Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2015 ПО ДЕЛУ N А05-13898/2014

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. по делу N А05-13898/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый Уютный Дом" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 февраля 2015 года по делу N А05-13898/2014 (судья Калашникова В.А.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Новый Уютный Дом" (ОГРН 1092901007451; ИНН 2901194933; 163000, город Архангельск, проезд Приорова, дом 4; 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 94, офис 20; далее - Общество, ООО "Новый Уютный Дом") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; ИНН 2926000555; 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 08.10.2014 N 01-10/544, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением суда оспариваемое постановление от 08.10.2014 N 01-10/544 признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания, Обществу назначено административное наказание по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование доводов жалобы ссылается на процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении. Кроме того, указывает на то, что согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" статья 7.23.1 КоАП РФ признается утратившей силу, вместо нее вводится статья 13.19.2 "Нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Инспекция в отзыве доводы Общества отклонила, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании графика проведения систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований стандарта раскрытия информации управляющими организациями на сентябрь - октябрь 2014 года государственным жилищным инспектором Котцовой Т.М. проведено систематическое наблюдение в отношении Общества, в ходе которого выявлены нарушения требований Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт), части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при размещении информации о деятельности ООО "Новый Уютный Дом" в сети Интернет на сайте органа исполнительной власти Архангельской области http://gkh.dvinaland.ru и на официальном сайте в сети Интернет, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти http://www.reformagkh.ru.
В сети Интернет на сайте органа исполнительной власти Архангельской области http://gkh.dvinaland.ru Обществом:
- указаны недостоверные реквизиты свидетельства о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);
- не размещена следующая информация: перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в 2013 году с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления; о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет; годовую бухгалтерскую отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему за 2013 год; о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за 2013 год; о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за 2013 год; о планах работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 100 по наб. Северной Двины в г. Архангельске на 2012 - 2014 годы; сведения о выполнении плана работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 100 по наб. Северной Двины в г. Архангельске за 2013 год и о причинах отклонения от планов; о количестве случаев привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, копии документов о применении мер воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций, за 2013 год; о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме N 100 по наб. Северной Двины в г. Архангельске за 2013 год; о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании по многоквартирному дому N 100 по наб. Северной Двины в г. Архангельске 2013 год; о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме N 100 по наб. Северной Двины за 2014 год и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; о стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) за 2014 год; перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций в 2014 году; тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы за 2014 год; тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей в 2014 году; что является нарушением подпунктов (б), (е), (ж) пункта 8; подпунктов (а), (б), (в) пункта 9; абзацев 2, 3, 4, 5 подпункта (б) пункта 11; пункта 12; подпункта (б) пункта 13; подпунктов (а), (б), (в) пункта 14 Стандарта.
На официальном сайте в сети Интернет, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти http://www.reformagkh.ru ООО "Новый Уютный Дом":
- не в полном объеме отражена информация о контактных телефонах (информация, размещенная на сайте http://www.reformagkh.ru, не совпадает с информацией, размещенной на сайте http://gkh.dvinaland.ru);
- не размещена информация о режиме работы управляющей организации, часах личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и часах работы диспетчерских служб; о перечне многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них; о перечне многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в 2011 - 2013 годах, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления; о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет; годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему за 2011 - 2013 годы; о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за 2011 - 2013 годы; о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за 2011 - 2013 годы; об услугах, оказываемых управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме N 100 по наб. Северной Двины, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом N 100 по наб. Северной Двины, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: по учету собственников помещений в многоквартирных домах, заключению договоров об использовании общего имущества (в том числе, на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), и иных услугах по управлению многоквартирными домами; о плане работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 100 по наб. Северной Двины в г. Архангельске на 2011 - 2014 годы, меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг); сведения о выполнении плана работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 100 по наб. Северной Двины в 2011 - 2013 годах и о причинах отклонения от плана; о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме N 100 по наб. Северной Двины за 2011 - 2013 годы; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании в многоквартирном доме N 100 по наб. Северной Двины за 2011 - 2013 годы; о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме N 100 по наб. Северной Двины за 2012 - 2014 годы и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; о количестве случаев привлечения управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций, за 2011 - 2013 годы; отсутствует описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); о стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог.метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) на 2011 - 2014 годы; перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций на 2011 - 2014 годы; о тарифах (ценах) для потребителей, установленных для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы с указанием реквизитов нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены) на 2011 - 2014 годы; тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчета размера платежей для потребителей на 2011 - 2014 годы, что является нарушением подпунктов (в), (г), (д), (е), (ж) пункта 8; подпунктов (а), (б), (в) пункта 9; подпунктов (а), (б) пункта 10; подпункта (а), абзацев 2, 3, 4, 5 подпункта (б) пункта 11; пункта 12; подпунктов (а), (б) пункта 13; подпунктов (а), (б), (в) пункта 14 Стандарта.
Результаты проведенного систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований Стандарта отражены в акте систематического наблюдения от 16.09.2014 N РИ-04/06-18/53.
Обществу 16.09.2014 выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 29.10.2014.
По факту выявленных нарушений 25.09.2014 государственным жилищным инспектором Котцовой Т.М. составлен протокол N РИ-02/06-09/87 об административном правонарушении и 08.10.2014 заместителем руководителя Инспекции Лемешевой Т.Т. в присутствии представителя Общества по доверенности от 24.09.2014 Маркевич М.В. вынесено постановление N 01-10/544 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив наличие в деянии Общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, вместе с тем пришел к выводу, что штраф в размере 250 000 рублей в рассматриваемом деле не отвечает целям административной ответственности, признал незаконным и изменил оспариваемое постановление в части назначения штрафа в размере 250 000 руб., назначив ООО "Новый Уютный Дом" наказание в виде штрафа в размере 125 000 руб.
В силу части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ, действующей на момент привлечения Общества к административной ответственности, нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Факт наличия в действиях Общества состава административного правонарушения подтверждается материалами дела и по существу Обществом не оспаривается.
Вместе с тем апелляционная коллегия учитывает следующее.
Согласно пункта 2 статьи 1 и части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" статья 7.23.1 КоАП РФ утратила силу с 01.05.2015.
Согласно указанному Закону с 01.05.2015 действует статья 13.19.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, за неразмещение информации в соответствии с законодательством РФ в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством РФ порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.
Соответствующая обязанность управляющей организации обеспечить свободный доступ к определенным видам информации посредством ее размещения в системе устанавливается частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также частью 18 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Таким образом, ответственность за нарушение правил обеспечения свободного доступа к информации в соответствии со Стандартом статья 13.19.2 КоАП РФ не предусматривает.
При таких обстоятельствах следует признать, что после вынесения оспариваемого постановления обязанность Общества, за неисполнение которой оно привлечено к ответственности, устранена.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно пункту 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.
Пунктом 2 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установлено, что в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.
Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Таким образом, постановление Инспекции в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ следует признать не подлежащим исполнению.
Решение суда при таких обстоятельствах отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 февраля 2015 года по делу N А05-13898/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый Уютный Дом" - без удовлетворения.
Признать постановление Государственной жилищной инспекции Архангельской области от 08.10.2014 N 01-10/544 не подлежащим исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)