Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Метелица+" Скачковой О.А. по доверенности от 02.06.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2015 года по делу N А05-4198/2015 (судья Максимова С.А.),
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Метелица+" (место нахождения: 163027, г. Архангельск, пер. Широкий, д. 3; ОГРН 1052901200880, ИНН 2901142043; далее - общество, ООО "РСК "Метелица+") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 17.12.2014 N 01-10/730 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что проверкой установлено нарушение обществом порядка передачи технической документации на многоквартирный дом. Полагает несостоятельным довод суда о пропуске срока привлечения к административной ответственности, поскольку данное правонарушение является длящимся.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Административный орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по обращению председателя правления ТСЖ "Советская 34 корп. 1" инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "РСК "Метелица+" на предмет соблюдения требований жилищного законодательства к порядку передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом N 34 корп. 1 по ул. Советской в г. Архангельске.
Распоряжение руководителя инспекции о проведении внеплановой, документарной проверки от 21.10.2014 N ОК-02/01-15/2947 вместе с письмом от 21.10.2014 N 01-32/2166 о предоставлении заверенных надлежащим образом копий документов и сведений получены обществом 23.10.2014 согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении.
В ходе проверки должностным лицом инспекции выявлено нарушение ООО "РСК "Метелица+" предусмотренного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), порядка передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом N 34 корп. 1 по ул. Советской в г. Архангельске.
По результатам проверки государственным жилищным инспектором Пашковой С.В. 14.11.2014 составлен акт проверки соблюдения жилищного законодательства в жилищной сфере N ОК-02/07-01/496, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений N ОК-02/07-06/46, а также вынесено уведомление N ОК-02/01-21/1046 о времени и месте составления, ознакомления, подписания и получения протокола об административном правонарушении.
Вышеназванные акт проверки, предписание и уведомление направлены в адрес общества сопроводительным письмом от 17.11.2014 N 01-34/3383, которое получено заявителем 19.11.2014 согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении.
Государственным жилищным инспектором Пашковой С.В. в присутствии представителя общества по доверенности от 16.07.2014 Цхведиани М.Н. 02.12.2014 составлен протокол об административном правонарушении N ОК-02/07-04/137, согласно которому ООО "РСК "Метелица+" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ. Представитель общества по доверенности получил копию протокола 02.12.2014, о чем свидетельствует ее подпись.
Определением заместителя руководителя инспекции от 02.12.2014 N ОК-02/03-44/723 дело об административном правонарушении назначено к рассмотрению на 17.12.2014 на 11 час. 30 мин. по адресу: г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1, каб. 207. Определение получено представителем общества по доверенности Цхведиани М.Н. 02.12.2014, о чем свидетельствует ее подпись.
Заместителем руководителя инспекции Лемешовой Т.Т. в присутствии представителя общества по доверенности от 16.07.2014 Цхведиани М.Н. 17.12.2014 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 01-10/730, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Копия постановления направлена законному представителю общества сопроводительным письмом от 31.03.2015 N 01-34/1824, которое получено заявителем 09.04.2015 согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении.
Считая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, общество обратилось в суд с заявлением.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку инспекцией пропущен двухмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности, исчисляемый с момента его совершения 23.04.2014 на дату вынесения оспариваемого постановления.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно введенной в действие с 16.05.2014 части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушение могут образовывать такие конкретные действия (бездействие), как отказ от передачи документации, уклонение от передачи документации или нарушение порядка и сроков передачи документации, установленных законом и подзаконными актами.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане и должностные лица, так и организации, на которых возложена обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом, то есть управлявшие домом и утратившие соответствующие полномочия.
Частью 10 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил N 416.
Согласно пунктам 18, 19 раздела 5 Правил в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 данных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В силу пункта 20 раздела 5 названных Правил, техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Таким образом, действующим законодательством закреплена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, а часть 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за отказ или уклонение от исполнения данной обязанности или нарушение порядка и сроков передачи такой документации.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Поскольку часть 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ устанавливает ответственность как за отказ или уклонение от исполнения обязанности по передаче документов, так и за нарушение порядка и сроков передачи такой документации, то применительно к обстоятельствам конкретного дела такое правонарушение может являться длящимся.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2015 N 309-АД15-4785.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 2.2 Устава ООО "РСК "Метелица+", утвержденного решением общего собрания участников общества 22.12.2009, предметом деятельности заявителя является, в том числе, управление эксплуатацией жилого фонда.
На основании договора управления многоквартирным домом от 01.11.2006 Общество приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Архангельск, ул. Советская, д. 34, корп. 1.
На общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 34 корп. 1 по ул. Советской в г. Архангельске собственниками 26.02.2014 приняты решения о расторжении с 01.04.2014 договора управления с ООО "РСК "Метелица+", об изменении способа управления многоквартирным домом, выбрав в качестве способа управления - управление ТСЖ, и о создании товарищества собственников жилья "Советская 34 корп. 1". Результаты общего собрания оформлены протоколом подведения итогов от 26.02.2014.
Председатель ТСЖ "Советская 34 корп. 1" Жаров Г.Э. направил директору ООО "РСК "Метелица+" Шишкиной Р.Е. уведомление от 24.03.2014 N 1, согласно которому просил в соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ в 30-дневный срок передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные, связанные с управлением документы председателю ТСЖ Жарову Г.Э. по адресу регистрации юридического лица: <...>.
Данное уведомление получено ООО "РСК "Метелица+" 24.03.2014, что подтверждается штампом Общества (входящий N 113).
Таким образом, в соответствии с пунктом 19 Правил N 416, частью 10 статьи 162 ЖК РФ ООО "РСК "Метелица+" обязано было передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь созданному ТСЖ "Советская 34 корп. 1" в срок, не позднее 23.04.2014.
Административный орган письмом от 21.10.2014 N 01-32/2166 предложил обществу представить заверенные надлежащим образом копии уведомления о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов ТСЖ "Советская 34 корп. 1" и акта приема-передачи технической документации, однако такие документы ООО "РСК "Метелица+" в ходе проверки не были представлены. Не представлены такие документы и при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Таким образом, инспекцией в ходе проверки установлено, что по состоянию на 14.11.2014 (дата составления акта проверки) техническая документация на многоквартирный жилой дом вновь избранной управляющей организации не была передана в установленном Правилами N 416 порядке.
При изложенных обстоятельствах административным органом правомерно установлен факт нарушения Обществом порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом, а именно нарушение пунктов 20, 22 Правил N 416, части 10 статьи 162 ЖК РФ.
Пакет необходимых документов передан обществом только в декабре 2014 и марте 2015 года.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество при рассмотрении инспекцией дела об административном правонарушении ссылалось на обращение с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.08.2014 по делу N А05-5519/2014, которым на ООО "РСК "Метелица+" возложена обязанность передать ТСЖ "Советская 34 корп. 1" в течение 30 календарный дней со дня вступления в законную силу данного решения техническую документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, ул. Советская, д. 34, корп. 1. Заявителем также представлено решение Соломбальского районного суда г. Архангельска от 27.10.2014 по делу N 2-1310, согласно которому в исковых требованиях собственника о признании недействительным собрания 23.02.2014 и решений общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, оформленных протоколом от 26.02.2015, отказано.
Как следует из оспариваемого постановления административного органа от 17.12.2014 обществу вменяется в вину нарушение порядка и срока передачи документов не позднее 30 дней с момента получения уведомления о расторжении договора управления, то есть к 23.04.2014. Однако кроме этого, обществу так же вменяется в вину бездействие, выразившееся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный жилой дом и иных связанных с управлением документов, в том числе и после вынесения судебных актов по делам N А05-5519/2014 и N 2-1310, что свидетельствует о нарушении обществом порядка передачи технической документации, установленной Правилами N 416.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения требований ЖК РФ, Правил N 416. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ. При этом совершенное обществом правонарушение является длящимся, поскольку уклонение общества от передачи документов имело место и на момент привлечения его к административной ответственности 17.12.2014.
Следовательно, оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем решение суда первой инстанции об удовлетворении требований общества подлежит отмене.
Назначенное заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб., в данном конкретном случае, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, в том числе степени вины нарушителя, кроме того, организации был назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
Оснований для снижения размера штрафа ниже низшего размера санкции статьи по материалам дела не усматривается, общество на наличие таких обстоятельств в апелляционной жалобе не ссылается.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждено наличие каких-либо исключительных обстоятельств, являющихся основанием для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований общества не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2015 года по делу N А05-4198/2015 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Метелица+" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2015 ПО ДЕЛУ N А05-4198/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2015 г. по делу N А05-4198/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 6 августа 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Метелица+" Скачковой О.А. по доверенности от 02.06.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2015 года по делу N А05-4198/2015 (судья Максимова С.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Метелица+" (место нахождения: 163027, г. Архангельск, пер. Широкий, д. 3; ОГРН 1052901200880, ИНН 2901142043; далее - общество, ООО "РСК "Метелица+") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 17.12.2014 N 01-10/730 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что проверкой установлено нарушение обществом порядка передачи технической документации на многоквартирный дом. Полагает несостоятельным довод суда о пропуске срока привлечения к административной ответственности, поскольку данное правонарушение является длящимся.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Административный орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по обращению председателя правления ТСЖ "Советская 34 корп. 1" инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "РСК "Метелица+" на предмет соблюдения требований жилищного законодательства к порядку передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом N 34 корп. 1 по ул. Советской в г. Архангельске.
Распоряжение руководителя инспекции о проведении внеплановой, документарной проверки от 21.10.2014 N ОК-02/01-15/2947 вместе с письмом от 21.10.2014 N 01-32/2166 о предоставлении заверенных надлежащим образом копий документов и сведений получены обществом 23.10.2014 согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении.
В ходе проверки должностным лицом инспекции выявлено нарушение ООО "РСК "Метелица+" предусмотренного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), порядка передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом N 34 корп. 1 по ул. Советской в г. Архангельске.
По результатам проверки государственным жилищным инспектором Пашковой С.В. 14.11.2014 составлен акт проверки соблюдения жилищного законодательства в жилищной сфере N ОК-02/07-01/496, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений N ОК-02/07-06/46, а также вынесено уведомление N ОК-02/01-21/1046 о времени и месте составления, ознакомления, подписания и получения протокола об административном правонарушении.
Вышеназванные акт проверки, предписание и уведомление направлены в адрес общества сопроводительным письмом от 17.11.2014 N 01-34/3383, которое получено заявителем 19.11.2014 согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении.
Государственным жилищным инспектором Пашковой С.В. в присутствии представителя общества по доверенности от 16.07.2014 Цхведиани М.Н. 02.12.2014 составлен протокол об административном правонарушении N ОК-02/07-04/137, согласно которому ООО "РСК "Метелица+" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ. Представитель общества по доверенности получил копию протокола 02.12.2014, о чем свидетельствует ее подпись.
Определением заместителя руководителя инспекции от 02.12.2014 N ОК-02/03-44/723 дело об административном правонарушении назначено к рассмотрению на 17.12.2014 на 11 час. 30 мин. по адресу: г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1, каб. 207. Определение получено представителем общества по доверенности Цхведиани М.Н. 02.12.2014, о чем свидетельствует ее подпись.
Заместителем руководителя инспекции Лемешовой Т.Т. в присутствии представителя общества по доверенности от 16.07.2014 Цхведиани М.Н. 17.12.2014 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 01-10/730, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Копия постановления направлена законному представителю общества сопроводительным письмом от 31.03.2015 N 01-34/1824, которое получено заявителем 09.04.2015 согласно представленной в материалы дела копии уведомления о вручении.
Считая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, общество обратилось в суд с заявлением.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку инспекцией пропущен двухмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности, исчисляемый с момента его совершения 23.04.2014 на дату вынесения оспариваемого постановления.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно введенной в действие с 16.05.2014 части 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо в уклонении от передачи таких документов указанным лицам, либо в нарушении предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушение могут образовывать такие конкретные действия (бездействие), как отказ от передачи документации, уклонение от передачи документации или нарушение порядка и сроков передачи документации, установленных законом и подзаконными актами.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть как граждане и должностные лица, так и организации, на которых возложена обязанность по передаче технической документации на многоквартирный дом, то есть управлявшие домом и утратившие соответствующие полномочия.
Частью 10 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил N 416.
Согласно пунктам 18, 19 раздела 5 Правил в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 данных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В силу пункта 20 раздела 5 названных Правил, техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Таким образом, действующим законодательством закреплена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, а часть 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за отказ или уклонение от исполнения данной обязанности или нарушение порядка и сроков передачи такой документации.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Поскольку часть 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ устанавливает ответственность как за отказ или уклонение от исполнения обязанности по передаче документов, так и за нарушение порядка и сроков передачи такой документации, то применительно к обстоятельствам конкретного дела такое правонарушение может являться длящимся.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2015 N 309-АД15-4785.
Как следует из материалов дела, согласно пункту 2.2 Устава ООО "РСК "Метелица+", утвержденного решением общего собрания участников общества 22.12.2009, предметом деятельности заявителя является, в том числе, управление эксплуатацией жилого фонда.
На основании договора управления многоквартирным домом от 01.11.2006 Общество приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Архангельск, ул. Советская, д. 34, корп. 1.
На общем собрании собственников помещений многоквартирного дома N 34 корп. 1 по ул. Советской в г. Архангельске собственниками 26.02.2014 приняты решения о расторжении с 01.04.2014 договора управления с ООО "РСК "Метелица+", об изменении способа управления многоквартирным домом, выбрав в качестве способа управления - управление ТСЖ, и о создании товарищества собственников жилья "Советская 34 корп. 1". Результаты общего собрания оформлены протоколом подведения итогов от 26.02.2014.
Председатель ТСЖ "Советская 34 корп. 1" Жаров Г.Э. направил директору ООО "РСК "Метелица+" Шишкиной Р.Е. уведомление от 24.03.2014 N 1, согласно которому просил в соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ в 30-дневный срок передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные, связанные с управлением документы председателю ТСЖ Жарову Г.Э. по адресу регистрации юридического лица: <...>.
Данное уведомление получено ООО "РСК "Метелица+" 24.03.2014, что подтверждается штампом Общества (входящий N 113).
Таким образом, в соответствии с пунктом 19 Правил N 416, частью 10 статьи 162 ЖК РФ ООО "РСК "Метелица+" обязано было передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь созданному ТСЖ "Советская 34 корп. 1" в срок, не позднее 23.04.2014.
Административный орган письмом от 21.10.2014 N 01-32/2166 предложил обществу представить заверенные надлежащим образом копии уведомления о дате, времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов ТСЖ "Советская 34 корп. 1" и акта приема-передачи технической документации, однако такие документы ООО "РСК "Метелица+" в ходе проверки не были представлены. Не представлены такие документы и при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Таким образом, инспекцией в ходе проверки установлено, что по состоянию на 14.11.2014 (дата составления акта проверки) техническая документация на многоквартирный жилой дом вновь избранной управляющей организации не была передана в установленном Правилами N 416 порядке.
При изложенных обстоятельствах административным органом правомерно установлен факт нарушения Обществом порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом, а именно нарушение пунктов 20, 22 Правил N 416, части 10 статьи 162 ЖК РФ.
Пакет необходимых документов передан обществом только в декабре 2014 и марте 2015 года.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество при рассмотрении инспекцией дела об административном правонарушении ссылалось на обращение с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.08.2014 по делу N А05-5519/2014, которым на ООО "РСК "Метелица+" возложена обязанность передать ТСЖ "Советская 34 корп. 1" в течение 30 календарный дней со дня вступления в законную силу данного решения техническую документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Архангельская область, г. Архангельск, ул. Советская, д. 34, корп. 1. Заявителем также представлено решение Соломбальского районного суда г. Архангельска от 27.10.2014 по делу N 2-1310, согласно которому в исковых требованиях собственника о признании недействительным собрания 23.02.2014 и решений общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, оформленных протоколом от 26.02.2015, отказано.
Как следует из оспариваемого постановления административного органа от 17.12.2014 обществу вменяется в вину нарушение порядка и срока передачи документов не позднее 30 дней с момента получения уведомления о расторжении договора управления, то есть к 23.04.2014. Однако кроме этого, обществу так же вменяется в вину бездействие, выразившееся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный жилой дом и иных связанных с управлением документов, в том числе и после вынесения судебных актов по делам N А05-5519/2014 и N 2-1310, что свидетельствует о нарушении обществом порядка передачи технической документации, установленной Правилами N 416.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения требований ЖК РФ, Правил N 416. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ. При этом совершенное обществом правонарушение является длящимся, поскольку уклонение общества от передачи документов имело место и на момент привлечения его к административной ответственности 17.12.2014.
Следовательно, оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, в связи с чем решение суда первой инстанции об удовлетворении требований общества подлежит отмене.
Назначенное заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб., в данном конкретном случае, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, в том числе степени вины нарушителя, кроме того, организации был назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 1 статьи 7.23.2 КоАП РФ.
Оснований для снижения размера штрафа ниже низшего размера санкции статьи по материалам дела не усматривается, общество на наличие таких обстоятельств в апелляционной жалобе не ссылается.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждено наличие каких-либо исключительных обстоятельств, являющихся основанием для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований общества не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2015 года по делу N А05-4198/2015 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Метелица+" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
В.И.СМИРНОВ
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)