Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - не явился, извещен,
от Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан - не явился, извещен,
от Прокуратуры Республики Татарстан - Магометова Е.Г. (удостоверение 13.12.13 г. N 160172),
от Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2015 года апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2015 года по делу N А65-1283/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
к Исполнительному комитету Нурлатского муниципального района Республики Татарстан,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива",
Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан,
Прокуратура Республики Татарстан,
Исполнительный комитет г. Нурлат Нурлатского муниципального района,
о признании недействительным решения,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан обратилось в суд с заявлением к Исполнительному комитету Нурлатского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительным разрешения Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан на ввод в эксплуатацию N RU16532101-0054/в от 10.11.2012 г., выданное ООО "Перспектива".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2015 года по делу N А65-1283/2015 отменить.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Татарстан доводы жалобы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Перспектива", Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан и Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 25.03.2014 г. N 02/94-пр антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена проверка Исполнительного комитета Нурлатского Республики Татарстан (адрес: 423040, Республика Татарстан, Нурлат, ул. Советская, д. 117).
По результатам контрольного мероприятия инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.
31.10.2012 г. Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан было выдано разрешение на строительство N RU16532101-0126/с на объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями", общей площадью 1317, 3 кв. м, находящегося по адресу: г. Нурлат, ул. Лихачева, д. 13.
При изучении разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Нурлат, ул. Лихачева, д. 13 был выявлен лист согласования, согласно которому ООО "Перспектива" не представило необходимые документы, проектно-сметную документацию и заключение государственной экспертизы по проектной документации.
Спустя 10 дней - 10.11.2012 года Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU16532101-0054/в.
Заявитель указывает, что факт выдачи разрешения на строительство N RU16532101-0126/с от 31.10.2012 г. и выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU16532101-0054/в от 10.11.2012 г. ООО "Перспектива" в столь короткий период времени свидетельствует о фиктивности выданного Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района РТ разрешения на строительство с проведением строительных работ до предоставления разрешения на строительство, поскольку подготовка строительно - технической документации требует привлечения большого количества трудовых, финансовых, временных и иных ресурсоемких затрат.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 31.10.2012 года Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан выдано ООО "Перспектива" разрешение на строительство NRU16532101-0126/с на объект капитального строительства "многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями", общей площадью 1317,3 кв. м, находящегося по адресу: г. Нурлат, ул. Лихачева, д. 13.
Исчерпывающий перечень документов, обязательных к представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство, предусмотрен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В ходе изучения разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Нурлат, ул. Лихачева, д. 13 антимонопольным органом был выявлен лист согласования, согласно которому ООО "Перспектива" не предоставило необходимые документы в соответствии со статьей 51 ГрК РФ, в том числе правоустанавливающие документы, проектно-сметную документацию и заключение государственной экспертизы по проектной документации.
Спустя 10 дней - 10.11.2012 года Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан выдано ООО "Перспектива" разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU16532101-0154/в.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно п. 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В ходе изучения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Нурлат, ул. Лихачева, д. 13 выявлен лист согласования, согласно которому ООО "Перспектива" не представило необходимые документы в соответствии со статьей 55 ГрК РФ, в том числе заключение экспертизы строительного надзора о соответствии технических регламентов объекта.
Между тем, статьей 55 ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, обязательных к предоставлению в уполномоченный орган для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан определен соответствующим Административным регламентом, утвержденным 19.11.2013 года.
В соответствии с п. 2.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Исполнительный комитет Нурлатского муниципального района Республики Татарстан отказывает в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в случае:
- - представления документов не в полном объеме, либо наличие в представленных заявлении и (или) документах неполной и (или) недостоверной информации;
- - поступления ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, если соответствующий документ не был представлен заявителем;
- - несоответствия объекта строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
- - несоответствия объекта строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
- - несоответствия параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации.
Решением от 29.12.2014 г. по делу N 06-817/2014 антимонопольным органом Исполнительный комитет Нурлатского муниципального района Республики Татарстан признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в части выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию NRU16532101-0154/в от 10.11.2012 ООО "Перспектива", что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Ответчик в отзыве на заявление указал, что ООО "Перспектива" начало строительство в 2011 году, что подтверждается ордером N 92 "На производство земляных работ, выданного муниципальным унитарным предприятием "Управление архитектурного планирования и градостроительства" Нурлатского муниципального района, в котором указано, что предприятию ООО "Перспектива" разрешается произвести земляные работы по закладке фундамента для строительства 12 квартирного жилого дома по улице Лихачева д. 13. В допуске на производство земляных работ пройдено согласование со службами. Земельный участок принадлежит ООО "Перспектива" на праве собственности свидетельство серии 16-АК 678977. Постановлением Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района от 01.11.2012 года N 1450 утвержден градостроительный план земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу РТ, Нурлатский муниципальный район, г. Нурлат, ул. Лихачева, дом 13.
В настоящее время в здании по адресу: Нурлатский муниципальный район, г. Нурлат, ул. Лихачева, дом 13, первый этаж зарегистрировано право собственности за Республикой Татарстан, 5 квартир приобретены по программе "Социальной ипотеки" и 7 квартир приобретены по программе "Переселение граждан из аварийного жилья".
В отзыве на заявление, третье лицо, ООО "Перспектива", пояснило, что фактически начали строительство 3-х этажного "Многоквартирного жилого дома по типовому проекту по ул. Лихачева, 13 в г. Нурлат" в 2011 году, что подтверждается ордером N 92 "На производство земляных работ выданного муниципальным унитарным предприятием "Управление архитектурного планирования и градостроительства". В допуске на производство земляных работ пройдено согласование со службами. Земельный участок принадлежит ООО "Перспектива" на праве собственности, свидетельство о государственной регистрации права от 27.09.2012 г. При завершении 3-го этажа было обращение со стороны руководства Нурлатского муниципального района и Следственного комитета РТ, что необходимо помещение для Следственного комитета РТ по вышеуказанном адресу в срок до декабря 2012 года. Из-за отсутствия собственного помещения Следственного комитета РТ, выделили цокольный и первый этаж под офис. На данном этапе заключение государственной экспертизы не требовалось. В связи с этим решили построить еще один этаж (мансарда). Согласно постановления N 1524 от 27 ноября 2012 года были переведены в нежилые помещения жилые квартиры N 1, 2, 3, 4 на первом этаже. Из-за срочности в приобретении помещения под офис и выделении денежных средств на приобретение помещения ввели в эксплуатацию здание без заключения государственной экспертизы. В апреле 2013 года сдали проектно-сметную документацию на государственную экспертизу. Из-за некомплектности предоставленной проектной документации экспертизу временно приостановили. На сегодняшний день экспертиза проектной документации проведена, имеется положительное заключение.
Таким образом, из представленных материалов и пояснений сторон, следует, что земельный участок, находится в собственности ООО "Перспектива", экспертиза проектной документации проведена, имеется положительное заключение, которое представлено в материалы дела.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что только лишь констатация факта нарушения выдачи Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан разрешения на строительство объекта и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию без доказательств негативных последствий в сфере конкуренции или возможности их наступления не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания органа местного самоуправления нарушившим требования антимонопольного законодательства.
Антимонопольным органом не представлено доказательств, каким образом действия Исполнительного комитета по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и на каком товарном рынке, среди каких хозяйствующих субъектов может возникнуть или возникает недопущение, ограничение, устранение конкуренции, заявленные требования удовлетворению судом не подлежат.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А65-15863/2014 от 26.02.2015 г.
На основании изложенного, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2015 года по делу N А65-1283/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2015 N 11АП-7068/2015 ПО ДЕЛУ N А65-1283/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2015 г. по делу N А65-1283/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - не явился, извещен,
от Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан - не явился, извещен,
от Прокуратуры Республики Татарстан - Магометова Е.Г. (удостоверение 13.12.13 г. N 160172),
от Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2015 года апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2015 года по делу N А65-1283/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
к Исполнительному комитету Нурлатского муниципального района Республики Татарстан,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива",
Инспекция государственного строительного надзора Республики Татарстан,
Прокуратура Республики Татарстан,
Исполнительный комитет г. Нурлат Нурлатского муниципального района,
о признании недействительным решения,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан обратилось в суд с заявлением к Исполнительному комитету Нурлатского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительным разрешения Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан на ввод в эксплуатацию N RU16532101-0054/в от 10.11.2012 г., выданное ООО "Перспектива".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2015 года по делу N А65-1283/2015 отменить.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Республики Татарстан доводы жалобы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Перспектива", Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан и Исполнительного комитета г. Нурлат Нурлатского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 25.03.2014 г. N 02/94-пр антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена проверка Исполнительного комитета Нурлатского Республики Татарстан (адрес: 423040, Республика Татарстан, Нурлат, ул. Советская, д. 117).
По результатам контрольного мероприятия инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено следующее.
31.10.2012 г. Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан было выдано разрешение на строительство N RU16532101-0126/с на объект капитального строительства "Многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями", общей площадью 1317, 3 кв. м, находящегося по адресу: г. Нурлат, ул. Лихачева, д. 13.
При изучении разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Нурлат, ул. Лихачева, д. 13 был выявлен лист согласования, согласно которому ООО "Перспектива" не представило необходимые документы, проектно-сметную документацию и заключение государственной экспертизы по проектной документации.
Спустя 10 дней - 10.11.2012 года Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU16532101-0054/в.
Заявитель указывает, что факт выдачи разрешения на строительство N RU16532101-0126/с от 31.10.2012 г. и выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU16532101-0054/в от 10.11.2012 г. ООО "Перспектива" в столь короткий период времени свидетельствует о фиктивности выданного Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района РТ разрешения на строительство с проведением строительных работ до предоставления разрешения на строительство, поскольку подготовка строительно - технической документации требует привлечения большого количества трудовых, финансовых, временных и иных ресурсоемких затрат.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 31.10.2012 года Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан выдано ООО "Перспектива" разрешение на строительство NRU16532101-0126/с на объект капитального строительства "многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями", общей площадью 1317,3 кв. м, находящегося по адресу: г. Нурлат, ул. Лихачева, д. 13.
Исчерпывающий перечень документов, обязательных к представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство, предусмотрен статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В ходе изучения разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Нурлат, ул. Лихачева, д. 13 антимонопольным органом был выявлен лист согласования, согласно которому ООО "Перспектива" не предоставило необходимые документы в соответствии со статьей 51 ГрК РФ, в том числе правоустанавливающие документы, проектно-сметную документацию и заключение государственной экспертизы по проектной документации.
Спустя 10 дней - 10.11.2012 года Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан выдано ООО "Перспектива" разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU16532101-0154/в.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно п. 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В ходе изучения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Нурлат, ул. Лихачева, д. 13 выявлен лист согласования, согласно которому ООО "Перспектива" не представило необходимые документы в соответствии со статьей 55 ГрК РФ, в том числе заключение экспертизы строительного надзора о соответствии технических регламентов объекта.
Между тем, статьей 55 ГрК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, обязательных к предоставлению в уполномоченный орган для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан определен соответствующим Административным регламентом, утвержденным 19.11.2013 года.
В соответствии с п. 2.9 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Исполнительный комитет Нурлатского муниципального района Республики Татарстан отказывает в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в случае:
- - представления документов не в полном объеме, либо наличие в представленных заявлении и (или) документах неполной и (или) недостоверной информации;
- - поступления ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, если соответствующий документ не был представлен заявителем;
- - несоответствия объекта строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
- - несоответствия объекта строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
- - несоответствия параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации.
Решением от 29.12.2014 г. по делу N 06-817/2014 антимонопольным органом Исполнительный комитет Нурлатского муниципального района Республики Татарстан признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в части выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию NRU16532101-0154/в от 10.11.2012 ООО "Перспектива", что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Ответчик в отзыве на заявление указал, что ООО "Перспектива" начало строительство в 2011 году, что подтверждается ордером N 92 "На производство земляных работ, выданного муниципальным унитарным предприятием "Управление архитектурного планирования и градостроительства" Нурлатского муниципального района, в котором указано, что предприятию ООО "Перспектива" разрешается произвести земляные работы по закладке фундамента для строительства 12 квартирного жилого дома по улице Лихачева д. 13. В допуске на производство земляных работ пройдено согласование со службами. Земельный участок принадлежит ООО "Перспектива" на праве собственности свидетельство серии 16-АК 678977. Постановлением Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района от 01.11.2012 года N 1450 утвержден градостроительный план земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу РТ, Нурлатский муниципальный район, г. Нурлат, ул. Лихачева, дом 13.
В настоящее время в здании по адресу: Нурлатский муниципальный район, г. Нурлат, ул. Лихачева, дом 13, первый этаж зарегистрировано право собственности за Республикой Татарстан, 5 квартир приобретены по программе "Социальной ипотеки" и 7 квартир приобретены по программе "Переселение граждан из аварийного жилья".
В отзыве на заявление, третье лицо, ООО "Перспектива", пояснило, что фактически начали строительство 3-х этажного "Многоквартирного жилого дома по типовому проекту по ул. Лихачева, 13 в г. Нурлат" в 2011 году, что подтверждается ордером N 92 "На производство земляных работ выданного муниципальным унитарным предприятием "Управление архитектурного планирования и градостроительства". В допуске на производство земляных работ пройдено согласование со службами. Земельный участок принадлежит ООО "Перспектива" на праве собственности, свидетельство о государственной регистрации права от 27.09.2012 г. При завершении 3-го этажа было обращение со стороны руководства Нурлатского муниципального района и Следственного комитета РТ, что необходимо помещение для Следственного комитета РТ по вышеуказанном адресу в срок до декабря 2012 года. Из-за отсутствия собственного помещения Следственного комитета РТ, выделили цокольный и первый этаж под офис. На данном этапе заключение государственной экспертизы не требовалось. В связи с этим решили построить еще один этаж (мансарда). Согласно постановления N 1524 от 27 ноября 2012 года были переведены в нежилые помещения жилые квартиры N 1, 2, 3, 4 на первом этаже. Из-за срочности в приобретении помещения под офис и выделении денежных средств на приобретение помещения ввели в эксплуатацию здание без заключения государственной экспертизы. В апреле 2013 года сдали проектно-сметную документацию на государственную экспертизу. Из-за некомплектности предоставленной проектной документации экспертизу временно приостановили. На сегодняшний день экспертиза проектной документации проведена, имеется положительное заключение.
Таким образом, из представленных материалов и пояснений сторон, следует, что земельный участок, находится в собственности ООО "Перспектива", экспертиза проектной документации проведена, имеется положительное заключение, которое представлено в материалы дела.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что только лишь констатация факта нарушения выдачи Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан разрешения на строительство объекта и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию без доказательств негативных последствий в сфере конкуренции или возможности их наступления не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания органа местного самоуправления нарушившим требования антимонопольного законодательства.
Антимонопольным органом не представлено доказательств, каким образом действия Исполнительного комитета по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и на каком товарном рынке, среди каких хозяйствующих субъектов может возникнуть или возникает недопущение, ограничение, устранение конкуренции, заявленные требования удовлетворению судом не подлежат.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А65-15863/2014 от 26.02.2015 г.
На основании изложенного, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2015 года по делу N А65-1283/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)