Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 24.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-830/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 февраля 2014 г. по делу N 33-830/2014


Судья Корниенко М.В.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.
судей Тебеньковой Л.Г., Сироткиной Е.М.,
при секретаре З.,
- рассмотрев в судебном заседании 24 февраля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации МО ГО "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 18 декабря 2013 года, по которому требования прокурора города Ухты, заявленные в интересах Л.В.У., Л.М.В., удовлетворены;
- на администрацию МО ГО "Ухта" возложена обязанность предоставить Л.В.У., Л.М.В. на состав семьи 2 человека по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающим санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее... кв. м, состоящее не менее чем из двух комнат, на территории МО ГО "Ухта";
- Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия,

установила:

Прокурор города Ухты обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Л.В.У., Л.М.В. с иском к администрации МОГО "Ухта" об обязании ответчика предоставить истцам на состав семьи 2 чел. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающим санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее... кв. м, состоящее не менее, чем из двух комнат, на территории МОГО "Ухта". В обоснование требований указав, что жилое помещение по адресу:... является аварийным и подлежащим сносу, следовательно, истец приобрел право на предоставление другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Истцы в судебном заседании не участвовали, извещены надлежащим образом.
Представитель администрации МОГО "Ухта" с иском не согласился.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Ухта" не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В силу части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с п. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Из материалов дела установлено, что на основании договора социального найма Л.В.У. зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью... кв. м, по адресу:..., вместе с членом семьи -... Л.М.В.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии по вопросам переустройства, перепланировки и использования жилых и нежилых помещений (домов) на территории МО ГО "Ухта" от... года N... дом N... по улице... в птг.... города... признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением руководителя администрации МОГО "Ухта" от... года утверждена муниципальная программа "Переселение граждан, проживающих на территории МОГО "Ухта", из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы", в реестре аварийного жилищного фонда с планируемой датой окончания переселения на апрель 2015 года значится жилой дом N... по улице..., пгт.... г.....
Установив, что многоквартирный жилой дом N... по ул...., пгт.... г.... в предусмотренном законом порядке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "О признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, что не оспаривалось ответчиками, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что жилое помещение, расположенное в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и в котором проживают Л.М.В. и Л.В.У. представляет опасность для их жизни и здоровья.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования город Ухта о преждевременности заявленных требований не основаны на законе, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что в связи с признанием дома, подлежащим сносу, он непригоден для проживания граждан, которые в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В законодательстве отсутствуют указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, что свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
При таких обстоятельствах, довод апелляционной жалобы о том, что спорный жилой дом планируется переселить в апреле 2015 году, а также, что предоставление жилья истцам нарушит права других граждан, стоящих в очереди на предоставление им жилого помещения по тем же основаниям, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку данный срок не может быть поставлен в зависимость от права граждан на безопасные условия проживания.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 18 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)