Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2015 N 12АП-12954/2014 ПО ДЕЛУ N А57-11883/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2015 г. по делу N А57-11883/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участи в заседании:
от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Якушева Е.Н., доверенность от 12.01.2015 N 02-61-02/1, Гришина Е.И., доверенность от 12.01.2015 N 02-61-02/3,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Покидина С.Г., доверенность от 30.12.2014 N 02/2-9649,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" ОГРН 1026402204950 ИНН 6450049166 (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 10 ноября 2014 года по делу N А57-11883/2014 (судья Калинина А.В.).
по заявлению Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" ОГРН 1026402204950 ИНН 6450049166 (г. Саратов)
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580 (г. Саратов)
общество с ограниченной ответственностью "СаратовРегионСтройС" ОГРН 1036405115010, ИНН 6451404790 (г. Саратов), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Береж" ОГРН 1086451002110, ИНН 6451421980 (г. Саратов),
о признании незаконным и подлежащим отмене решения

установил:

В арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее заявитель, Комитет) с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее УФАС по Саратовской области, антимонопольный орган) по делу N 25 о/в от 05.03.2014.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 10 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 17 декабря 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "СаратовРегионСтройС", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Береж", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с поручением ФАС России (N ИА/30892 от 07.08.2013) УФАС по Саратовской области проведена документарная проверка органов местного самоуправления, направленная на выявление нарушений при организации ими открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
В коде проверки Администрацией муниципального образования "Город Саратов" по многоквартирному жилому дому N 15 "А" по ул. Ленинградской города Саратова представлено разрешение на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома от 26.12.2011 и протокол общего собрания от 04.04.2012, содержащий решение собственников многоквартирного дома о выборе способа управления данным многоквартирным домом и управляющей организации. Из представленных документов следовало, что органом местного самоуправления в установленный срок конкурс по отбору управляющей организации проведен не был.
На основании изложенного, 30.10.2013 было возбуждено дело N 25/ов в отношении Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в непроведении открытого конкурса по выбору способа управления вновь введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ленинградская, д. 15 "А".
05.03.2014 года УФАС России по Саратовской области принято решение N 25/ов о признании Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписание не выдавалось.
Не согласившись с решением антимонопольного органа Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в арбитражный суд Саратовской области с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что оспариваемое решение является законным и не нарушает прав и законным интересов заявителя.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, действующей с 18 июня 2011 года) предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 этой же статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
Правила проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 75 конкурс проводится на основе принципов создания равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей; добросовестной конкуренции; эффективного использования средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме; доступности информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.12.2011 года администрацией муниципального образования "Город Саратов" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию N RU 64304000-74 объекта капитального строительства - многоэтажных жилых домов (II очередь, блок-секции "А", "Б", "В"), расположенного по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", ул. Ленинградская, застройщиком которого является ООО "СаратовРегионСтройС" (410049, г. Саратов, ул. БарНАульская, 34).
13.01.2012 года распоряжением комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" указанному многоквартирному дому присвоен почтовый адрес: г. Саратов, ул. Ленинградская, д. 15 "А".
В обоснование заявленных требований Комитет по ЖКХ ссылается на то, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления рассматриваемым многоквартирным домом не проводился, поскольку после ввода в эксплуатацию данного многоквартирного дома, собственниками на общем собрании 09.01.2012 было принято решение о выборе способа управления домом в виде управляющей организации ООО "Управляющая компания Береж" (далее ООО "УК Береж").
В материалы дела Комитетом по ЖКХ были представлены копии протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ленинградская (2 очередь, блок-секции "А" "Б", "В"), проходившего в форме открытого голосования от 09.01.2012, письмо Горбачевой Валентины Дмитриевны от 30.12.2011 в адрес председателя Комитета по ЖКХ с уведомлением о предстоящем общем собрании собственников помещений введенного в эксплуатацию многоквартирного дома по ул. Ленинградской (2-я очередь, блок-секции "А", "Б", "В") и просьбой не проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным многоквартирным домом, письмо Горбачевой Валентины Дмитриевны от 10.01.2012 в тот же адрес, информирующего о проведенном собрании, о выборе способа управления и утверждении управляющей организации и иные документы.
Согласно протоколу от 09.01.2012, собственниками помещений многоквартирного жилого дома по ул. Ленинградской (2-я очередь, блок-секции "А", "Б", "В") г. Саратова было проведено общее собрание, на котором был выбран способ управления данным домом - управляющей организацией, и ООО "УК Береж" предварительно утверждено в качестве управляющей организации.
Вместе с тем, апелляционный суд считает, что представленный заявителем в материалы дела протокол от 09.01.2012 не является надлежащим доказательством в силу нижеследующего.
Из протокола заседания комиссии УФАС по Саратовской области от 30.12.2013 (т. 1 л.д. 158) следует, что участвующие на заседании Комиссии Лукьянов С.Ю. и Горбачева В.Д. (председатель и секретарь общего собрания, подписавшие протокол от 09.01.2012), привлеченные к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, пояснили, что они не организовывали и не проводили общее собрание 09.01.2012, на данном собрании не присутствовали, Комитет по ЖКХ ни о чем не уведомляли, а подписи в протоколе от 09.01.2012 и уведомлениях от 30.12.2011 и 10.01.2012, поставлены не ими. Кроме того, данные лица заявили, что не располагают информацией о проведении собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 15а по ул. Ленинградской г. Саратова 09.01.2012 общего собрания.
Кроме того, из представленных ООО "СаратовРегионСтройС" документов следует, что передаточные акты на объект долевого строительства - многоквартирный жилой дом N 15а по ул. Ленинградской г. Саратова начали выдаваться застройщиком начиная с 23.01.2012.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об участии в долевом строительстве передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Частью 2 ст. 16 Закона об участии в долевом строительстве установлено, что основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона об участии в долевом строительстве участник долевого строительства или его наследники вправе обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства, построенный (созданный) за счет денежных средств такого участника долевого строительства в соответствии с договором, после подписания застройщиком и участником долевого строительства или его наследниками передаточного акта либо иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
С учетом указанных норм права и представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на момент проведения общего собрания от 09.01.2012 собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Ленинградская, д. 15 "А", в понимании Правил и ст. 161 Жилищного кодекса РФ не существовало, в связи с чем, принятое 09.01.2012 решение не подтверждает реализацию собственниками помещений многоквартирного жилого дома в соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ своего права на выбор способа управления с целью обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202 (далее - Положение) отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Пунктом 3.2.2 Положения (в редакции, действовавшей на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU 64304000-74) установлено, что комитет по ЖКХ в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома организует проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управлением данным домом.
Таким образом, в рассматриваемом случае полномочиями по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом наделен Комитет по ЖКХ.
Вместе с тем, при рассмотрении спора судами установлено, что Комитетом по ЖКХ в течение десяти дней с момента выдачи разрешения N RU 64304000-74 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого домаN 15 "А" по ул. Ленинградской в г. Саратове, то есть в период с 27 декабря 2011 года по 10 января 2012 года, открытый конкурс не объявлен, установленная обязанность не выполнена.
На основании изложенного апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что бездействие Комитета по ЖКХ, выразившееся в непроведении обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Ленинградская, д. 15 "А", в срок, установленный в части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку привело к ограничению конкуренции на товарном рынке по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами.
Нарушений процессуального характера при вынесении УФАС по Саратовской области решения по делу N 25 о/в о нарушении антимонопольного законодательства от 05.03.2014 года судами не установлено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании недействительным решения УФАС по Саратовской области по делу N 25 о/в о нарушении антимонопольного законодательства от 05.03.2014 правомерно отказано.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Саратовской области от 10 ноября 2014 года по делу N А57-11883/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Г.ВЕРЯСКИНА

Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)