Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 09.09.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Егоровой С.Г., Козелкина И.И.
при участии в заседании:
- от истца Кокина К.А. (дов. N 102 от 07.07.2014);
- от ответчика Титовой А.Ю. (дов. N 1 от 09.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Управляющая компания РЭК N 12", г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2014 по делу N А14-14746/2013,
установил:
Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее - МКП "Воронежтеплосеть"), ОГРН 1023602243037, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭК N 12" (далее - ООО "УК РЭК N 12"), г. Воронеж, ОГРН 1113668054598, о взыскании с ответчика расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в сумме 437 877 руб. 12 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2014 (судья Шулепова Л.В.) исковые требования удовлетворены.
ООО "УК РЭК N 12" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на указанное решение.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 апелляционная жалоба была возвращена заявителю в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока ее подачи.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2014, ООО "УК РЭК N 12" подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований МКП "Воронежтеплосеть", ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебном акте, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, ООО "УК РЭК N 12" является управляющей компанией многоквартирных домов NN 68,70 по ул. Кривошеина в г. Воронеже.
МКП "Воронежтеплосеть" поставляет тепловую энергию в указанные многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УК РЭК N 12".
28.11.2012 между МКП "Воронежтеплосеть" (энергоснабжающая организация, ЭСО) и ООО "УК РЭК N 12" (абонент) был заключен договор N 2057 на отпуск тепловой энергии и горячей воды, по условиям которого ЭСО обеспечивает подачу тепловой энергии и горячей воды абоненту через присоединенную сеть до точки поставки, которая располагается на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам, а абонент обязался своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования.
Границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) сторон устанавливаются в соответствии с приложением N 2 (пункт 1.2 договора).
Данный договор действует с 01.11.2012 по 31.12.2012 и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявление от одной из сторон об отказе от настоящего договора (п. 8.1 договора).
В обоснование исковых требований о взыскании стоимости установки общедомовых приборов учета, МКП "Воронежтеплосеть" ссылалось на то, что в адрес ООО "БЕГОВАЯ", осуществляющего функции управляющей компании в отношении спорных домов до избрания в качестве управляющей организации ООО "УК РЭК N 12", направлялись письма о том, что во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" управляющей компании необходимо провести собрания собственников помещений и принять решения об оснащении многоквартирных жилых домов приборами учета. Предприятие предупреждало, что в случае непринятия собственниками таких решений, МКП "Воронежтеплосеть" будет вынуждено оснастить дома приборами учета, в связи с чем необходимо обеспечить допуск представителей предприятия к местам установки приборов учета и оплатить расходы последнему.
Поскольку собственниками помещений указанных многоквартирных домов не были приняты решения об установке общедомовых узлов учета тепловой энергии, с целью проектирования и установки приборов учета тепловой энергии между МКП "Воронежтеплосеть" (заказчик) и ООО "АСТУР" (подрядчик) 25.07.2011 был заключен договор подряда N 158/13-11.
Приборы учета были установлены, составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя.
Ссылаясь на то, что общая стоимость работ по устройству узлов учета тепловой энергии с выводом данных на единый диспетчерский пункт в жилых домах NN 68, 70 по ул. Кривошеина г. Воронежа составила 437 877 руб. 12 коп., однако ответчиком оплата указанных работ не произведена, МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Судом первой инстанции установлено, что МКП "Воронежтеплосеть" направило в адрес ООО "УК РЭК N 12" два экземпляра договора N 2057/ОДПУ от 24.06.2013 купли-продажи общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды (ОДПУ), для подписания уполномоченным лицом, неоднократно направляло ООО "УК РЭК N 12" акты о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) к договору N 2057/ОДПУ от 24.06.2013, проектную и паспортную документацию на общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячей воды, установленные по адресам: г. Воронеж, ул. Кривошеина дома NN 68, 70.
Вышеуказанные документы, направленные истцом, ответчиком получены.
От ООО "УК РЭК N 12" ответа не последовало, приемка работ по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды от 24.06.2013 и оплата работ не произведены.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с управляющей организации стоимости выполненных предприятием работ по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Суд первой инстанции, системно истолковав положения законодательства, регулирующего порядок установки и ввода в эксплуатацию в жилых домах приборов учета коммунального ресурса, сделал вывод о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации, оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию.
Довод ответчика о том, что счетчики были установлены до того как спорные дома перешли в управление ООО "УК РЭК N 12", не может быть принят во внимание, поскольку в настоящее время ООО "УК РЭК N 12" выбрана собственниками многоквартирных домов NN 68, 70 по ул. Кривошеина г. Воронежа в качестве управляющей организации и выполняет функции, предусмотренные ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. "к" п. 11 Правил N 491.
Ссылка ответчика на то, что в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ установка приборов учета тепловой энергии допускалась до 01.07.2012, тогда как договор N 158/13-11 от 25.07.2011, а также акты выполненных работ от 30.12.2011 свидетельствуют о том, что МКП "Воронежтеплосеть" приступило к оснащению спорных домов приборами учета ранее указанного срока, обоснованно не признана в качестве основания для отказа в оплате фактической установки приборов учета.
Довод о плохом качестве поставляемой горячей воды, заявленный в суде кассационной инстанции представителем ответчика, не относится к предмету настоящего спора. Данный вопрос может быть урегулирован в процессе исполнения договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды, заключенного сторонами.
Довод ответчика о том, что спорные приборы учета находятся в нерабочем состоянии, был предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Представитель истца в суде кассационной инстанции пояснил, что в настоящее время приборы учета находятся в исправном состоянии.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе ответчика, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2014 по делу N А14-14746/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
И.И.КОЗЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 09.09.2014 ПО ДЕЛУ N А14-14746/2013
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2014 г. по делу N А14-14746/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 09.09.2014
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Егоровой С.Г., Козелкина И.И.
при участии в заседании:
- от истца Кокина К.А. (дов. N 102 от 07.07.2014);
- от ответчика Титовой А.Ю. (дов. N 1 от 09.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Управляющая компания РЭК N 12", г. Воронеж, на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2014 по делу N А14-14746/2013,
установил:
Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее - МКП "Воронежтеплосеть"), ОГРН 1023602243037, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания РЭК N 12" (далее - ООО "УК РЭК N 12"), г. Воронеж, ОГРН 1113668054598, о взыскании с ответчика расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в сумме 437 877 руб. 12 коп. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2014 (судья Шулепова Л.В.) исковые требования удовлетворены.
ООО "УК РЭК N 12" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на указанное решение.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2014 апелляционная жалоба была возвращена заявителю в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока ее подачи.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2014, ООО "УК РЭК N 12" подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований МКП "Воронежтеплосеть", ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебном акте, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, ООО "УК РЭК N 12" является управляющей компанией многоквартирных домов NN 68,70 по ул. Кривошеина в г. Воронеже.
МКП "Воронежтеплосеть" поставляет тепловую энергию в указанные многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО "УК РЭК N 12".
28.11.2012 между МКП "Воронежтеплосеть" (энергоснабжающая организация, ЭСО) и ООО "УК РЭК N 12" (абонент) был заключен договор N 2057 на отпуск тепловой энергии и горячей воды, по условиям которого ЭСО обеспечивает подачу тепловой энергии и горячей воды абоненту через присоединенную сеть до точки поставки, которая располагается на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам, а абонент обязался своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплопотребления и исправность используемых им приборов и оборудования.
Границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) сторон устанавливаются в соответствии с приложением N 2 (пункт 1.2 договора).
Данный договор действует с 01.11.2012 по 31.12.2012 и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявление от одной из сторон об отказе от настоящего договора (п. 8.1 договора).
В обоснование исковых требований о взыскании стоимости установки общедомовых приборов учета, МКП "Воронежтеплосеть" ссылалось на то, что в адрес ООО "БЕГОВАЯ", осуществляющего функции управляющей компании в отношении спорных домов до избрания в качестве управляющей организации ООО "УК РЭК N 12", направлялись письма о том, что во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" управляющей компании необходимо провести собрания собственников помещений и принять решения об оснащении многоквартирных жилых домов приборами учета. Предприятие предупреждало, что в случае непринятия собственниками таких решений, МКП "Воронежтеплосеть" будет вынуждено оснастить дома приборами учета, в связи с чем необходимо обеспечить допуск представителей предприятия к местам установки приборов учета и оплатить расходы последнему.
Поскольку собственниками помещений указанных многоквартирных домов не были приняты решения об установке общедомовых узлов учета тепловой энергии, с целью проектирования и установки приборов учета тепловой энергии между МКП "Воронежтеплосеть" (заказчик) и ООО "АСТУР" (подрядчик) 25.07.2011 был заключен договор подряда N 158/13-11.
Приборы учета были установлены, составлены акты первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя.
Ссылаясь на то, что общая стоимость работ по устройству узлов учета тепловой энергии с выводом данных на единый диспетчерский пункт в жилых домах NN 68, 70 по ул. Кривошеина г. Воронежа составила 437 877 руб. 12 коп., однако ответчиком оплата указанных работ не произведена, МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Судом первой инстанции установлено, что МКП "Воронежтеплосеть" направило в адрес ООО "УК РЭК N 12" два экземпляра договора N 2057/ОДПУ от 24.06.2013 купли-продажи общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды (ОДПУ), для подписания уполномоченным лицом, неоднократно направляло ООО "УК РЭК N 12" акты о приемке выполненных работ (формы КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-3) к договору N 2057/ОДПУ от 24.06.2013, проектную и паспортную документацию на общедомовые приборы учета тепловой энергии и горячей воды, установленные по адресам: г. Воронеж, ул. Кривошеина дома NN 68, 70.
Вышеуказанные документы, направленные истцом, ответчиком получены.
От ООО "УК РЭК N 12" ответа не последовало, приемка работ по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды от 24.06.2013 и оплата работ не произведены.
Оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с управляющей организации стоимости выполненных предприятием работ по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Суд первой инстанции, системно истолковав положения законодательства, регулирующего порядок установки и ввода в эксплуатацию в жилых домах приборов учета коммунального ресурса, сделал вывод о том, что в случае выбора собственниками помещений многоквартирного дома способа управления силами управляющей организации, оплата установки общедомовых приборов учета возлагается на управляющую организацию.
Довод ответчика о том, что счетчики были установлены до того как спорные дома перешли в управление ООО "УК РЭК N 12", не может быть принят во внимание, поскольку в настоящее время ООО "УК РЭК N 12" выбрана собственниками многоквартирных домов NN 68, 70 по ул. Кривошеина г. Воронежа в качестве управляющей организации и выполняет функции, предусмотренные ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и пп. "к" п. 11 Правил N 491.
Ссылка ответчика на то, что в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ установка приборов учета тепловой энергии допускалась до 01.07.2012, тогда как договор N 158/13-11 от 25.07.2011, а также акты выполненных работ от 30.12.2011 свидетельствуют о том, что МКП "Воронежтеплосеть" приступило к оснащению спорных домов приборами учета ранее указанного срока, обоснованно не признана в качестве основания для отказа в оплате фактической установки приборов учета.
Довод о плохом качестве поставляемой горячей воды, заявленный в суде кассационной инстанции представителем ответчика, не относится к предмету настоящего спора. Данный вопрос может быть урегулирован в процессе исполнения договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды, заключенного сторонами.
Довод ответчика о том, что спорные приборы учета находятся в нерабочем состоянии, был предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Представитель истца в суде кассационной инстанции пояснил, что в настоящее время приборы учета находятся в исправном состоянии.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта и влекущих его отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе ответчика, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.04.2014 по делу N А14-14746/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА
Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
И.И.КОЗЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)