Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-13687/2015

Требование: О понуждении к исполнению требований предписания.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что межведомственная комиссия не смогла решить вопрос о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. по делу N 33-13687/2015


Судья: Масинова И.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Беленкова В.И.,
судей Красновой Н.В., Кирщиной И.П.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2015 года апелляционную жалобу представителя ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Озерского городского суда Московской области от 24 марта 2015 года по делу по иску ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" к администрации сельского поселения Бояркинское Озерского муниципального района о понуждении к исполнению требований предписания,
заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,
объяснения: представителя ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" Ч. - поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
установила:

ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" обратилось в суд с иском об обязании администрации сельского поселения Бояркинское Озерского муниципального района в течение месяца после вступления решения в законную силу исполнить требования, содержащиеся в предписании <данные изъяты> от 01 августа 2014 года, а именно: рассмотреть и дать оценку соответствия жилого дома <данные изъяты> установленным требованиям о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, дома аварийными и подлежащими сносу, с привлечением специализированной организации и в соответствии с порядком признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47; для участия в работе Межведомственной комиссии привлечь заведующего территориальным отделом N 11. В установленный инспекцией срок предписание не было исполнено.
Представитель администрации сельского поселения "Бояркинское" возражал против иска, указывая, что порядок не нарушен, межведомственная комиссия была создана и в ее состав входили в том числе директор Озерского филиала ГУП МО "МОБТИ", которое проводит обследования капитальных строений и наделено правом проведения экспертиз в области строительства, реконструкции и проектирования. В результате обследования комиссией квартиры N <данные изъяты>, нанимателем которой по договору социального найма является С., был составлен акт с заключением о признании данной квартиры подлежащей капитальному ремонту. Дом является двухквартирным. Требования инспекции в предписании представитель ответчика счел не основанными на законе, так как Постановление Правительства РФ N 47 соблюдено, заключение по результатам работы комиссии отражено в акте, просто не составлено отдельным документом, а специализированную организацию нужно привлекать лишь для признания дома аварийным и подлежащим сносу, но такой необходимости не было, так как помещение подлежало капитальному ремонту, сельское поселение установленный порядок не нарушило.
Решением суда в удовлетворении исковых требований ГУ МО "Государственная жилищная инспекция" отказано.
В апелляционной жалобе ГУ МО "Государственная жилищная инспекция" просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Представитель администрации с.п. Бояркинское в возражениях на апелляционную жалобу просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствуют основания для составления комиссией заключения о признании жилого помещении не пригодным для проживания, дома аварийным, поскольку на момент обследования жилого помещения у органа местного самоуправления соответствующего заявления или заключения органа надзора не было. Распоряжение во исполнение п. 49 Положения администрацией сельского поселения издано 30.12.2014 года а, то что оно вынесено по истечении установленного инспекцией срока, не может являться основанием для удовлетворения иска.
Также суд сделал вывод о том, что инспекция необоснованно выдала ответчику предписание об устранении выявленных нарушений. Доказательств, опровергающих выводы межведомственной комиссии, изложенные в акте, суду не представлено, решение комиссии никем не оспорено.
Между тем, с указанными выводами не может согласиться судебная коллегия по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 10, 11 "Положения о государственном жилищном надзоре", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 г. N 493 в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами а) обязательных требований к порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 05.05.2014 года в Инспекцию поступило заявление С., в котором она указала, что решением межведомственной комиссии дом был признан подлежащим капитальному ремонту, однако, никакие работы не проводятся, просила предоставить ей на период ремонта временное жилье и освободить от оплаты жилого помещения.
На основании распоряжения руководителя Инспекцией 31.07.2014 года была проведена внеплановая проверка по вопросу признания квартиры N <данные изъяты> в доме N <данные изъяты> непригодной для проживания, составлен акт, в котором отражены выявленные нарушения п. 44, 48 и 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г. - обследование конструкций жилого дома межведомственной комиссией проводилось без привлечения специализированной организации; не составлено заключение обследования помещения о признании жилого помещения соответствующим (несоответствующим) установленным в "Положении" требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащем сносу; администрацией с.п. Бояркинское не принято решение и не издано распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
По результатам проверки Инспекцией в отношении Администрации сельского поселения Бояркинское возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 166 Озерского судебного района от 13.10.14 г. Администрация с.п. Боярское признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ.
С целью устранения выявленных в ходе проверки нарушений Администрации сельского поселения Бояркинское инспекцией выдано предписание N 39ог-7131-55-11-2014 от 01 августа 2014 года с указанием сроков устранения недостатков - до 20.09.2014 года, которое ответчиком не оспорено.
25.09.2014 года в ходе проведения Инспекцией проверки исполнения требований предписания установлено, что требования не исполнены, что зафиксировано соответствующим актом. За невыполнение требований предписания составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 47 названного выше Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
На основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
Поскольку принятие межведомственной комиссией решения, предусмотренного п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании спорного жилого помещения, нарушение процедуры принятия решения влечет нарушение жилищных прав граждан.
В соответствии с п. 52 Постановления Правительства РФ N 47 решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Однако, в нарушение вышеуказанного порядка, ответчиком заключение межведомственной комиссии не составлено.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о возложении на ответчика обязанности организовать работы по формированию и составлению межведомственной комиссией заключения о признании спорного жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, поскольку в нарушение требований Жилищного законодательства вопрос о признании жилого дома пригодным либо непригодным для дальнейшего проживания граждан, подлежащим сносу на заседании Межведомственной комиссии администрацией не рассматривался, что лишило жильцов дома возможности обжаловать в судебном порядке решение комиссии.
Также судебная коллегия находит подлежащими удовлетворению требования об обязанности ответчика привлечь для участия в работе Межведомственной комиссии заведующего территориальным отделом N 11 Государственной жилищной инспекции Московской области в целях соблюдения требований действующего законодательства при обследовании жилого дома и принятии решения о его дальнейшем использовании.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:

Решение Озерского городского суда Московской области от 24 марта 2015 года - отменить. Постановить по делу новое решение.
Иск ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" к администрации сельского поселения Бояркинское Озерского муниципального района Московской области о понуждении к исполнению требований предписания - удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения Бояркинское Озерского муниципального района Московской области исполнить требования, указанные в предписании ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" N 39ог-7131-55-11-2014 от 01 августа 2014 года, а именно: рассмотреть и дать оценку соответствия жилого дома <данные изъяты> установленным требованиям и признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, с привлечением специализированной организации и привлечь для участия в работе Межведомственной комиссии заведующего территориальным отделом N 11 Государственной жилищной инспекции Московской области.
Апелляционную жалобу представителя ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" - удовлетворить.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)