Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска: Зыкова А.А. представитель по доверенности от 31.12.2013 N 13249\\02-12;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
на решение от 11.09.2014
по делу N А73-9075/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290)
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
о признании незаконным предписания от 03.07.2014 N 188
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр"
установил:
Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края (далее - административный орган) о признании незаконным предписания от 03.07.2014 N 188.
Определением суда от 11.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр" (далее - ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр").
Решением Арбитражного суда Хабаровского края в удовлетворении заявленных Департаментом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указал, что протоколом от 03.08.2010 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского управляющей организации - ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" были предоставлены полномочия на выдачу от имени собственников помещений согласия на установку рекламных конструкций, вывесок и иных информационных конструкций на общем имуществе многоквартирного дома. ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" в соответствии с переданными ему полномочиями согласовало установку рекламной конструкции на фасаде дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского, что подтверждается письмом ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" от 17.08.2010 N 01/53с, а также эскизом рекламной конструкции, в связи с чем, при размещении рекламной конструкции Департаментом были соблюдены требования жилищного, гражданского законодательства, а также Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
По мнению заявителя, из смысла части 5 и части 11 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не следует обязанность заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, установлена обязанность получения согласия собственников помещений в многоквартирном доме, в данном случае такое согласие было получено.
Департамент указывает на нарушение административным органаном положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с не уведомлением Департамента о проведении проверки, проведением проверки в отсутствие представителя заявителя, а также невручением акта проверки Департаменту.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Департаментом требований.
Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.
ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя Департамента, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании обращений собственника квартиры N 18 дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске о некачественном ремонте балконной плиты, устранению течи по балкону и наружной стене квартиры Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края в порядке статей 28.1, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была проведена проверка, в ходе которой было выявлено намокание конструкций квартиры N 18, вышерасположенной балконной плиты, фасада. При этом было установлено, что одной из причин намокания стены и фасада является баннер на стене квартиры N 16, расположенный над окнами квартиры. Полотно рекламной конструкции снято, однако металлическая конструкция с болтовым креплением к стене не демонтирована, при установке баннера были смяты карнизные свесы на кровле над квартирой N 16, решение собственников дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского на установку рекламной конструкции на фасаде дома отсутствует.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края в адрес владельца рекламной конструкции - Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска было выдано предписание от 03.07.2014 N 188, которым в срок до 15.07.2014 Департаменту муниципальной собственности было предписано демонтировать металлическую конструкцию, с помощью которой информационный баннер был закреплен к фасаду; после снятия болтовых соединений и металлической конструкции выполнить заделку отверстий в фасаде; выполнить ремонт карнизных свесов на кровле над квартирой N 16.
Не согласившись с указанным предписанием, Департамент обжаловал его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу части 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Согласно с части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 19 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Согласно пунктам 3, 3.1 части 2 статьи 44 ЖК к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания.
Из материалов дела следует, что порядок и условия размещения вывесок, информационных, рекламных конструкций с использованием общего имущества собственников многоквартирного дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске был утвержден собственниками помещений в протоколе общего собрания от 03.08.2010.
В частности, в соответствии с вышеуказанным протоколом ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" были предоставлены полномочия на выдачу от имени собственников помещений согласия на установку рекламных конструкций, вывесок и иных информационных конструкций на общем имуществе многоквартирного дома.
Согласно протоколу от 03.08.2010 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" были предоставлены полномочия на принятие от имени собственников помещений решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, вывесок и иных информационных конструкций.
Письмом от 17.08.2010 N 01/53с ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" проинформировало Департамент о том, что согласование эскизов на размещение рекламных конструкций, вывесок и иных информационных конструкций на общем имуществе многоквартирных домов УК ЖКХ "Сервис-Центр" осуществляет главный инженер УК ЖКХ "Сервис-Центр" Разлатая Г.М., заверяя эскиз печатью и подписью.
В материалы дела представлен эскиз рекламной конструкции по ул. Муравьева-Амурского, 29, согласованный главным инженером ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" Разлатой Г.М.
Вместе с тем, согласование эскиза рекламной конструкции не является получением согласия собственников помещений многоквартирного дома на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на части фасада дома в порядке, установленном ЖК РФ.
Согласованный эскиз рекламной конструкции отражает место расположения и схему расположения рекламной конструкции, также не может являться получением согласия собственников помещений многоквартирного дома на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе многоквартирного дома, поскольку в силу части 5.8 статьи 19 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Письменное согласие непосредственно на установку рекламной конструкции ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" Департаменту не давало.
Согласно представленным в материалы дела разрешением на установку рекламной конструкции на территории городского округа "Город Хабаровск" N 25742 установка рекламной конструкции была разрешена от имени Администрации г. Хабаровска Департаментом муниципальной собственности, а не собственниками помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске.
В соответствии с положениями статьи 44 ЖК и статьи 19 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ для размещения рекламной конструкции на многоквартирном доме необходимо заключение договора на размещение рекламной конструкции с лицом, уполномоченным на заключение такого договора.
ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" являясь лицом, уполномоченным собственниками помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске на заключение договора на размещение рекламной конструкции, указанного договора от имени собственников помещений многоквартирного дома с Департаментом не заключало.
Доводы жалобы Департамента о том, что из содержания части 5 и части 11 статьи 19 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ не следует обязанность заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, установлена обязанность получения согласия собственников помещений в многоквартирном доме, являются несостоятельными, как не основанные на положениях пунктов 3, 3.1 части 2 статьи 44 ЖК и части 5 статьи 19 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
В материалах дела отсутствует согласие собственников помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на части фасада дома.
Довод заявителя апелляционной жалобы на нарушение административного органа положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", уже был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Как следует из материалов дела, проверка проводилась в порядке статей 28.1, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании обращений собственника квартиры N 18 дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске, а не в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, о чем свидетельствуют представленные материалы дела об административном правонарушении.
Установив в ходе административного расследования, что одной из причин намокания стены и фасада является то, что при установке баннера были смяты карнизные свесы на кровле над квартирой N 16, решение собственников дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского на установку рекламной конструкции на фасаде дома отсутствует, административный орган правомерно выдал Департаменту, являющемуся владельцем рекламной конструкции, предписание от 03.07.2014 N 188 об устранении выявленных нарушений.
Оспариваемое предписание выдано в соответствии с задачами и функциями административного органа, установленными Положением "О Главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края", утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр.
Доказательств наличия сведений и документов, которые повлияли бы на правильность выводов административного органа, содержащихся в оспариваемом предписании, заявителем в материалы дела не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что административный орган не является уполномоченным органом на выдачу предписаний по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", отклоняется.
В данном случае оспариваемое предписание было выдано не по результатам проверки соблюдения Департаментом требований ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ, а по результатам проверки надлежащего технического состояния жилого дома.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, ненормативный правовой акт, решение могут быть признаны недействительными или незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав заявителя.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание от 03.07.2014 N 188 соответствует действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, оснований для признания указанного предписания незаконным не имеется.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.09.2014 по делу N А73-9075/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2014 N 06АП-5895/2014 ПО ДЕЛУ N А73-9075/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2014 г. N 06АП-5895/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
- от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска: Зыкова А.А. представитель по доверенности от 31.12.2013 N 13249\\02-12;
- от Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска
на решение от 11.09.2014
по делу N А73-9075/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700332587, ИНН 2700001290)
к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края
о признании незаконным предписания от 03.07.2014 N 188
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр"
установил:
Департамент муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному контрольному управлению Правительства Хабаровского края (далее - административный орган) о признании незаконным предписания от 03.07.2014 N 188.
Определением суда от 11.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Сервис-Центр" (далее - ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр").
Решением Арбитражного суда Хабаровского края в удовлетворении заявленных Департаментом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указал, что протоколом от 03.08.2010 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского управляющей организации - ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" были предоставлены полномочия на выдачу от имени собственников помещений согласия на установку рекламных конструкций, вывесок и иных информационных конструкций на общем имуществе многоквартирного дома. ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" в соответствии с переданными ему полномочиями согласовало установку рекламной конструкции на фасаде дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского, что подтверждается письмом ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" от 17.08.2010 N 01/53с, а также эскизом рекламной конструкции, в связи с чем, при размещении рекламной конструкции Департаментом были соблюдены требования жилищного, гражданского законодательства, а также Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
По мнению заявителя, из смысла части 5 и части 11 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не следует обязанность заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, установлена обязанность получения согласия собственников помещений в многоквартирном доме, в данном случае такое согласие было получено.
Департамент указывает на нарушение административным органаном положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в связи с не уведомлением Департамента о проведении проверки, проведением проверки в отсутствие представителя заявителя, а также невручением акта проверки Департаменту.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Департаментом требований.
Главное контрольное управление Правительства Хабаровского края в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, своего представителя в судебное заседание апелляционной инстанции не направило.
ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя Департамента, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании обращений собственника квартиры N 18 дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске о некачественном ремонте балконной плиты, устранению течи по балкону и наружной стене квартиры Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края в порядке статей 28.1, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях была проведена проверка, в ходе которой было выявлено намокание конструкций квартиры N 18, вышерасположенной балконной плиты, фасада. При этом было установлено, что одной из причин намокания стены и фасада является баннер на стене квартиры N 16, расположенный над окнами квартиры. Полотно рекламной конструкции снято, однако металлическая конструкция с болтовым креплением к стене не демонтирована, при установке баннера были смяты карнизные свесы на кровле над квартирой N 16, решение собственников дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского на установку рекламной конструкции на фасаде дома отсутствует.
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Главным контрольным управлением Правительства Хабаровского края в адрес владельца рекламной конструкции - Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска было выдано предписание от 03.07.2014 N 188, которым в срок до 15.07.2014 Департаменту муниципальной собственности было предписано демонтировать металлическую конструкцию, с помощью которой информационный баннер был закреплен к фасаду; после снятия болтовых соединений и металлической конструкции выполнить заделку отверстий в фасаде; выполнить ремонт карнизных свесов на кровле над квартирой N 16.
Не согласившись с указанным предписанием, Департамент обжаловал его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу части 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Согласно с части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 19 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Согласно пунктам 3, 3.1 части 2 статьи 44 ЖК к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания.
Из материалов дела следует, что порядок и условия размещения вывесок, информационных, рекламных конструкций с использованием общего имущества собственников многоквартирного дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске был утвержден собственниками помещений в протоколе общего собрания от 03.08.2010.
В частности, в соответствии с вышеуказанным протоколом ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" были предоставлены полномочия на выдачу от имени собственников помещений согласия на установку рекламных конструкций, вывесок и иных информационных конструкций на общем имуществе многоквартирного дома.
Согласно протоколу от 03.08.2010 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" были предоставлены полномочия на принятие от имени собственников помещений решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, вывесок и иных информационных конструкций.
Письмом от 17.08.2010 N 01/53с ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" проинформировало Департамент о том, что согласование эскизов на размещение рекламных конструкций, вывесок и иных информационных конструкций на общем имуществе многоквартирных домов УК ЖКХ "Сервис-Центр" осуществляет главный инженер УК ЖКХ "Сервис-Центр" Разлатая Г.М., заверяя эскиз печатью и подписью.
В материалы дела представлен эскиз рекламной конструкции по ул. Муравьева-Амурского, 29, согласованный главным инженером ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" Разлатой Г.М.
Вместе с тем, согласование эскиза рекламной конструкции не является получением согласия собственников помещений многоквартирного дома на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на части фасада дома в порядке, установленном ЖК РФ.
Согласованный эскиз рекламной конструкции отражает место расположения и схему расположения рекламной конструкции, также не может являться получением согласия собственников помещений многоквартирного дома на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе многоквартирного дома, поскольку в силу части 5.8 статьи 19 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Письменное согласие непосредственно на установку рекламной конструкции ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" Департаменту не давало.
Согласно представленным в материалы дела разрешением на установку рекламной конструкции на территории городского округа "Город Хабаровск" N 25742 установка рекламной конструкции была разрешена от имени Администрации г. Хабаровска Департаментом муниципальной собственности, а не собственниками помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске.
В соответствии с положениями статьи 44 ЖК и статьи 19 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ для размещения рекламной конструкции на многоквартирном доме необходимо заключение договора на размещение рекламной конструкции с лицом, уполномоченным на заключение такого договора.
ООО "УКЖКХ "Сервис-Центр" являясь лицом, уполномоченным собственниками помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске на заключение договора на размещение рекламной конструкции, указанного договора от имени собственников помещений многоквартирного дома с Департаментом не заключало.
Доводы жалобы Департамента о том, что из содержания части 5 и части 11 статьи 19 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ не следует обязанность заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, установлена обязанность получения согласия собственников помещений в многоквартирном доме, являются несостоятельными, как не основанные на положениях пунктов 3, 3.1 части 2 статьи 44 ЖК и части 5 статьи 19 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
В материалах дела отсутствует согласие собственников помещений многоквартирного дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на части фасада дома.
Довод заявителя апелляционной жалобы на нарушение административного органа положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", уже был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно им отклонен.
Как следует из материалов дела, проверка проводилась в порядке статей 28.1, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании обращений собственника квартиры N 18 дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского в г. Хабаровске, а не в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, о чем свидетельствуют представленные материалы дела об административном правонарушении.
Установив в ходе административного расследования, что одной из причин намокания стены и фасада является то, что при установке баннера были смяты карнизные свесы на кровле над квартирой N 16, решение собственников дома N 29 по ул. Муравьева-Амурского на установку рекламной конструкции на фасаде дома отсутствует, административный орган правомерно выдал Департаменту, являющемуся владельцем рекламной конструкции, предписание от 03.07.2014 N 188 об устранении выявленных нарушений.
Оспариваемое предписание выдано в соответствии с задачами и функциями административного органа, установленными Положением "О Главном контрольном управлении Правительства Хабаровского края", утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 N 371-пр.
Доказательств наличия сведений и документов, которые повлияли бы на правильность выводов административного органа, содержащихся в оспариваемом предписании, заявителем в материалы дела не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что административный орган не является уполномоченным органом на выдачу предписаний по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", отклоняется.
В данном случае оспариваемое предписание было выдано не по результатам проверки соблюдения Департаментом требований ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ, а по результатам проверки надлежащего технического состояния жилого дома.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, ненормативный правовой акт, решение могут быть признаны недействительными или незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав заявителя.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание от 03.07.2014 N 188 соответствует действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, оснований для признания указанного предписания незаконным не имеется.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.09.2014 по делу N А73-9075/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Е.И.САПРЫКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)