Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Сидоренко В.А., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Забайкальского края на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 января 2015 года по делу N А78-13010/2014, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ласточка" (адрес места нахождения: г. Чита, ул. Бутина, д. 125, пом. 12; ОГРН 1127536004804, ИНН 7536128630) к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (адрес места нахождения: г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича, д. 7, 123; ОГРН 1087536008702, ИНН 7536095864) о признании незаконным пункта 1 предписания от 27 октября 2014 года N 1727
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
- от ООО УК "Ласточка": Шеин Андрей Анатольевич, генеральный директор (выписка из ЕГРЮЛ от 27 октября 2014 года N 10017В/2014); Юшманова Елена Юрьевна, доверенность от 1 июня 2014 года;
- от жилищной инспекции: Щербаков Артем Семенович, главный специалист-эксперт юридического отдела, доверенность N 1 от 12 января 2015 года,
и
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ласточка" (далее - ООО УК "Ласточка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (далее - жилищная инспекция) о признании незаконным пункта 1 предписания от 27 октября 2014 года N 1727.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 января 2015 года заявленное Обществом требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, жилищная инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что оспариваемым предписанием на Общество не возлагалась обязанность провести работы капитального характера. По мнению жилищной инспекции, согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) работы по капитальному ремонту включают в себя, в том числе, ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт. Однако в рассматриваемом случае временная неисправность лифта, так же как и представленный комиссионный акт от 30 августа 2014 года о выходе из строя лифта в результате удара молнии, не свидетельствует о непригодности для эксплуатации такого лифта.
В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 16 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), отмечает, что замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами, относится к перечню работ текущего характера.
Кроме того, жилищная инспекция указывает, что 2 декабря 2014 года вновь была проведена проверка по исполнению ранее выданного предписания, в ходе которой установлено, что предписание от 27 октября 2014 года N 1727 исполнено Обществом полностью, о чем составлен акт проверки N 1713. Данное обстоятельство, по мнению жилищной инспекции, свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества.
В письменном отзыве от 6 апреля 2015 года на апелляционную жалобу ООО УК "Ласточка" выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
Во исполнение определения Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2015 года лицами, участвующими в деле, представлены дополнительные документы:
- - жилищной инспекцией - дополнение от 6 апреля 2015 года к апелляционной жалобе;
- - Обществом - копия счета на оплату N 15 от 1 сентября 2014 года; копия платежного поручения N 165 от 16 сентября 2014 года; копия акта N 15 от 1 сентября 2014 года; копия списка собственников жилых помещений, сдавших денежные средства на восстановление лифтового оборудования.
На основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации и при отсутствии возражений со стороны представителей лиц, участвующих в деле, указанные дополнительные документы приобщены к материалам дела.
В связи с нахождением судьи Желтоухова Е.В. в отпуске определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2015 года указанный судья заменен на судью Рылова Д.Н., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и отзыва на нее, изучив материалы дела, в том числе, дополнительно представленные документы, выслушав представителей ООО УК "Ласточка" и жилищной инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО УК "Ласточка" зарегистрировано в качестве юридического лица 25 июля 2012 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1127536004804 (л.д. 6-8).
Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Чита, ул. Бутина, д. 125.
1 марта 2013 года между ООО УК "Ласточка" и ООО "ЗабайкалЛифтСервис" заключен договор N 8/03-13 на техническое обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской связи и сигнализации (л.д. 21-25), по условиям которого ООО "ЗабайкалЛифтСервис" принимает на себя обязательства по выполнению работ по техническому обслуживанию лифтов и лифтовой диспетчерской связи и сигнализации, находящихся по адресу: г. Чита, ул. Бутина, д. 125.
Согласно пункту 2.1 названного договора ООО "ЗабайкалЛифтСервис" выполняет следующие виды работ:
- - техническое обслуживание (плановые осмотры, чистка, смазка, регулировка лифтового оборудования);
- - круглосуточное аварийно-техническое обслуживание лифтов (мониторинг работы лифтов через канал связи, эвакуация пассажиров, застрявших в лифте, пуск остановившихся по техническим причинам лифтов без проведения работ, требующих значительных затрат времени в течение рабочего дня);
- - текущий ремонт лифтов (замена или ремонт вышедших из строя деталей лифтового оборудования, за исключением работ капитального характера).
29 августа 2014 года в результате удара молнии в многоквартирный жилой дом N 125 по ул. Бутина вышло из строя следующее лифтовое оборудование:
- - плата ШУЛМ/ПКЛ-32.04 (контролера) - 2 шт.;
- - плата ШУЛМ/Защита (матрицы и питания) - 2 шт.;
- - лифтовый блок ЛБ 6.0 ШУЛК-32-2 шт.;
- - реле 110 V - 4 шт.;
- - сбой программного обеспечения.
30 августа 2014 года комиссия в составе представителей ООО "ЗабайкалЛифтСервис" и ООО УК "Ласточка" составила соответствующий акт (л.д. 9).
1 сентября 2014 года Обществом (заказчик) с индивидуальным предпринимателем Васеевым А.Н. (подрядчик) заключен договор подряда на выполнение работ (оказание услуг), в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы следующего содержания: замена платы ШУЛМ/ПКЛ-32.04 (контролера) - 1 шт.; замена платы ШУЛМ/Защита (матрицы и питания) - 1 шт.; замена лифтового блока ЛБ 6.0 ШУЛК-32-1 шт.; замена реле 110 V - 2 шт.; по адресу: г. Чита, ул. Бутина, 125, лифт N 1 (л.д. 10).
Согласно пункту 2.1 договора стоимость работ составила 38 452,12 рублей.
ООО УК "Ласточка" оповестило собственников жилых помещений в многоквартирном доме N 125 по улице Бутина о том, что для восстановления работоспособности лифта необходимо заменить поврежденное оборудование (плату контроллера, плату матрицы и питания, лифтовой блок и реле) стоимостью 38 452,12 рублей в одном подъезде. Денежные средства на ремонт лифтового оборудования необходимо сдать в кассу Общества до 30 сентября 2014 года, в том числе 1 подъезд - 1500 рублей с квартиры (л.д. 32).
Изложенное послужило поводом для обращения собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома в жилищную инспекцию (л.д. 33-36).
На основании поступивших обращений собственников жилых помещений жилищной инспекцией издано распоряжение о проведении внеплановой проверки от 20 октября 2014 года N 4614 (л.д. 37) с целью контроля информации о нарушении правил содержания и эксплуатации жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг ООО УК "Ласточка" в жилом доме по адресу: г. Чита, ул. Бутина, 125 27 октября 2014 года в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения частей 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса, пункта 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и пункта 22 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень услуг и работ), а именно: в жилом многоквартирном доме N 125 по ул. Бутина в первом подъезде лифт находится в неисправном состоянии.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 27 октября 2014 года N 2916 (л.д. 14-15, 40).
По результатам проведения внеплановой проверки жилищной инспекцией выдано предписание от 27 октября 2014 года N 1727, пунктом 1 которого на Общество возложена обязанность в срок до 28 ноября 2014 года устранить допущенные нарушения (л.д. 16-17).
Не согласившись с пунктом 1 вынесенного предписания, ООО УК "Ласточка" оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования, исходя из следующего.
Согласно частям 1 и 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров управления многоквартирным жилым домом) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Кроме того, статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 6464/10 указано, что системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, лифты, лифтовые и иные шахты.
В соответствии с подпунктом а) пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.
При этом подпунктом з) пункта 11 Правил содержания общего имущества установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с подпунктом а) пункта 28 Правил содержания общего имущества собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно подпункту г) пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 29 августа 2014 года в связи с аварией (в результате удара молнии в жилой дом N 125 по ул. Бутина) вышло из строя следующее лифтовое оборудование:
- - плата ШУЛМ/ПКЛ-32.04 (контролера) - 2 шт.;
- - плата ШУЛМ/Защита (матрицы и питания) - 2 шт.;
- - лифтовый блок ЛБ 6.0 ШУЛК-32-2 шт.;
- - реле 110 V - 4 шт.;
- - сбой программного обеспечения.
30 августа 2014 года комиссией в составе представителей ООО "ЗабайкалЛифтСервис" и ООО УК "Ласточка" составлен соответствующий акт.
По договору подряда на выполнение работ (оказание услуг) от 1 сентября 2014 года (л.д. 10) индивидуальный предприниматель Васеевым А.Н. (подрядчик) обязался выполнить следующие работы: замена платы ШУЛМ/ПКЛ-32.04 (контролера) - 1 шт.; замена платы ШУЛМ/Защита (матрицы и питания) - 1 шт.; замена лифтового блока ЛБ 6.0 ШУЛК-32-1 шт.; замена реле 110 V - 2 шт.; по адресу: г. Чита, ул. Бутина, 125, лифт N 1, стоимостью 38 452,12 рублей.
Жилищная инспекция при проведении проверки посчитала, что осуществление таких работ представляет собой текущий ремонт, плата за который не может взиматься с собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Однако с такой позицией жилищной инспекции суд апелляционной инстанции согласиться не может ввиду следующего.
Согласно пунктам 5.10.1 и 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.
Эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Согласно пункту 18 Правил содержания общего имущества текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Пунктом 21 Правил содержания общего имущества установлено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя также ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
Приложением N 1 к Положению о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденных приказом Госстроя России от 30.06.1999 N 158 (далее - Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов) предусмотрено, что текущий ремонт лифта представляет собой ремонт с целью восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей, а капитальный ремонт лифта - это ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Согласно пункту 3.6.3 Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов с целью сокращения сроков простоя лифтов в капитальном ремонте и учитывая, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет ресурс до очередного капитального ремонта ниже регламентированного для лифта в целом, а долговечность их работы зависит от интенсивности и условий эксплуатации лифта, требований безопасности, качества заводского изготовления, капитальный ремонт этих составных частей и деталей должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости.
В этом случае в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов: электродвигателя главного привода; редуктора лебедки или червячной пары редуктора; тормозного устройства; электрощита (панели) управления лифтом; купе кабины; ограничителя скорости; створок дверей шахты и кабины; пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины; канатоведущего шкива; канатов.
В соответствии с пунктом 7.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 06.03.2014 N 93-ст (далее - ГОСТ Р 55964-2014), система планово-предупредительных ремонтов лифтов включает в себя:
- - осмотр или контроль за состоянием оборудования лифта посредством устройства диспетчерского контроля;
- - техническое обслуживание;
- - аварийно-техническое обслуживание;
- - систему восстановления ресурса лифта, состоящую из капитального ремонта (замены оборудования) и (или) модернизации (как в процессе эксплуатации лифта, так и по истечении назначенного срока службы).
При капитальном ремонте лифтов проводятся ремонт или замена узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс или близких к его выработке с последующей регулировкой, а также поврежденных узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования. После проведения капитального ремонта лифтов проводятся проверка функционирования вновь установленных, отремонтированных узлов и проверка функционирования лифта во всех режимах, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации (пункт 7.6.1 ГОСТ Р 55964-2014).
Согласно пункту 7.6.2 ГОСТ Р 55964-2014 в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей): лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт; электродвигателя лебедки главного привода; канатоведущего шкива лебедки главного привода, барабана трения; оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов); привода дверей кабины и его составных частей: редуктора, электродвигателя, балки привода дверей; постов управления; кабины и ее составных частей: рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства; дверей шахты, кабины и их составных частей: створок, порогов, замков, верхних балок дверей; шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов; преобразователя частоты и его составных частей: силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат; натяжного устройства уравновешивающих канатов; ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости; ловителей; противовеса и его составных частей: рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии); разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине; подвесного кабеля; тяговых элементов; уравновешивающих канатов, цепей; каната ограничителя скорости; буфера.
Объем работ по замене или ремонту составных частей лифта определяется по результатам периодического технического освидетельствования и (или) в ходе проведения технического обслуживания лифта.
Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводится специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт этих лифтов по отдельным договорам.
То есть в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входит, среди прочего, ремонт или замена шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае плата ШУЛМ/ПКЛ-32.04 (контроллер) и плата ШУЛМ/Защита (матрица и питание) являются составными частями шкафа управления лифта, замена которых в случае их неисправности необходима для полного или близкого к полному восстановлению лифта, то есть составляют работы по капитальному ремонту.
Данное обстоятельство было также подтверждено генеральным директором Общества Шеиным А.А. в ходе судебного заседания 9 апреля 2015 года в суде апелляционной инстанции (аудиозапись судебного заседания от 9 апреля 2015 года): как указал генеральный директор, из строя вышли электронные платы лифта.
Каких-либо доказательств, опровергающих такие выводы суда и объяснения руководителя Общества, жилищной инспекцией в материалы дела не представлено.
При этом ссылка жилищной инспекции на пункт 16 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которому замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами, относится к перечню работ текущего характера, не может быть принята во внимание, поскольку подобного рода регламенты (применительно к вышедшему из строя лифту), несмотря на неоднократные предложения суда апелляционной инстанции, жилищной инспекцией в материалы дела не представлены.
При этом Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824, вопреки доводам представителя жилищной инспекции, не может быть отнесен к тем регламентам, о которых говорится в пункте 16 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает особое внимание на следующее.
Пунктом 7.5.2 ГОСТ Р 55964-2014 предусмотрен такой вид работ, как внеплановый (аварийный) ремонт (работы капитального характера), который выполняется в целях восстановления работоспособности лифта, вышедшего из строя в результате затопления, пожара, вандальных действий или иных чрезвычайных ситуаций.
При этом внеплановый (аварийный) ремонт (работы капитального характера) в состав системы планово-предупредительных ремонтов не входит.
Как отмечалось ранее, названное лифтовое оборудование было повреждено в результате удара молнии в многоквартирный жилой дом N 125 по улице Бутина.
Соответственно, работы по восстановлению работоспособности лифта, вышедшего из строя в результате указанной чрезвычайной ситуации (удар молнии), в силу пункта 7.5.2 ГОСТ Р 55964-2014 в любом случае носят капитальный характер, представляют собой внеплановый (аварийный) ремонт, который не входит в состав системы планово-предупредительных ремонтов.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что при проведении проверки и принятии оспариваемого постановления должностным лицом жилищной инспекции фактически не устанавливались причины неисправности лифта (в частности, в акте проверки нет каких-либо указаний обстоятельства выхода из строя лифта).
Согласно статье 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи (часть 1). Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3).
В силу частей 1 и 2 статьи 189 Жилищного кодекса проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Согласно пункту 37 Правил содержания общего имущества при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Ласточка" оповестило собственников жилых помещений в многоквартирном доме N 125 по улице Бутина о том, что для восстановления работоспособности лифта необходимо заменить поврежденное оборудование (плату контроллера, плату матрицы и питания, лифтовой блок и реле), стоимостью 38 452,12 рублей в одном подъезде. Денежные средства на ремонт лифтового оборудования необходимо сдать в кассу Общества до 30 сентября 2014 года, в том числе 1 подъезд - 1500 рублей с квартиры (л.д. 32).
Однако на момент проведения жилищной инспекцией проверки общее собрание собственников помещений по поводу оплаты расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома не проводилось, денежные средства на ремонт лифтового оборудования не сдавались, в связи с чем обязанность по проведению Обществом капитального ремонта лифта в первом подъезде жилого многоквартирного дома N 125 по улице Бутина в г. Чите отсутствовала.
Следовательно, вынесение в отношении ООО УК "Ласточка" пункта 1 оспариваемого предписания от 27 октября 2014 года N 1727 об устранении нарушения (неисправного состояния лифта в первом подъезде жилого многоквартирного дома N 125 по улице Бутина) является незаконным и необоснованным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае выявленное нарушение Обществом устранено, о чем свидетельствует акт проверки N 1713 от 2 декабря 2014 года (л.д. 45, 86-87), в связи с чем права и законные интересы ООО УК "Ласточка" не нарушены, суд апелляционной инстанции находит необоснованным, поскольку факт добровольного устранения неисправностей лифтового оборудования не может свидетельствовать об отсутствии нарушений прав и законных интересов управляющей компании, так как пункт 1 оспариваемого предписания возлагает на нее обязанность, не предусмотренную действующими нормативными правовыми актами, за неисполнение которой она может быть привлечена к административной ответственности.
Кроме того, в письменном отзыве от 6 апреля 2015 года на апелляционную жалобу Общество указало, что собственниками помещений было сдано 22 500 рублей на замену лифтового оборудования, а оставшуюся сумму в размере 15 952,12 рублей добавило управляющая компания, то есть частично оплатила проведение капитального ремонта лифтового оборудования вместо жильцов. То есть в целях исполнения незаконного предписания ООО "УК "Ласточка" понесло дополнительные расходы.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах, имеющихся в материалах дела доказательствах и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции о незаконности предписания в оспариваемой части, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные процессуальным законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 января 2015 года по делу N А78-13010/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 января 2015 года по делу N А78-13010/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.04.2015 N 04АП-749/2015 ПО ДЕЛУ N А78-13010/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2015 г. по делу N А78-13010/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменева Г.Г.,
судей Сидоренко В.А., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Забайкальского края на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 января 2015 года по делу N А78-13010/2014, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ласточка" (адрес места нахождения: г. Чита, ул. Бутина, д. 125, пом. 12; ОГРН 1127536004804, ИНН 7536128630) к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (адрес места нахождения: г. Чита, ул. Костюшко-Григоровича, д. 7, 123; ОГРН 1087536008702, ИНН 7536095864) о признании незаконным пункта 1 предписания от 27 октября 2014 года N 1727
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
- от ООО УК "Ласточка": Шеин Андрей Анатольевич, генеральный директор (выписка из ЕГРЮЛ от 27 октября 2014 года N 10017В/2014); Юшманова Елена Юрьевна, доверенность от 1 июня 2014 года;
- от жилищной инспекции: Щербаков Артем Семенович, главный специалист-эксперт юридического отдела, доверенность N 1 от 12 января 2015 года,
и
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ласточка" (далее - ООО УК "Ласточка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Забайкальского края (далее - жилищная инспекция) о признании незаконным пункта 1 предписания от 27 октября 2014 года N 1727.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 января 2015 года заявленное Обществом требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, жилищная инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что оспариваемым предписанием на Общество не возлагалась обязанность провести работы капитального характера. По мнению жилищной инспекции, согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) работы по капитальному ремонту включают в себя, в том числе, ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт. Однако в рассматриваемом случае временная неисправность лифта, так же как и представленный комиссионный акт от 30 августа 2014 года о выходе из строя лифта в результате удара молнии, не свидетельствует о непригодности для эксплуатации такого лифта.
В обоснование своей позиции заявитель апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 16 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), отмечает, что замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами, относится к перечню работ текущего характера.
Кроме того, жилищная инспекция указывает, что 2 декабря 2014 года вновь была проведена проверка по исполнению ранее выданного предписания, в ходе которой установлено, что предписание от 27 октября 2014 года N 1727 исполнено Обществом полностью, о чем составлен акт проверки N 1713. Данное обстоятельство, по мнению жилищной инспекции, свидетельствует об отсутствии нарушений прав и законных интересов Общества.
В письменном отзыве от 6 апреля 2015 года на апелляционную жалобу ООО УК "Ласточка" выражает согласие с решением суда первой инстанции и просит оставить его без изменения.
Во исполнение определения Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2015 года лицами, участвующими в деле, представлены дополнительные документы:
- - жилищной инспекцией - дополнение от 6 апреля 2015 года к апелляционной жалобе;
- - Обществом - копия счета на оплату N 15 от 1 сентября 2014 года; копия платежного поручения N 165 от 16 сентября 2014 года; копия акта N 15 от 1 сентября 2014 года; копия списка собственников жилых помещений, сдавших денежные средства на восстановление лифтового оборудования.
На основании части 2 статьи 268 АПК Российской Федерации и при отсутствии возражений со стороны представителей лиц, участвующих в деле, указанные дополнительные документы приобщены к материалам дела.
В связи с нахождением судьи Желтоухова Е.В. в отпуске определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2015 года указанный судья заменен на судью Рылова Д.Н., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и отзыва на нее, изучив материалы дела, в том числе, дополнительно представленные документы, выслушав представителей ООО УК "Ласточка" и жилищной инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО УК "Ласточка" зарегистрировано в качестве юридического лица 25 июля 2012 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1127536004804 (л.д. 6-8).
Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Чита, ул. Бутина, д. 125.
1 марта 2013 года между ООО УК "Ласточка" и ООО "ЗабайкалЛифтСервис" заключен договор N 8/03-13 на техническое обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской связи и сигнализации (л.д. 21-25), по условиям которого ООО "ЗабайкалЛифтСервис" принимает на себя обязательства по выполнению работ по техническому обслуживанию лифтов и лифтовой диспетчерской связи и сигнализации, находящихся по адресу: г. Чита, ул. Бутина, д. 125.
Согласно пункту 2.1 названного договора ООО "ЗабайкалЛифтСервис" выполняет следующие виды работ:
- - техническое обслуживание (плановые осмотры, чистка, смазка, регулировка лифтового оборудования);
- - круглосуточное аварийно-техническое обслуживание лифтов (мониторинг работы лифтов через канал связи, эвакуация пассажиров, застрявших в лифте, пуск остановившихся по техническим причинам лифтов без проведения работ, требующих значительных затрат времени в течение рабочего дня);
- - текущий ремонт лифтов (замена или ремонт вышедших из строя деталей лифтового оборудования, за исключением работ капитального характера).
29 августа 2014 года в результате удара молнии в многоквартирный жилой дом N 125 по ул. Бутина вышло из строя следующее лифтовое оборудование:
- - плата ШУЛМ/ПКЛ-32.04 (контролера) - 2 шт.;
- - плата ШУЛМ/Защита (матрицы и питания) - 2 шт.;
- - лифтовый блок ЛБ 6.0 ШУЛК-32-2 шт.;
- - реле 110 V - 4 шт.;
- - сбой программного обеспечения.
30 августа 2014 года комиссия в составе представителей ООО "ЗабайкалЛифтСервис" и ООО УК "Ласточка" составила соответствующий акт (л.д. 9).
1 сентября 2014 года Обществом (заказчик) с индивидуальным предпринимателем Васеевым А.Н. (подрядчик) заключен договор подряда на выполнение работ (оказание услуг), в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить работы следующего содержания: замена платы ШУЛМ/ПКЛ-32.04 (контролера) - 1 шт.; замена платы ШУЛМ/Защита (матрицы и питания) - 1 шт.; замена лифтового блока ЛБ 6.0 ШУЛК-32-1 шт.; замена реле 110 V - 2 шт.; по адресу: г. Чита, ул. Бутина, 125, лифт N 1 (л.д. 10).
Согласно пункту 2.1 договора стоимость работ составила 38 452,12 рублей.
ООО УК "Ласточка" оповестило собственников жилых помещений в многоквартирном доме N 125 по улице Бутина о том, что для восстановления работоспособности лифта необходимо заменить поврежденное оборудование (плату контроллера, плату матрицы и питания, лифтовой блок и реле) стоимостью 38 452,12 рублей в одном подъезде. Денежные средства на ремонт лифтового оборудования необходимо сдать в кассу Общества до 30 сентября 2014 года, в том числе 1 подъезд - 1500 рублей с квартиры (л.д. 32).
Изложенное послужило поводом для обращения собственников жилых помещений указанного многоквартирного дома в жилищную инспекцию (л.д. 33-36).
На основании поступивших обращений собственников жилых помещений жилищной инспекцией издано распоряжение о проведении внеплановой проверки от 20 октября 2014 года N 4614 (л.д. 37) с целью контроля информации о нарушении правил содержания и эксплуатации жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг ООО УК "Ласточка" в жилом доме по адресу: г. Чита, ул. Бутина, 125 27 октября 2014 года в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения частей 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса, пункта 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и пункта 22 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень услуг и работ), а именно: в жилом многоквартирном доме N 125 по ул. Бутина в первом подъезде лифт находится в неисправном состоянии.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 27 октября 2014 года N 2916 (л.д. 14-15, 40).
По результатам проведения внеплановой проверки жилищной инспекцией выдано предписание от 27 октября 2014 года N 1727, пунктом 1 которого на Общество возложена обязанность в срок до 28 ноября 2014 года устранить допущенные нарушения (л.д. 16-17).
Не согласившись с пунктом 1 вынесенного предписания, ООО УК "Ласточка" оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования, исходя из следующего.
Согласно частям 1 и 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров управления многоквартирным жилым домом) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Кроме того, статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 6464/10 указано, что системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, лифты, лифтовые и иные шахты.
В соответствии с подпунктом а) пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.
При этом подпунктом з) пункта 11 Правил содержания общего имущества установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с подпунктом а) пункта 28 Правил содержания общего имущества собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Согласно подпункту г) пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 29 августа 2014 года в связи с аварией (в результате удара молнии в жилой дом N 125 по ул. Бутина) вышло из строя следующее лифтовое оборудование:
- - плата ШУЛМ/ПКЛ-32.04 (контролера) - 2 шт.;
- - плата ШУЛМ/Защита (матрицы и питания) - 2 шт.;
- - лифтовый блок ЛБ 6.0 ШУЛК-32-2 шт.;
- - реле 110 V - 4 шт.;
- - сбой программного обеспечения.
30 августа 2014 года комиссией в составе представителей ООО "ЗабайкалЛифтСервис" и ООО УК "Ласточка" составлен соответствующий акт.
По договору подряда на выполнение работ (оказание услуг) от 1 сентября 2014 года (л.д. 10) индивидуальный предприниматель Васеевым А.Н. (подрядчик) обязался выполнить следующие работы: замена платы ШУЛМ/ПКЛ-32.04 (контролера) - 1 шт.; замена платы ШУЛМ/Защита (матрицы и питания) - 1 шт.; замена лифтового блока ЛБ 6.0 ШУЛК-32-1 шт.; замена реле 110 V - 2 шт.; по адресу: г. Чита, ул. Бутина, 125, лифт N 1, стоимостью 38 452,12 рублей.
Жилищная инспекция при проведении проверки посчитала, что осуществление таких работ представляет собой текущий ремонт, плата за который не может взиматься с собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Однако с такой позицией жилищной инспекции суд апелляционной инстанции согласиться не может ввиду следующего.
Согласно пунктам 5.10.1 и 5.10.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.
Эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Согласно пункту 18 Правил содержания общего имущества текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Пунктом 21 Правил содержания общего имущества установлено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
Согласно части 1 статьи 166 Жилищного кодекса перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя также ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт.
Приложением N 1 к Положению о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утвержденных приказом Госстроя России от 30.06.1999 N 158 (далее - Положение о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов) предусмотрено, что текущий ремонт лифта представляет собой ремонт с целью восстановления его исправности (работоспособности), а также поддержания эксплуатационных показателей, а капитальный ремонт лифта - это ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Согласно пункту 3.6.3 Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов с целью сокращения сроков простоя лифтов в капитальном ремонте и учитывая, что большое количество составных частей и деталей, входящих в комплект лифтового оборудования, имеет ресурс до очередного капитального ремонта ниже регламентированного для лифта в целом, а долговечность их работы зависит от интенсивности и условий эксплуатации лифта, требований безопасности, качества заводского изготовления, капитальный ремонт этих составных частей и деталей должен производиться вне зависимости от ремонтного цикла по мере необходимости.
В этом случае в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте составных частей и оборудования (работы капитального характера), входит замена одного или нескольких нижеперечисленных узлов: электродвигателя главного привода; редуктора лебедки или червячной пары редуктора; тормозного устройства; электрощита (панели) управления лифтом; купе кабины; ограничителя скорости; створок дверей шахты и кабины; пружинных и балансирных подвесок противовеса и кабины; канатоведущего шкива; канатов.
В соответствии с пунктом 7.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 06.03.2014 N 93-ст (далее - ГОСТ Р 55964-2014), система планово-предупредительных ремонтов лифтов включает в себя:
- - осмотр или контроль за состоянием оборудования лифта посредством устройства диспетчерского контроля;
- - техническое обслуживание;
- - аварийно-техническое обслуживание;
- - систему восстановления ресурса лифта, состоящую из капитального ремонта (замены оборудования) и (или) модернизации (как в процессе эксплуатации лифта, так и по истечении назначенного срока службы).
При капитальном ремонте лифтов проводятся ремонт или замена узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс или близких к его выработке с последующей регулировкой, а также поврежденных узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования. После проведения капитального ремонта лифтов проводятся проверка функционирования вновь установленных, отремонтированных узлов и проверка функционирования лифта во всех режимах, предусмотренных руководством (инструкцией) по эксплуатации (пункт 7.6.1 ГОСТ Р 55964-2014).
Согласно пункту 7.6.2 ГОСТ Р 55964-2014 в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей): лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт; электродвигателя лебедки главного привода; канатоведущего шкива лебедки главного привода, барабана трения; оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов); привода дверей кабины и его составных частей: редуктора, электродвигателя, балки привода дверей; постов управления; кабины и ее составных частей: рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства; дверей шахты, кабины и их составных частей: створок, порогов, замков, верхних балок дверей; шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов; преобразователя частоты и его составных частей: силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат; натяжного устройства уравновешивающих канатов; ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости; ловителей; противовеса и его составных частей: рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии); разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине; подвесного кабеля; тяговых элементов; уравновешивающих канатов, цепей; каната ограничителя скорости; буфера.
Объем работ по замене или ремонту составных частей лифта определяется по результатам периодического технического освидетельствования и (или) в ходе проведения технического обслуживания лифта.
Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводится специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт этих лифтов по отдельным договорам.
То есть в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), входит, среди прочего, ремонт или замена шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае плата ШУЛМ/ПКЛ-32.04 (контроллер) и плата ШУЛМ/Защита (матрица и питание) являются составными частями шкафа управления лифта, замена которых в случае их неисправности необходима для полного или близкого к полному восстановлению лифта, то есть составляют работы по капитальному ремонту.
Данное обстоятельство было также подтверждено генеральным директором Общества Шеиным А.А. в ходе судебного заседания 9 апреля 2015 года в суде апелляционной инстанции (аудиозапись судебного заседания от 9 апреля 2015 года): как указал генеральный директор, из строя вышли электронные платы лифта.
Каких-либо доказательств, опровергающих такие выводы суда и объяснения руководителя Общества, жилищной инспекцией в материалы дела не представлено.
При этом ссылка жилищной инспекции на пункт 16 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которому замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами, относится к перечню работ текущего характера, не может быть принята во внимание, поскольку подобного рода регламенты (применительно к вышедшему из строя лифту), несмотря на неоднократные предложения суда апелляционной инстанции, жилищной инспекцией в материалы дела не представлены.
При этом Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824, вопреки доводам представителя жилищной инспекции, не может быть отнесен к тем регламентам, о которых говорится в пункте 16 приложения N 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает особое внимание на следующее.
Пунктом 7.5.2 ГОСТ Р 55964-2014 предусмотрен такой вид работ, как внеплановый (аварийный) ремонт (работы капитального характера), который выполняется в целях восстановления работоспособности лифта, вышедшего из строя в результате затопления, пожара, вандальных действий или иных чрезвычайных ситуаций.
При этом внеплановый (аварийный) ремонт (работы капитального характера) в состав системы планово-предупредительных ремонтов не входит.
Как отмечалось ранее, названное лифтовое оборудование было повреждено в результате удара молнии в многоквартирный жилой дом N 125 по улице Бутина.
Соответственно, работы по восстановлению работоспособности лифта, вышедшего из строя в результате указанной чрезвычайной ситуации (удар молнии), в силу пункта 7.5.2 ГОСТ Р 55964-2014 в любом случае носят капитальный характер, представляют собой внеплановый (аварийный) ремонт, который не входит в состав системы планово-предупредительных ремонтов.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что при проведении проверки и принятии оспариваемого постановления должностным лицом жилищной инспекции фактически не устанавливались причины неисправности лифта (в частности, в акте проверки нет каких-либо указаний обстоятельства выхода из строя лифта).
Согласно статье 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи (часть 1). Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3).
В силу частей 1 и 2 статьи 189 Жилищного кодекса проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Согласно пункту 37 Правил содержания общего имущества при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Из материалов дела следует, что ООО УК "Ласточка" оповестило собственников жилых помещений в многоквартирном доме N 125 по улице Бутина о том, что для восстановления работоспособности лифта необходимо заменить поврежденное оборудование (плату контроллера, плату матрицы и питания, лифтовой блок и реле), стоимостью 38 452,12 рублей в одном подъезде. Денежные средства на ремонт лифтового оборудования необходимо сдать в кассу Общества до 30 сентября 2014 года, в том числе 1 подъезд - 1500 рублей с квартиры (л.д. 32).
Однако на момент проведения жилищной инспекцией проверки общее собрание собственников помещений по поводу оплаты расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома не проводилось, денежные средства на ремонт лифтового оборудования не сдавались, в связи с чем обязанность по проведению Обществом капитального ремонта лифта в первом подъезде жилого многоквартирного дома N 125 по улице Бутина в г. Чите отсутствовала.
Следовательно, вынесение в отношении ООО УК "Ласточка" пункта 1 оспариваемого предписания от 27 октября 2014 года N 1727 об устранении нарушения (неисправного состояния лифта в первом подъезде жилого многоквартирного дома N 125 по улице Бутина) является незаконным и необоснованным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемом случае выявленное нарушение Обществом устранено, о чем свидетельствует акт проверки N 1713 от 2 декабря 2014 года (л.д. 45, 86-87), в связи с чем права и законные интересы ООО УК "Ласточка" не нарушены, суд апелляционной инстанции находит необоснованным, поскольку факт добровольного устранения неисправностей лифтового оборудования не может свидетельствовать об отсутствии нарушений прав и законных интересов управляющей компании, так как пункт 1 оспариваемого предписания возлагает на нее обязанность, не предусмотренную действующими нормативными правовыми актами, за неисполнение которой она может быть привлечена к административной ответственности.
Кроме того, в письменном отзыве от 6 апреля 2015 года на апелляционную жалобу Общество указало, что собственниками помещений было сдано 22 500 рублей на замену лифтового оборудования, а оставшуюся сумму в размере 15 952,12 рублей добавило управляющая компания, то есть частично оплатила проведение капитального ремонта лифтового оборудования вместо жильцов. То есть в целях исполнения незаконного предписания ООО "УК "Ласточка" понесло дополнительные расходы.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также проверены, но при изложенных выше фактических обстоятельствах, имеющихся в материалах дела доказательствах и правовом регулировании они не опровергают правильных по существу выводов суда первой инстанции о незаконности предписания в оспариваемой части, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные процессуальным законом основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 января 2015 года по делу N А78-13010/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 января 2015 года по делу N А78-13010/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий судья
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Судьи
В.А.СИДОРЕНКО
Д.Н.РЫЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)