Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2014 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Мотошин А.А. по доверенности от 15.05.2014
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17968/2014) Административной комиссии муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2014 по делу N А56-21964/2014 (судья Александрова Е.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Сосновоборское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального обслуживания "Комфорт" (ОГРН 1064714000053, адрес: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, пр. Героев, д. 18 а; далее - СМУП ЖКО "Комфорт", предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (адрес: 188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, 46; далее - Комиссия, административный орган) от 24.03.2014 N 27 о привлечении предприятия к административной ответственности на основании статьи 4.1 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 47-оз).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 14.07.2014 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, признал незаконным и отменил постановление Комиссии от 24.03.2014 N 27.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Комиссия указывает на неподведомственность данного спора арбитражному суду. Кроме того, административный орган не согласен с выводами суда первой инстанции о ненадлежащей фиксации события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении предприятия к административной ответственности. Также, податель жалобы ссылается на неправомерность выводов суда о том, что материалами дела не установлено, на каком основании проверяемый административным органом земельный участок отнесен к ведению предприятия.
В судебном заседании представитель СМУП ЖКО "Комфорт" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Административный орган, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие Комиссии в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в ходе проведенной Администрацией муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области 11.03.2014 проверки установлено, что на придомовой территории многоквартирного дома 7 по ул. Красных Фортов в г. Сосновый Бор Ленинградской области управляющая организация СМУП ЖКО "Комфорт" допустила нарушение пункта 4.6 раздела 4 "Озеленение и уборка территорий" Правил благоустройства города Сосновый Бор Ленинградской области, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ от 21.04.2010 N 47 (далее - Правила N 47), и пункта 5.2 раздела 5 "Требования к проведению зимней уборки" Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 22.12.2010 N 151 (далее - Правила N 151). Выявленные нарушения зафиксированы актом обнаружения административного правонарушения от 11.03.2014 N 4, в котором указано, что нарушение выразилось в непроведении регулярной уборки придомовой территории от мусора и иных загрязнений.
12.03.2014 должностным лицом Администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области в отношении предприятия составлен протокол N 5 об административном правонарушении по статье 4.1 Закона N 47-оз.
Постановлением Комиссии от 24.03.2014 N 27 СМУП ЖКО "Комфорт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.1 Закона N 47-оз с назначением административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Постановлением Комиссии от 24.03.2014 N 27 обжаловано СМУП ЖКО "Комфорт" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предприятия, пришел к выводу о том, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не содержится конкретное описание события административного правонарушения, а также ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не указано, на основании каких данных проверяемый земельный участок отнесен к ведению предприятия. На основании изложенного, суд пришел к выводу о недоказанности состава и события вменяемого предприятию административного правонарушения и отменил оспариваемое постановление Комиссии.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предприятия, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии со статьей 4.1 Закона N 47-оз нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий городских или сельских поселений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами правонарушения являются лица, ответственные за содержание дворовых и внутриквартальных территорий (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
Как следует из оспариваемого постановления, предприятие привлечено к административной ответственности за нарушение благоустройства, содержания и обеспечения санитарного состояния на придомовой территории многоквартирного дома 7 по ул. Красных Фортов в г. Сосновый Бор Ленинградской области, а именно, не проведение регулярной уборки придомовой территории от мусора и иных загрязнений.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, среди которых предусмотрено управление управляющей организацией (пункт 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, состав общего имущества в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, а также придомовых территорий, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для управляющих организаций.
Согласно подпункту 3.6.1 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом N 157 от 01.04.2009 собственники многоквартирного дома по адресу г. Сосновый Бор, ул. Красных Фортов, д. 7 и СМУП ЖКО "Комфорт" заключили настоящий договор об организации содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома. Срок действия договора в соответствии с пунктом 8.1 договора - 5 лет с последующей пролонгацией на аналогичный период, если ни одна из сторон не потребовала расторжения договора за один месяц до окончания его действия. Таким образом, управление многоквартирным домом по адресу ул. Красных Фортов, д. 7 на момент проведения проверки осуществляло СМУП ЖКО "Комфорт". В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Соответствующие правила на территории Сосновоборского городского округа утверждены решениями совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области. Так, решением совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 22.12.2010 N 151 утверждены Правила N 151. Решением совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 21.04.2010 N 47 утверждены Правила N 47. Названные Правила содержат требования, определяющие порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства в муниципальном образовании Сосновоборский городской округ Ленинградской области.
Согласно пункту 1.2.1 Правил N 151 к объектам благоустройства относятся: искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том числе площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, внутридворовые пространства, сады, парки, городские леса, лесопарки, пляжи, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки, хозяйственные площадки и площадки для выгула домашних животных и иные объекты, в отношении которых действия субъектов права регулируются установленными законодательством правилами и нормами благоустройства.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Правил N 151 дворовые, внутриквартальные территории должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем беспрепятственное движение пешеходов и подъезд транспорта. Дворовые, внутриквартальные территории, на которых расположены жилые и многоквартирные дома, должны содержаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (в части, касающейся требований по содержанию придомовой территории).
В силу пункта 5.2 Правил N 151 зимняя уборка дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований. Зимняя уборка предусматривает дополнительные требования по уборке в установленный период времени и не снимает с хозяйствующих субъектов обязанности производить уборку территорий объектов от мусора, иных загрязнений.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил N 47, на физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм возложена обязанность производить уборку территорий Сосновоборского городского округа в соответствии с Правилами содержания и обеспечения санитарного состояния территории Сосновоборского городского округа.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют и суду не представлены сведения о границах земельного участка, переданного в управление предприятию, а также данные государственного кадастрового учета в отношении проверенного земельного участка.
Вместе с тем, в силу статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. В отсутствие в договоре с собственником особых указаний в отношении обязанностей предприятия в отношении названного земельного участка, обязанности, предусмотренные Правилами N 151, считаются возложенными на предприятие.
Из приведенных норм следует, что организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, должны производить уборку прилегающих к домам территорий.
В разделе 1 договора управления N 157 от 01.04.2009 сторонами определено понятие "содержание общего имущества дома", которое представляет собой комплекс работ и услуг по контролю за его состоянием, поддержанию в исправном состоянии, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. включает: содержание и обслуживание придомовых территорий, лестничных клеток, мусорокамер; вывоз и утилизация ТБО на городской свалке (кроме крупногабаритного и строительного мусора; управление содержанием и обслуживанием жилищного фонда). Согласно тому же разделу договора в общее имущества дома входит, в том числе земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В силу Правил N 151 содержание придомовых территорий управляющими компаниями не ставится в зависимость от формирования земельного участка, подлежащего передаче в общую долевую собственность собственниками помещений в многоквартирных домах. При таких обстоятельствах, выводы арбитражного суда первой инстанции о невозможности установить, на каком основании административным органом отнесен спорный земельный участок к ведению предприятия в связи с отсутствием в материалах дела сведений о границах земельного участка, переданного в управление предприятию, а также данные государственного кадастрового учета в отношении проверенного земельного участка, признаются апелляционным судом ошибочными.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности материалами дела события вменяемого предприятию административного правонарушения, а именно, актом обнаружения административного правонарушения N 4 от 11.03.2014 с фотоматериалами, а также протоколом об административном правонарушении от 12.03.2014 N 5. Выводы суда первой инстанции о том, что указанные акты административного органа, а также постановление об административном правонарушении не содержат сведений о том, в чем именно выразилось правонарушение предприятием, признаются апелляционным судом необоснованными. Из акта проверки от 11.03.2014, протокола об административном правонарушении от 12.03.2014 и постановления о привлечении предприятия к административной ответственности от 24.03.2014 усматривается, что Комиссией в действиях предприятия установлены нарушения, выразившиеся в не исполнении обязанности по уборке придомовой территории дома, находящегося в управлении СМУП ЖКО "Комфорт", а именно, пункта 4.6 раздела 4 "Озеленение и уборка территорий Правил N 47 и пункта 5.2 раздела 5 "Требования к проведению зимней уборки" Правил N 151. Таким образом, событие административного правонарушения, выразившееся в невыполнении предприятием Правил N 151, 47, квалифицированного по статье 4.1 Закона N 47-03, правомерно установлено административным органом и подтверждается материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, предприятием в материалы дела не представлено. СМУП ЖКО "Комфорт" имело реальную и объективную возможность для соблюдения законодательства в сфере благоустройства при управлении многоквартирным домом.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения предприятия к административной ответственности арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в пределах санкции инкриминируемой статьи. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное предприятию наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признает постановление Комиссии от 24.03.2014 N 27 о привлечении предприятия к административной ответственности на основании статьи 4.1 Закона N 47-оз законным и обоснованным. При таких обстоятельствах, заявление предприятия об оспаривании постановления от 24.03.2014 удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы о неподведомственности данного спора арбитражному суду отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В рассматриваемом случае, привлечение предприятия к административной ответственности за ненадлежащее исполнение требований законодательства в области благоустройства осуществлено административным органом в рамках осуществления предприятием экономической деятельности по управлению многоквартирным домом. Таким образом, оспариваемое постановление затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, рассмотрение данного спора арбитражным судом правомерно.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 июля 2014 года по делу N А56-21964/2014 отменить.
В удовлетворении заявления Сосновоборского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального обслуживания "Комфорт" об оспаривании постановления Административной комиссии муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 24 марта 2014 года N 27 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-21964/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2014 г. по делу N А56-21964/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2014 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Мотошин А.А. по доверенности от 15.05.2014
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17968/2014) Административной комиссии муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2014 по делу N А56-21964/2014 (судья Александрова Е.Н.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Сосновоборское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального обслуживания "Комфорт" (ОГРН 1064714000053, адрес: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, пр. Героев, д. 18 а; далее - СМУП ЖКО "Комфорт", предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Административной комиссии муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (адрес: 188540, Ленинградская обл., г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, 46; далее - Комиссия, административный орган) от 24.03.2014 N 27 о привлечении предприятия к административной ответственности на основании статьи 4.1 Закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 47-оз).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 14.07.2014 арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, признал незаконным и отменил постановление Комиссии от 24.03.2014 N 27.
Не согласившись с решением суда, административный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Комиссия указывает на неподведомственность данного спора арбитражному суду. Кроме того, административный орган не согласен с выводами суда первой инстанции о ненадлежащей фиксации события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении и постановлении о привлечении предприятия к административной ответственности. Также, податель жалобы ссылается на неправомерность выводов суда о том, что материалами дела не установлено, на каком основании проверяемый административным органом земельный участок отнесен к ведению предприятия.
В судебном заседании представитель СМУП ЖКО "Комфорт" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Административный орган, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие Комиссии в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в ходе проведенной Администрацией муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области 11.03.2014 проверки установлено, что на придомовой территории многоквартирного дома 7 по ул. Красных Фортов в г. Сосновый Бор Ленинградской области управляющая организация СМУП ЖКО "Комфорт" допустила нарушение пункта 4.6 раздела 4 "Озеленение и уборка территорий" Правил благоустройства города Сосновый Бор Ленинградской области, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ от 21.04.2010 N 47 (далее - Правила N 47), и пункта 5.2 раздела 5 "Требования к проведению зимней уборки" Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, утвержденных решением совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 22.12.2010 N 151 (далее - Правила N 151). Выявленные нарушения зафиксированы актом обнаружения административного правонарушения от 11.03.2014 N 4, в котором указано, что нарушение выразилось в непроведении регулярной уборки придомовой территории от мусора и иных загрязнений.
12.03.2014 должностным лицом Администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области в отношении предприятия составлен протокол N 5 об административном правонарушении по статье 4.1 Закона N 47-оз.
Постановлением Комиссии от 24.03.2014 N 27 СМУП ЖКО "Комфорт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.1 Закона N 47-оз с назначением административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Постановлением Комиссии от 24.03.2014 N 27 обжаловано СМУП ЖКО "Комфорт" в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования предприятия, пришел к выводу о том, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не содержится конкретное описание события административного правонарушения, а также ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении не указано, на основании каких данных проверяемый земельный участок отнесен к ведению предприятия. На основании изложенного, суд пришел к выводу о недоказанности состава и события вменяемого предприятию административного правонарушения и отменил оспариваемое постановление Комиссии.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предприятия, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии со статьей 4.1 Закона N 47-оз нарушение утвержденных органами местного самоуправления правил благоустройства территорий городских или сельских поселений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами правонарушения являются лица, ответственные за содержание дворовых и внутриквартальных территорий (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
Как следует из оспариваемого постановления, предприятие привлечено к административной ответственности за нарушение благоустройства, содержания и обеспечения санитарного состояния на придомовой территории многоквартирного дома 7 по ул. Красных Фортов в г. Сосновый Бор Ленинградской области, а именно, не проведение регулярной уборки придомовой территории от мусора и иных загрязнений.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, среди которых предусмотрено управление управляющей организацией (пункт 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, состав общего имущества в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, а также придомовых территорий, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые являются обязательными для управляющих организаций.
Согласно подпункту 3.6.1 Правил N 170 уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом N 157 от 01.04.2009 собственники многоквартирного дома по адресу г. Сосновый Бор, ул. Красных Фортов, д. 7 и СМУП ЖКО "Комфорт" заключили настоящий договор об организации содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома. Срок действия договора в соответствии с пунктом 8.1 договора - 5 лет с последующей пролонгацией на аналогичный период, если ни одна из сторон не потребовала расторжения договора за один месяц до окончания его действия. Таким образом, управление многоквартирным домом по адресу ул. Красных Фортов, д. 7 на момент проведения проверки осуществляло СМУП ЖКО "Комфорт". В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Соответствующие правила на территории Сосновоборского городского округа утверждены решениями совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области. Так, решением совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 22.12.2010 N 151 утверждены Правила N 151. Решением совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 21.04.2010 N 47 утверждены Правила N 47. Названные Правила содержат требования, определяющие порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства в муниципальном образовании Сосновоборский городской округ Ленинградской области.
Согласно пункту 1.2.1 Правил N 151 к объектам благоустройства относятся: искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями, в том числе площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары, внутридворовые пространства, сады, парки, городские леса, лесопарки, пляжи, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки, хозяйственные площадки и площадки для выгула домашних животных и иные объекты, в отношении которых действия субъектов права регулируются установленными законодательством правилами и нормами благоустройства.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Правил N 151 дворовые, внутриквартальные территории должны содержаться в чистоте и порядке, обеспечивающем беспрепятственное движение пешеходов и подъезд транспорта. Дворовые, внутриквартальные территории, на которых расположены жилые и многоквартирные дома, должны содержаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (в части, касающейся требований по содержанию придомовой территории).
В силу пункта 5.2 Правил N 151 зимняя уборка дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований. Зимняя уборка предусматривает дополнительные требования по уборке в установленный период времени и не снимает с хозяйствующих субъектов обязанности производить уборку территорий объектов от мусора, иных загрязнений.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил N 47, на физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм возложена обязанность производить уборку территорий Сосновоборского городского округа в соответствии с Правилами содержания и обеспечения санитарного состояния территории Сосновоборского городского округа.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют и суду не представлены сведения о границах земельного участка, переданного в управление предприятию, а также данные государственного кадастрового учета в отношении проверенного земельного участка.
Вместе с тем, в силу статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. В отсутствие в договоре с собственником особых указаний в отношении обязанностей предприятия в отношении названного земельного участка, обязанности, предусмотренные Правилами N 151, считаются возложенными на предприятие.
Из приведенных норм следует, что организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, должны производить уборку прилегающих к домам территорий.
В разделе 1 договора управления N 157 от 01.04.2009 сторонами определено понятие "содержание общего имущества дома", которое представляет собой комплекс работ и услуг по контролю за его состоянием, поддержанию в исправном состоянии, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. включает: содержание и обслуживание придомовых территорий, лестничных клеток, мусорокамер; вывоз и утилизация ТБО на городской свалке (кроме крупногабаритного и строительного мусора; управление содержанием и обслуживанием жилищного фонда). Согласно тому же разделу договора в общее имущества дома входит, в том числе земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В силу Правил N 151 содержание придомовых территорий управляющими компаниями не ставится в зависимость от формирования земельного участка, подлежащего передаче в общую долевую собственность собственниками помещений в многоквартирных домах. При таких обстоятельствах, выводы арбитражного суда первой инстанции о невозможности установить, на каком основании административным органом отнесен спорный земельный участок к ведению предприятия в связи с отсутствием в материалах дела сведений о границах земельного участка, переданного в управление предприятию, а также данные государственного кадастрового учета в отношении проверенного земельного участка, признаются апелляционным судом ошибочными.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности материалами дела события вменяемого предприятию административного правонарушения, а именно, актом обнаружения административного правонарушения N 4 от 11.03.2014 с фотоматериалами, а также протоколом об административном правонарушении от 12.03.2014 N 5. Выводы суда первой инстанции о том, что указанные акты административного органа, а также постановление об административном правонарушении не содержат сведений о том, в чем именно выразилось правонарушение предприятием, признаются апелляционным судом необоснованными. Из акта проверки от 11.03.2014, протокола об административном правонарушении от 12.03.2014 и постановления о привлечении предприятия к административной ответственности от 24.03.2014 усматривается, что Комиссией в действиях предприятия установлены нарушения, выразившиеся в не исполнении обязанности по уборке придомовой территории дома, находящегося в управлении СМУП ЖКО "Комфорт", а именно, пункта 4.6 раздела 4 "Озеленение и уборка территорий Правил N 47 и пункта 5.2 раздела 5 "Требования к проведению зимней уборки" Правил N 151. Таким образом, событие административного правонарушения, выразившееся в невыполнении предприятием Правил N 151, 47, квалифицированного по статье 4.1 Закона N 47-03, правомерно установлено административным органом и подтверждается материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, предприятием в материалы дела не представлено. СМУП ЖКО "Комфорт" имело реальную и объективную возможность для соблюдения законодательства в сфере благоустройства при управлении многоквартирным домом.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения предприятия к административной ответственности арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в пределах санкции инкриминируемой статьи. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное предприятию наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции признает постановление Комиссии от 24.03.2014 N 27 о привлечении предприятия к административной ответственности на основании статьи 4.1 Закона N 47-оз законным и обоснованным. При таких обстоятельствах, заявление предприятия об оспаривании постановления от 24.03.2014 удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы о неподведомственности данного спора арбитражному суду отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В рассматриваемом случае, привлечение предприятия к административной ответственности за ненадлежащее исполнение требований законодательства в области благоустройства осуществлено административным органом в рамках осуществления предприятием экономической деятельности по управлению многоквартирным домом. Таким образом, оспариваемое постановление затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, рассмотрение данного спора арбитражным судом правомерно.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 июля 2014 года по делу N А56-21964/2014 отменить.
В удовлетворении заявления Сосновоборского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального обслуживания "Комфорт" об оспаривании постановления Административной комиссии муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 24 марта 2014 года N 27 отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)