Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.04.2015 ПО ДЕЛУ N А40-120951/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. по делу N А40-120951/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Банина И.Н.,
Судей: Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Казьминой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Жилищно-строительного кооператива "Драматург"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 12.01.2015 г. по делу N А40-120951/2014,
принятое единолично судьей И.В. Худобко (шифр судьи 158-1063),
по иску Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа"

к Жилищно-строительному кооперативу "Драматург"

с участием Главного контрольного управления города Москвы в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о возврате излишне полученных сумм субсидий
от истца - Нотматов Н.Х. по доверенности N 053-ю от 02.03.2015 г.
от ответчика - Лебедев А.И. на основании выписки от 05.04.2015 г., Спарапетова С.Э. по доверенности N 15
от третьего лица - Шутова С.А. по доверенности от 14.10.2014 г., Кличенко Н.Ф. по доверенности от 02.07.2014 г.

установил:

Государственное казенное учреждение города Москвы "Дирекция заказчика Жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Жилищно-строительному кооперативу "Драматург" о возврате излишне полученных сумм субсидий в размере 932 041 руб. 20 коп.
Определением от 01.10.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное контрольное управление города Москвы (Главконтроль).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2015 г. по делу N А40-120951/2014 исковые требования удовлетворены с отнесением на ответчика расходов по уплате госпошлины.
Ответчик не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
Ответчик полагает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец не согласился с доводами апелляционной жалобы, направил письменный отзыв, в котором указал, что считает решение законным и обоснованным, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, несостоятельными. В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.
Представитель третьего лица в судебном заседании также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв, просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.12.2012 г. между сторонами был заключен договор N 162/131/12-СУ на предоставление субсидий из бюджета г. Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 4.1 договора, размер бюджетных субсидий по договору, определенный на основании расчета, являющегося неотъемлемой частью договора, составляет 1 169 410 руб. 32 коп. в год, в том числе в I квартале 324 178 руб. 26 коп., во II квартале 324 178 руб. 26 коп., в III квартале 260 526 руб. 90 коп., в IV квартале 260 526 руб. 90 коп.
Согласно п. 3.2.2 договора управляющий (ответчик) обязан ежеквартально до 12 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в ГКУ ИС района отчетность по форме, установленной Правительством Москвы, а также по разовым запросам - информацию, касающуюся вопросов, связанных с исполнением функций по управлению многоквартирным домом (домами), и в определенные ГКУ ИС района сроки расчеты, необходимые для определения размера бюджетной субсидии, включая заявку на бюджетное субсидирование. Кроме того, управляющий (ответчик) обязан в случае перечисления на его расчетный счет плановой субсидии, вернуть сумму, не подтвержденную фактическими расходами по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на лицевой счет уполномоченной организации (истец) (п. 3.2.12 договора).
17.12.2012 г. ответчику во исполнение заключенного договора была перечислена денежная субсидия в размере 1 169 410 руб. 32 коп., что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением N 5455 от 17.12.2012 г.
Однако, впоследствии, Главным контрольным управлением г. Москвы по результатам проверки обоснованности предоставления и целевого использования бюджетных субсидий, выделенных на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Северного административного округа г. Москвы ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" в период с 01.01.2012 г. по 31.12.2013 г. было установлено, что в соответствии с отчетностью ЖСК "Драматург" за 2012 год работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома выполнены на общую сумму 3 053 269 руб. 44 коп. или расход на 1 кв. м составил 18 руб. 79 коп., что на 5 руб. 74 коп. меньше ставки планово-нормативного расхода - 24 руб. 53 коп. Сумма бюджетной субсидии составила 1 169 411 руб. 32 коп. или 29,34% от стоимости работ и услуг, приходящейся на жилые помещения в многоквартирном доме. В результате чего, сумма излишне уплаченной бюджетной субсидии, неподтвержденная расходами на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, составила 932 041 руб. 20 коп.
15.07.2014 г. истец направил в адрес ответчика претензию с требованием о возврате субсидии в размере 932 041 руб. 20 коп. в силу п. 3.2.12 договора.
Невозможность урегулирования возникших между сторонами разногласий в досудебном порядке послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в процессе рассмотрения дела установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что расходы ответчика по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирным домах составили 3 053 269 руб. 44 коп., что на 932 041 руб. 20 коп. меньше расходов, рассчитанных по ставке планово-нормативного расхода 24 руб. 53 коп. и примененного при расчете бюджетной субсидии, выделенной на основании спорного договора, а ответчиком не представлено достоверных, допустимых и относимых доказательствах, подтверждающих расходы в размере, соответствующем в полном объеме размеру выделенной бюджетной субсидии, следовательно, денежные средства в размере 932 041 руб. 20 коп., применительно к положениям п. 3.2.12 договора и в силу ст. 1102 Гражданского кодекса РФ подлежат возврату истцу.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным, обоснованным и считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанций установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Принципы предоставления управляющим организациям субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в установленных Правительством Москвы случаях устанавливаются Постановлением Правительства Москвы от 08.12.2009 г. N 1357-ПП "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы".
Предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных по статье бюджета города Москвы "Субсидии управляющим организациям на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах" на основании договора с управляющей организацией.
Перечисление бюджетной субсидии осуществляется в плановом порядке в сроки, установленные договором на предоставление бюджетной субсидии.
Договор на предоставление бюджетной субсидии заключается в порядке и на условиях, определяемых Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП).
В соответствии с Порядком выдачи субсидии, регламентированном Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации", размер суммы бюджетной субсидии рассчитывается как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода.
Между Государственным казенным учреждением города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа", Жилищно-строительным кооперативом "Драматург" и Государственным казенным учреждением города Москвы "Инженерная служба района Аэропорт" был заключен Договор от 05.12.2012 г. N 162/131/12-СУ на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - Договор). Размер бюджетных субсидий по названному Договору определен на основании расчета и составляет 1 169 410 руб. 32 коп.
Предметом указанного Договора является предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, находящегося в управлении ответчика в порядке и на условиях, определенных Договором и правовыми актами Правительства Москвы.
В обязанности истца согласно условиям Договора входит ежемесячное (до 20 числа текущего месяца) перечисление Управляющему бюджетных субсидий в размере 1/3 части квартальной суммы, указанной в п. 4.1 Договора (ст. 3, 4 Договора).
Обязательства истца по оплате были исполнены в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 5455 от 17.12.2012 г.
По условиям Договора ответчик обязан не только обеспечить выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов, но и подтверждать фактически состоявшиеся расходы (п. 3.2.9. Договора), а также возвратить сумму субсидии, не подтвержденную фактическими расходами по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме на лицевой счет Уполномоченной организации (истцу) (п. 3.2.11. Договора).
Пунктом 5.1 Договора установлено, что в случае выявления уполномоченной организацией или органом, уполномоченным проверять правильность расходования бюджетных средств, неточностей и информационных искажений в расчетах, повлекших необоснованное увеличение бюджетных субсидий и нецелевое их использование, Управляющий возвращает излишне полученные суммы в бюджет города Москвы.
Главным Контрольным Управлением города Москвы по результатам проверки обоснованности предоставления и целевого использования бюджетных субсидий, выделенных на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Северного административного округа города Москвы ГКУ г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Северного административного округа" в период с 01.01.2012 г. по 31.12.2013 г. было установлено, что в соответствии с отчетностью ЖСК "Драматург" за 2012 год работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома выполнены на общую сумму 3 053 269 руб. 44 коп., или расход на 1 кв. м составил 18 руб. 79 коп., что на 5 руб. 74 коп. меньше ставки планово-нормативного расхода - 24 руб. 53 коп. для домов с лифтом и мусоропроводом, утвержденной п. 3.9 Постановления Правительства Москвы от 29.11.2011 г. N 571-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2012 год". Сумма бюджетной субсидии составила 1 169 410 руб. 32 коп. или 29,34% от стоимости работ и услуг, приходящейся на жилые помещения в многоквартирном доме. В результате чего, сумма излишне уплаченной бюджетной субсидии, неподтвержденная расходами на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, составила 932 041 руб. 20 коп. Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела актом проверки от 04.04.2014 г. N 60/03.
В основу указанных выводов был положена отчетность ЖСК "Драматург" по состоянию на 31.12.2012 г.
Ответчиком непосредственно в судебном заседании при рассмотрении дела в суде первой инстанции были предоставлены новые Отчеты и акты выполненных работ, которые были переданы судом ГКУ "Дирекция ЖКХиБ САО" на проверку. Дополнительно представленные документы также не подтверждают понесенные расходы на содержание и текущий ремонт МКД.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Ответчик не согласен с результатами проверки, проведенной Главным контрольным управлением и утверждает, что "истцом делаются ложные выводы об излишней уплате бюджетной субсидии"
Однако ЖСК "Драматург" не представлено достоверных доказательств, подтверждающих расходы в размере, соответствующем в полном объеме размеру выделенной бюджетной субсидии.
Также ответчиком не представлены в материалы дела документы, которые могли бы свидетельствовать о том, что выполненные работы нашли свое отражение в бухгалтерской отчетности управляющей организации, как это предусмотрено Постановлением правительства Москвы от 08.12.2009 г. N 1357-ПП "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления многоквартирными домами в городе Москве и внесении изменений в некоторые правовые акты города Москвы" (вместе с "Временным порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме").
Кроме того, ответчик не обосновал, чем было обусловлено, как он полагает, неверное указание им в отчетности за 2012 год общих расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем в соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд полагает, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции на основе всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи и установления существенных обстоятельств настоящего дела, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.01.2015 г. по делу N А40-120951/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Драматург" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий
И.Н.БАНИН

Судьи
Н.В.ЮРКОВА
Л.А.ЯРЕМЧУК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)