Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Ответчик-1 является нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляет истец, ответчик-2 и ответчик-3 являются членами семьи нанимателя. Истец ссылается на неоплату ответчиками жилищно-коммунальных услуг.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
судья Исмагилова В.А.
учет N 21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Мигуновой О.И., Сазоновой В.Г.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. гражданское дело по иску ООО "Управляющая компания "Уютный Дом" к В.Г.Ф., В.А., С. с апелляционной жалобой В.Г.Ф., В.А., С. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 07 апреля 2015 года, которым постановлено:
Иск общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный Дом" к В.Г.Ф., В.А., С. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги удовлетворить.
Взыскать с В.Г.Ф., В.А., С. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный Дом" в солидарном порядке задолженность за жилищно-коммунальные услуги в сумме 127186 рублей 97 копеек, в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 3743 рубля 74 копейки в равных долях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ответчика В.А., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный Дом" обратилось в суд с иском к В.Г.Ф., В.А., С. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги. В обосновании иска указано, что В.Г.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В.А., С. являются членами семьи В.Г.В. Управление указанным домом осуществляет ООО "Управляющая компания "Уютный Дом". Поскольку у ответчиков образовалась задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги, ООО "Управляющая компания "Уютный Дом", с учетом последующих уточнений, просило взыскать с ответчиков задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с 01 августа 2010 года по 31 января 2015 года в размере 127186 рублей 97 копеек.
Суд принял решение об удовлетворении иска в приведенной формулировке.
В апелляционной жалобе В.Г.Ф., В.А., С. просят отменить решение суда, указывая на его незаконность и необоснованность. В жалобе отмечается, что судом не обоснованно не применены последствия пропуска истцом срока исковой давности, не учтено, что В.Г.Ф., как инвалид II группы, имеет право на льготы при оплате жилищно-коммунальных услуг. Податель жалобы также выражает несогласие с расчетом задолженности по оплате электроснабжения, платежей на общедомовые нужды и пени. Обращается внимание, что в квартире .... организован несанкционированный отель, не оборудованный индивидуальными приборами учета, что не учитывается истцом, однако приводит к необоснованному увеличению размера начисленных ответчикам платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 682 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Согласно части 1, пункту 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
На основании части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно положениям части 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года за N 354, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к указанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 42 указанных Правил при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к указанным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Из материалов дела следует, что В.Г.Ф. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В.А. и С. являются членами семьи нанимателя и зарегистрированы по указанному адресу.
Управление многоквартирным домом .... по улице <адрес> осуществляет ООО "Управляющая Компания "Уютный Дом".
Согласно представленному истцом расчету у ответчиков образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 127186 рублей 97 копеек, из которых 110775 рублей 83 копейки - сумма основного долга, 16411 рублей 14 копеек - сумма пени за период с 01 августа 2010 года по 31 января 2015 года.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, что ответчики, будучи нанимателями жилого помещения, несут бремя содержания принадлежащего им помещения и являются потребителями жилищно-коммунальных услуг. Задолженность ответчиков перед истцом по жилищно-коммунальным платежам подтверждается материалами дела и пояснениями самих ответчиков.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна.
Доводы жалобы о том, что судом не обоснованно не применены последствия пропуска истцом срока исковой давности, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается, в частности, предъявлением иска в установленном порядке, то есть с соблюдением правил о подведомственности и подсудности дела, о форме и содержании искового заявления, об оплате его государственной пошлиной, а также других предусмотренных действующим законодательством требований, нарушение которых влечет отказ в принятии искового заявления или его возврат истцу.
Поскольку судебная защита права кредитора по требованию о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника может быть осуществлена не только в исковом производстве, но и путем выдачи судебного приказа, что является упрощенной процедурой рассмотрения дел данной категории, подача кредитором заявления о выдаче судебного приказа прерывает течение срока исковой давности, так же как и подача в установленном порядке искового заявления по указанным требованиям.
Из материалов дела следует, что 16 августа 2013 года мировому судье судебного участка N 8 Ново-Савиновского района города Казани поступило заявление ООО "Управляющая Компания "Уютный Дом" о выдаче судебного приказа о взыскании в солидарном порядке с В.Г.Ф., В.А., С. задолженности по квартплате и коммунальным услугам за период с 01 октября 2011 года по 01 июля 2013 года в сумме 117499 рублей 70 копеек (л.д. 16).
На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка N 8 Ново-Савиновского района города Казани от 16 августа 2013 года в пользу ООО "Управляющая Компания "Уютный Дом" с В.Г.Ф., В.А., С. взыскана в солидарном порядке задолженность по коммунальным услугам за период с 01 октября 2011 года по 01 июля 2013 года в сумме 117499 рублей 70 копеек, в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 1775 рублей 00 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка N 8 Ново-Савиновского района города Казани от 21 июля 2014 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением от должников возражения относительно его исполнения.
При указанных обстоятельствах, оснований для вывода о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям у суда первой инстанции не имелось.
Довод жалобы о том, что оплату жилищно-коммунальных услуг В.Г.Ф. производила с учетом предоставляемых ей, как инвалиду II группы, льгот, также признается судебной коллегией несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, судебная коллегия полагает, что льготы, на которые ссылаются ответчики в обоснование своих доводы о наличии оснований для уменьшения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, реализуются путем предоставления соответствующих субсидий, которые носят компенсационный характер и осуществляются органом социальной защиты.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Доводы жалобы о том, что расчет задолженности по оплате электроэнергии неверен, поскольку истцом не принято во внимание, что в квартире <адрес> организован несанкционированный отель, не оборудованный индивидуальными приборами учета, также не могут служить основанием для отмены решения, поскольку судом установлено, что расчет коммунальных услуг в квартире ...., не оборудованной индивидуальными приборами учета, производится по нормативу, в соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Нарушение порядка начисления платы за оказываемые жилищно-коммунальные услуги со стороны истца в данном случае не усматривается.
Иные доводы жалобы о несогласие с определенной судом задолженностью по оплате услуг электроснабжения, по платежам на общедомовые нужды, не могут являться основанием для отмены решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении. Они сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями процессуального законодательства, при этом оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с правомерностью начисления ответчикам платы за содержание общедомовой сети телевизионного приема.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Таким образом, бремя содержания общего имущества возложено непосредственно на собственников многоквартирного дома, а при выборе ими способа управления в виде управления управляющей организацией указанные функции выполняются ею, но при условии утвержденной для управляющей организации в установленном порядке платы за содержание общего имущества.
В силу приведенных правовых норм, основанием для начисления собственникам помещений многоквартирного дома платы за услугу "содержание общедомовой сети телевизионного приема" является принятие решения об установлении размера данного платежа на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Судебной коллегией установлено, что ООО "Управляющая компания "Уютный Дом" с 01 мая 2014 года ежемесячно начисляет ответчикам к оплате 32 рубля за содержание общедомовой сети телевизионного приема.
Решение органа местного самоуправления на территории города Казани по установлению тарифа за услугу "содержание общедомовой сети телевизионного приема" отсутствует.
Доказательств наличия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> по вопросу утверждения тарифа за услугу "содержание общедомовой сети телевизионного приема" судебной коллегии не представлено.
При указанных обстоятельствах, включение истцом в выставляемые ответчикам счета-фактуры платы за услугу "содержание общедомовой сети телевизионного приема" в размере 32 рубля в месяц за период с 01 мая 2014 года по 31 января 2015 года, всего в сумме 288 рублей (32 x 9), произведено в нарушение статей 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушает права ответчиков.
Таким образом, сумма задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги ответчиков за период с 01 августа 2010 года по 31 января 2015 года составляет 110487 рублей 83 копейки (110775,83 - 288).
Судебная коллегия также полагает необходимым изменить решение суда в части определенной судом первой инстанции к взысканию с ответчиков суммы пени.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 определения от 21 декабря 2000 года N 263-О, положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования части 3 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, мнения ответчиков, выраженных ими в ходе рассмотрения дела, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, заявивших о несогласие с размером начисленных истцом пени, судебная коллегия полагает необходимым снизить размер пени до 5000 рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 02.07.2015 ПО ДЕЛУ N 33-9738/2015
Требование: О взыскании долга по оплате жилищно-коммунальных услуг и пени.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Ответчик-1 является нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме, управление которым осуществляет истец, ответчик-2 и ответчик-3 являются членами семьи нанимателя. Истец ссылается на неоплату ответчиками жилищно-коммунальных услуг.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. по делу N 33-9738/2015
судья Исмагилова В.А.
учет N 21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Мигуновой О.И., Сазоновой В.Г.,
при секретаре судебного заседания К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. гражданское дело по иску ООО "Управляющая компания "Уютный Дом" к В.Г.Ф., В.А., С. с апелляционной жалобой В.Г.Ф., В.А., С. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 07 апреля 2015 года, которым постановлено:
Иск общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный Дом" к В.Г.Ф., В.А., С. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги удовлетворить.
Взыскать с В.Г.Ф., В.А., С. в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный Дом" в солидарном порядке задолженность за жилищно-коммунальные услуги в сумме 127186 рублей 97 копеек, в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 3743 рубля 74 копейки в равных долях.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения ответчика В.А., поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный Дом" обратилось в суд с иском к В.Г.Ф., В.А., С. о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги. В обосновании иска указано, что В.Г.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В.А., С. являются членами семьи В.Г.В. Управление указанным домом осуществляет ООО "Управляющая компания "Уютный Дом". Поскольку у ответчиков образовалась задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги, ООО "Управляющая компания "Уютный Дом", с учетом последующих уточнений, просило взыскать с ответчиков задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с 01 августа 2010 года по 31 января 2015 года в размере 127186 рублей 97 копеек.
Суд принял решение об удовлетворении иска в приведенной формулировке.
В апелляционной жалобе В.Г.Ф., В.А., С. просят отменить решение суда, указывая на его незаконность и необоснованность. В жалобе отмечается, что судом не обоснованно не применены последствия пропуска истцом срока исковой давности, не учтено, что В.Г.Ф., как инвалид II группы, имеет право на льготы при оплате жилищно-коммунальных услуг. Податель жалобы также выражает несогласие с расчетом задолженности по оплате электроснабжения, платежей на общедомовые нужды и пени. Обращается внимание, что в квартире .... организован несанкционированный отель, не оборудованный индивидуальными приборами учета, что не учитывается истцом, однако приводит к необоснованному увеличению размера начисленных ответчикам платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит изменению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 682 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение должна вноситься нанимателем в сроки, предусмотренные договором найма жилого помещения. Если договором сроки не предусмотрены, плата должна вноситься нанимателем ежемесячно в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Согласно части 1, пункту 1 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
На основании части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно положениям части 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года за N 354, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к указанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 42 указанных Правил при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к указанным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Из материалов дела следует, что В.Г.Ф. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В.А. и С. являются членами семьи нанимателя и зарегистрированы по указанному адресу.
Управление многоквартирным домом .... по улице <адрес> осуществляет ООО "Управляющая Компания "Уютный Дом".
Согласно представленному истцом расчету у ответчиков образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 127186 рублей 97 копеек, из которых 110775 рублей 83 копейки - сумма основного долга, 16411 рублей 14 копеек - сумма пени за период с 01 августа 2010 года по 31 января 2015 года.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из того, что ответчики, будучи нанимателями жилого помещения, несут бремя содержания принадлежащего им помещения и являются потребителями жилищно-коммунальных услуг. Задолженность ответчиков перед истцом по жилищно-коммунальным платежам подтверждается материалами дела и пояснениями самих ответчиков.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласна.
Доводы жалобы о том, что судом не обоснованно не применены последствия пропуска истцом срока исковой давности, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года N 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается, в частности, предъявлением иска в установленном порядке, то есть с соблюдением правил о подведомственности и подсудности дела, о форме и содержании искового заявления, об оплате его государственной пошлиной, а также других предусмотренных действующим законодательством требований, нарушение которых влечет отказ в принятии искового заявления или его возврат истцу.
Поскольку судебная защита права кредитора по требованию о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника может быть осуществлена не только в исковом производстве, но и путем выдачи судебного приказа, что является упрощенной процедурой рассмотрения дел данной категории, подача кредитором заявления о выдаче судебного приказа прерывает течение срока исковой давности, так же как и подача в установленном порядке искового заявления по указанным требованиям.
Из материалов дела следует, что 16 августа 2013 года мировому судье судебного участка N 8 Ново-Савиновского района города Казани поступило заявление ООО "Управляющая Компания "Уютный Дом" о выдаче судебного приказа о взыскании в солидарном порядке с В.Г.Ф., В.А., С. задолженности по квартплате и коммунальным услугам за период с 01 октября 2011 года по 01 июля 2013 года в сумме 117499 рублей 70 копеек (л.д. 16).
На основании судебного приказа мирового судьи судебного участка N 8 Ново-Савиновского района города Казани от 16 августа 2013 года в пользу ООО "Управляющая Компания "Уютный Дом" с В.Г.Ф., В.А., С. взыскана в солидарном порядке задолженность по коммунальным услугам за период с 01 октября 2011 года по 01 июля 2013 года в сумме 117499 рублей 70 копеек, в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 1775 рублей 00 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка N 8 Ново-Савиновского района города Казани от 21 июля 2014 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением от должников возражения относительно его исполнения.
При указанных обстоятельствах, оснований для вывода о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям у суда первой инстанции не имелось.
Довод жалобы о том, что оплату жилищно-коммунальных услуг В.Г.Ф. производила с учетом предоставляемых ей, как инвалиду II группы, льгот, также признается судебной коллегией несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, судебная коллегия полагает, что льготы, на которые ссылаются ответчики в обоснование своих доводы о наличии оснований для уменьшения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, реализуются путем предоставления соответствующих субсидий, которые носят компенсационный характер и осуществляются органом социальной защиты.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Доводы жалобы о том, что расчет задолженности по оплате электроэнергии неверен, поскольку истцом не принято во внимание, что в квартире <адрес> организован несанкционированный отель, не оборудованный индивидуальными приборами учета, также не могут служить основанием для отмены решения, поскольку судом установлено, что расчет коммунальных услуг в квартире ...., не оборудованной индивидуальными приборами учета, производится по нормативу, в соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Нарушение порядка начисления платы за оказываемые жилищно-коммунальные услуги со стороны истца в данном случае не усматривается.
Иные доводы жалобы о несогласие с определенной судом задолженностью по оплате услуг электроснабжения, по платежам на общедомовые нужды, не могут являться основанием для отмены решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию ответчиков, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении. Они сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями процессуального законодательства, при этом оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с правомерностью начисления ответчикам платы за содержание общедомовой сети телевизионного приема.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно пункту 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Таким образом, бремя содержания общего имущества возложено непосредственно на собственников многоквартирного дома, а при выборе ими способа управления в виде управления управляющей организацией указанные функции выполняются ею, но при условии утвержденной для управляющей организации в установленном порядке платы за содержание общего имущества.
В силу приведенных правовых норм, основанием для начисления собственникам помещений многоквартирного дома платы за услугу "содержание общедомовой сети телевизионного приема" является принятие решения об установлении размера данного платежа на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Судебной коллегией установлено, что ООО "Управляющая компания "Уютный Дом" с 01 мая 2014 года ежемесячно начисляет ответчикам к оплате 32 рубля за содержание общедомовой сети телевизионного приема.
Решение органа местного самоуправления на территории города Казани по установлению тарифа за услугу "содержание общедомовой сети телевизионного приема" отсутствует.
Доказательств наличия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> по вопросу утверждения тарифа за услугу "содержание общедомовой сети телевизионного приема" судебной коллегии не представлено.
При указанных обстоятельствах, включение истцом в выставляемые ответчикам счета-фактуры платы за услугу "содержание общедомовой сети телевизионного приема" в размере 32 рубля в месяц за период с 01 мая 2014 года по 31 января 2015 года, всего в сумме 288 рублей (32 x 9), произведено в нарушение статей 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушает права ответчиков.
Таким образом, сумма задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги ответчиков за период с 01 августа 2010 года по 31 января 2015 года составляет 110487 рублей 83 копейки (110775,83 - 288).
Судебная коллегия также полагает необходимым изменить решение суда в части определенной судом первой инстанции к взысканию с ответчиков суммы пени.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 определения от 21 декабря 2000 года N 263-О, положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования части 3 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
С учетом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, мнения ответчиков, выраженных ими в ходе рассмотрения дела, как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, заявивших о несогласие с размером начисленных истцом пени, судебная коллегия полагает необходимым снизить размер пени до 5000 рублей.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)