Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.11.2014 N 09АП-36958/2014-АК ПО ДЕЛУ N А40-60887/14

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. N 09АП-36958/2014-АК

Дело N А40-60887/14

резолютивная часть постановления оглашена 06.11.2014
постановление изготовлено в полном объеме 10.11.2014
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Кольцовой Н.Н., Мухина С.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2014
по делу N А40-60887/14, принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению ЖСК "Дубна" (121614, Москва, Осенний бульвар, дом 12, корпус 2)
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы (ОГРН 1027700066140, ИНН 7702051094, 129090, Москва, проспект Мира, дом 19)
- о признании недействительным предписания;
- при участии:
- от заявителя - Карпов И.А. по доверенности от 12.05.2014;
- от заинтересованного лица - не явился, извещен;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2014 признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции по г. Москве от 24.02.2014 N З-0563.
Инспекция не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, представитель в судебное заседание не явился, инспекция извещена о времени и месте судебного заседания.
Представитель ЖСК "Дубна" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Дело проверено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что предписанием нарушаются права собственников и жителей ЖСК "Дубна" в области расчетов за воду и установления дополнительных платежей на управление из собственных средств на беспрепятственное осуществление вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав. При этом граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.
Инспекция считает, оспариваемое предписание законным, поскольку жилищный кооператив, который получает плату за коммунальные услуги, должны осуществлять расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Кроме того, по мнению инспекции, взимание дополнительных платежей на управление в размере 35 и 25 руб. являются повторным платежом на содержание управленческого аппарата ЖСК, поскольку расходы на содержание управленческого персонала ЖСК входят в статью "содержание и текущий ремонт общего имущества" и субсидируются из средств федерального бюджета и взимание дополнительных платежей, является незаконным.
Из материалов дела следует, что на основании поступившего обращения вынесено распоряжение N Р-3-0305 от 21.02.2014 о проведении документарной проверки ЖСК "Дубна" 18.02.2014.
По результатам проверки составлен акт от 24.02.2014 N О-3-0563, в котором указаны выявленные нарушения: порядок расчета за коммунальные услуги горячего, холодного водоснабжения, водоотведения принят на общем собрании собственников от 19.05.2011, с изменением от 18.04.2012, разработанным ЖСК "Дубна" самостоятельно.
При этом п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за коммунальные услуги рассчитывается в порядке установленным федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 155 названного Кодекса установлено, что изменить срок предоставления платежных документов возможно только решением общего собрания членов ТСЖ, ЖСК, либо такой срок должен быть установлен договором управления МКД.
ЖСК "Дубна" платежные документы ежемесячно не предоставляются, решение об ином сроке выдачи платежных документов принято на общем собрании собственников 19.05.2011, в дальнейшем срок изменен 18.04.2012.
Постановлением Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 748-ПП "Об утверждении ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2014 год", установлено, что оплата услуг управления включена в содержание и ремонт (техническое обслуживание).
Аналогичные требования содержались в постановлениях Правительства г. Москвы N 671-ПП, N 571-ПП, N 1038-ПП.
Таким образом, по мнению инспекции, взимание дополнительных средств на управленческие услуги неправомерно.
На основании акта проверки в адрес ЖСК "Дубна" вынесено предписание N 3-0563 от 26.02.2014, которым предписано осуществлять начисление платежей за ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы N 77-ПП от 10.02.2004; осуществлять предоставление платежных документов ежемесячно: прекратить взимание дополнительных платежей на управление в размере 35 и 25 руб.; произвести корректировку за коммунальные услуги ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы N 77-ПП; представить документы, подтверждающие начисление платежей за ГВС, ХВС, водоотведение в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы N 77-ПП от 10.02.2004, предоставление платежных документов ежемесячно, проведение корректировки за коммунальную услугу услуги ГВС, ХВС, водоотведение.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание нарушает права заявителя.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль, в частности, за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями.
Согласно п. 6 названного Положения органы государственной жилищной инспекции имеют право: проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации (п. 2 Положения N 1086).
В соответствии с п. 8.1 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198 названного Кодекса, для признания оспариваемых действий (бездействия), ненормативных актов незаконными требуется одновременно наличие двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу названной нормы бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 данной нормы предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Из пункта 1 Приложения N 1 к акту проверки следует, что расчеты за горячую воду, холодную воду и водоотведение производятся в кооперативе самостоятельно согласно Порядка организации учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета в многоквартирном доме ЖСК "Дубна" по адресу: Москва, Осенний бульвар, дом 12, корпус 2, принятого общим собранием собственников протокол собрания от 19.05.2011, что не соответствует ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленным Федеральным законом.
Расчеты в п. 7 Порядка организации учета, принятого общим собранием собственников протокол собрания от 19.05.2011, воспроизводят формулы методики расчета п. 4.2 постановления Правительства г. Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствования расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы".
Настоящий порядок разработан исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции от 21.07.2008), постановления Правительства г. Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП (в редакции от 28.08.2007) "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г. Москвы" и вводится с целью определения порядка оплаты потребителями холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета.
Дополнительные правила, установленные в ЖСК "Дубна" изложены в разделе 2, при этом в конце каждого пункта (подпункта) дается ссылка на пункты указанных постановлений.
Таким образом, из содержания Порядка организации учета, принятого общим собранием собственников протокол собрания от 19.05.2011, не следует, что расчеты за горячую воду, холодную воду и водоотведение производятся в кооперативе самостоятельно.
Мосжилинспекцией установлено, что решение об изменении срока предоставления платежных документов принято на общем собрании собственников, а не членов ЖСК, а именно изменение N 1 в Порядок организации учета, принятое общим собранием собственников протокол собрания от 18.04.2012.
Согласно изменению п. 2.6 изложен в новой редакции: 2.6 для собственников, в квартирах которых не установлены квартирные приборы учета (КПУ), расчетным периодом является полугодие. На полугодие выдаются два платежных документа (квитанции). Первая квитанция на первые пять месяцев полугодия выдается до 15 числа первого месяца полугодия. В ней среднемесячное расчетное потребление воды согласно формулам (1) - (6) не должно превышать 5% от расчетного потребления воды, по этим формулам исходя из фактического потребления воды по общедомовым приборам учета нарастающим итогом. Во второй квитанции, выдаваемой до 15 числа первого месяца следующего полугодия, осуществляется окончательный расчет за истекшее полугодие. В случае превышения (более 5%) расчетного потребления воды в пределах полугодия выдаются дополнительные квитанции. У собственников, в квартирах которых установлены КПУ, расчетный период равен двум месяцам и соответствует периодичности дистанционного съема показаний КПУ. Платежные документы (квитанции) выдаются один раз в два месяца до 15 января (марта, мая, июля, сентября, ноября).
При этом Мосжилинспекцией, что решения общего собрания членов ЖСК являются обязательными только для членов ЖСК (ч. 2 ст. 117 ЖК РФ).
Однако из сопоставления списков собственников и членов ЖСК следует, что к квартирах 4, 9, 101, 114, 121 собственники и члены ЖСК полностью разные лица, а в квартирах 45, 157, 189 частично разные лица вследствие наличия долевой собственности в этих квартирах.
Вместе с тем поскольку Порядок организации учета, принятый на общем собрании собственников, является одной из форм договора, то его принятие на общем собрании собственников позволяет фактически заключить договор с каждым собственником - не членом ЖСК.
Мосжилинспекцией указано на нарушение ежегодных постановлений Правительства г. Москвы об утверждении ставок и тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги взимаются дополнительные платежи на оплату управленческих услуг.
ЖСК начисляет собственникам кроме платы за содержание и текущий ремонт по ставкам Правительства г. Москвы (строка "содержание и ремонт" в платежном документе за период 12-2013 по квартире N 80 (приложение 13 к заявлению в суд) в соответствии со сметой N 1 ЖСК "Дубна" на 2014 год размера финансирования работ и услуг согласно перечню работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома (приложение 1), дополнительный платеж на управление (строка "расходы на управление, не субсидируемые бюджетом г. Москвы") по ставкам 25 руб. по двухкомнатной квартире в месяц, 35 руб. по трехкомнатной квартире в месяц, в соответствии со сметой N 2 ЖСК "Дубна" на 2014 год размера финансирования работ и услуг из резервного фонда и от хозяйственной деятельности (поз. 1 приложения 2) ежегодно утверждаемым общим собранием собственников сметам N 1 и N 2. На 2014 год эти сметы утверждены годовым общим собранием собственников дата подписания протокола 07.05.2014 (приложение N 3) соответственно в вопросах 5 и 6 повестки дня. На 2012 год сметы утверждены годовым общим собранием собственников дата подписания протокола 18.04.2012 (приложение 17 к заявлению в суд) в тех же вопросах 5 и 6 повестки дня.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно ч. 3 ст. 154 названного Кодекса собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Сметы и отчеты об их исполнении, утверждаемые на общем собрании собственников, являются одной из форм договора между ЖСК "Дубна" и собственниками помещений.
- Согласно п. 2 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- Согласно ч. 8 ст. 156 Жилищного кодекса российской Федерации, размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно ч. 2 ст. 129 Кодекса на отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного пая хотя бы одним членом жилищного кооператива распространяется действие главы 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе решения по общему имуществу принимаются на общем собрании собственников (ст. ст. 44 - 48 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 117 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания членов ЖСК являются обязательными только для членов ЖСК.
Размер платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, в ЖСК "Дубна" принимается на общем собрании собственников, являющимся универсальным собранием, объединяющим как членов ЖСК, являющихся одновременно собственниками помещений; так и собственников помещений, не являющихся членами ЖСК.
Постановление Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 748-ПП "Об утверждении ставок и тарифов на ЖКУ для населения на 2014 год", п. 1.2.3 устанавливает для граждан - собственников жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Москвы, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, с 1 января 2014 согласно приложению 7 к настоящему постановлению.
Пункт 10 примечания к этому приложению устанавливает, что плата за содержание и ремонт жилых помещений с граждан - собственников жилых помещений в случае, если на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома в установленном порядке принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, а также с собственников жилых помещений - юридических лиц взимается исходя из фактических расходов на оказание услуг по управлению многоквартирным домом, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (фактическая стоимость). При этом размер платы за содержание и ремонт жилых помещений рассчитывается организацией, осуществляющей по договору с собственниками жилых помещений функции управления многоквартирным домом (управляющей организацией), независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности.
Начисление в ЖСК "Дубна" размера платы собственникам за содержание и текущий ремонт (включая управление) как сумма начислений в платежном документе по двум строкам на основании ежегодных решений общих собраний собственников, на которых принимаются решения об утверждении сметы N 1 и сметы N 2, а также отчетов исполнения смет в предшествующем году, утвержденных годовым общим собранием собственников 07.05.2014, годовым общим собранием собственников 18.04.2012.
Письмом Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 04.10.2010 N ДПР/10-12760 подтверждена правильность начисления кооперативом дополнительных платежей на управление 25 и 35 руб. и ошибочный вывод Департамента ЖКХиБ в письме от 23.05.2013 N 05-31-271/3-2 (пункты 4 и 5 предписания исходят из первых трех пунктов оспариваемого предписания, при этом в связи с незаконностью первых трех пунктов предписания, данные пункты также подлежат отмене).
С учетом установленного, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о не доказанности инспекцией факта нарушения заявителем требований Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.07.2014 по делу N А40-60887/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
Н.Н.КОЛЬЦОВА
С.М.МУХИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)