Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2014 N 05АП-15338/2013 ПО ДЕЛУ N А24-3586/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2014 г. N 05АП-15338/2013

Дело N А24-3586/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 04 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилремсервис У",
апелляционное производство N 05АП-15338/2013
на решение от 11.11.2013
судьи Д.Н.Довгалюка
по делу N А24-3586/2013 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилремсервис У" (ИНН 4101122228, ОГРН 1084101001016, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.02.2008)
к Государственной жилищной инспекции Камчатского края (ИНН 4101102831, ОГРН 1054100065766, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.09.2005)
о признании незаконным постановления от 15.08.2013 N 129/13-Ю по делу об административном правонарушении,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилремсервис У" (далее - заявитель, ООО "Жилремсервис У", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее - административный орган, инспекция) от 15.08.2013 N 129/13-Ю, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 11.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.11.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая на следующие обстоятельства. На основании протокола общего собраний собственников помещения в спорном многоквартирном доме администрация Петропавловск-Камчатского городского округа распоряжением от 29.05.2013 N 202-р "О перечне многоквартирных домов в Петропавловск-Камчатском городском округе, подлежащих капитальному ремонту в 2013 году" включила указанный дом в перечень домов, в которых в 2013 году проводится капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей ЦО, ГВС, ХВС, КНС. На основании протокола общего собрания собственников, который является обязательным для исполнения управляющей компанией, ООО "Жилремсервис У" заключен договор подряда на производство работ по капитальному ремонту системы ЦО, ГВС, ХВС, КНС многоквартирного дома от 29.05.2013 с подрядной организацией ООО "Товал". Согласно графику производства работ работы по гидравлическому испытанию трубопроводов системы отопления, водопровода и горячего водоснабжения запланированы на 23-30 сентября 2013 года.
Таким образом, как указывает заявитель, на момент проведения спорной проверки, работы по капитальному ремонту на законных основаниях не были завершены.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает неправомерными ссылки административного органа и суда первой инстанции на пункт 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, которые носят рекомендательный характер, а также на пункт 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, который распространяется на ремонтные работы, относящиеся к категории "профилактических ремонтов", в то время как в спорных многоквартирных домах ведутся работы "капитального ремонта".
На основании изложенного, общество просит отменить решение суда первой инстанции от 11.11.2013 и признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 15.08.2013 N 129/13-Ю по делу об административном правонарушении. Судом апелляционной инстанции указание в апелляционной жалобе даты постановления об административном правонарушении - 01.08.2013, расценено как опечатка.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, инспекции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
В канцелярию суда от административного органа поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщается к материалам дела. В отзыве инспекция указала на законность и обоснованность принятого по делу решения, просила оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судом установлено следующее.
18.07.2013 в Государственную жилищную инспекцию Камчатского края поступило обращение гражданина Зайцева В.А. об отсутствии горячего водоснабжения в доме N 25 по улице Труда в городе Петропавловске-Камчатском.
31.07.2013 должностным лицом Инспекции на основании приказа руководителя Государственной жилищной инспекции Камчатского края N 1333 от 19.07.2013 проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения Обществом требований жилищного законодательства.
В ходе проведения проверки установлено отсутствие горячего водоснабжения в квартире N 36 вышеуказанного жилого дома. Результаты проверки зафиксированы в акте N 1333/1-07 от 31.07.2013.
По данному факту 07.08.2013 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 378.
15.08.2013 заместителем руководителя государственной жилищной инспекции Камчатского края вынесено постановление N 129/13-Ю, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с вынесенным инспекцией постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 23.55 КоАП РФ установлено, что органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения в рассматриваемом случае является установленный в законном порядке режим обеспечения населения коммунальными услугами, объективной стороной - действие (бездействие), повлекшее нарушение установленного режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами данного правонарушения признаются должностные и юридические лица, обязанные обеспечивать нормальный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Из материалов дела усматривается и заявителем не оспаривается, что общество, как управляющая компания является лицом, ответственным, в том числе, за предоставление коммунальных услуг в необходимом объеме и осуществляющим иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2.4 устава Общества предметом его деятельности является управление, эксплуатация, ремонт жилых домов.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Жилремсервис У" и собственниками жилых помещений многоквартирного дома N 25 по ул. Труда в городе Петропавловске-Камчатском заключен договор управления многоквартирным домом от 23.05.2009.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2.3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В целях защиты прав потребителей и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). "Коммунальными ресурсами" являются - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Под "исполнителем" коммунальной услуги понимается - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. "Ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно абзацам "в", "е" пункта 3 указанных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
Требования к качеству коммунальных услуг установлены Приложением N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, в соответствии с абзацем 4 которого должно обеспечиваться бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09, они являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Абзацем 3.4.1 СанПиН2.1.4.2496-09 предусмотрено, что системы централизованного горячего водоснабжения и сети систем теплоснабжения при вводе в эксплуатацию и после капитального ремонта подлежат гидропневматической промывке при скоростях водно-воздушной смеси, превышающих расчетные не менее чем на 0,5 м/сек., с последующей дезинфекцией.
В силу пункта 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Также постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда далее - Правила технической эксплуатации).
В силу пункта 5.1.5 Правил технической эксплуатации, организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 5.2.8 Правил технической эксплуатации план (график) должен быть согласован с теплоснабжающей организацией и утвержден органом местного самоуправления.
Представленная в материалах дела копия договора подряда от 29.05.2013, заключенного заявителем (Заказчик) с обществом с ограниченной ответственностью "Товал" (Подрядчик), прилагаемые к данному договору локальная смета и график производства работ формально свидетельствуют об осуществления Обществом капитального ремонта систем отопления, горячего и холодного водоснабжения жилого дома.
Из графика производства работ следует, что сроки проведения работ по капитальному ремонту систем горячего водоснабжения установлены Заказчиком и Подрядчиком с 20-26 мая по 23-30 сентября 2013 года. Вместе с этим, доказательства согласования графика капитального ремонта с теплоснабжающей организацией и утверждения данного графика органом местного самоуправления в материалах дела отсутствуют. Следовательно, данные работы должны были быть проведены в 14-дневный срок.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что выяснение виновности юридического лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии необходимых и достаточных мер по соблюдению требований законодательства в сфере предоставления коммунальных услуг либо доказательств невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые заявитель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
На основании вышеизложенного, правомерен вывод суда первой инстанции о доказанности вины общества в совершении правонарушения, квалифицированного административным органом по статье 7.23 КоАП РФ.
Ссылка Общества на то, что на основании протоколов общих собраний собственников помещений в спорных многоквартирных домах администрация Петропавловск-Камчатского городского округа распоряжением от 29.05.2013 N 202-р "О перечне многоквартирных домов в Петропавловск-Камчатском городском округе, подлежащих капитальному ремонту в 2013 году" указанные дома включены в перечень домов, в которых в 2013 году проводится капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей ЦО, ГВС, ХВС, КНС, и согласно графику производства работ гидравлическое испытание трубопроводов системы отопления, водопровода и горячего водоснабжения запланировано на сентябрь 2013 года, коллегией отклоняется как не влияющая на обязанность Общества соблюсти требования пункта 5.1.5 Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, и пункта 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, в том числе запланировать и провести капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей в сроки, обеспечивающие соблюдение установленного указанными нормами срока прекращения горячего водоснабжения, включая соблюдение срока окончания мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2013-2014 годов (01.09.2013), установленного пунктом 2 постановления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 08.06.2013 N 1630 "Об окончании отопительного периода 2012-2013 года в Петропавловск-Камчатском городском округе".
Кроме того, в силу пункта 5.1.5 Правил технической эксплуатации ремонт тепловых сетей (вне зависимости от вида, включая капитальный), тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время, в связи с чем общество должно было запланировать и провести капитальный ремонт внутридомовых инженерных сетей в сроки, обеспечивающие установленные указанными нормами периоды прекращения горячего водоснабжения.
Довод заявителя о неправомерном применении административным органом и судом первой инстанции пункта 5.1.5 Правил и нормы технической эксплуатации от 27.09.2003 N 170, коллегией не принимается, поскольку данные Правила (зарегистрированы в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) являются обязательными к исполнению управляющими компаниями многоквартирных домов.
Указание заявителя на то, что пункт 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 распространяется на ремонтные работы, относящиеся к категории "профилактических ремонтов", в то время как в спорных многоквартирных домах ведутся работы "капитального ремонта", судом также не принимается, поскольку Общество, с учетом вышеизложенного, обязано было обеспечить выполнение ремонтных работ в сроки, обеспечивающие соблюдение нормативных сроков прекращения горячего водоснабжения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к ответственности по указанной норме.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, коллегией не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Оснований для применения согласно статье 2.9 КоАП РФ положений о малозначительности не установлено.
Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статей 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции, установленной статьей 7.23 КоАП РФ.
С учетом изложенного, привлечение общества к административной ответственности по постановлению Инспекции от 15.08.2013 N 129/13-Ю делу об административном правонарушении, является правомерным. Основания для признания указанного постановления незаконным и его отмене, в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ отсутствуют.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, судом апелляционной инстанции, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
На основании статьи 208 АПК РФ и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.11.2013 по делу N А24-3586/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
А.В.ГОНЧАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)