Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от товарищества собственников жилья "Патриот" - представитель не явился, извещено,
от администрации г. Заречного Пензенской области - представителя Журавлева О.Е. (доверенность N м. 77-77/10388 от 22.12.2014),
индивидуального предпринимателя Храмеева Дмитрия Евгеньевича (паспорт серия <...> N <...> от <...>), представителя предпринимателя Парамошкина Н.В. (доверенность от 26.09.2014),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы товарищества собственников жилья "Патриот", администрации г. Заречного Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-295/2015 (судья Стрелкова Е.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Храмеева Дмитрия Евгеньевича (ОГРНИП 304583832100091, ИНН 583800168683), Пензенская область, г. Заречный,
к администрации г. Заречного Пензенской области (ОГРН 1025801500350, ИНН 5838000015), Пензенская область, г. Заречный,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ЖСКХ" (ОГРН 1085838000599), товарищество собственников жилья "Патриот" (ОГРН 1095838000323, ИНН 5838046330), комитет по управлению имуществом города Заречного Пензенской области (ОГРН 1025801499041), общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоПромРесурс" (ОГРН 1135838000650), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пензенской области (ОГРН 1135836003632),
об оспаривании ненормативного правового акта,
Индивидуальный предприниматель Храмеев Дмитрий Евгеньевич (далее - заявитель, ИП Храмеев Д.Е.) обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления администрации г. Заречного Пензенской области (далее - Администрация, ответчик) от 31.12.2014 года N 2913 об отказе ИП Храмееву Д.Е. в выдаче разрешения на строительство и возложении на ответчика обязанности выдать ИП Храмееву Д.Е. разрешение на строительство павильона "Снежок".
Определением суда от 26 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЖСКХ", ТСЖ "Патриот" и Комитет по управлению имуществом г. Заречного Пензенской области (лица, осуществляющие права собственников в отношении земельных участков, смежных с земельным участком, предоставленным ИП Храмееву Д.Е. для реконструкции кафе "Снежок").
Определением суда от 24 марта 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ЭнергоПромРесурс" как организация, владеющая инженерными коммуникациями города Заречного Пензенской области и осуществляющая технологическое присоединение к ним построенных (реконструируемых) объектов капитального строительства.
Определением суда от 16 апреля 2015 года было удовлетворено ходатайство Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года заявленные требования индивидуального предпринимателя Храмеева Дмитрия Евгеньевича удовлетворены полностью, признано недействительным, как противоречащее Градостроительному кодексу Российской Федерации, постановление Администрации г. Заречного Пензенской области от 31.12.2014 года N 2913 "Об отказе Храмееву Д.Е. в выдаче разрешения на строительство". Администрации г. Заречного Пензенской области вменено в обязанность выдать индивидуальному предпринимателю Храмееву Дмитрию Евгеньевичу разрешение на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок" на земельном участке с кадастровым номером 58:34:010113:0043 по адресу: Пензенская область, г. Заречный, в 22 метрах от ориентира - многоэтажный жилой дом, расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: Пензенская область, г. Заречный, ул. Ленина, дом 23.
Администрация г. Заречного Пензенской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-295/2015 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе ИП Храмееву Д.Е. в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на непредставление предпринимателем вместе с заявлением от 23.12.2014 полного комплекта документов, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ, а также указывает, что выдача предпринимателю разрешения на реконструкцию приведет к нарушению прав собственников соседних участков.
Кроме того, с апелляционной жалобой обратилось третье лицо, ТСЖ "Патриот", которое также просит суд решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-295/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении его требований. ТСЖ указывает, что выводы суда противоречат Градостроительному кодексу РФ и Жилищному кодексу РФ.
В материалы дела от ИП Храмеева Д.Е. поступил отзыв на апелляционные жалобы, в которых заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-295/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Кроме того, в материалы дела поступили отзывы третьего лица - КУМИ г. Заречного Пензенской области, на апелляционные жалобы, в которых муниципальный орган просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-295/2015 и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив апелляционные жалобы Администрации и ТСЖ.
В отзыве третьего лица, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области, указано на согласие с принятым судом первой инстанции решением от 25.05.2015, названное третье лицо просит апелляционный суд оставить судебный акт арбитражного суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании 13.07.2015 представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить. Поддержал также апелляционную жалобу ТСЖ "Патриот".
Индивидуальный предприниматель Храмеев Д.Е., а также его представитель по доверенности в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционных жалоб Администрации и третьего лица по основаниям, изложенным в отзыве, просили суд оставить без изменения решение суда от 25.05.2015.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Храмеев Дмитрий Евгеньевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31.10.1995 года, запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена 16.11.2004 года за основным государственным регистрационным номером 304583832100091.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.02.2015 года и свидетельства о государственной регистрации права от 16.01.2009 года серии 58АА N 478516, заявителю на праве собственности принадлежит незавершенное реконструкцией здание торгового павильона "Снежок" площадью 60,7 кв. м, готовность 3%, по адресу: г. Заречный, ул. Ленина, д. 23А. (т. V л.д. 85, 88).
ИП Храмеев Д.Е. в соответствии с договором купли-продажи от 28.10.1997 года приобрел у ОАО "Магазин "Ивушка" здание павильона "Снежок", расположенное по адресу: Пензенская область, г. Заречный, у. Ленина, 23А, полезной площадью 47,7 кв. м, размещенное на земельном участке площадью 117 кв. м.
Постановлением главы администрации г. Заречного Пензенской области N 812 от 18.12.1997 года указанный земельный участок площадью 117 кв. м (кадастровый квартал N 34-13/1:7) был изъят у ОАО "Магазин "Ивушка" и предоставлен ИП Храмееву Д.Е. для эксплуатации здания павильона "Снежок" и выполнения возложенных на него функций на условиях долгосрочной аренды сроком на три года. Был заключен соответствующий договор аренды N 1564 от 22.12.1997 года сроком на три года, срок действия которого продлевался по соглашению сторон.
Распоряжением главы администрации г. Заречного Пензенской области N 491 от 05.12.2001 года ИП Храмееву Д.Е. было разрешено выполнить проектирование реконструкции торгового павильона в районе дома N 23 по улице Ленина в пятне существующей застройки в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, выданным отделом архитектуры и градостроительства.
Постановлением главы города Заречного Пензенской области N 762 от 20.09.2006 года ИП Храмееву Д.Е. утвержден проект границ земельного участка площадью 268 кв. м для реконструкции кафе "Снежок" в районе жилого дома N 23 по ул. Ленина, сформированного из земельного участка с кадастровым номером 58:34:010113:0007 площадью 117 кв. м, предназначенного для эксплуатации здания павильона "Снежок", и части земельного участка из свободных муниципальных земель.
Постановлением главы города Заречного N 1169 от 29.12.2006 года ИП Храмееву Д.Е. предоставлен с 01.01.2007 года в аренду сроком на одиннадцать месяцев земельный участок с кадастровым номером 58:34:010113:0043, расположенный примерно в 22 м по направлению на запад от ориентира: ул. Ленина, д. 23, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Пензенская область, г. Заречный, р-н ул. Ленина, д. 23, из земель поселений, для использования в целях реконструкции кафе "Снежок" в границах, указанных в кадастровой карте Участка, площадью 268 кв. м.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 05 сентября 2013 года по делу N А49-3234/2013, имеют преюдициальное значение для настоящего дела и не подлежат доказыванию вновь при разрешении настоящего спора в соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Комитетом по управлению имуществом города Заречного и ИП Храмеевым Д.Е. был заключен договор аренды земельного участка от 08.04.2008 года N 6568 сроком действия до 01.08.2008 года. Согласно данному договору ИП Храмееву Д.Е. для реконструкции кафе "Снежок" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 58:24:010113:0043 площадью 268 кв. м, земельный участок передан ИП Храмееву Д.Е. по передаточному акту от 08.04.2008 года. По истечении срока действия арендатор продолжает пользоваться арендованным земельным участком при отсутствии возражений арендодателя, поэтому в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (т. I л.д. 32-39).
Постановлением главы г. Заречного Пензенской области от 14.02.2008 года N 139 утвержден градостроительный план земельного участка N RU58301000-2/2008 (т. I л.д. 40-46).
05.11.2014 года заявитель обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок", расположенного на земельном участке по адресу: г. Заречный, ул. Ленина, д. 23а, кадастровый номер 58:34:010113:0043, сроком на 36 месяцев (т. I л.д. 27).
Из сопроводительного письма к заявлению, следует, что к заявлению приложены следующие документы:
- - правоустанавливающие документы на земельный участок - договор аренды N 6568 от 08.04.2004 года, постановление N 139 от 14.02.2008 года, кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 58:34:010113:0043 (копия);
- - градостроительный план земельного участка N RU58301000-2/2008 (копия);
- - материалы проектной документации (оригиналы): том 1 "Пояснительная записка", том 2 "Схема планировочной организации земельного участка", том 3 "Архитектурные решения", том 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения", том 5.1 "Система электроснабжения", том 5.2.3. "Система водоснабжения, система водоотведения", "Электроснабжение" (копия), "Наружные сети НВ и К" (копия), "Наружные теплосети" (копия), том 5.4. "Отопление и вентиляция", том 5.5. "Автоматическая пожарная сигнализация", том 5.7. "Технологические решения", том 6 "проект организации строительства", том 7 "Проект организации демонтажа", том 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", том 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", том 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", том 10.1 "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности здания, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов", том 12.1. "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", том 12.2. "Требования к обеспечению безопасности эксплуатации объектов капитального строительства" (т. I л.д. 28-29).
Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 14.11.2014 года N 2427 "Об отказе Храмееву Д.Е. в выдаче разрешения на строительство" заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок" по следующим основаниям: разделами проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" и "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" предусмотрено размещение элементов благоустройства и озеленения территории, расположение инженерных сетей за границами земельного участка, предоставленного для реконструкции кафе "Снежок" (т. I л.д. 24). Данное постановление ИП Храмеевым Д.Е. обжаловано не было.
23.12.2014 года ИП Храмеев Д.Е. повторно обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок", расположенного на земельном участке по адресу: г. Заречный, ул. Ленина, д. 23а, кадастровый номер 58:34:010113:0043, сроком на 36 месяцев (т. I л.д. 2526). К указанному заявлению согласно перечню были приложены следующие документы: том 2 "Схема планировочной организации земельного участка"; копия постановления N 2427 от 14.11.2014 года; копия заявления и приложения к заявлению о выдаче разрешения на строительство от 06.11.2014 года с отметкой Администрации, подтверждающей факт наличия у органа местного самоуправления пакета документов, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации от 31.12.2014 года N 2913 "Об отказе Храмееву Д.Е. в выдаче разрешения на строительство" заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок" в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации по следующим основаниям:
- - отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не представлены материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- - несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Разделом проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" предусмотрено расположение инженерных сетей за границами земельного участка, предоставленного для реконструкции кафе "Снежок" (т. I л.д. 23).
Полагая, что постановление от 31.12.2014 года N 2913 не соответствует законодательству и нарушает его права, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 2 и 5 части 7 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса (часть 7.1. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документы, указанные в пункте 1 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 7.2. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство установлены частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К ним, в частности, относятся:
- - отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи;
- - несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Как следует из текста оспариваемого постановления, заявителю отказано в выдаче разрешения на реконструкцию кафе "Снежок" в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Оба эти основания предусмотрены законодательством в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В оспариваемом постановлении подробно указано, в чем именно заключается каждое из оснований отказа.
В частности, в оспариваемом постановлении указано, что заявителем не представлены следующие документы: пояснительная записка; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.
Между тем, судом при рассмотрении дела установлено и материалами дела подтверждено, что все предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы были представлены ИП Храмеевым Д.Е. в Администрацию с заявлением от 05.11.2014 года. Подавая повторное заявление 23.12.2014 года, ИП Храмеев Д.Е. указал, что им в соответствии с постановлением Администрации от 14.11.2014 года N 2427 внесены изменения в "Схему планировочной организации земельного участка", в связи с чем в Администрацию представлена указанная схема с изменениями. Остальная проектная документация была ранее представлена в Администрацию и находилась в ее распоряжении. В подтверждение данного обстоятельства ИП Храмеев Д.Е. приложил к заявлению документы, подтверждающие факт представления в Администрацию документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы Администрации, что ранее представленный пакет документов не мог быть принят во внимание, так как он представлялся с другим заявлением, по результатам рассмотрения которого Администрацией уже принято решение, а документы сданы в архив, правомерно отклонены судом исходя из следующего. Судом установлено, материалами дела подтверждено и не опровергается Администрацией, что ИП Храмеевым Д.Е. с заявлением от 05.11.2014 года был представлен полный пакет документов, предусмотренный частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В заявлении ИП Храмеева Д.Е. от 23.12.2014 года совершенно определенно изложено его волеизъявление относительно рассмотрения Администрацией ранее представленного им пакета документов (с заявлением от 05.11.2014 года) с учетом изменений, внесенных в "Схему планировочной организации земельного участка", которая также была представлена им в Администрацию. С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что Администрация располагала полным пакетом документов, предусмотренным частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходимым для рассмотрения заявления ИП Храмеева Д.Е. о предоставлении разрешения на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок". При этом градостроительное законодательство не содержит запрета на рассмотрение документов, уже имеющихся в распоряжении органа местного самоуправления. Следовательно, у Администрации отсутствовали какие-либо препятствия для рассмотрения документов, представленных ИП Храмеевым Д.Е. и находящихся в распоряжении Администрации.
При таких обстоятельствах требование Администрации о повторном предоставлении ИП Храмеевым Д.Е. полного пакета документов, которые у Администрации уже имеются, правомерно расценены судом первой инстанции как проявление излишнего формализма, а отказ в предоставлении разрешения на строительство (реконструкцию) по этому основанию обоснованно признан незаконным и необоснованным.
В качестве второго основания для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию кафе "Снежок" в действующей редакции оспариваемого постановления указано несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, которое заключается в следующем: разделом проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" предусмотрено расположение инженерных сетей за границами земельного участка, предоставленного для реконструкции кафе "Снежок".
В силу норм части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Проверив обоснованность данного основания для отказа, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязанность по обеспечению подключения построенного объекта возложена на организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, предоставляющие правообладателям земельных участков технические условия и информацию о плате за подключение.
В свою очередь, исходя из положений статьи 18 Федерального закона 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года N 307, Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года N 83, Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 года N 360, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861, в состав платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры включаются затраты на создание или развитие сетей инфраструктуры протяженностью от существующих сетей или источников коммунального ресурса до точки подключения объекта капитального строительства потребителя. Заказчик (застройщик) обязан выполнить работы по строительству инженерных сетей лишь в границах земельного участка и уплатить плату за их подключение.
Согласно пункту 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при оформлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщиком предоставляется схема, отображающая расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, проверка расположения иных сетей при выдаче разрешения уполномоченным органом не осуществляется.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Следовательно, застройщик не обязан предоставлять органу, осуществляющему выдачу разрешения на строительство, правоустанавливающие документы на земельные участки для строительства сетей инженерно-технического обеспечения.
На основании изложенного, суд отверг довод представителя Администрации о том, что все инженерные коммуникации до точек их подключения к городским сетям являются частью объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах, вывод Администрации о несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка в связи с указанием в разделе проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" подключения инженерных сетей за границами земельного участка, предоставленного для реконструкции кафе "Снежок", противоречит приведенным нормам законодательства.
Доводы Администрации о том, что согласно представленным заявителем документам строительство инженерных коммуникаций будет производиться в границах земельных участков, принадлежащих другим собственникам при отсутствии их согласия, не имеет для настоящего дела правового значения. Как было указано выше, вопрос технологического присоединения реконструируемого объекта к инженерным сетям относится к сфере обязанностей гарантирующих поставщиков энергоресурсов. Администрацией при этом не представлено доказательств того, что именно заявитель на основании испрашиваемого разрешения на строительство будет выполнять работы по устройству инженерных коммуникаций за пределами границ предоставленного ему земельного участка.
При этом части 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанность заявителя по предоставлению в Администрацию с целью получения разрешения на строительство согласия собственников земельных участков, на которых предполагается устройство инженерных коммуникаций с целью технологического присоединения построенного (реконструированного) объекта капитального строительства. Отсутствие этих документов не предусмотрено частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, оценив все представленные в материалы дела доказательства в соответствии с правилами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, указанные в оспариваемом постановлении, не соответствуют закону.
Суд проверил наличие иных препятствий для выдачи заявителю разрешения на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок".
Из материалов дела, а также из показаний свидетеля Эренверта С.Е., следует, что представленная проектная документация (шифр: П/4А-2014-ПЗ) в своем составе содержит раздел П/4А-2014-ПОД "Проект организации демонтажа" том 7, который предусматривает демонтаж существующего железобетонного ленточного фундамента и кирпичной стенки средней стенки амортизационного износа (т. III л.д. 1-34). Разделом П/4А-2014-АР "Архитектурные решения" том 3 предусмотрено использование существующего фундамента в виде железобетонных плит в качестве бетонного основания конструкции пола первого этажа с учетом опирания кирпичных перегородок в осях 3-5 в соответствии с конструктивным узлом (т. I л.д. 87-103, т. V л.д. 106). По этим признакам проект отвечает понятию реконструкции объекта капитального строительства, изложенному в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и соответствует градостроительному плану земельного участка N RU58301000-2/2008 (т. I л.д. 40-46).
Разрешения и технические условия на технологическое присоединение к инженерным коммуникациям, на основании которых производилась разработка проекта, были выданы в 2007 году со сроком действия по июль 2009 года. Вместе с тем, в настоящее время срок их действия продлен ресурсоснабжающими организациями по июль 2017 года, они согласованы с ООО "ЭнергоПромРесурс", организацией, обслуживающей инженерные сети г. Заречного на основании договоров аренды. Технологическое присоединение к электрическим сетям уже произведено (т. V л.д. 1-27, 108-129; т. VII л.д. 2-4). Таким образом, судом не установлено каких-либо препятствий для выдачи заявителю испрашиваемого разрешения на строительство (реконструкцию).
Администрация со своей стороны не указала больше никаких обстоятельств, наличие которых препятствует выдаче заявителю разрешения на строительство (реконструкцию).
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое постановление не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах Администрации и ТСЖ, являются несостоятельными, не основанными на вышеуказанных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах не содержится.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы подлежат распределению судом согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, Администрацией г. Заречного Пензенской области государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-295/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2015 N 11АП-8658/2015 ПО ДЕЛУ N А49-295/2015
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2015 г. по делу N А49-295/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от товарищества собственников жилья "Патриот" - представитель не явился, извещено,
от администрации г. Заречного Пензенской области - представителя Журавлева О.Е. (доверенность N м. 77-77/10388 от 22.12.2014),
индивидуального предпринимателя Храмеева Дмитрия Евгеньевича (паспорт серия <...> N <...> от <...>), представителя предпринимателя Парамошкина Н.В. (доверенность от 26.09.2014),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы товарищества собственников жилья "Патриот", администрации г. Заречного Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-295/2015 (судья Стрелкова Е.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Храмеева Дмитрия Евгеньевича (ОГРНИП 304583832100091, ИНН 583800168683), Пензенская область, г. Заречный,
к администрации г. Заречного Пензенской области (ОГРН 1025801500350, ИНН 5838000015), Пензенская область, г. Заречный,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "ЖСКХ" (ОГРН 1085838000599), товарищество собственников жилья "Патриот" (ОГРН 1095838000323, ИНН 5838046330), комитет по управлению имуществом города Заречного Пензенской области (ОГРН 1025801499041), общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоПромРесурс" (ОГРН 1135838000650), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пензенской области (ОГРН 1135836003632),
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
Индивидуальный предприниматель Храмеев Дмитрий Евгеньевич (далее - заявитель, ИП Храмеев Д.Е.) обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления администрации г. Заречного Пензенской области (далее - Администрация, ответчик) от 31.12.2014 года N 2913 об отказе ИП Храмееву Д.Е. в выдаче разрешения на строительство и возложении на ответчика обязанности выдать ИП Храмееву Д.Е. разрешение на строительство павильона "Снежок".
Определением суда от 26 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЖСКХ", ТСЖ "Патриот" и Комитет по управлению имуществом г. Заречного Пензенской области (лица, осуществляющие права собственников в отношении земельных участков, смежных с земельным участком, предоставленным ИП Храмееву Д.Е. для реконструкции кафе "Снежок").
Определением суда от 24 марта 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ЭнергоПромРесурс" как организация, владеющая инженерными коммуникациями города Заречного Пензенской области и осуществляющая технологическое присоединение к ним построенных (реконструируемых) объектов капитального строительства.
Определением суда от 16 апреля 2015 года было удовлетворено ходатайство Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года заявленные требования индивидуального предпринимателя Храмеева Дмитрия Евгеньевича удовлетворены полностью, признано недействительным, как противоречащее Градостроительному кодексу Российской Федерации, постановление Администрации г. Заречного Пензенской области от 31.12.2014 года N 2913 "Об отказе Храмееву Д.Е. в выдаче разрешения на строительство". Администрации г. Заречного Пензенской области вменено в обязанность выдать индивидуальному предпринимателю Храмееву Дмитрию Евгеньевичу разрешение на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок" на земельном участке с кадастровым номером 58:34:010113:0043 по адресу: Пензенская область, г. Заречный, в 22 метрах от ориентира - многоэтажный жилой дом, расположенного за пределами земельного участка, адрес ориентира: Пензенская область, г. Заречный, ул. Ленина, дом 23.
Администрация г. Заречного Пензенской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-295/2015 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе ИП Храмееву Д.Е. в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на непредставление предпринимателем вместе с заявлением от 23.12.2014 полного комплекта документов, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ, а также указывает, что выдача предпринимателю разрешения на реконструкцию приведет к нарушению прав собственников соседних участков.
Кроме того, с апелляционной жалобой обратилось третье лицо, ТСЖ "Патриот", которое также просит суд решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-295/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении его требований. ТСЖ указывает, что выводы суда противоречат Градостроительному кодексу РФ и Жилищному кодексу РФ.
В материалы дела от ИП Храмеева Д.Е. поступил отзыв на апелляционные жалобы, в которых заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-295/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Кроме того, в материалы дела поступили отзывы третьего лица - КУМИ г. Заречного Пензенской области, на апелляционные жалобы, в которых муниципальный орган просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-295/2015 и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив апелляционные жалобы Администрации и ТСЖ.
В отзыве третьего лица, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области, указано на согласие с принятым судом первой инстанции решением от 25.05.2015, названное третье лицо просит апелляционный суд оставить судебный акт арбитражного суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании 13.07.2015 представитель Администрации доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить. Поддержал также апелляционную жалобу ТСЖ "Патриот".
Индивидуальный предприниматель Храмеев Д.Е., а также его представитель по доверенности в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционных жалоб Администрации и третьего лица по основаниям, изложенным в отзыве, просили суд оставить без изменения решение суда от 25.05.2015.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Храмеев Дмитрий Евгеньевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 31.10.1995 года, запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена 16.11.2004 года за основным государственным регистрационным номером 304583832100091.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.02.2015 года и свидетельства о государственной регистрации права от 16.01.2009 года серии 58АА N 478516, заявителю на праве собственности принадлежит незавершенное реконструкцией здание торгового павильона "Снежок" площадью 60,7 кв. м, готовность 3%, по адресу: г. Заречный, ул. Ленина, д. 23А. (т. V л.д. 85, 88).
ИП Храмеев Д.Е. в соответствии с договором купли-продажи от 28.10.1997 года приобрел у ОАО "Магазин "Ивушка" здание павильона "Снежок", расположенное по адресу: Пензенская область, г. Заречный, у. Ленина, 23А, полезной площадью 47,7 кв. м, размещенное на земельном участке площадью 117 кв. м.
Постановлением главы администрации г. Заречного Пензенской области N 812 от 18.12.1997 года указанный земельный участок площадью 117 кв. м (кадастровый квартал N 34-13/1:7) был изъят у ОАО "Магазин "Ивушка" и предоставлен ИП Храмееву Д.Е. для эксплуатации здания павильона "Снежок" и выполнения возложенных на него функций на условиях долгосрочной аренды сроком на три года. Был заключен соответствующий договор аренды N 1564 от 22.12.1997 года сроком на три года, срок действия которого продлевался по соглашению сторон.
Распоряжением главы администрации г. Заречного Пензенской области N 491 от 05.12.2001 года ИП Храмееву Д.Е. было разрешено выполнить проектирование реконструкции торгового павильона в районе дома N 23 по улице Ленина в пятне существующей застройки в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, выданным отделом архитектуры и градостроительства.
Постановлением главы города Заречного Пензенской области N 762 от 20.09.2006 года ИП Храмееву Д.Е. утвержден проект границ земельного участка площадью 268 кв. м для реконструкции кафе "Снежок" в районе жилого дома N 23 по ул. Ленина, сформированного из земельного участка с кадастровым номером 58:34:010113:0007 площадью 117 кв. м, предназначенного для эксплуатации здания павильона "Снежок", и части земельного участка из свободных муниципальных земель.
Постановлением главы города Заречного N 1169 от 29.12.2006 года ИП Храмееву Д.Е. предоставлен с 01.01.2007 года в аренду сроком на одиннадцать месяцев земельный участок с кадастровым номером 58:34:010113:0043, расположенный примерно в 22 м по направлению на запад от ориентира: ул. Ленина, д. 23, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Пензенская область, г. Заречный, р-н ул. Ленина, д. 23, из земель поселений, для использования в целях реконструкции кафе "Снежок" в границах, указанных в кадастровой карте Участка, площадью 268 кв. м.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 05 сентября 2013 года по делу N А49-3234/2013, имеют преюдициальное значение для настоящего дела и не подлежат доказыванию вновь при разрешении настоящего спора в соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Комитетом по управлению имуществом города Заречного и ИП Храмеевым Д.Е. был заключен договор аренды земельного участка от 08.04.2008 года N 6568 сроком действия до 01.08.2008 года. Согласно данному договору ИП Храмееву Д.Е. для реконструкции кафе "Снежок" предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 58:24:010113:0043 площадью 268 кв. м, земельный участок передан ИП Храмееву Д.Е. по передаточному акту от 08.04.2008 года. По истечении срока действия арендатор продолжает пользоваться арендованным земельным участком при отсутствии возражений арендодателя, поэтому в силу части 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (т. I л.д. 32-39).
Постановлением главы г. Заречного Пензенской области от 14.02.2008 года N 139 утвержден градостроительный план земельного участка N RU58301000-2/2008 (т. I л.д. 40-46).
05.11.2014 года заявитель обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок", расположенного на земельном участке по адресу: г. Заречный, ул. Ленина, д. 23а, кадастровый номер 58:34:010113:0043, сроком на 36 месяцев (т. I л.д. 27).
Из сопроводительного письма к заявлению, следует, что к заявлению приложены следующие документы:
- - правоустанавливающие документы на земельный участок - договор аренды N 6568 от 08.04.2004 года, постановление N 139 от 14.02.2008 года, кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 58:34:010113:0043 (копия);
- - градостроительный план земельного участка N RU58301000-2/2008 (копия);
- - материалы проектной документации (оригиналы): том 1 "Пояснительная записка", том 2 "Схема планировочной организации земельного участка", том 3 "Архитектурные решения", том 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения", том 5.1 "Система электроснабжения", том 5.2.3. "Система водоснабжения, система водоотведения", "Электроснабжение" (копия), "Наружные сети НВ и К" (копия), "Наружные теплосети" (копия), том 5.4. "Отопление и вентиляция", том 5.5. "Автоматическая пожарная сигнализация", том 5.7. "Технологические решения", том 6 "проект организации строительства", том 7 "Проект организации демонтажа", том 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", том 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", том 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов", том 10.1 "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности здания, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов", том 12.1. "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", том 12.2. "Требования к обеспечению безопасности эксплуатации объектов капитального строительства" (т. I л.д. 28-29).
Постановлением администрации г. Заречного Пензенской области от 14.11.2014 года N 2427 "Об отказе Храмееву Д.Е. в выдаче разрешения на строительство" заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок" по следующим основаниям: разделами проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" и "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" предусмотрено размещение элементов благоустройства и озеленения территории, расположение инженерных сетей за границами земельного участка, предоставленного для реконструкции кафе "Снежок" (т. I л.д. 24). Данное постановление ИП Храмеевым Д.Е. обжаловано не было.
23.12.2014 года ИП Храмеев Д.Е. повторно обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок", расположенного на земельном участке по адресу: г. Заречный, ул. Ленина, д. 23а, кадастровый номер 58:34:010113:0043, сроком на 36 месяцев (т. I л.д. 2526). К указанному заявлению согласно перечню были приложены следующие документы: том 2 "Схема планировочной организации земельного участка"; копия постановления N 2427 от 14.11.2014 года; копия заявления и приложения к заявлению о выдаче разрешения на строительство от 06.11.2014 года с отметкой Администрации, подтверждающей факт наличия у органа местного самоуправления пакета документов, предусмотренного ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Администрации от 31.12.2014 года N 2913 "Об отказе Храмееву Д.Е. в выдаче разрешения на строительство" заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок" в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации по следующим основаниям:
- - отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не представлены материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- - несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Разделом проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" предусмотрено расположение инженерных сетей за границами земельного участка, предоставленного для реконструкции кафе "Снежок" (т. I л.д. 23).
Полагая, что постановление от 31.12.2014 года N 2913 не соответствует законодательству и нарушает его права, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 2 и 5 части 7 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса (часть 7.1. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документы, указанные в пункте 1 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 7.2. статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство установлены частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К ним, в частности, относятся:
- - отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи;
- - несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Как следует из текста оспариваемого постановления, заявителю отказано в выдаче разрешения на реконструкцию кафе "Снежок" в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Оба эти основания предусмотрены законодательством в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В оспариваемом постановлении подробно указано, в чем именно заключается каждое из оснований отказа.
В частности, в оспариваемом постановлении указано, что заявителем не представлены следующие документы: пояснительная записка; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.
Между тем, судом при рассмотрении дела установлено и материалами дела подтверждено, что все предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы были представлены ИП Храмеевым Д.Е. в Администрацию с заявлением от 05.11.2014 года. Подавая повторное заявление 23.12.2014 года, ИП Храмеев Д.Е. указал, что им в соответствии с постановлением Администрации от 14.11.2014 года N 2427 внесены изменения в "Схему планировочной организации земельного участка", в связи с чем в Администрацию представлена указанная схема с изменениями. Остальная проектная документация была ранее представлена в Администрацию и находилась в ее распоряжении. В подтверждение данного обстоятельства ИП Храмеев Д.Е. приложил к заявлению документы, подтверждающие факт представления в Администрацию документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы Администрации, что ранее представленный пакет документов не мог быть принят во внимание, так как он представлялся с другим заявлением, по результатам рассмотрения которого Администрацией уже принято решение, а документы сданы в архив, правомерно отклонены судом исходя из следующего. Судом установлено, материалами дела подтверждено и не опровергается Администрацией, что ИП Храмеевым Д.Е. с заявлением от 05.11.2014 года был представлен полный пакет документов, предусмотренный частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В заявлении ИП Храмеева Д.Е. от 23.12.2014 года совершенно определенно изложено его волеизъявление относительно рассмотрения Администрацией ранее представленного им пакета документов (с заявлением от 05.11.2014 года) с учетом изменений, внесенных в "Схему планировочной организации земельного участка", которая также была представлена им в Администрацию. С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что Администрация располагала полным пакетом документов, предусмотренным частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходимым для рассмотрения заявления ИП Храмеева Д.Е. о предоставлении разрешения на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок". При этом градостроительное законодательство не содержит запрета на рассмотрение документов, уже имеющихся в распоряжении органа местного самоуправления. Следовательно, у Администрации отсутствовали какие-либо препятствия для рассмотрения документов, представленных ИП Храмеевым Д.Е. и находящихся в распоряжении Администрации.
При таких обстоятельствах требование Администрации о повторном предоставлении ИП Храмеевым Д.Е. полного пакета документов, которые у Администрации уже имеются, правомерно расценены судом первой инстанции как проявление излишнего формализма, а отказ в предоставлении разрешения на строительство (реконструкцию) по этому основанию обоснованно признан незаконным и необоснованным.
В качестве второго основания для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию кафе "Снежок" в действующей редакции оспариваемого постановления указано несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, которое заключается в следующем: разделом проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" предусмотрено расположение инженерных сетей за границами земельного участка, предоставленного для реконструкции кафе "Снежок".
В силу норм части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Проверив обоснованность данного основания для отказа, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязанность по обеспечению подключения построенного объекта возложена на организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, предоставляющие правообладателям земельных участков технические условия и информацию о плате за подключение.
В свою очередь, исходя из положений статьи 18 Федерального закона 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года N 307, Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 года N 83, Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 года N 360, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года N 861, в состав платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры включаются затраты на создание или развитие сетей инфраструктуры протяженностью от существующих сетей или источников коммунального ресурса до точки подключения объекта капитального строительства потребителя. Заказчик (застройщик) обязан выполнить работы по строительству инженерных сетей лишь в границах земельного участка и уплатить плату за их подключение.
Согласно пункту 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при оформлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщиком предоставляется схема, отображающая расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка, проверка расположения иных сетей при выдаче разрешения уполномоченным органом не осуществляется.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Следовательно, застройщик не обязан предоставлять органу, осуществляющему выдачу разрешения на строительство, правоустанавливающие документы на земельные участки для строительства сетей инженерно-технического обеспечения.
На основании изложенного, суд отверг довод представителя Администрации о том, что все инженерные коммуникации до точек их подключения к городским сетям являются частью объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах, вывод Администрации о несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка в связи с указанием в разделе проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" подключения инженерных сетей за границами земельного участка, предоставленного для реконструкции кафе "Снежок", противоречит приведенным нормам законодательства.
Доводы Администрации о том, что согласно представленным заявителем документам строительство инженерных коммуникаций будет производиться в границах земельных участков, принадлежащих другим собственникам при отсутствии их согласия, не имеет для настоящего дела правового значения. Как было указано выше, вопрос технологического присоединения реконструируемого объекта к инженерным сетям относится к сфере обязанностей гарантирующих поставщиков энергоресурсов. Администрацией при этом не представлено доказательств того, что именно заявитель на основании испрашиваемого разрешения на строительство будет выполнять работы по устройству инженерных коммуникаций за пределами границ предоставленного ему земельного участка.
При этом части 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанность заявителя по предоставлению в Администрацию с целью получения разрешения на строительство согласия собственников земельных участков, на которых предполагается устройство инженерных коммуникаций с целью технологического присоединения построенного (реконструированного) объекта капитального строительства. Отсутствие этих документов не предусмотрено частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, оценив все представленные в материалы дела доказательства в соответствии с правилами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, указанные в оспариваемом постановлении, не соответствуют закону.
Суд проверил наличие иных препятствий для выдачи заявителю разрешения на строительство (реконструкцию) здания торгового павильона "Снежок".
Из материалов дела, а также из показаний свидетеля Эренверта С.Е., следует, что представленная проектная документация (шифр: П/4А-2014-ПЗ) в своем составе содержит раздел П/4А-2014-ПОД "Проект организации демонтажа" том 7, который предусматривает демонтаж существующего железобетонного ленточного фундамента и кирпичной стенки средней стенки амортизационного износа (т. III л.д. 1-34). Разделом П/4А-2014-АР "Архитектурные решения" том 3 предусмотрено использование существующего фундамента в виде железобетонных плит в качестве бетонного основания конструкции пола первого этажа с учетом опирания кирпичных перегородок в осях 3-5 в соответствии с конструктивным узлом (т. I л.д. 87-103, т. V л.д. 106). По этим признакам проект отвечает понятию реконструкции объекта капитального строительства, изложенному в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и соответствует градостроительному плану земельного участка N RU58301000-2/2008 (т. I л.д. 40-46).
Разрешения и технические условия на технологическое присоединение к инженерным коммуникациям, на основании которых производилась разработка проекта, были выданы в 2007 году со сроком действия по июль 2009 года. Вместе с тем, в настоящее время срок их действия продлен ресурсоснабжающими организациями по июль 2017 года, они согласованы с ООО "ЭнергоПромРесурс", организацией, обслуживающей инженерные сети г. Заречного на основании договоров аренды. Технологическое присоединение к электрическим сетям уже произведено (т. V л.д. 1-27, 108-129; т. VII л.д. 2-4). Таким образом, судом не установлено каких-либо препятствий для выдачи заявителю испрашиваемого разрешения на строительство (реконструкцию).
Администрация со своей стороны не указала больше никаких обстоятельств, наличие которых препятствует выдаче заявителю разрешения на строительство (реконструкцию).
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое постановление не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, приведенные в апелляционных жалобах Администрации и ТСЖ, являются несостоятельными, не основанными на вышеуказанных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах не содержится.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы подлежат распределению судом согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, Администрацией г. Заречного Пензенской области государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 25 мая 2015 года по делу N А49-295/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)