. Московский, д. 4а.
Согласно представленной обществом информации, многоквартирный жилой дом по N 4А, переулок Московский, город Камышин, оборудован водо-водяным подогревателем для приготовления горячей воды (бойлером). В водо-водяном подогревателе нагреваемая (холодная) вода движется в трубках, рабочая среда -межтрубном пространстве. Горячая вода, приготовленная в данном водо-водяном подогревателе, подается на нужды горячего водоснабжения дома N 4А по переулку Московскому.
Тепловая энергия в указанный дом поставляется муниципальным унитарным предприятием "Тепловые сети".
Договор от 17.10.2011 N 4 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод заключен обществом с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" с муниципальным унитарным предприятием города Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства".
Согласно письму администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области N 31/11439 от 09.09.2013, вышеуказанный бойлер для приготовления горячей воды принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам дома N 4а по переулку Московский города Камышин.
В соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Однако ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" выставляло гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме N 4А по переулку Московскому города Камышина, плату за горячую воду по тарифам в размере 82,27 руб. /куб. м в период с 01 июля 2012 по 31 августа 2012 и 86,92 руб. /куб. м - с 01 сентября 2012 по 30 апреля 2013, установленные постановлениями Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 23.11.2011 N 46/8 "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей МУП "Тепловые сети" городского округа - город Камышин" и Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 28.11.2012 N 27/19 "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей МУП "Тепловые сети" городского округа - город Камышин Волгоградской области".
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, о том, что применение обществом с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4", осуществляющим приготовление горячей воды для оказания услуг по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома N 4А, переулок Московский, город Камышин, при расчетах с населением тарифов на горячую воду, установленных для потребителей муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети", имеющих централизованное горячее водоснабжение, противоречит положениям действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), а именно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующим отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области доказаны обстоятельства, послужившие основанием для выдачи оспариваемого предписания, предписание Министерства от 27.06.2013 N П03 - 05/13-031 соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные издержки по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4".
Излишне уплаченная государственная пошлина по платежному поручению N 948 от 20.11.2013 в размере 1000 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" из Федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 октября 2013 года по делу N А12-21931/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное предприятие N 4" (403877, Волгоградская область, г. Камышин, пр. Феоктистова, д. 53, помещение N 63, ИНН 3436115196, ОГРН 1113453000825) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 руб., уплаченную по платежному поручению N 948 от 20.11.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)