Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Дмитриевой И.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: Нестеров М.В. по протоколу от 15.04.2014 N 1-2014;
- от заинтересованного лица: Чебыкина М.А. по доверенности от 10.06.2015, Клементьева О.А. по доверенности от 12.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4068/2015) Товарищества собственников жилья "Новатор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2015 по делу N А56-66825/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по иску (заявлению) Товарищество собственников жилья "Новатор"
к Государственной жилищной инспекции Правительства Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
установил:
Товарищество собственников жилья "Новатор" (ОГРН 1037811005209, адрес: 198215, Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д. 80, корп. 3, 1Н, далее - ТСЖ "Новатор", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, далее - инспекция, ГЖИ) от 08.10.2014 N 01/1278-р.
Решением суда от 02.02.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Новатор" обратилось в Тринадцатый арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией с целью проверки обращения гражданки Астрелиной Н.А., проживающей по адресу: Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д. 80, корп. 3, на основании распоряжения от 26.09.2014 N 01/1178-р была проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "Новатор".
По результатам проверки был составлен акт от 30.09.2014 N 01/1178-р и вынесено предписание от 08.10.2014 N 01/1278-р, в котором указано на нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) и Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 предписания размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10 приложения 2 Правил, где объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, определяется в соответствии с формулой 11 и 13 приложения 2 Правил, где в расчетах применяются общие площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме. Для вышеуказанного расчета ТСЖ "Новатор" применяет общие площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, не соответствующие данным технического паспорта на дом 80, корп. 3 по бульвару Новаторов.
В пункте 2 предписания указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пункту 42.1 Правил определяется по формуле 3 с учетом общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Для вышеуказанного расчета ТСЖ "Новатор" применяет общие площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не соответствующие данным технического паспорта на дом 80, корп. 3 по бульвару Новаторов.
Согласно пунктам 3 и 4 предписания в нарушение требований статьи 137 ЖК РФ ТСЖ "Новатор" вид платежа "Услуги банка" в размере 3% не определен (не принят) сметой доходов и расходов на 2014 год; тариф ОДС размером 1,52 руб. на кв. м принят сметой доходов и расходов ТСЖ "Новатор" на год, однако в счет - квитанциях квартиры 22 дома 80 корп. 3 по бульвару Новаторов тариф указывается - 63,69 руб.
Срок исполнения предписания установлен до 15.11.2014.
Не согласившись с предписанием, ТСЖ оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции установил, что предписание является законным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно положениям пунктов 2 и 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ в домах, находящихся в управлении ТСЖ, размеры платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества, включая размер платы за услуги по управлению многоквартирным домом, устанавливаются на предстоящий год на общем собрании членов ТСЖ на основании утвержденной данным собранием сметы доходов и расходов ТСЖ на этот год. При этом в расходную часть сметы закладываются необходимые управленческие расходы: вознаграждение председателя и членов правления ТСЖ, заработная плата бухгалтера, управляющего (при наличии), оплата услуг вычислительного центра и услуг банка, канцелярские расходы, оплата телефонов и т.д.
Плата за управление многоквартирным домом, находящимся в управлении ТСЖ должна взиматься с собственников помещений в данном доме в виде единого платежа, имеющего в платежном документе название "Плата за управление многоквартирным домом". Размер платежа должен быть рассчитан с учетом всех имеющихся управленческих расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов ТСЖ на год.
Товариществам для решения вопросов, связанных с формированием платы за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе платы за управление многоквартирным домом) и ее наполнением, следует исходить из решений, принятых собственниками, в соответствии с действующим законодательством.
Включение в структуру платы собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся в управлении ТСЖ одновременно нескольких дублирующих платежей, связанных с оплатой услуг управления ТСЖ по управлению многоквартирным домом, но имеющим разные названия: "Плата за управление многоквартирным домом", "Оплата АУР", "Оплата административных (административно-хозяйственных) расходов", "Содержание ТСЖ" и т.д. неправомерно.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При отсутствии приборов учета объем коммунальных услуг определяется исходя из нормативов потребления, установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, а при наличии - по показаниям приборов учета.
Правилами N 354 не определен порядок распределения объема потребленного коммунального ресурса, предоставленного в отношении нескольких многоквартирных домов, определение которого, в силу технологических особенностей сетей инженерно-технического обеспечения, осуществляется одним прибором учета (далее - многоквартирные дома "на сцепке").
Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению и Жилищным комитетом по вопросу распределения коммунального ресурса в многоквартирных домах на "сцепке" было принято решение о порядке расчета коммунальных услуг в таких домах.
Действующие Правила N 354 не содержат запрета на использование показаний общедомового прибора учета, который учитывает энергопотребление нескольких домов, в связи с чем объем потребленных энергоресурсов в многоквартирных домах, находящихся на "сцепке", определяется исходя из общих принципов, изложенных в Правилах следующим образом:
1) по тепловой энергии - исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов тепловой энергии:
- - по отоплению - пропорционально площади многоквартирных домов;
- - по горячему водоснабжению - пропорционально количеству потребителей.
В случае если количество потребителей одного из многоквартирных домов "на сцепке" определить невозможно, начисления платы гражданам за отопление и горячее водоснабжение можно определять исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов тепловой энергии по тепловой нагрузке каждого дома.
2) по холодному водоснабжению - исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов холодной воды по количеству потребителей.
Целесообразность сохранения порядка расчета платы за коммунальные ресурсы в многоквартирных домах "на сцепке" вышеуказанным способом до получения разъяснений от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или внесения изменений в действующее законодательство, подтверждена в октябре 2014 года Жилищным комитетом, Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению и Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга.
Согласно оспариваемому предписанию Товарищество для осуществления расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды для i-го жилого помещения или нежилого помещения применяет общие площади всех жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирном доме, не соответствующие данным технического паспорта на дом 80 корпус 3 по бульвару Новаторов.
Однако, как пояснил представитель ТСЖ в судебном заседании, в корпусе 3 дома N 80 по бульвару Новаторов не установлены какие-либо узлы учета энергоресурсов. Индивидуальный тепловой пункт, обеспечивающий отоплением и горячим водоснабжением корпус 2 и корпус 3 дома N 80 по бульвару Новаторов расположен в корпусе 2. Указанное обстоятельство Инспекцией не оспаривается, как и то, что в счетах на оплату в строке "общая площадь помещений" указана общая площадь корпусов 2 и 3 дома 80 по бульвару Новаторов. Размер этой площади подтверждается представленными в материалы дела техническими паспортами.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указание Товариществом в квитанции на оплату коммунальных услуг суммарной площади жилых и нежилых помещений корпусов 2 и 3 при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые в многоквартирном доме для i-го помещения, не противоречит положением Правил N 354.
Кроме того, в судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что неверное указание в квитанции площадей всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не повлекло за собой неправильное исчисление стоимости потребленных коммунальных ресурсов. Представитель Инспекции сослался исключительно на некорректное отражение Товариществом в квитанции общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по сравнению с данными, указанными в техническом паспорте корпуса 3 дома 80 по бульвару Новаторов, подтвердив фактическое отсутствие оснований для перерасчета.
В связи с изложенным, пункты 1 и 2 предписания, возлагающие на Общество обязанность произвести перерасчет платы за коммунальные услуги предоставленные на общедомовые нужды и отопление являются незаконными.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (части 8 статьи 156 ЖК РФ). На основании части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Согласно информационному письму Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29 августа 2012 года N 01-14-1691/12-0-0 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.09.2012" в плате за управление многоквартирным домом учтены административно-хозяйственные расходы на управление многоквартирным домом, включающие в себя оплату труда, отчисления в фонды обязательного социального страхования, канцелярские расходы, приобретение бланков и технической литературы, услуги связи, содержание помещений, сопровождение программ, содержание оргтехники, ремонт помещений, аренду, расходы на служебные разъезды, оплату аудиторских и консультационных услуг, охрану, затраты на услуги, связанные с осуществлением соответствующими организациями расчетов за оказанные гражданам жилищные услуги (ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности), а также другие затраты. Согласно представленной смете доходов и расходов ТСЖ на 2014 год, в качестве обязательного платежа членов ТСЖ включены расходы на управление многоквартирным домом. При этом, вид платежа "услуги банка" сметой не утвержден, в то время как, из квитанций на оплату жилищных и коммунальных услуг квартиры N 22 усматривается, что ТСЖ начисляет обязательный платеж "Услуги банка" в размере 3%.
Согласно смете доходов и расходов ТСЖ на 2014 год тариф ОДС принят размером 1,52 руб. на кв. м на год, вместе с тем из квитанции квартиры N 22 усматривается, что тариф составляет 63,69 руб., что не соответствует смете доходов и расходов на 2014 год.
Таким образом, пункты 3 и 4 предписания, возлагающие на заявителя обязанность произвести перерасчет с учетом вышеуказанных нарушений, являются законными.
В связи с изложенным, решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2015 по делу N А56-66825/2014 изменить.
Признать недействительными пункты 1 и 2 предписания Государственной жилищной инспекции Правительства Санкт-Петербурга от 08.10.2014 N 01/1278-р.
В удовлетворении остальной части требований Товариществу собственников жилья "Новатор" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2015 N 13АП-4068/2015 ПО ДЕЛУ N А56-66825/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. по делу N А56-66825/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Дмитриевой И.А., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ганичевой В.А.
при участии:
- от заявителя: Нестеров М.В. по протоколу от 15.04.2014 N 1-2014;
- от заинтересованного лица: Чебыкина М.А. по доверенности от 10.06.2015, Клементьева О.А. по доверенности от 12.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4068/2015) Товарищества собственников жилья "Новатор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2015 по делу N А56-66825/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по иску (заявлению) Товарищество собственников жилья "Новатор"
к Государственной жилищной инспекции Правительства Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания
установил:
Товарищество собственников жилья "Новатор" (ОГРН 1037811005209, адрес: 198215, Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д. 80, корп. 3, 1Н, далее - ТСЖ "Новатор", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, далее - инспекция, ГЖИ) от 08.10.2014 N 01/1278-р.
Решением суда от 02.02.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ "Новатор" обратилось в Тринадцатый арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией с целью проверки обращения гражданки Астрелиной Н.А., проживающей по адресу: Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, д. 80, корп. 3, на основании распоряжения от 26.09.2014 N 01/1178-р была проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "Новатор".
По результатам проверки был составлен акт от 30.09.2014 N 01/1178-р и вынесено предписание от 08.10.2014 N 01/1278-р, в котором указано на нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) и Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 предписания размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10 приложения 2 Правил, где объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, определяется в соответствии с формулой 11 и 13 приложения 2 Правил, где в расчетах применяются общие площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме. Для вышеуказанного расчета ТСЖ "Новатор" применяет общие площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, не соответствующие данным технического паспорта на дом 80, корп. 3 по бульвару Новаторов.
В пункте 2 предписания указано, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и(или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пункту 42.1 Правил определяется по формуле 3 с учетом общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Для вышеуказанного расчета ТСЖ "Новатор" применяет общие площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не соответствующие данным технического паспорта на дом 80, корп. 3 по бульвару Новаторов.
Согласно пунктам 3 и 4 предписания в нарушение требований статьи 137 ЖК РФ ТСЖ "Новатор" вид платежа "Услуги банка" в размере 3% не определен (не принят) сметой доходов и расходов на 2014 год; тариф ОДС размером 1,52 руб. на кв. м принят сметой доходов и расходов ТСЖ "Новатор" на год, однако в счет - квитанциях квартиры 22 дома 80 корп. 3 по бульвару Новаторов тариф указывается - 63,69 руб.
Срок исполнения предписания установлен до 15.11.2014.
Не согласившись с предписанием, ТСЖ оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции установил, что предписание является законным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно положениям пунктов 2 и 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ в домах, находящихся в управлении ТСЖ, размеры платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества, включая размер платы за услуги по управлению многоквартирным домом, устанавливаются на предстоящий год на общем собрании членов ТСЖ на основании утвержденной данным собранием сметы доходов и расходов ТСЖ на этот год. При этом в расходную часть сметы закладываются необходимые управленческие расходы: вознаграждение председателя и членов правления ТСЖ, заработная плата бухгалтера, управляющего (при наличии), оплата услуг вычислительного центра и услуг банка, канцелярские расходы, оплата телефонов и т.д.
Плата за управление многоквартирным домом, находящимся в управлении ТСЖ должна взиматься с собственников помещений в данном доме в виде единого платежа, имеющего в платежном документе название "Плата за управление многоквартирным домом". Размер платежа должен быть рассчитан с учетом всех имеющихся управленческих расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов ТСЖ на год.
Товариществам для решения вопросов, связанных с формированием платы за содержание и ремонт жилого помещения (в том числе платы за управление многоквартирным домом) и ее наполнением, следует исходить из решений, принятых собственниками, в соответствии с действующим законодательством.
Включение в структуру платы собственников помещений в многоквартирном доме, находящемся в управлении ТСЖ одновременно нескольких дублирующих платежей, связанных с оплатой услуг управления ТСЖ по управлению многоквартирным домом, но имеющим разные названия: "Плата за управление многоквартирным домом", "Оплата АУР", "Оплата административных (административно-хозяйственных) расходов", "Содержание ТСЖ" и т.д. неправомерно.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При отсутствии приборов учета объем коммунальных услуг определяется исходя из нормативов потребления, установленных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, а при наличии - по показаниям приборов учета.
Правилами N 354 не определен порядок распределения объема потребленного коммунального ресурса, предоставленного в отношении нескольких многоквартирных домов, определение которого, в силу технологических особенностей сетей инженерно-технического обеспечения, осуществляется одним прибором учета (далее - многоквартирные дома "на сцепке").
Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению и Жилищным комитетом по вопросу распределения коммунального ресурса в многоквартирных домах на "сцепке" было принято решение о порядке расчета коммунальных услуг в таких домах.
Действующие Правила N 354 не содержат запрета на использование показаний общедомового прибора учета, который учитывает энергопотребление нескольких домов, в связи с чем объем потребленных энергоресурсов в многоквартирных домах, находящихся на "сцепке", определяется исходя из общих принципов, изложенных в Правилах следующим образом:
1) по тепловой энергии - исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов тепловой энергии:
- - по отоплению - пропорционально площади многоквартирных домов;
- - по горячему водоснабжению - пропорционально количеству потребителей.
В случае если количество потребителей одного из многоквартирных домов "на сцепке" определить невозможно, начисления платы гражданам за отопление и горячее водоснабжение можно определять исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов тепловой энергии по тепловой нагрузке каждого дома.
2) по холодному водоснабжению - исходя из показаний общедомового прибора учета с разделением объемов холодной воды по количеству потребителей.
Целесообразность сохранения порядка расчета платы за коммунальные ресурсы в многоквартирных домах "на сцепке" вышеуказанным способом до получения разъяснений от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или внесения изменений в действующее законодательство, подтверждена в октябре 2014 года Жилищным комитетом, Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению и Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга.
Согласно оспариваемому предписанию Товарищество для осуществления расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды для i-го жилого помещения или нежилого помещения применяет общие площади всех жилых помещений и нежилых помещений в многоквартирном доме, не соответствующие данным технического паспорта на дом 80 корпус 3 по бульвару Новаторов.
Однако, как пояснил представитель ТСЖ в судебном заседании, в корпусе 3 дома N 80 по бульвару Новаторов не установлены какие-либо узлы учета энергоресурсов. Индивидуальный тепловой пункт, обеспечивающий отоплением и горячим водоснабжением корпус 2 и корпус 3 дома N 80 по бульвару Новаторов расположен в корпусе 2. Указанное обстоятельство Инспекцией не оспаривается, как и то, что в счетах на оплату в строке "общая площадь помещений" указана общая площадь корпусов 2 и 3 дома 80 по бульвару Новаторов. Размер этой площади подтверждается представленными в материалы дела техническими паспортами.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указание Товариществом в квитанции на оплату коммунальных услуг суммарной площади жилых и нежилых помещений корпусов 2 и 3 при расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые в многоквартирном доме для i-го помещения, не противоречит положением Правил N 354.
Кроме того, в судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что неверное указание в квитанции площадей всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не повлекло за собой неправильное исчисление стоимости потребленных коммунальных ресурсов. Представитель Инспекции сослался исключительно на некорректное отражение Товариществом в квитанции общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по сравнению с данными, указанными в техническом паспорте корпуса 3 дома 80 по бульвару Новаторов, подтвердив фактическое отсутствие оснований для перерасчета.
В связи с изложенным, пункты 1 и 2 предписания, возлагающие на Общество обязанность произвести перерасчет платы за коммунальные услуги предоставленные на общедомовые нужды и отопление являются незаконными.
В соответствии с подпунктом 2 части 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (части 8 статьи 156 ЖК РФ). На основании части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Согласно информационному письму Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29 августа 2012 года N 01-14-1691/12-0-0 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Санкт-Петербурга с 01.09.2012" в плате за управление многоквартирным домом учтены административно-хозяйственные расходы на управление многоквартирным домом, включающие в себя оплату труда, отчисления в фонды обязательного социального страхования, канцелярские расходы, приобретение бланков и технической литературы, услуги связи, содержание помещений, сопровождение программ, содержание оргтехники, ремонт помещений, аренду, расходы на служебные разъезды, оплату аудиторских и консультационных услуг, охрану, затраты на услуги, связанные с осуществлением соответствующими организациями расчетов за оказанные гражданам жилищные услуги (ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов, организация приема платы организациями почтовой связи, кредитными и иными организациями, взыскание просроченной задолженности), а также другие затраты. Согласно представленной смете доходов и расходов ТСЖ на 2014 год, в качестве обязательного платежа членов ТСЖ включены расходы на управление многоквартирным домом. При этом, вид платежа "услуги банка" сметой не утвержден, в то время как, из квитанций на оплату жилищных и коммунальных услуг квартиры N 22 усматривается, что ТСЖ начисляет обязательный платеж "Услуги банка" в размере 3%.
Согласно смете доходов и расходов ТСЖ на 2014 год тариф ОДС принят размером 1,52 руб. на кв. м на год, вместе с тем из квитанции квартиры N 22 усматривается, что тариф составляет 63,69 руб., что не соответствует смете доходов и расходов на 2014 год.
Таким образом, пункты 3 и 4 предписания, возлагающие на заявителя обязанность произвести перерасчет с учетом вышеуказанных нарушений, являются законными.
В связи с изложенным, решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2015 по делу N А56-66825/2014 изменить.
Признать недействительными пункты 1 и 2 предписания Государственной жилищной инспекции Правительства Санкт-Петербурга от 08.10.2014 N 01/1278-р.
В удовлетворении остальной части требований Товариществу собственников жилья "Новатор" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
И.А.ДМИТРИЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)