Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При эксплуатации жилого дома управляющей компанией не исполнена обязанность по соблюдению требований, предусмотренных положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кузнецов А.Н.
Судья-докладчик Астафьева О.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Сальниковой Н.А., Астафьевой О.Ю.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Иркутского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Славянка" об устранении нарушений, допущенных при эксплуатации жилищного фонда
по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Славянка"
на решение Октябрьского районного суда Иркутска от 11 марта 2015 года,
установила:
В обоснование исковых требований военный прокурор Иркутского гарнизона указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения филиалом "Иркутский" ОАО "Славянка" законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при обслуживании жилого фонда Минобороны России.
Согласно выписке приложению Дата изъята, которым на ответчика возложены функции управляющей компании, в перечень объектов специализированного жилищного фонда, переданного в управление филиала "Иркутский" ОАО "Славянка", включен жилой дом Минобороны России - <адрес изъят>.
В ходе проверки было установлено, что при эксплуатации жилого дома управляющей компанией - Иркутским филиалом ОАО "Славянка" - не исполнена обязанность по соблюдению требований, предусмотренных пунктами 3.2.1 - 3.2.2, 3.2.8, 4.1.6 - 4.1.7, 4.6.1.1 - 4.6.1.2, 4.7.1, 4.8.1, 4.8.4, 4.8.14, 4.9.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Так, в нарушение вышеуказанных положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда Иркутским филиалом ОАО "Славянка" в неудовлетворительном состоянии содержатся кровля жилого дома (имеются многочисленные повреждения шифера - проломы, продольные трещины, загнивание деревянных конструкций слуховых окон, перекрытие поврежденных участков кровли выполняется сверху листами шифера, истек срок эффективной эксплуатации кровли); отмостка дома (деформирована, имеются трещины, отдельные участки поверхности разрушены); вытяжные дымовентиляционные трубы (разрушены оголовки); побелочный и окрасочный слои стен и потолка лестничных клеток (поверхность загрязнена, имеется отшелушивание окрасочного слоя); окна на лестничных клетках (остекление выполнено в одну нить); ступени лестничной клетки на 1-м этаже 2-го подъезда (раскрошены края); не обеспечен нормативно-влажностный режим на лестничных клетках (отсутствуют приборы отопления).
Не проведение необходимых работ по управлению (обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами) вышеуказанным домом <адрес изъят>, нарушает права граждан на благоприятные условия проживания и создает угрозу сохранности их жизни и здоровья, что является недопустимым.
Истец просил суд обязать ОАО "Славянка" в лице филиала "Иркутский" устранить нарушения закона, допущенные при эксплуатации жилищного фонда Минобороны России - жилого дома Минобороны России, расположенного по адресу: <адрес изъят>, для чего произвести ремонт кровли жилого дома: устранить повреждения шифера, проломы, продольные трещины, заменить утратившие функциональные свойства деревянные конструкции слуховых окон; произвести ремонт окон на лестничных клетках: восстановить остекление; восстановить побелочный слой стен и потолков лестничных клеток; произвести ремонт частично поврежденных дверных полотен подъезда: устранить имеющиеся трещины, восстановить окрасочный слой дверных полотен; произвести ремонт дымовентиляционных труб: заменить разрушенные оголовки; обеспечить соблюдение температурно-влажностного режима на лестничных клетках: установить приборы отопления; произвести ремонт деформированной части отмостки дома, восстановить отдельные разрушенные участки; произвести ремонт лестничного полотна на 1-м этаже 2-го подъезда жилого дома.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 11 марта 2015 года исковые требования военного прокурора Иркутского гарнизона удовлетворены частично.
На ОАО "Славянка" в лице филиала "Иркутский" возложена обязанность произвести ремонт кровли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>: устранить повреждения шифера, проломы, продольные трещины, заменить утратившие функциональные свойства деревянные конструкции слуховых окон; произвести ремонт дымовентиляционных труб: заменить разрушенные оголовки; обеспечить соблюдение температурно-влажностного режима на лестничных клетках: установить приборы отопления; произвести ремонт деформированной части отмостки дома, восстановить отдельные разрушенные участки; произвести ремонт лестничного полотна на 1-м этаже 2-го подъезда жилого дома.
В части исковых требований о понуждении ответчика произвести ремонт окон на лестничных клетках: восстановить остекление; восстановить побелочный слой стен и потолков лестничных клеток; произвести ремонт частично поврежденных дверных полотен подъезда: устранить имеющиеся трещины, восстановить окрасочный слой дверных полотен в указанном доме отказано.
В апелляционной жалобе представитель Открытого акционерного общества "Славянка" по доверенности Е. просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда необоснованны и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В решении суд неправильно указал на передачу ответчику жилого фонда в безвозмездное пользование, в то время как между Министерством обороны РФ и ответчиком заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны РФ.
В связи с этим, ответчик действует, как управляющая компания, и проводить капитальный ремонт жилых домов не обязана.
Обязанность проводить капитальный ремонт жилых домов возложена федеральным законодательством на собственника жилого фонда, то есть на Министерство обороны РФ.
Ответчиком в 2014 году выполнен план текущего ремонта в жилом доме по адресу: <адрес изъят>, по окончании которого составлен акт приемки выполненных работ. Текущий ремонт был проведен, несмотря на низкую собираемость оплаты за содержание и ремонт жилых помещений.
Кроме того, суд принял решение о необходимости проведения в жилом доме капитального ремонта, не обладая специальными техническими, строительными познаниями.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., объяснения представителя открытого акционерного общества "Славянка" по доверенности Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частями 1, 1.1, 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170), данный нормативно-правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечению выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно разделу II указанных Правил техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что ОАО "Славянка" в лице филиала "Иркутский" осуществляет функции по управлению (обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами) многоэтажным жилым домом <адрес изъят>, на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России от 2 августа 2010 г. N 1-УЖФ.
Согласно Уставу ОАО "Славянка" является коммерческой организацией, ее учредителем является Министерство обороны Российской Федерации. Целями и видами деятельности общества являются, в том числе и управление недвижимым имуществом, эксплуатация жилого и нежилого фондов, эксплуатация казарменно-жилищного фонда, эксплуатация коммунальных сооружений и инженерных сетей, капитальный и текущий ремонт, обследование технического состояния и прогнозирование дефектов, техническое обслуживание оборудования зданий и сооружений.
В ходе проведенной военной прокуратурой Иркутского гарнизона проверки исполнения филиалом "Иркутский" ОАО "Славянка" законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при обслуживании жилого фонда Минобороны России, установлено, что при эксплуатации жилого дома N 8 пос. Средний Усольского района Иркутской области, управляющей компанией не исполнена обязанность по соблюдению требований, предусмотренных пунктами Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
А именно, в неудовлетворительном состоянии содержатся кровля жилого дома (имеются многочисленные повреждения шифера - проломы, продольные трещины, загнивание деревянных конструкций слуховых окон, перекрытие поврежденных участков кровли выполняется сверху листами шифера, истек срок эффективной эксплуатации кровли); отмостка дома (деформирована, имеются трещины, отдельные участки поверхности разрушены); вытяжные дымовентиляционные трубы (разрушены оголовки); ступени лестничной клетки на 1-м этаже 2-го подъезда (раскрошены края); не обеспечен нормативно-влажностный режим на лестничных клетках (отсутствуют приборы отопления).
Между тем, часть работ была выполнена ответчиком до вынесения решения по существу, в связи с чем, судом было отказано в иске о понуждении произвести ремонт окон на лестничных клетках: восстановить остекление; восстановить побелочный слой стен и потолков лестничных клеток; произвести ремонт частично поврежденных дверных полотен подъезда; устранить имеющиеся трещины, восстановить окрасочный слой дверных полотен.
Таким образом, поскольку был установлен факт нарушения управляющей организацией условий договора, норм действующего законодательства в части содержания имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца в части устранения повреждения шифера, замены деревянных конструкций слуховых окон; обязании произвести ремонт дымовентиляционных труб: заменить разрушенные оголовки; обеспечить соблюдение температурно-влажностного режима на лестничных клетках: установить приборы отопления; произвести ремонт деформированной части отмостки дома, восстановить отдельные разрушенные участки; произвести ремонт лестничного полотна на 1-м этаже 2-го подъезда жилого дома.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 170.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку заявителем не было представлено доказательств принятия своевременных мер к устранению указанных нарушений.
Круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Исходя из целей (пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) и предмета (пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания, для недопущения разрушения в результате физического износа здания, обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований.
Статьей 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливает, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
При этом, управляющая компания, которая согласно заключенному с собственником здания договору обязана осуществлять его надлежащее техническое обслуживание должна руководствоваться Правилами содержания общего имущества, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом и Минимальным перечнем необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества работ и услуг.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, фактически сводятся к неверному толкованию заявителем норм материального права, с которым судебная коллегия не соглашается.
Решение Октябрьского районного суда г. Иркутска подробно мотивировано, основано на представленных в материалы дела доказательствах, которым судом была дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела правильно установлены судом первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, оснований к отмене решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда признает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда Иркутска от 11 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.С.ГУРЕВСКАЯ
Судьи
Н.А.САЛЬНИКОВА
О.Ю.АСТАФЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-5221/15
Требование: Об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: При эксплуатации жилого дома управляющей компанией не исполнена обязанность по соблюдению требований, предусмотренных положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июня 2015 г. по делу N 33-5221/15
Судья Кузнецов А.Н.
Судья-докладчик Астафьева О.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Гуревской Л.С.,
судей Сальниковой Н.А., Астафьевой О.Ю.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Иркутского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Славянка" об устранении нарушений, допущенных при эксплуатации жилищного фонда
по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Славянка"
на решение Октябрьского районного суда Иркутска от 11 марта 2015 года,
установила:
В обоснование исковых требований военный прокурор Иркутского гарнизона указал, что прокуратурой была проведена проверка исполнения филиалом "Иркутский" ОАО "Славянка" законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при обслуживании жилого фонда Минобороны России.
Согласно выписке приложению Дата изъята, которым на ответчика возложены функции управляющей компании, в перечень объектов специализированного жилищного фонда, переданного в управление филиала "Иркутский" ОАО "Славянка", включен жилой дом Минобороны России - <адрес изъят>.
В ходе проверки было установлено, что при эксплуатации жилого дома управляющей компанией - Иркутским филиалом ОАО "Славянка" - не исполнена обязанность по соблюдению требований, предусмотренных пунктами 3.2.1 - 3.2.2, 3.2.8, 4.1.6 - 4.1.7, 4.6.1.1 - 4.6.1.2, 4.7.1, 4.8.1, 4.8.4, 4.8.14, 4.9.1.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Так, в нарушение вышеуказанных положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда Иркутским филиалом ОАО "Славянка" в неудовлетворительном состоянии содержатся кровля жилого дома (имеются многочисленные повреждения шифера - проломы, продольные трещины, загнивание деревянных конструкций слуховых окон, перекрытие поврежденных участков кровли выполняется сверху листами шифера, истек срок эффективной эксплуатации кровли); отмостка дома (деформирована, имеются трещины, отдельные участки поверхности разрушены); вытяжные дымовентиляционные трубы (разрушены оголовки); побелочный и окрасочный слои стен и потолка лестничных клеток (поверхность загрязнена, имеется отшелушивание окрасочного слоя); окна на лестничных клетках (остекление выполнено в одну нить); ступени лестничной клетки на 1-м этаже 2-го подъезда (раскрошены края); не обеспечен нормативно-влажностный режим на лестничных клетках (отсутствуют приборы отопления).
Не проведение необходимых работ по управлению (обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами) вышеуказанным домом <адрес изъят>, нарушает права граждан на благоприятные условия проживания и создает угрозу сохранности их жизни и здоровья, что является недопустимым.
Истец просил суд обязать ОАО "Славянка" в лице филиала "Иркутский" устранить нарушения закона, допущенные при эксплуатации жилищного фонда Минобороны России - жилого дома Минобороны России, расположенного по адресу: <адрес изъят>, для чего произвести ремонт кровли жилого дома: устранить повреждения шифера, проломы, продольные трещины, заменить утратившие функциональные свойства деревянные конструкции слуховых окон; произвести ремонт окон на лестничных клетках: восстановить остекление; восстановить побелочный слой стен и потолков лестничных клеток; произвести ремонт частично поврежденных дверных полотен подъезда: устранить имеющиеся трещины, восстановить окрасочный слой дверных полотен; произвести ремонт дымовентиляционных труб: заменить разрушенные оголовки; обеспечить соблюдение температурно-влажностного режима на лестничных клетках: установить приборы отопления; произвести ремонт деформированной части отмостки дома, восстановить отдельные разрушенные участки; произвести ремонт лестничного полотна на 1-м этаже 2-го подъезда жилого дома.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 11 марта 2015 года исковые требования военного прокурора Иркутского гарнизона удовлетворены частично.
На ОАО "Славянка" в лице филиала "Иркутский" возложена обязанность произвести ремонт кровли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>: устранить повреждения шифера, проломы, продольные трещины, заменить утратившие функциональные свойства деревянные конструкции слуховых окон; произвести ремонт дымовентиляционных труб: заменить разрушенные оголовки; обеспечить соблюдение температурно-влажностного режима на лестничных клетках: установить приборы отопления; произвести ремонт деформированной части отмостки дома, восстановить отдельные разрушенные участки; произвести ремонт лестничного полотна на 1-м этаже 2-го подъезда жилого дома.
В части исковых требований о понуждении ответчика произвести ремонт окон на лестничных клетках: восстановить остекление; восстановить побелочный слой стен и потолков лестничных клеток; произвести ремонт частично поврежденных дверных полотен подъезда: устранить имеющиеся трещины, восстановить окрасочный слой дверных полотен в указанном доме отказано.
В апелляционной жалобе представитель Открытого акционерного общества "Славянка" по доверенности Е. просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда необоснованны и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В решении суд неправильно указал на передачу ответчику жилого фонда в безвозмездное пользование, в то время как между Министерством обороны РФ и ответчиком заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны РФ.
В связи с этим, ответчик действует, как управляющая компания, и проводить капитальный ремонт жилых домов не обязана.
Обязанность проводить капитальный ремонт жилых домов возложена федеральным законодательством на собственника жилого фонда, то есть на Министерство обороны РФ.
Ответчиком в 2014 году выполнен план текущего ремонта в жилом доме по адресу: <адрес изъят>, по окончании которого составлен акт приемки выполненных работ. Текущий ремонт был проведен, несмотря на низкую собираемость оплаты за содержание и ремонт жилых помещений.
Кроме того, суд принял решение о необходимости проведения в жилом доме капитального ремонта, не обладая специальными техническими, строительными познаниями.
Заслушав доклад судьи Астафьевой О.Ю., объяснения представителя открытого акционерного общества "Славянка" по доверенности Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частями 1, 1.1, 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170), данный нормативно-правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечению выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно разделу II указанных Правил техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
При разрешении спора судом первой инстанции установлено, что ОАО "Славянка" в лице филиала "Иркутский" осуществляет функции по управлению (обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами) многоэтажным жилым домом <адрес изъят>, на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России от 2 августа 2010 г. N 1-УЖФ.
Согласно Уставу ОАО "Славянка" является коммерческой организацией, ее учредителем является Министерство обороны Российской Федерации. Целями и видами деятельности общества являются, в том числе и управление недвижимым имуществом, эксплуатация жилого и нежилого фондов, эксплуатация казарменно-жилищного фонда, эксплуатация коммунальных сооружений и инженерных сетей, капитальный и текущий ремонт, обследование технического состояния и прогнозирование дефектов, техническое обслуживание оборудования зданий и сооружений.
В ходе проведенной военной прокуратурой Иркутского гарнизона проверки исполнения филиалом "Иркутский" ОАО "Славянка" законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве при обслуживании жилого фонда Минобороны России, установлено, что при эксплуатации жилого дома N 8 пос. Средний Усольского района Иркутской области, управляющей компанией не исполнена обязанность по соблюдению требований, предусмотренных пунктами Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
А именно, в неудовлетворительном состоянии содержатся кровля жилого дома (имеются многочисленные повреждения шифера - проломы, продольные трещины, загнивание деревянных конструкций слуховых окон, перекрытие поврежденных участков кровли выполняется сверху листами шифера, истек срок эффективной эксплуатации кровли); отмостка дома (деформирована, имеются трещины, отдельные участки поверхности разрушены); вытяжные дымовентиляционные трубы (разрушены оголовки); ступени лестничной клетки на 1-м этаже 2-го подъезда (раскрошены края); не обеспечен нормативно-влажностный режим на лестничных клетках (отсутствуют приборы отопления).
Между тем, часть работ была выполнена ответчиком до вынесения решения по существу, в связи с чем, судом было отказано в иске о понуждении произвести ремонт окон на лестничных клетках: восстановить остекление; восстановить побелочный слой стен и потолков лестничных клеток; произвести ремонт частично поврежденных дверных полотен подъезда; устранить имеющиеся трещины, восстановить окрасочный слой дверных полотен.
Таким образом, поскольку был установлен факт нарушения управляющей организацией условий договора, норм действующего законодательства в части содержания имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца в части устранения повреждения шифера, замены деревянных конструкций слуховых окон; обязании произвести ремонт дымовентиляционных труб: заменить разрушенные оголовки; обеспечить соблюдение температурно-влажностного режима на лестничных клетках: установить приборы отопления; произвести ремонт деформированной части отмостки дома, восстановить отдельные разрушенные участки; произвести ремонт лестничного полотна на 1-м этаже 2-го подъезда жилого дома.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 170.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку заявителем не было представлено доказательств принятия своевременных мер к устранению указанных нарушений.
Круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Исходя из целей (пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) и предмета (пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания, для недопущения разрушения в результате физического износа здания, обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований.
Статьей 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливает, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
При этом, управляющая компания, которая согласно заключенному с собственником здания договору обязана осуществлять его надлежащее техническое обслуживание должна руководствоваться Правилами содержания общего имущества, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом и Минимальным перечнем необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества работ и услуг.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, фактически сводятся к неверному толкованию заявителем норм материального права, с которым судебная коллегия не соглашается.
Решение Октябрьского районного суда г. Иркутска подробно мотивировано, основано на представленных в материалы дела доказательствах, которым судом была дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела правильно установлены судом первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права судом допущено не было, в связи с чем, оснований к отмене решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда признает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда Иркутска от 11 марта 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.С.ГУРЕВСКАЯ
Судьи
Н.А.САЛЬНИКОВА
О.Ю.АСТАФЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)