Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "10" декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" декабря 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Бабенко А.Н., Ишутиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Т.Е.,
при участии: от открытого акционерного общества "Красноярская теплотранспортная компания": Андреевой Л.В., представителя по доверенности от 15.11.2012 N 27,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия города Красноярска "Дирекция специализированного жилищного фонда" (ИНН 2462033332, ОГРН 1052462032655)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" сентября 2014 года по делу N А33-12837/2014, принятое судьей Медведевой О.И.,
установил:
муниципальное предприятие города Красноярска "Дирекция специализированного жилищного фонда" (ИНН 2462033332, ОГРН 1052462032655) (далее - МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Красноярская теплотранспортная компания" (ИНН 2460237933, ОГРН 1122468025723) (далее - ОАО "Красноярская теплотранспортная компания") об обязании установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 19; ул. 26 Бакинских комиссаров, 25; ул. 26 Бакинских комиссаров, 27а; ул. Автомобилистов, 68; ул. Автомобилистов, 70а; ул. Мичурина, 5в; ул. Рейдовая, 46; ул. Рейдовая, 74; ул. Рейдовая, 74 корпус 1; ул. Рейдовая, 57а; пр. Красноярский рабочий, 62; ул. Энергетиков, 56; ул. Новая, 22; ул. Новая, 24; ул. Новая, 26; ул. Новая, 28; ул. Щорса, 66; ул. 60 лет Октября, 80; ул. 60 лет Октября, 145; ул. 60 лет Октября, 151; ул. Верхняя, 36; ул. А. Матросова, 30/3; пр. Металлургов, 28в; ул. Можайского, 21; ул. Воронова, 10 а; ул. Вильского, 10; ул. Парижской коммуны, 42; ул. Ломоносова, 42; ул. Ломоносова, 68; ул. Ломоносова, 94а.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.09.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в упомянутых многоквартирных домах возложена законом на ответчика как ресурсоснабжающую организацию, в связи с чем, суд необоснованно отказал в удовлетворении иска.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой доводы апелляционной жалобы отклонены как необоснованные.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 10.12.2014.
В судебном заседании представитель ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
От ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложенными дополнительными документами, отсутствующими в материалах дела, а именно: копия постановления УФАС по Красноярскому краю от 01.09.2014.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приложенные к отзыву на апелляционную жалобу документы, приобщены к материалам дела, как представленные в обоснование возражений относительно апелляционной жалобы.
Копии определения о принятии апелляционной жалобы направлялись сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена Третьим арбитражным апелляционным судом на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобы в отсутствие представителя истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно Постановлению администрации города Красноярска N 643 от 20.11.2000 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Красноярск, ул. Воронова, 10а, принят в муниципальную собственность и передан в обслуживание МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" (ранее - МП г. Красноярска Управляющая компания "Дирекция муниципальных общежитий").
На основании Распоряжения администрации города Красноярска N 1178-р от 16.12.2005 многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 25; ул. Рейдовая, 57а; ул. Рейдовая, 74; ул. Рейдовая, 74 корпус 1 (до переадресации - ул. Рейдовая, 74); ул. Новая, 22; ул. Новая, 24; ул. Новая, 26; ул. Новая, 28; ул. Щорса, 66; ул. 60 лет Октября, 80; ул. 60 лет Октября, 145, переданы в обслуживание МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" (до переименования - МП г. Красноярска "Правобережная дирекция муниципальных общежитий").
В Распоряжении администрации города Красноярска N 2687-недв от 03.10.2007 указано, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Красноярск, ул. Энергетиков, 56, передан в обслуживание МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" (до переименования - МП г. Красноярска "Правобережная дирекция муниципальных общежитий").
11.03.2009 между ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" (энергоснабжающая организация), с 01.01.2013 - ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" (с учетом соглашения о замене стороны по договору от 29.12.2012) и МП "Правобережная ДМО" (абонент) заключен договор на теплоснабжение N 430/09 (с учетом протоколов разногласий, протокола согласования разногласий к протоколу разногласий, соглашений), предмет которого - подача энергоснабжающей организацией абоненту тепловой энергии и химически очищенной воды до границы раздела с энергоснабжающей организацией и оплата принятой абонентом тепловой энергии и химически очищенной воды, а также соблюдение предусмотренного договором режима потребления, обеспечение безопасности эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.
В Приложении N 3 к договору на теплоснабжение N 430/09 от 11.03.2009 стороны согласовали перечень объектов и расчет годового отпуска тепловой энергии.
На основании Распоряжения администрации города Красноярска N 385-ж от 23.04.2009 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Красноярск, ул. Верхняя, 3, передан в обслуживание МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" (до переименования - МП г. Красноярска "Правобережная дирекция муниципальных общежитий").
Согласно Приказу Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска N 359-гх от 31.08.2009 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Красноярск, ул. А. Матросова, 30/, передан в обслуживание МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" (до переименования - МП г. Красноярска "Правобережная дирекция муниципальных общежитий").
В Приказе Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска N 686-гх от 31.12.2010 указано, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Красноярск, ул. Парижской коммуны, 42, передан в обслуживание МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" (ранее - МП г. Красноярска Управляющая компания "Дирекция муниципальных общежитий").
Согласно Постановлению администрации г. Красноярска N 362 от 07.09.2011 МП "Правобережная ДМО" реорганизовано в форме присоединения к нему МП г. Красноярска "УК "ДМО".
В Постановлении администрации г. Красноярска N 645 от 24.12.2012 указано, что МП г. Красноярска "ПДМО" переименовано в МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда".
На основании протоколов общих собраний собственников истец является управляющей организацией и обслуживает многоквартирные дома (общежития) по следующим адресам:
- - г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 19, на основании протокола общего собрания собственников от 16.04.2009 N 1;
- - г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 27а, - на основании протокола общего собрания собственников от 08.05.2009 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Автомобилистов, 68, - на основании протокола общего собрания собственников от 04.05.2009 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Автомобилистов, 70а, - на основании протокола общего собрания собственников от 28.04.2009 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Мичурина, 5в, на основании протокола общего собрания собственников от 30.04.2009 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Рейдовая, 46, - на основании протокола общего собрания собственников от 24.02.2009 N 1;
- - г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 62, - на основании протокола общего собрания собственников от 20.04.2009 N 1;
- - г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 151, - на основании протокола общего собрания собственников от 15.06.2009 N 1;
- - г. Красноярск, пр. Металлургов, 28в, - на основании протокола общего собрания собственников от 13.11.2012 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Можайского, 21, на основании протокола общего собрания собственников от 18.12.2012 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Вильского, 10, - на основании протокола общего собрания собственников от 12.02.2013 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Ломоносова, 42, - на основании протокола общего собрания собственников от 05.03.2013 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Ломоносова, 68, - на основании протокола общего собрания собственников от 05.03.2013 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Ломоносова, 94а, - на основании протокола общего собрания собственников от 26.02.2013 N 1.
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей объекты истца (общежития) подключены к тепловым сетям следующих юридических лиц:
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 80, - филиала ОАО "Красноярскэнерго" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 11.10.2002 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярскэнерго" и МУП ОАО "Красноярскэнерго");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Щорса, дома 60, 66, - филиала ОАО "Красноярскэнерго" (с 01.01.2013 ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" - в отношении общежития по адресу: ул. Щорса, 66) (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 28.03.2005 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярскэнерго" и ООО "УК "Жилбытсервис");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Автомобилистов, дома 68, 70А, - филиала "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" (с 01.01.2013 - ОАО "Красноярская теплотранспортная компания") (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 21.09.2010 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" и ООО МП г. Красноярска "ПДМО");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 19, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 31.01.2006 между ООО "КрасКом" и ООО МП "ДМО");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, дома 23, 25, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 17.08.2006 между ООО "КрасКом" и ОАО "Березка");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 27А, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 12.11.2013 между ОАО "Красноярская теплотранспортная компания", ООО "КрасКом", ИП Лежниным Р.В. и МП "Дирекция спецжилфонда");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Мичурина, 5В, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 18.05.2011 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ООО "КрасКом", филиалом N 4 МБУЗ ГДП N 4, МП "Правобережный ДМО" и ООО "УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Рейдовая, 46, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 31.01.2006 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярская генерация", ООО "КрасКом", МП "Правобережный ДМО" и ИП Кабалин);
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Рейдовая, дома 74Б, 76, 78, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 25.09.2006 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярская генерация", ООО "КрасКом" и МП "Правобережный ДМО");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Рейдовая, дома 57А, 57В, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 28.02.2006 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярская генерация", ООО "КрасКом", МП "Правобережный ДМО" и МП ПЖРЭТ-11);
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, пр. им. газ. Красноярский рабочий, 62, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 21.04.2011 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ООО "КрасКом", МП "ПДМО", ООО "УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС" и МУГМВСТЦ "Патриот");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Энергетиков, 56, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 30.09.2005 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярскэнерго", ООО "Нарва" и МУП "ПЭРЭТ-8");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Новая, дома 22, 24, 26, 28, - ООО "КрасКом", г. Красноярск, ул. Новая, дома 10, 12, 16, 18 (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 11.08.2006 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярская генерация", ООО "КрасКом" и МП "Правобережный ДМО");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Верхняя, 3Б, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 11.012011 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ООО "КрасКом", МП "ПДМО" и ООО "УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Можайского, 21, - ОАО "КрасТЭК" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 05.04.2013 между ОАО "Красноярская теплотранспортная компания", ОАО "КрасТЭК" и МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Воронова, дома, 10А, 10Б, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 08.06.2010 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ООО "КрасКом", КГБОУ НПО ПУ-20 и ТСЖ "Роща-10Б");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Вильского, 10, - ОАО "КрасТЭК" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 15.04.2013 между ОАО "Красноярская теплотранспортная компания", ОАО "КрасТЭК" и МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Парижской коммуны, 42А, - филиала "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", г. Красноярск, ул. Парижской коммуны, 40, ул. Марковского, дома 7, 9, - бесхозные (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 13.08.2009 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ООО "КрасКом", ООО УК "Центржилсервис");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, 42, - бесхозные, г. Красноярск, ул. Ломоносова, 46, - ООО "УК "Жилкомресурс" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 09.04.2013 между ОАО "Красноярская теплотранспортная компания", ОАО "КрасТЭК", Красноярской дирекцией по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиал ОАО "РЖД", НДОУ "Детский сад N 199" ОАО "РЖД", МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" и ООО "УК "Жилкомресурс");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, 68, - ОАО "КрасТЭК", ул. Ломоносова, 70, - ИП Ветров Е.И. (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 19.04.2013 между ОАО "Красноярская теплотранспортная компания", ОАО "КрасТЭК", Красноярской дирекцией по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиал ОАО "РЖД", ИП Ветров Е.И., МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" и ООО "Жилкомресурс").
03.10.2013 МП "Дирекция спецжилфонда" (письмо от 03.10.2013 N 1647/03) обратилось в департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска с просьбой о содействии в решении вопроса о предоставлении графиков установки приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения ресурсоснабжающими организациями в жилых домах МП "Дирекция спецжилфонда".
Письмом от 30.10.2013 за исх. 132/6-3-02/253 ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" ответило департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, направив копию ответа МП "Дирекция спецжилфонда", в котором указало, что с 01.01.2013 ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" в соответствии с адресной программой устанавливает общедомовые узлы учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, сети которых имеют непосредственное присоединение к сетям ОАО "Красноярская теплотранспортная компания". На 2014 год установка узлов учета за счет средств ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" не планируется.
19.03.2014 МП "Дирекция спецжилфонда" обратилось (письмо за исх. N 333/03 от 19.03.2013) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с просьбой оказать содействие в обеспечении соблюдения требований законодательства Российской Федерации (статья 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, отнесенной к компетенции антимонопольного органа.
19.06.2014 Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю письмом N 11000 от 19.06.2014 ответило МП "Дирекция спецжилфонда" на его обращение в отношении ООО "КрасКом", ОАО "Красноярская теплотранспортная компания", ООО "КрасТЭК" в связи с отказом заключить договор, регулирующий условия установки приборов учета, используемых энергетических ресурсов Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором указало, что в адрес указанных организаций направлены письма о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая, что ответчик незаконно отказался от установки общедомовых приборов учета тепловой энергии на объекты истца (многоквартирные жилые дома по адресам: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 19; ул. 26 Бакинских комиссаров, 25; ул. 26 Бакинских комиссаров, 27а; ул. Автомобилистов, 68; ул. Автомобилистов, 70а; ул. Мичурина, 5в; ул. Рейдовая, 46; ул. Рейдовая, 74; ул. Рейдовая, 74 корпус 1; ул. Рейдовая, 57а; пр. Красноярский рабочий, 62; ул. Энергетиков, 56; ул. Новая, 22; ул. Новая, 24; ул. Новая, 26; ул. Новая, 28; ул. Щорса, 66; ул. 60 лет Октября, 80; ул. 60 лет Октября, 145; ул. 60 лет Октября, 151; ул. Верхняя, 36; ул. А. Матросова, 30/3; пр. Металлургов, 28в; ул. Можайского, 21; ул. Воронова, 10а; ул. Вильского, 10; ул. Парижской коммуны, 42; ул. Ломоносова, 42; ул. Ломоносова, 68; ул. Ломоносова, 94а), несмотря на наличие у него, как у поставщика тепловой энергии, обязанности по осуществлению деятельности по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, истец обратился с иском в суд об обязании ответчика установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в указанных многоквартирных жилых домах. В качестве правового основания иска истец указывает статьи 12, 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для обязания ответчика установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Представленными в материалы дела протоколами общих собраний собственников подтверждается, что истец является управляющей организацией в отношении спорных домов.
ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию в упомянутые многоквартирные дома.
Истец полагает, что ответчик в силу закона обязан установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом.
При рассмотрении апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что данный довод истца противоречит нормам действующего законодательства.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования; под энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.
По пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из пункта 7 Правил N 491, в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома включены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Таким образом, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
С учетом изложенного требования истца обоснованно отклонены судом первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" сентября 2014 года по делу N А33-12837/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Л.Е.СПОТКАЙ
Судьи
А.Н.БАБЕНКО
О.В.ИШУТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2014 ПО ДЕЛУ N А33-12837/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N А33-12837/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "10" декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" декабря 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Бабенко А.Н., Ишутиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козловой Т.Е.,
при участии: от открытого акционерного общества "Красноярская теплотранспортная компания": Андреевой Л.В., представителя по доверенности от 15.11.2012 N 27,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия города Красноярска "Дирекция специализированного жилищного фонда" (ИНН 2462033332, ОГРН 1052462032655)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "22" сентября 2014 года по делу N А33-12837/2014, принятое судьей Медведевой О.И.,
установил:
муниципальное предприятие города Красноярска "Дирекция специализированного жилищного фонда" (ИНН 2462033332, ОГРН 1052462032655) (далее - МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "Красноярская теплотранспортная компания" (ИНН 2460237933, ОГРН 1122468025723) (далее - ОАО "Красноярская теплотранспортная компания") об обязании установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 19; ул. 26 Бакинских комиссаров, 25; ул. 26 Бакинских комиссаров, 27а; ул. Автомобилистов, 68; ул. Автомобилистов, 70а; ул. Мичурина, 5в; ул. Рейдовая, 46; ул. Рейдовая, 74; ул. Рейдовая, 74 корпус 1; ул. Рейдовая, 57а; пр. Красноярский рабочий, 62; ул. Энергетиков, 56; ул. Новая, 22; ул. Новая, 24; ул. Новая, 26; ул. Новая, 28; ул. Щорса, 66; ул. 60 лет Октября, 80; ул. 60 лет Октября, 145; ул. 60 лет Октября, 151; ул. Верхняя, 36; ул. А. Матросова, 30/3; пр. Металлургов, 28в; ул. Можайского, 21; ул. Воронова, 10 а; ул. Вильского, 10; ул. Парижской коммуны, 42; ул. Ломоносова, 42; ул. Ломоносова, 68; ул. Ломоносова, 94а.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22.09.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в упомянутых многоквартирных домах возложена законом на ответчика как ресурсоснабжающую организацию, в связи с чем, суд необоснованно отказал в удовлетворении иска.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой доводы апелляционной жалобы отклонены как необоснованные.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 10.12.2014.
В судебном заседании представитель ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
От ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложенными дополнительными документами, отсутствующими в материалах дела, а именно: копия постановления УФАС по Красноярскому краю от 01.09.2014.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приложенные к отзыву на апелляционную жалобу документы, приобщены к материалам дела, как представленные в обоснование возражений относительно апелляционной жалобы.
Копии определения о принятии апелляционной жалобы направлялись сторонам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена Третьим арбитражным апелляционным судом на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобы в отсутствие представителя истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Согласно Постановлению администрации города Красноярска N 643 от 20.11.2000 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Красноярск, ул. Воронова, 10а, принят в муниципальную собственность и передан в обслуживание МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" (ранее - МП г. Красноярска Управляющая компания "Дирекция муниципальных общежитий").
На основании Распоряжения администрации города Красноярска N 1178-р от 16.12.2005 многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 25; ул. Рейдовая, 57а; ул. Рейдовая, 74; ул. Рейдовая, 74 корпус 1 (до переадресации - ул. Рейдовая, 74); ул. Новая, 22; ул. Новая, 24; ул. Новая, 26; ул. Новая, 28; ул. Щорса, 66; ул. 60 лет Октября, 80; ул. 60 лет Октября, 145, переданы в обслуживание МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" (до переименования - МП г. Красноярска "Правобережная дирекция муниципальных общежитий").
В Распоряжении администрации города Красноярска N 2687-недв от 03.10.2007 указано, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Красноярск, ул. Энергетиков, 56, передан в обслуживание МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" (до переименования - МП г. Красноярска "Правобережная дирекция муниципальных общежитий").
11.03.2009 между ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" (энергоснабжающая организация), с 01.01.2013 - ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" (с учетом соглашения о замене стороны по договору от 29.12.2012) и МП "Правобережная ДМО" (абонент) заключен договор на теплоснабжение N 430/09 (с учетом протоколов разногласий, протокола согласования разногласий к протоколу разногласий, соглашений), предмет которого - подача энергоснабжающей организацией абоненту тепловой энергии и химически очищенной воды до границы раздела с энергоснабжающей организацией и оплата принятой абонентом тепловой энергии и химически очищенной воды, а также соблюдение предусмотренного договором режима потребления, обеспечение безопасности эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.
В Приложении N 3 к договору на теплоснабжение N 430/09 от 11.03.2009 стороны согласовали перечень объектов и расчет годового отпуска тепловой энергии.
На основании Распоряжения администрации города Красноярска N 385-ж от 23.04.2009 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Красноярск, ул. Верхняя, 3, передан в обслуживание МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" (до переименования - МП г. Красноярска "Правобережная дирекция муниципальных общежитий").
Согласно Приказу Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска N 359-гх от 31.08.2009 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Красноярск, ул. А. Матросова, 30/, передан в обслуживание МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" (до переименования - МП г. Красноярска "Правобережная дирекция муниципальных общежитий").
В Приказе Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска N 686-гх от 31.12.2010 указано, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу г. Красноярск, ул. Парижской коммуны, 42, передан в обслуживание МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" (ранее - МП г. Красноярска Управляющая компания "Дирекция муниципальных общежитий").
Согласно Постановлению администрации г. Красноярска N 362 от 07.09.2011 МП "Правобережная ДМО" реорганизовано в форме присоединения к нему МП г. Красноярска "УК "ДМО".
В Постановлении администрации г. Красноярска N 645 от 24.12.2012 указано, что МП г. Красноярска "ПДМО" переименовано в МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда".
На основании протоколов общих собраний собственников истец является управляющей организацией и обслуживает многоквартирные дома (общежития) по следующим адресам:
- - г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 19, на основании протокола общего собрания собственников от 16.04.2009 N 1;
- - г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 27а, - на основании протокола общего собрания собственников от 08.05.2009 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Автомобилистов, 68, - на основании протокола общего собрания собственников от 04.05.2009 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Автомобилистов, 70а, - на основании протокола общего собрания собственников от 28.04.2009 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Мичурина, 5в, на основании протокола общего собрания собственников от 30.04.2009 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Рейдовая, 46, - на основании протокола общего собрания собственников от 24.02.2009 N 1;
- - г. Красноярск, пр. Красноярский рабочий, 62, - на основании протокола общего собрания собственников от 20.04.2009 N 1;
- - г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 151, - на основании протокола общего собрания собственников от 15.06.2009 N 1;
- - г. Красноярск, пр. Металлургов, 28в, - на основании протокола общего собрания собственников от 13.11.2012 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Можайского, 21, на основании протокола общего собрания собственников от 18.12.2012 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Вильского, 10, - на основании протокола общего собрания собственников от 12.02.2013 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Ломоносова, 42, - на основании протокола общего собрания собственников от 05.03.2013 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Ломоносова, 68, - на основании протокола общего собрания собственников от 05.03.2013 N 1;
- - г. Красноярск, ул. Ломоносова, 94а, - на основании протокола общего собрания собственников от 26.02.2013 N 1.
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей объекты истца (общежития) подключены к тепловым сетям следующих юридических лиц:
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. 60 лет Октября, 80, - филиала ОАО "Красноярскэнерго" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 11.10.2002 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярскэнерго" и МУП ОАО "Красноярскэнерго");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Щорса, дома 60, 66, - филиала ОАО "Красноярскэнерго" (с 01.01.2013 ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" - в отношении общежития по адресу: ул. Щорса, 66) (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 28.03.2005 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярскэнерго" и ООО "УК "Жилбытсервис");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Автомобилистов, дома 68, 70А, - филиала "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" (с 01.01.2013 - ОАО "Красноярская теплотранспортная компания") (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 21.09.2010 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" и ООО МП г. Красноярска "ПДМО");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 19, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 31.01.2006 между ООО "КрасКом" и ООО МП "ДМО");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, дома 23, 25, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 17.08.2006 между ООО "КрасКом" и ОАО "Березка");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 27А, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 12.11.2013 между ОАО "Красноярская теплотранспортная компания", ООО "КрасКом", ИП Лежниным Р.В. и МП "Дирекция спецжилфонда");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Мичурина, 5В, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 18.05.2011 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ООО "КрасКом", филиалом N 4 МБУЗ ГДП N 4, МП "Правобережный ДМО" и ООО "УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Рейдовая, 46, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 31.01.2006 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярская генерация", ООО "КрасКом", МП "Правобережный ДМО" и ИП Кабалин);
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Рейдовая, дома 74Б, 76, 78, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 25.09.2006 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярская генерация", ООО "КрасКом" и МП "Правобережный ДМО");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Рейдовая, дома 57А, 57В, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 28.02.2006 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярская генерация", ООО "КрасКом", МП "Правобережный ДМО" и МП ПЖРЭТ-11);
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, пр. им. газ. Красноярский рабочий, 62, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 21.04.2011 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ООО "КрасКом", МП "ПДМО", ООО "УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС" и МУГМВСТЦ "Патриот");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Энергетиков, 56, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 30.09.2005 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярскэнерго", ООО "Нарва" и МУП "ПЭРЭТ-8");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Новая, дома 22, 24, 26, 28, - ООО "КрасКом", г. Красноярск, ул. Новая, дома 10, 12, 16, 18 (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 11.08.2006 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Красноярская генерация", ООО "КрасКом" и МП "Правобережный ДМО");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Верхняя, 3Б, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 11.012011 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ООО "КрасКом", МП "ПДМО" и ООО "УК-КОМФОРТБЫТСЕРВИС");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Можайского, 21, - ОАО "КрасТЭК" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 05.04.2013 между ОАО "Красноярская теплотранспортная компания", ОАО "КрасТЭК" и МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Воронова, дома, 10А, 10Б, - ООО "КрасКом" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 08.06.2010 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ООО "КрасКом", КГБОУ НПО ПУ-20 и ТСЖ "Роща-10Б");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Вильского, 10, - ОАО "КрасТЭК" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 15.04.2013 между ОАО "Красноярская теплотранспортная компания", ОАО "КрасТЭК" и МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Парижской коммуны, 42А, - филиала "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", г. Красноярск, ул. Парижской коммуны, 40, ул. Марковского, дома 7, 9, - бесхозные (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 13.08.2009 между филиалом "Красноярская Теплосеть" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ООО "КрасКом", ООО УК "Центржилсервис");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, 42, - бесхозные, г. Красноярск, ул. Ломоносова, 46, - ООО "УК "Жилкомресурс" (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 09.04.2013 между ОАО "Красноярская теплотранспортная компания", ОАО "КрасТЭК", Красноярской дирекцией по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиал ОАО "РЖД", НДОУ "Детский сад N 199" ОАО "РЖД", МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" и ООО "УК "Жилкомресурс");
- - общежитие по адресу: г. Красноярск, ул. Ломоносова, 68, - ОАО "КрасТЭК", ул. Ломоносова, 70, - ИП Ветров Е.И. (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 19.04.2013 между ОАО "Красноярская теплотранспортная компания", ОАО "КрасТЭК", Красноярской дирекцией по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиал ОАО "РЖД", ИП Ветров Е.И., МП г. Красноярска "Дирекция спецжилфонда" и ООО "Жилкомресурс").
03.10.2013 МП "Дирекция спецжилфонда" (письмо от 03.10.2013 N 1647/03) обратилось в департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска с просьбой о содействии в решении вопроса о предоставлении графиков установки приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения ресурсоснабжающими организациями в жилых домах МП "Дирекция спецжилфонда".
Письмом от 30.10.2013 за исх. 132/6-3-02/253 ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" ответило департаменту городского хозяйства администрации г. Красноярска, направив копию ответа МП "Дирекция спецжилфонда", в котором указало, что с 01.01.2013 ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" в соответствии с адресной программой устанавливает общедомовые узлы учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, сети которых имеют непосредственное присоединение к сетям ОАО "Красноярская теплотранспортная компания". На 2014 год установка узлов учета за счет средств ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" не планируется.
19.03.2014 МП "Дирекция спецжилфонда" обратилось (письмо за исх. N 333/03 от 19.03.2013) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю с просьбой оказать содействие в обеспечении соблюдения требований законодательства Российской Федерации (статья 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, отнесенной к компетенции антимонопольного органа.
19.06.2014 Управление Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю письмом N 11000 от 19.06.2014 ответило МП "Дирекция спецжилфонда" на его обращение в отношении ООО "КрасКом", ОАО "Красноярская теплотранспортная компания", ООО "КрасТЭК" в связи с отказом заключить договор, регулирующий условия установки приборов учета, используемых энергетических ресурсов Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором указало, что в адрес указанных организаций направлены письма о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая, что ответчик незаконно отказался от установки общедомовых приборов учета тепловой энергии на объекты истца (многоквартирные жилые дома по адресам: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 19; ул. 26 Бакинских комиссаров, 25; ул. 26 Бакинских комиссаров, 27а; ул. Автомобилистов, 68; ул. Автомобилистов, 70а; ул. Мичурина, 5в; ул. Рейдовая, 46; ул. Рейдовая, 74; ул. Рейдовая, 74 корпус 1; ул. Рейдовая, 57а; пр. Красноярский рабочий, 62; ул. Энергетиков, 56; ул. Новая, 22; ул. Новая, 24; ул. Новая, 26; ул. Новая, 28; ул. Щорса, 66; ул. 60 лет Октября, 80; ул. 60 лет Октября, 145; ул. 60 лет Октября, 151; ул. Верхняя, 36; ул. А. Матросова, 30/3; пр. Металлургов, 28в; ул. Можайского, 21; ул. Воронова, 10а; ул. Вильского, 10; ул. Парижской коммуны, 42; ул. Ломоносова, 42; ул. Ломоносова, 68; ул. Ломоносова, 94а), несмотря на наличие у него, как у поставщика тепловой энергии, обязанности по осуществлению деятельности по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, истец обратился с иском в суд об обязании ответчика установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в указанных многоквартирных жилых домах. В качестве правового основания иска истец указывает статьи 12, 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для обязания ответчика установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Представленными в материалы дела протоколами общих собраний собственников подтверждается, что истец является управляющей организацией в отношении спорных домов.
ОАО "Красноярская теплотранспортная компания" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей тепловую энергию в упомянутые многоквартирные дома.
Истец полагает, что ответчик в силу закона обязан установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах, обслуживаемых истцом.
При рассмотрении апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что данный довод истца противоречит нормам действующего законодательства.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования; под энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.
По пункту 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из пункта 7 Правил N 491, в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил от 13.08.2006 N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома включены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Таким образом, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
С учетом изложенного требования истца обоснованно отклонены судом первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "22" сентября 2014 года по делу N А33-12837/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Л.Е.СПОТКАЙ
Судьи
А.Н.БАБЕНКО
О.В.ИШУТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)