Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1949/2014

Требование: О возложении обязанности осуществлять содержание многоквартирного дома.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что внутренние системы центрального отопления, холодного водоснабжения, канализации, а также фундамент и стены многоквартирного дома нуждаются в капитальном ремонте.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2014 г. по делу N 33-1949/2014


Судья: Токунов Д.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б.,
судей Гурьяновой О.В. и Костенко А.П.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Инзенский район" на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 03 апреля 2014 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора Инзенского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Инзенский район" произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, а именно:
- -произвести работы по ремонту кровли жилого дома, сменить мауэрлат, часть стропильных ног, часть рядовой обрешетки, полностью заменить рядовое покрытие кровли;
- -произвести работы по полной замене центральной системы отопления;
- -произвести работы по полной замене системы холодного водоснабжения;
- -произвести работы по полной замене системы канализации.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление" произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, а именно:
- -произвести работы по полной перекраске фасада жилого дома с подготовкой поверхности, заделка трещин;
- -произвести работы по заделке разрушенной кладки в стенах подвала, восстановить отмостку;
- -провести работы по замене отдельных участков сетей, приборов, заменить открытую проводку, крепление проводов;
- -произвести работы по восстановлению входных дверей в подъезды, отремонтировать дверные коробки и полотна, заменить разрушенные;
- -произвести ремонт стен, окон и полов в подъездах жилого дома, полностью перекрасить с подготовкой поверхностей стены в подъездах, заменить отдельные доски пола до 5%, окрасить, частично заменить покрытие пола из керамических плиток с добавлением плиток, отремонтировать переплеты, укрепить соединения накладками, восстановить остекление с добавлением нового материала до 30% окон в подъездах;
- -произвести работы по ремонту козырьков над входами в подъезды, заменить деревянные и металлические каркасные козырьки и заменить гидроизоляцию бетонного козырька.
Взыскать с администрации муниципального образования "Инзенский район" в пользу закрытого акционерного общества "Многопрофильный деловой центр" издержки по проведению по делу судебной строительно-технической экспертизы в размере *** (***) руб. 00 коп.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление" в пользу закрытого акционерного общества "Многопрофильный деловой центр" издержки по проведению по делу судебной строительно-технической экспертизы в размере *** (***) руб. 00 коп.
Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., пояснения прокурора Фомичева Д.Е., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации МО "Инзенский район" о возложении обязанности произвести капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: г. Инза, ул. ***, к ООО "ЖЭУ" о возложении обязанности осуществлять содержание многоквартирного дома в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения жилищных прав граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Инза, ул. ***. Указанный жилой дом находится в муниципальной собственности МО "Инзенский район". Обслуживание жилого дома осуществляется ООО "ЖЭУ". В ходе прокурорской проверки установлено, что внутренние системы центрального отопления, холодного водоснабжения, канализации, а также фундамент и стены вышеуказанного многоквартирного дома нуждаются в капитальном ремонте. 30.12.2013 в прокуратуру района поступило обращение А*** С.А. и других граждан, проживающих в данном доме, в котором указано, что дом не пригоден для жилья. В помещениях грибок, сырость, плесень, полы прогнившие. Стены рушатся, деревянные перекрытия прогнившие. Крыша во многих местах протекает, шифер падает, на крыше растут деревья. В дождливую погоду и в период таяния снега вода течет по стенам на электропроводку, которая находится в аварийном состоянии. Входные двери все разбитые. Коридоры рушатся, куски штукатурки падают на людей, в том числе детей. Фундамент проваливается в нескольких местах. В дождливую погоду в подвалы дома заливается вода, трубы водопровода и канализации прогнили и протекают. Лампочки освещения перегорели.
Указанные обстоятельства неизбежно могут привести к обрушению жилого дома и, как следствие этому, причинению вреда здоровью и имуществу граждан.
Однако администрацией муниципального образования "Инзенский район" мер, направленных на проведение капитального ремонта многоквартирного дома N *** по ул. *** в г. Инза, до настоящего времени не принято. Обслуживание и содержание данного дома ООО "ЖЭУ", в нарушение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, осуществляется неудовлетворительно.
Ссылаясь на ст. ст. 1, 2, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 50, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, прокурор просил суд обязать администрацию МО "Инзенский район" произвести капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: г. Инза, ул. ***, ООО "ЖЭУ" обязать осуществлять содержание многоквартирного дома в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Рассмотрев спор по существу, суд постановил решение, приведенное выше.
В апелляционной жалобе администрация МО "Инзенский район" просит решение суда в части возложения на администрацию обязанности произвести капитальный ремонт указанного многоквартирного дома и в части взыскания с администрации расходов по проведению судебной строительно-технической экспертизы отменить, освободить администрацию МО "Инзенский район" от гражданско-правовой ответственности.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что многоквартирные дома, в том числе и указанный жилой дом, в собственности МО "Инзенский район" не находятся, поскольку МО "Инзенское городское поселение" данное муниципальное имущество в собственность МО "Инзенский район" не передало. В настоящее время муниципальное учреждение администрация МО "Инзенское городское поселение" из государственного реестра юридических лиц не исключено, процедура ликвидации не завершена, правопреемник не определен.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы (представления).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно инвентарному делу, жилой дом с пристроями (лит. А, А1, А2) по адресу: г. Инза, ул. *** возведен в 1937 году. В жилом доме с пристроем (лит. А, А2) оборудованы 19 квартир (На 1 этаже- 9, 7, 1, 8, 35, 3, 5, 14, 13, 36, 16, на 2 этаже - 33, 25, 21, 20, 34, 19, 27, 22). В пристрое (лит. А1) жилые помещения отсутствуют. Стены дома - кирпичные. Перекрытия в жилом доме (лит. А) деревянные, оштукатуренные по дранке, в пристрое (лит. А2) - железобетонные монолитные. Кровля - чердачная, вальмовая. Имеется подвал. Дом находится в эксплуатации, оборудован системами центрального отопления, холодного водоснабжения, канализации, электроснабжения. Часть квартир оборудована индивидуальными, газобаллонными установками. В подвале проходят инженерные коммуникации: трубопроводы системы водоснабжения (ХВС), канализации.
До 1995 года в указанном здании располагался терапевтический корпус Инзенской центральной районной больницы, который был реконструирован сначала под общежитие, а с 2001 года в указанном здании располагаются квартиры, что подтверждается Постановлением главы администрации города Инза N 665 от 06.12.2001 "Об утверждении акта приемки в эксплуатацию квартир в здании N *** по ул. *** в г. Инза".
С 01.08.2009 указанный жилой дом находится в управлении МУП "Жилищно-эксплуатационное управление".
По данным БТИ, содержащимся в технической документации на жилой дом, квартиры N N *** приватизированы в 2002 году, квартиры N N *** - в 2003 году, квартира N *** - в 2004 году, квартиры N N *** - в 2006 году.
В ходе судебного разбирательства судом было достоверно установлено, что капитальный ремонт дома после его ввода в эксплуатацию не проводился. Дом находится в ненадлежащем состоянии, системы центрального отопления, холодного водоснабжения и водоотведения (канализации), а также кровля жилого дома нуждается в капитальном ремонте.
Согласно ст. 16 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
По смыслу приведенных положений закона граждане вправе требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации ими жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта.
Статьей 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Однако, указанная обязанность, как правильно отметил суд первой инстанции, возникает у собственников приватизированных жилых помещений только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно заключению проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы требуется полная замена системы отопления, холодного водоснабжения, канализационной системы - данные виды работ относятся к капитальному ремонту. Кровля жилого дома нуждается в проведении ремонта - требуется смена мауэрлата, части стропильных ног, частичная смена рядовой обрешетки, полная замена рядового покрытия кровли. В соответствии п. 3.6.9.МДК 2-04.2004 указанные работы относятся к капитальному ремонту.
Кроме того экспертом указано, что в проведении ремонта нуждаются:
- - фасад жилого дома - требуется полная перекраска с подготовкой поверхности, заделка трещин;
- - фундамент - требуется заделка разрушений кладки в стенах подвала, восстановление отмостки;
- - электропроводка - требуется замена отдельных участков сетей, приборов, замена открытой проводки, крепление проводов;
- - входные двери в подъезды - ремонт дверных коробок и полотен, замена разрушенных;
- - стены, окна и полы в подъездах - необходима полная перекраска с подготовкой поверхностей стен в подъездах, замена отдельных досок пола до 5%, окраска, частичная замена покрытия пола из керамических плиток с добавлением плиток, ремонт переплетов, укрепление соединений накладками, восстановление остекления с добавлением нового материала до 30% окон в подъездах. Данные виды работ относятся к текущему ремонту;
- -козырьки над входами в подъезды - требуется произвести замену деревянного и металлического, каркасного козырьков и замена гидроизоляции бетонного козырька. Данные виды работ относятся к текущему ремонту.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений.
Поскольку ответчиками доказательств надлежащего исполнения обязанности по капитальному и текущему ремонту жилого дома N *** по ул. *** в г. Инза не представлено, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию МО "Инзенский район" обязанность произвести капитальный ремонт системы центрального отопления, холодного водоснабжения, канализации и кровли, а на ООО "Жилищно-эксплуатационное управление" - выполнить работы по текущему ремонту жилого дома.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация МО "Инзенский район" является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку спорный жилой дом не передан в муниципальную собственность МО "Инзенский район", были предметом судебного разбирательства, данным доводам в решении дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ на органы местного самоуправления возложено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статьей 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым, в том числе, относятся владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципального жилищного фонда.
Муниципальной собственностью, в соответствии со ст. 215 ч. 1 ГК РФ, является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
В соответствии с приложением 25 Закона Ульяновской области от 06.12.2006 N 185-ЗО (ред. от 28.02.2012) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями Ульяновской области" жилой дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Инза, ул. ***, 1963 года ввода в эксплуатацию, включен в перечень имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию "Инзенское городское поселение".
01.04.2013 решением Совета депутатов МО "Инзенское городское поселение" внесены изменения в Устав МО "Инзенское городское поселение", согласно которым статья 34 Устава изложена в следующей редакции: "Администрация поселения не образуется. Полномочия Администрации поселения в полном объеме исполняет Администрация муниципального образования "Инзенский район".
19.09.2013 Советом депутатов МО "Инзенское городское поселение" принято решение N 4 о ликвидации МУ администрация МО "Инзенское городское поселение".
Постановлением администрации МО "Инзенское городское поселение" от 19.09.2013 принято решение о приеме - передаче реестра муниципального имущества из оперативного управления администрации МО "Инзенское городское поселение" в муниципальную собственность МО "Инзенский район".
Согласно акту приема-передачи от 01.10.2013 МО "Инзенское городское поселение" передало имущество согласно реестру, а Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями МО "Инзенский район" принял указанное имущество.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по проведению капитального ремонта спорного жилого дома на администрацию МО "Инзенский район".
Расходы по проведению экспертизы суд правомерно возложил на обоих ответчиков в равных долях.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы суда по делу законными и обоснованными, они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Нормы материального и процессуального права судом не нарушены. Решение по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 03 апреля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Инзенский район" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)