Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2009 N 06АП-1515/2009 ПО ДЕЛУ N А73-2727/2009

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2009 г. N 06АП-1515/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Песковой Т.Д.
Судей: Гричановской Е.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
- от Отдела государственного пожарного надзора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска: Горб Олег Сергеевич, удостоверение ГПН N 23671, представитель по доверенности от 03.09.2008 N 90614.20;
- от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ": Мартынова Екатерина Александровна, паспорт <...>, представитель по доверенности от 11.01.2009 N 01
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ"
на решение от 24 марта 2009 года
по делу N А73-2727/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривал судья Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ"
к Отделу государственного пожарного надзора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска
об оспаривании постановления от 20.02.2009 N 79/04
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" (далее - ООО УК "Северный округ", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска (далее - административный орган) от 20.02.2009 N 79/04, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением суда от 24.03.2009 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО УК "Северный округ" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, а также неправильным установлением фактических обстоятельств дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что оно не является субъектом правонарушения, а также на отсутствие события правонарушения и вины общества.
Представитель ООО УК "Северный округ" в заседании суда апелляционной инстанции настаивала на доводах, изложенных в жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Отдела государственного пожарного надзора Краснофлотского и Кировского района г. Хабаровска в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 09.02.2009 в целях осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности государственным инспектором Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору Горб О.С. на основании распоряжения от 03.02.2009 N 38 проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в здании жилого дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, п. Березовка, кв. Мира, д. 4, состоящего на содержании и обслуживании ООО УК "Северный округ".
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- - на люках чердака и двери подвального помещения отсутствует информация о месте хранения ключей (пункт 44 ППБ 01-03);
- - в первом, втором, третьем подъездах на всех этажах используются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (пункт 60 ППБ 01-03);
- - отсутствуют объемные или плоские указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, указывающие направление движения, расстояние и место нахождения пожарных гидрантов (пункт 90 ППБ 01-03).
- - люки для выхода на чердак имеют предел огнестойкости менее Е1 30 и не являются противопожарными люками 2 типа (пункт 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п. 8.4*);
- - под лестничным маршем, в первом и во втором подъезде, обустроена кладовая для хранения вещей (пункт 40 ППБ 01-03);
- - во втором подъезде, на четвертом и пятом этажах размещены деревянные ящики (пункт 40 ППБ 01-03);
- - в подвале находится горючий мусор (пункт 40 ППБ 01-03).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 09.02.2009 N 38.
09.02.2009 в адрес общества направлено уведомление N 156/4.20 с указанием времени и места составления протокола, которое согласно входящему штампу получено им 09.02.2009.
10.02.2009 в 11 часов 30 минут в отсутствии представителя общества, надлежащим образом уведомленного о времени и месте, составлен протокол об административном правонарушении N 79/04 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В адрес общества направлено уведомление от 10.02.2009 N 173/ 4.20 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, которое получено обществом 10.02.2009.
20.02.2009 главным государственным инспектором Краснофлотского и Кировского района г. Хабаровска по пожарному надзору по результатам рассмотрения материалов проверки, в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление N 79/04 о привлечении ООО УК "Северный округ" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения, доказанности вины в его совершении, а также соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности) определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Приказом МЧС России от 08.07.2002 N 320 утвержден Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности. Согласно пункту 3.2. вышеуказанного Перечня, обязательной сертификации подлежат, в том числе, окна, двери, двери шахт лифтов, ворота, люки и т.д.
Под сертификацией, в силу пункта 4 "Положения о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации", утвержденного приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 312, понимается деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 44 Правил пожарной безопасности двери чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, должны быть закрыты на замок. На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей. Окна чердаков, технических этажей и подвалов должны быть остеклены и постоянно закрыты.
Пунктом 60 ППБ 01-03 установлено, что при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03, пунктом 8.4 СНиП 21-01-97 в чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м.
Выходы из лестничных клеток на кровлю или чердак следует предусматривать по лестничным маршам с площадками перед выходом, через противопожарные двери 2-го типа размерами не менее 0,75 х 1,5 м. Указанные марши и площадки могут быть стальными, должны иметь уклон не более 2:1 и ширину не менее 0,9 м.
В зданиях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 высотой до 15 м допускается устройство выходов на чердак или кровлю из лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа с размерами 0,6 х 0,8 м по закрепленным стальным стремянкам.
Пунктом 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов.
В соответствии с пунктом 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Из акта проверки от 09.02.2009 N 38 (л.д. 28-30) следует, что в ходе мероприятий по надзору соблюдения требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: г. Хабаровска, п. Березовка, квартал Мира, д. 4, установлены нарушения требований норм пожарной безопасности, в частности:
- - на люках чердака и двери подвального помещения отсутствует информация о месте хранения ключей;
- - в первом, втором, третьем подъездах на всех этажах используются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- - отсутствуют объемные или плоские указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, указывающие направление движения, расстояние и место нахождения пожарных гидрантов;
- - люки для выхода на чердак имеют предел огнестойкости менее Е1 30 и не являются противопожарными люками 2 типа;
- - под лестничным маршем, в первом и во втором подъезде, обустроена кладовая для хранения вещей;
- - во втором подъезде, на четвертом и пятом этажах размещены деревянные ящики;
- - в подвале находится горючий мусор.
Следовательно, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности квалификации административным органом выявленных нарушений норм, правил и требований пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, ООО УК "Северный округ" является субъектом ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, поскольку ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно пункту 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пунктом 4.1 Устава ООО УК "Северный округ", предприятие создано с целью выполнения функций управления общим имуществом собственников помещений в многоквартирных домах, оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
На основании статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации между собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме N 4 квартала Мира п. Березовка г. Хабаровска и ООО УК "Северный округ" заключен договор управления многоквартирным домом от 01.10.2008 N Ж7/У- 20 (л.д. 34-43).
Согласно пунктам 3.1.2, 3.1.7, указанного договора общество, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, выполняя функции управляющей организации, приняло на себя обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома N 4 квартала Мира п. Березовка г. Хабаровска, а также предоставлению коммунальных услуг собственниками в пределах границ эксплуатационной ответственности общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 3.3.3 договора от 01.10.2008 N Ж7/У-20 установлена дополнительная обязанность жильцов дома по выполнению противопожарных требований, а именно при топке печей и кухонных очагов, при пользовании электрическими, газовыми и другими приборами.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является ООО УК "Северный округ".
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что общество не является субъектом правонарушения по основаниям, изложенным выше.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении административного правонарушения заключается в том, что оно не обеспечило соблюдение норм, правил и требований пожарной безопасности.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Другие доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24 марта 2009 года по делу N А73-2727/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
А.И.МИХАЙЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)