Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием прокурора Ураськиной Т.В.,
при секретаре З.Н.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ю.Г.Г. об оспаривании постановления Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2012 года N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части установления для <адрес> г. Ижевска норматива потребления коммунальной услуги по отоплению,
установил:
Ю.Г.Г. (далее по тексту - заявитель) обратилась в Верховный Суд УР с заявлением об оспаривании постановления Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2012 года N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397) в части установления для <адрес> г. Ижевска норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Заявленные требования мотивировала тем, что является собственником квартиры в многоквартирном <адрес> в г. Ижевске, не оборудованном прибором учета расхода тепловой энергии на отопление. Оспариваемым постановлением Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 для <адрес> в г. Ижевске установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление равный нормативу, действовавшему на территории Удмуртии по состоянию на 30 июня 2012 года. На указанную дату постановлением Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184 для жилых домов с централизованными системами отопления в г. Ижевске был установлен норматив потребления коммунальных услуг по отоплению равный 0,021 Гкал/кв. м. По мнению заявителя, данный норматив является завышенным, не соответствующим расчетному и реальному нормативу потребления тепловой энергии на отопление многоквартирного <адрес> г. Ижевска; противоречащим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, т.к. он не соответствует конструктивным и техническим параметрам дома, степени благоустройства и климатическим условиям, а также не является единым для многоквартирных домов, расположенных в аналогичных климатических условиях, имеющих аналогичные конструктивные, технические параметры и степень благоустройства, для которых постановлением Администрации г. Ижевска от 29 декабря 2009 года N 1285 установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,016 Гкал/м в месяц. Нарушение своих прав заявитель обосновывает тем, что вынуждена переплачивать за коммунальные услуги по отоплению, т.к. порядок расчета размера платы за отопление не соответствует порядку, определенному Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857.
Заявитель просит суд признать неправомерным, противоречащим постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, существенно нарушающим ее права постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 в части установления для <адрес> г. Ижевска норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,021 Гкал/кв. м в месяц, не соответствующего расчетному и реальному нормативу потребления тепловой энергии на отопление <адрес> г. Ижевска и противоречащего требованию единства нормативов по отоплению для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, расположенных в аналогичных климатических условиях, для которых установлен норматив 0,016 Гкал/кв. м в месяц - со дня его принятия, а также просит взыскать с Правительства УР в ее пользу судебные расходы за оплату государственной пошлины (л.д. 4, 5).
Заявитель Ю.Г.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что факт установления постановлением Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению подтвержден вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 июля 2013 года, являющимся преюдициальным при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Представители органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт - консультант отдела судебной практики Правового управления Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики С.О.В. (доверенность N 7-195/13 от 14 мая 2013 года сроком по 14 мая 2014 года - л.д. 40), консультант отдела правовой и кадровой работы Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР Т.А.В. (доверенность N 7 - 195/24 от 28 октября 2013 года сроком по 31 декабря 2013 года, л.д. 41) в судебном заседании требования заявителя не признали, полагая их не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ссылались на то, что постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято и подписано полномочным должностным лицом, зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР и опубликовано в средствах массовой информации в установленном законом порядке (л.д. 42 - 46).
Изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
10 сентября 2012 года Правительством УР принято и председателем Правительства УР подписано постановление за N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которое зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 18 сентября 2012 года N RU18000201200631 и опубликовано в средствах массовой информации - газете "Извести Удмуртской Республики", 18 сентября 2012 года, N 105 (3942).
Пунктом 1 постановления Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397, изданного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановлено применять в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории Удмуртской Республики по состоянию на 30 июня 2012 года (л.д. 6, 7).
По состоянию на 30 июня 2012 года на территории города Ижевска действовали нормативы потребления тепловой энергии на отопление, утвержденные:
- постановлением Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184 "О дополнительных мерах социальной защиты населения в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - постановление Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184), которым утвержден норматив потребления коммунальных услуг по г. Ижевску на отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения равный 0,021 Гкал/кв. м (л.д. 16);
- постановлением Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года N 1285 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных домов г. Ижевска" (далее по тексту - постановление Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года N 1285), которым утверждены нормативы потребления тепловой энергии на отопление для 1378 многоквартирных домов г. Ижевска (в числе которых отсутствует многоквартирный <адрес> в г. Ижевске), равные 0,008 Гкал/кв. м, 0,015 Гкал/кв. м, 0,016 Гкал/кв. м и 0,019 Гкал/кв. м в месяц (л.д. 17, 18).
Данные обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными доказательствами.
Требования Ю.Г.Г. не подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В судебном заседании участники процесса не оспаривали, что постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 является нормативным правовым актом, принято и подписано в установленном законом порядке полномочным руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - председателем Правительства УР.
Часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) предоставляет право заинтересованным лицам оспаривать в суде только нормативные правовые акты, принятые и опубликованные в установленном порядке.
Суд установил, что оспариваемое заявителем постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 опубликовано в газете "Известия Удмуртской Республики" за N 105 (3942) от 18 сентября 2012 года и вступило в силу через 10 дней после его официального опубликования (п. 2 постановления Правительства УР N 397 от 10 сентября 2012 года).
Жилищное законодательство в Российской Федерации состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). Правительство РФ, согласно частям 4 и 5 статьи 5 ЖК РФ, вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.
Полномочия органов государственной власти РФ в области жилищных отношений уточняет статья 12 ЖК РФ, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти РФ.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Приведенные законоположения закрепляют содержание полномочий, подлежащих реализации Правительством РФ на основании собственного решения, и выражаются в том числе в определении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу.
Во исполнение вышеуказанных норм ЖК РФ Правительство РФ постановлением за N 354 от 06 мая 2011 года утвердило "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Правила N 354 от 06 мая 2011 года). После чего постановлением N 857 от 27 августа 2012 года "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - постановление Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года) установило особенности их применения в 2012 - 2014 годах.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года, действовавшим до 21 сентября 2013 года, органам государственной власти субъектов РФ в срок до 15 сентября 2012 года разрешалось принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета, предусмотренного прежними Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года (далее по тексту - Правила N 307 от 23 мая 2006 года), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Кроме того, постановлением Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года были внесены соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 в той части, что прежний порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, установленный Правилами N 307 от 23 мая 2006 года, сохраняет силу до 01 января 2015 года.
Суд учитывает, что законность вышеназванного подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 20 февраля 2013 года по гражданскому делу N АКПИ12-1630.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ обязано обеспечивать реализацию положений ЖК РФ, в том числе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов РФ, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
На территории Удмуртской Республики исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти УР - Правительством УР (ст. 4 Закона УР от 02 марта 2001 года N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики").
Согласно пункту 9 статьи 13 ЖК РФ перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений, не является исчерпывающим.
Во исполнение постановления Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года, Правительство УР издало оспариваемое заявителем постановление N 397 от 10 сентября 2012 года.
С учетом изложенного, суд признает, что осуществление органом государственной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительством УР, полномочия по выбору установленного нормативными актами Правительства РФ порядка расчета (постановление Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года, Правила N 354 от 06 мая 2011 года, Правила N 307 от 23 мая 2006 года), с использованием ранее действовавших (на 30 июня 2012 года) нормативов потребления тепловой энергии на отопление, не приводит к нарушению приведенных норм ЖК РФ. Такое правовое регулирование не является делегированием полномочий по изданию нормативного правового акта, которым устанавливается норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении и определяется порядок расчета платы за коммунальную услугу, поскольку содержательная регламентация данных отношений непосредственно осуществлена высшим исполнительным органом государственной власти РФ.
На 30 июня 2012 года правом утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на отопление, были уполномочены органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ), пункты 2 и 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года (в редакции постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354).
В связи с чем, на 30 июня 2012 года на территории г. Ижевска действовали утвержденные Администрацией г. Ижевска нормативы потребления коммунальных услуг на отопление (постановления Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184 и от 28 декабря 2009 года N 1285).
Вместе с тем, суд признает, что в действующем законодательстве отсутствует правая норма, устанавливающая, что после передачи полномочий по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг органам государственной власти субъектов РФ, ранее действовавшие нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления, утрачивают силу.
При этом пунктом 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года, определен лишь минимальный срок действия нормативов потребления коммунальных услуг (не менее 3 лет), в течение которого они не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что постановлением Правительства УР от 10 сентября 2012 года N непосредственно не установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, и не определен порядок расчета платы и учета используемых энергетических ресурсов. Данное постановление Правительства УР по своему характеру является отсылочным, применяемым в системной связи с постановлением Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года, Правилами N 354 от 06 мая 2011 года, Правилами N 307 от 23 мая 2006 года, которыми закреплен порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, как оборудованных общедомовыми приборами учета, так и при их отсутствии; а также в системной связи с постановлением Администрации г. Ижевска N 184 от 25 апреля 2002 года, которым установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, используемый при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе для многоквартирного жилого <адрес> в г. Ижевске. Причем непосредственно постановление Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184, равно как и другие вышеназванные нормативные правовые акты Ю.Г.Г. не оспариваются.
Следовательно, само по себе постановление Правительства УР N 397 от 10 сентября 2012 года не может нарушать права заявителя в указанном ею аспекте.
С учетом изложенного, являются несостоятельными и подлежат отклонению доводы заявителя о противоречии постановления Правительства УР N 397 от 10 сентября 2012 года в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и в части определения порядка расчета размера платы за отопление постановлению Правительства УР N 306 от 23 мая 2006 года, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Довод заявителя о том, что вступившее в законную силу решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 июля 2013 года по заявлению Ю.Г.Г. об оспаривании бездействия государственного органа, является преюдициальным при рассмотрении настоящего гражданского дела, отклоняется в силу своей несостоятельности.
Так, в силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон (лиц, участвующих в деле), а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Исходя из системного толкования вышеприведенных процессуальных норм, суд считает, что стороны и другие лица, участвующие в деле, освобождаются от доказывания преюдициально установленных (предрешенных) фактов, поскольку они уже установлены вступившим в законную силу судебным постановлением, подвергать сомнению правильность которого при рассмотрении другого дела нет законных оснований.
С учетом изложенного, вывод, содержащийся в решении Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 июля 2013 года о том, что постановлением Правительства УР N 397 от 10 сентября 2012 года фактически установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление равными нормативам, действовавшим на территории Удмуртской Республики по состоянию на 30 июня 2012 года, не может быть признан установленным судом преюдициальным фактом, не нуждающимся в доказывании, поскольку данное обстоятельство не являлось юридически значимым при рассмотрении того гражданского дела, а является, по сути, лишь суждением суда, не основанным на материалах дела.
Как следует из содержания вышеуказанного решения Индустриального районного суда г. Ижевска, Ю.Г.Г. обжаловала бездействие Правительства УР по установлению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению. Указанным решением суда, вступившим в законную силу 30 сентября 2013 года, установлено, что Правительство УР не бездействовало, а в рамках компетенции, определенной пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года, издало постановление N 397 от 10 сентября 2012 года. В связи с чем суд отказал Ю.Г.Г. в удовлетворении заявленных требований. С учетом изложенного, суд считает, что решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 июля 2013 года не является преюдициальным по отношению к настоящему гражданскому делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Причем заявитель оспаривает правильность установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для конкретного многоквартирного жилого дома (<адрес> в г. Ижевске), тогда как постановлением Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307 от 23 мая 2006 года с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на территории Удмуртии на 30 июня 2012 года на период 2012 - 2014 годов для всего жилищного фонда Удмуртской Республики, без специального выделения <адрес> в г. Ижевске.
При таких обстоятельствах заявленные Ю.Г.Г. требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Требования Ю.Г.Г. о признании неправомерным и противоречащим действующему законодательству с момента принятия, существенно нарушающим ее права постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части установления для <адрес> г. Ижевска норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и о взыскании судебных расходов в виде государственной пошлины, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 05 ноября 2013 года.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N 3-34/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N 3-34/2013
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием прокурора Ураськиной Т.В.,
при секретаре З.Н.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ю.Г.Г. об оспаривании постановления Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2012 года N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части установления для <адрес> г. Ижевска норматива потребления коммунальной услуги по отоплению,
установил:
Ю.Г.Г. (далее по тексту - заявитель) обратилась в Верховный Суд УР с заявлением об оспаривании постановления Правительства Удмуртской Республики от 10 сентября 2012 года N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397) в части установления для <адрес> г. Ижевска норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Заявленные требования мотивировала тем, что является собственником квартиры в многоквартирном <адрес> в г. Ижевске, не оборудованном прибором учета расхода тепловой энергии на отопление. Оспариваемым постановлением Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 для <адрес> в г. Ижевске установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление равный нормативу, действовавшему на территории Удмуртии по состоянию на 30 июня 2012 года. На указанную дату постановлением Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184 для жилых домов с централизованными системами отопления в г. Ижевске был установлен норматив потребления коммунальных услуг по отоплению равный 0,021 Гкал/кв. м. По мнению заявителя, данный норматив является завышенным, не соответствующим расчетному и реальному нормативу потребления тепловой энергии на отопление многоквартирного <адрес> г. Ижевска; противоречащим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, т.к. он не соответствует конструктивным и техническим параметрам дома, степени благоустройства и климатическим условиям, а также не является единым для многоквартирных домов, расположенных в аналогичных климатических условиях, имеющих аналогичные конструктивные, технические параметры и степень благоустройства, для которых постановлением Администрации г. Ижевска от 29 декабря 2009 года N 1285 установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,016 Гкал/м в месяц. Нарушение своих прав заявитель обосновывает тем, что вынуждена переплачивать за коммунальные услуги по отоплению, т.к. порядок расчета размера платы за отопление не соответствует порядку, определенному Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857.
Заявитель просит суд признать неправомерным, противоречащим постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, существенно нарушающим ее права постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 в части установления для <адрес> г. Ижевска норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в размере 0,021 Гкал/кв. м в месяц, не соответствующего расчетному и реальному нормативу потребления тепловой энергии на отопление <адрес> г. Ижевска и противоречащего требованию единства нормативов по отоплению для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, расположенных в аналогичных климатических условиях, для которых установлен норматив 0,016 Гкал/кв. м в месяц - со дня его принятия, а также просит взыскать с Правительства УР в ее пользу судебные расходы за оплату государственной пошлины (л.д. 4, 5).
Заявитель Ю.Г.Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что факт установления постановлением Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению подтвержден вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 июля 2013 года, являющимся преюдициальным при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Представители органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт - консультант отдела судебной практики Правового управления Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики С.О.В. (доверенность N 7-195/13 от 14 мая 2013 года сроком по 14 мая 2014 года - л.д. 40), консультант отдела правовой и кадровой работы Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР Т.А.В. (доверенность N 7 - 195/24 от 28 октября 2013 года сроком по 31 декабря 2013 года, л.д. 41) в судебном заседании требования заявителя не признали, полагая их не подлежащими удовлетворению. В обоснование своей позиции ссылались на то, что постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято и подписано полномочным должностным лицом, зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР и опубликовано в средствах массовой информации в установленном законом порядке (л.д. 42 - 46).
Изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.
10 сентября 2012 года Правительством УР принято и председателем Правительства УР подписано постановление за N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которое зарегистрировано в Управлении Минюста России по УР 18 сентября 2012 года N RU18000201200631 и опубликовано в средствах массовой информации - газете "Извести Удмуртской Республики", 18 сентября 2012 года, N 105 (3942).
Пунктом 1 постановления Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397, изданного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановлено применять в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории Удмуртской Республики по состоянию на 30 июня 2012 года (л.д. 6, 7).
По состоянию на 30 июня 2012 года на территории города Ижевска действовали нормативы потребления тепловой энергии на отопление, утвержденные:
- постановлением Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184 "О дополнительных мерах социальной защиты населения в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - постановление Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184), которым утвержден норматив потребления коммунальных услуг по г. Ижевску на отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения равный 0,021 Гкал/кв. м (л.д. 16);
- постановлением Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года N 1285 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных домов г. Ижевска" (далее по тексту - постановление Администрации г. Ижевска от 28 декабря 2009 года N 1285), которым утверждены нормативы потребления тепловой энергии на отопление для 1378 многоквартирных домов г. Ижевска (в числе которых отсутствует многоквартирный <адрес> в г. Ижевске), равные 0,008 Гкал/кв. м, 0,015 Гкал/кв. м, 0,016 Гкал/кв. м и 0,019 Гкал/кв. м в месяц (л.д. 17, 18).
Данные обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса, сторонами фактически не оспариваются и подтверждаются представленными доказательствами.
Требования Ю.Г.Г. не подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В судебном заседании участники процесса не оспаривали, что постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 является нормативным правовым актом, принято и подписано в установленном законом порядке полномочным руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - председателем Правительства УР.
Часть 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) предоставляет право заинтересованным лицам оспаривать в суде только нормативные правовые акты, принятые и опубликованные в установленном порядке.
Суд установил, что оспариваемое заявителем постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 опубликовано в газете "Известия Удмуртской Республики" за N 105 (3942) от 18 сентября 2012 года и вступило в силу через 10 дней после его официального опубликования (п. 2 постановления Правительства УР N 397 от 10 сентября 2012 года).
Жилищное законодательство в Российской Федерации состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). Правительство РФ, согласно частям 4 и 5 статьи 5 ЖК РФ, вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.
Полномочия органов государственной власти РФ в области жилищных отношений уточняет статья 12 ЖК РФ, в силу пункта 16 которой установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти РФ.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.
Приведенные законоположения закрепляют содержание полномочий, подлежащих реализации Правительством РФ на основании собственного решения, и выражаются в том числе в определении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу.
Во исполнение вышеуказанных норм ЖК РФ Правительство РФ постановлением за N 354 от 06 мая 2011 года утвердило "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - Правила N 354 от 06 мая 2011 года). После чего постановлением N 857 от 27 августа 2012 года "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту - постановление Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года) установило особенности их применения в 2012 - 2014 годах.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года, действовавшим до 21 сентября 2013 года, органам государственной власти субъектов РФ в срок до 15 сентября 2012 года разрешалось принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета, предусмотренного прежними Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года (далее по тексту - Правила N 307 от 23 мая 2006 года), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Кроме того, постановлением Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года были внесены соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 в той части, что прежний порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, установленный Правилами N 307 от 23 мая 2006 года, сохраняет силу до 01 января 2015 года.
Суд учитывает, что законность вышеназванного подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 20 февраля 2013 года по гражданскому делу N АКПИ12-1630.
В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ обязано обеспечивать реализацию положений ЖК РФ, в том числе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов РФ, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
На территории Удмуртской Республики исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти УР - Правительством УР (ст. 4 Закона УР от 02 марта 2001 года N 6-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики").
Согласно пункту 9 статьи 13 ЖК РФ перечень вопросов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений, не является исчерпывающим.
Во исполнение постановления Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года, Правительство УР издало оспариваемое заявителем постановление N 397 от 10 сентября 2012 года.
С учетом изложенного, суд признает, что осуществление органом государственной власти субъекта РФ, в данном случае - Правительством УР, полномочия по выбору установленного нормативными актами Правительства РФ порядка расчета (постановление Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года, Правила N 354 от 06 мая 2011 года, Правила N 307 от 23 мая 2006 года), с использованием ранее действовавших (на 30 июня 2012 года) нормативов потребления тепловой энергии на отопление, не приводит к нарушению приведенных норм ЖК РФ. Такое правовое регулирование не является делегированием полномочий по изданию нормативного правового акта, которым устанавливается норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении и определяется порядок расчета платы за коммунальную услугу, поскольку содержательная регламентация данных отношений непосредственно осуществлена высшим исполнительным органом государственной власти РФ.
На 30 июня 2012 года правом утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе на отопление, были уполномочены органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ), пункты 2 и 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года (в редакции постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354).
В связи с чем, на 30 июня 2012 года на территории г. Ижевска действовали утвержденные Администрацией г. Ижевска нормативы потребления коммунальных услуг на отопление (постановления Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184 и от 28 декабря 2009 года N 1285).
Вместе с тем, суд признает, что в действующем законодательстве отсутствует правая норма, устанавливающая, что после передачи полномочий по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг органам государственной власти субъектов РФ, ранее действовавшие нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления, утрачивают силу.
При этом пунктом 14 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года, определен лишь минимальный срок действия нормативов потребления коммунальных услуг (не менее 3 лет), в течение которого они не подлежат пересмотру, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что постановлением Правительства УР от 10 сентября 2012 года N непосредственно не установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении, и не определен порядок расчета платы и учета используемых энергетических ресурсов. Данное постановление Правительства УР по своему характеру является отсылочным, применяемым в системной связи с постановлением Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года, Правилами N 354 от 06 мая 2011 года, Правилами N 307 от 23 мая 2006 года, которыми закреплен порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, как оборудованных общедомовыми приборами учета, так и при их отсутствии; а также в системной связи с постановлением Администрации г. Ижевска N 184 от 25 апреля 2002 года, которым установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, используемый при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе для многоквартирного жилого <адрес> в г. Ижевске. Причем непосредственно постановление Администрации г. Ижевска от 25 апреля 2002 года N 184, равно как и другие вышеназванные нормативные правовые акты Ю.Г.Г. не оспариваются.
Следовательно, само по себе постановление Правительства УР N 397 от 10 сентября 2012 года не может нарушать права заявителя в указанном ею аспекте.
С учетом изложенного, являются несостоятельными и подлежат отклонению доводы заявителя о противоречии постановления Правительства УР N 397 от 10 сентября 2012 года в части установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и в части определения порядка расчета размера платы за отопление постановлению Правительства УР N 306 от 23 мая 2006 года, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Довод заявителя о том, что вступившее в законную силу решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 июля 2013 года по заявлению Ю.Г.Г. об оспаривании бездействия государственного органа, является преюдициальным при рассмотрении настоящего гражданского дела, отклоняется в силу своей несостоятельности.
Так, в силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон (лиц, участвующих в деле), а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Исходя из системного толкования вышеприведенных процессуальных норм, суд считает, что стороны и другие лица, участвующие в деле, освобождаются от доказывания преюдициально установленных (предрешенных) фактов, поскольку они уже установлены вступившим в законную силу судебным постановлением, подвергать сомнению правильность которого при рассмотрении другого дела нет законных оснований.
С учетом изложенного, вывод, содержащийся в решении Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 июля 2013 года о том, что постановлением Правительства УР N 397 от 10 сентября 2012 года фактически установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление равными нормативам, действовавшим на территории Удмуртской Республики по состоянию на 30 июня 2012 года, не может быть признан установленным судом преюдициальным фактом, не нуждающимся в доказывании, поскольку данное обстоятельство не являлось юридически значимым при рассмотрении того гражданского дела, а является, по сути, лишь суждением суда, не основанным на материалах дела.
Как следует из содержания вышеуказанного решения Индустриального районного суда г. Ижевска, Ю.Г.Г. обжаловала бездействие Правительства УР по установлению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению. Указанным решением суда, вступившим в законную силу 30 сентября 2013 года, установлено, что Правительство УР не бездействовало, а в рамках компетенции, определенной пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ N 857 от 27 августа 2012 года, издало постановление N 397 от 10 сентября 2012 года. В связи с чем суд отказал Ю.Г.Г. в удовлетворении заявленных требований. С учетом изложенного, суд считает, что решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 23 июля 2013 года не является преюдициальным по отношению к настоящему гражданскому делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Причем заявитель оспаривает правильность установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для конкретного многоквартирного жилого дома (<адрес> в г. Ижевске), тогда как постановлением Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307 от 23 мая 2006 года с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на территории Удмуртии на 30 июня 2012 года на период 2012 - 2014 годов для всего жилищного фонда Удмуртской Республики, без специального выделения <адрес> в г. Ижевске.
При таких обстоятельствах заявленные Ю.Г.Г. требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Требования Ю.Г.Г. о признании неправомерным и противоречащим действующему законодательству с момента принятия, существенно нарушающим ее права постановление Правительства УР от 10 сентября 2012 года N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике в 2012 - 2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части установления для <адрес> г. Ижевска норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и о взыскании судебных расходов в виде государственной пошлины, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 05 ноября 2013 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
КРИЧКЕР Е.В.
судья Верховного Суда
Удмуртской Республики
КРИЧКЕР Е.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)