Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 декабря 2014 года по делу N А13-13107/2014 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" (ОГРН 1083529000983; ИНН 3507305767; место нахождения: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково (Семенковское МО), переулок Майский, дом 7б; далее - ООО УК "Жилкомсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; место нахождения: 160009, Вологодская область, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; далее - инспекция) о признании недействительным пункта 3 предписания от 04.09.2014 N 2255-29, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Сиротиной Татьяны Львовны (далее - Сиротина Т.Л.).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права.
Сиротина Т.Л. в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласилась, решение суда считает законным и обоснованным.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, должностным лицом инспекции на основании распоряжения от 18.08.2014 N 2255 в связи с обращением Сиротиной Т.Л. (от 18.08.2014 вх. N 4475) проведена 04.09.2014 по адресу: Вологодская область, Вологодский район, п. Семенково-2, д. 5, внеплановая выездная проверка соблюдения ООО УК "Жилкомсервис" обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, в сфере защиты прав потребителей, результаты которой оформлены актом проверки от 04.09.2014 N 2255-29.
Инспектором Котковой Н.Н. выдано ООО УК "Жилкомсервис" предписание от 04.09.2014 N 2255-29, согласно которому по результатам проведения внепланового мероприятия по государственному жилищному надзору по адресу: Вологодская область, Вологодский район, п. Семенково-2, д. 5, установлено, что в нарушение пункта 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, санитарная уборка (сухая и влажная уборка) мест общего пользования (подъездов дома) не производится, выявлено наличие мусора, пыли, грязи на лестничных маршах, площадках, подоконниках. В связи с этим общество обязано в срок до 01.10.2014 устранить нарушения - выполнить мероприятия по регулярной санитарной уборке (сухой и влажной уборке) мест общего пользования (подъездов дома) (пункт 3 предписания).
Не согласившись с пунктом 3 предписания, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определено, что в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Исходя из частей 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ, пунктов 2, 10 Правил N 491 управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В силу подпункта "г" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
В порядке части 1.2 статьи 161 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень), в который пунктом 23 включены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в частности, сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Таким образом, сухая и влажная уборка мест общего пользования (подъездов многоквартирного дома) относится к работам по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 12 Правил N 491 предусмотрено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В части 2 статьи 161 ЖК РФ определены способы управления многоквартирным домом, один из которых обязаны выбрать собственники помещений в многоквартирном доме, а именно: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.1 статьи 161 ЖК РФ, пункта 42 Правил N 491 при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания изложенных норм в совокупности следует, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома при непосредственном управлении обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. В договор о содержании и ремонте, условия которого утверждаются решением общего собрания собственников помещений, услуги и работы, перечисленные в Минимальном перечне, должны включаться в полном объеме, в их числе сухая и влажная уборка мест общего пользования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Вологодская область, Вологодский район, Прилукское сельское поселение, поселок Семенково-2, дом 5, на общем собрании приняли решение об избрании непосредственного способа управления многоквартирным жилым домом и заключении договора на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома с ООО УК "Жилкомсервис" с 01.05.2012, что подтверждается протоколом общего собрания от 18.05.2012 N 62/2012.
По условиям договора на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 5, расположенного по адресу: д. Семенково-2 Вологодского района, от 21.05.2012 собственник поручает, а исполнитель (ООО УК "Жилкомсервис") принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет собственника все необходимые юридические и фактические (производственные) действия, направленные на выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункты 1.2, 2.1).
В силу пункта 3.1.1 договора исполнитель обязан осуществлять надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов, регулирующих положения, способствующие выполнению цели договора.
Цель договора указана в пункте 2.1 как содержание общего имущества в многоквартирном доме в состоянии, соответствующем требованиям законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Таким образом, ООО УК "Жилкомсервис", заключив договор от 21.05.2012, приняло на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Ссылки подателя жалобы на то, что условиями договора, заключенного с собственниками многоквартирного дома, не предусмотрены услуги сухой и влажной уборки мест общего пользования были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная инстанция согласна.
Статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
При этом, как указано выше, нормами жилищного законодательства определен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и подлежащих включению в договор.
В силу пункта 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, требуемое санитарное состояние лестничных клеток должна обеспечить организация по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
С учетом изложенного следует, что инспекция обоснованно установила несоблюдение обществом требований пункта 23 Минимального перечня и выдала обществу предписание от 04.09.2014 N 2255-29, включив в него пункт 3.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных ООО УК "Жилкомсервис" требований.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 260 АПК РФ к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
В соответствии подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается государственная пошлина, сумма которой составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ (в редакции Федерального Закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) установлено, что при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в сумме 3000 руб.
Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащий уплате по данной категории дел, составляет 1500 руб.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2015 года подателю жалобы в подтверждение уплаты государственной пошлины предложено представить документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины с подтверждающими документами.
На момент рассмотрения апелляционной жалобы от подателя жалобы представлено платежное поручение от 13.02.2015 N 79, которым уплачена государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 руб., в то время как необходимо уплатить 1500 руб.
Таким образом, с подателя жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 декабря 2014 года по делу N А13-13107/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Жилкомсервис" (ОГРН 1083529000983; ИНН 3507305767; место нахождения: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково (Семенковское МО), переулок Майский, дом 7б) в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 500 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2015 ПО ДЕЛУ N А13-13107/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N А13-13107/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 3 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 декабря 2014 года по делу N А13-13107/2014 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилкомсервис" (ОГРН 1083529000983; ИНН 3507305767; место нахождения: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково (Семенковское МО), переулок Майский, дом 7б; далее - ООО УК "Жилкомсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (ОГРН 1033500076609; ИНН 3525131538; место нахождения: 160009, Вологодская область, город Вологда, улица Мальцева, дом 52; далее - инспекция) о признании недействительным пункта 3 предписания от 04.09.2014 N 2255-29, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Сиротиной Татьяны Львовны (далее - Сиротина Т.Л.).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22 декабря 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права.
Сиротина Т.Л. в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласилась, решение суда считает законным и обоснованным.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, должностным лицом инспекции на основании распоряжения от 18.08.2014 N 2255 в связи с обращением Сиротиной Т.Л. (от 18.08.2014 вх. N 4475) проведена 04.09.2014 по адресу: Вологодская область, Вологодский район, п. Семенково-2, д. 5, внеплановая выездная проверка соблюдения ООО УК "Жилкомсервис" обязательных требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, в сфере защиты прав потребителей, результаты которой оформлены актом проверки от 04.09.2014 N 2255-29.
Инспектором Котковой Н.Н. выдано ООО УК "Жилкомсервис" предписание от 04.09.2014 N 2255-29, согласно которому по результатам проведения внепланового мероприятия по государственному жилищному надзору по адресу: Вологодская область, Вологодский район, п. Семенково-2, д. 5, установлено, что в нарушение пункта 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, санитарная уборка (сухая и влажная уборка) мест общего пользования (подъездов дома) не производится, выявлено наличие мусора, пыли, грязи на лестничных маршах, площадках, подоконниках. В связи с этим общество обязано в срок до 01.10.2014 устранить нарушения - выполнить мероприятия по регулярной санитарной уборке (сухой и влажной уборке) мест общего пользования (подъездов дома) (пункт 3 предписания).
Не согласившись с пунктом 3 предписания, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определено, что в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Исходя из частей 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ, пунктов 2, 10 Правил N 491 управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В силу подпункта "г" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
В порядке части 1.2 статьи 161 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень), в который пунктом 23 включены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в частности, сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Таким образом, сухая и влажная уборка мест общего пользования (подъездов многоквартирного дома) относится к работам по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 12 Правил N 491 предусмотрено, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В части 2 статьи 161 ЖК РФ определены способы управления многоквартирным домом, один из которых обязаны выбрать собственники помещений в многоквартирном доме, а именно: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.1 статьи 161 ЖК РФ, пункта 42 Правил N 491 при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме перечень услуг и работ из числа включенных в Минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания изложенных норм в совокупности следует, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома при непосредственном управлении обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. В договор о содержании и ремонте, условия которого утверждаются решением общего собрания собственников помещений, услуги и работы, перечисленные в Минимальном перечне, должны включаться в полном объеме, в их числе сухая и влажная уборка мест общего пользования.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Вологодская область, Вологодский район, Прилукское сельское поселение, поселок Семенково-2, дом 5, на общем собрании приняли решение об избрании непосредственного способа управления многоквартирным жилым домом и заключении договора на оказание услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома с ООО УК "Жилкомсервис" с 01.05.2012, что подтверждается протоколом общего собрания от 18.05.2012 N 62/2012.
По условиям договора на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 5, расположенного по адресу: д. Семенково-2 Вологодского района, от 21.05.2012 собственник поручает, а исполнитель (ООО УК "Жилкомсервис") принимает на себя обязательства совершать от имени и за счет собственника все необходимые юридические и фактические (производственные) действия, направленные на выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункты 1.2, 2.1).
В силу пункта 3.1.1 договора исполнитель обязан осуществлять надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов, регулирующих положения, способствующие выполнению цели договора.
Цель договора указана в пункте 2.1 как содержание общего имущества в многоквартирном доме в состоянии, соответствующем требованиям законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Таким образом, ООО УК "Жилкомсервис", заключив договор от 21.05.2012, приняло на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Ссылки подателя жалобы на то, что условиями договора, заключенного с собственниками многоквартирного дома, не предусмотрены услуги сухой и влажной уборки мест общего пользования были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная инстанция согласна.
Статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
При этом, как указано выше, нормами жилищного законодательства определен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и подлежащих включению в договор.
В силу пункта 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, требуемое санитарное состояние лестничных клеток должна обеспечить организация по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
С учетом изложенного следует, что инспекция обоснованно установила несоблюдение обществом требований пункта 23 Минимального перечня и выдала обществу предписание от 04.09.2014 N 2255-29, включив в него пункт 3.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных ООО УК "Жилкомсервис" требований.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 260 АПК РФ к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
В соответствии подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда уплачивается государственная пошлина, сумма которой составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ (в редакции Федерального Закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) установлено, что при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в сумме 3000 руб.
Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащий уплате по данной категории дел, составляет 1500 руб.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2015 года подателю жалобы в подтверждение уплаты государственной пошлины предложено представить документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины с подтверждающими документами.
На момент рассмотрения апелляционной жалобы от подателя жалобы представлено платежное поручение от 13.02.2015 N 79, которым уплачена государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 руб., в то время как необходимо уплатить 1500 руб.
Таким образом, с подателя жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22 декабря 2014 года по делу N А13-13107/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Жилкомсервис" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Жилкомсервис" (ОГРН 1083529000983; ИНН 3507305767; место нахождения: 160515, Вологодская область, Вологодский район, поселок Семенково (Семенковское МО), переулок Майский, дом 7б) в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 500 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)