Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.02.2014 N 33-171/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 февраля 2014 г. N 33-171/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Григорьевой Н.М. и Тумашевич Н.С.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года, которым частично удовлетворены исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования "Большеижорское городское поселение" МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области и Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленкомстрой жилищно-коммунального хозяйства Ломоносовского района" о прекращении противоправных действий по ненадлежащему содержанию общего имущества и отводу сточных вод от многоквартирных домов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения представителя истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Ломоносовском районе (далее - ТО Управления Роспотребнадзора) - П., действующей на основании доверенности, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Истец - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в лице представителя - начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Ломоносовском районе, действующего на основании доверенности, обратился в суд с иском к ответчикам о прекращении противоправных действий по ненадлежащему содержанию общего имущества и отводу сточных вод от многоквартирных домов, указывая, что истец является уполномоченным органом по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке. В адрес Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Ломоносовском районе (далее - ТО Управления Роспотребнадзора) из прокуратуры Ломоносовского района в течение 2011 - 2012 гг. неоднократно поступали письменные коллективные обращения жильцов многоквартирных домов N N <...> по вопросу нарушения санитарного законодательства при проживании граждан в многоквартирных жилых домах. В ходе административного расследования, проведенного в отношении местной администрации МО "Большеижорское городское поселение" (далее - администрация поселения), 08 декабря 2011 года проведено санитарное обследование названных муниципальных жилых домов по <...>. Дома двухэтажные, кирпичные, постройки 1971 года по 12 - 18 квартир в каждом доме. Водоснабжение домов централизованное от сетей поселка с поквартирной разводкой, водоотведение от квартир осуществляется в выгребные ямы, расположенные с торца вдоль фасада зданий. Санитарно-техническое состояние всех выгребных ям на момент обследования в неудовлетворительном состоянии: ямы переполнены канализационными стоками, прикрыты полусгнившими деревянными щитами. На придомовой территории и в подъездах домов и в жилых квартирах отмечается резкий характерный запах аммиака и разлагающихся отходов жизнедеятельности. В жилых квартирах на первых этажах отмечается сырость и наличие плесени. По факту канализационные стоки из выгребных ям вышеуказанных домов поступают в общий коллектор, минуя канализационную насосную станцию (далее - КНС) и сбрасываются на рельеф среди малоэтажной застройки <...> и затем по естественному склону стекают в акваторию Финского залива. Указанные жилые дома переданы на баланс местной администрации согласно Областному закону N 125-оз от 26 июля 2007 года. В 2010 году местная администрация МО Большеижорское городское поселение заключила договор управления многоквартирными домами (в т.ч. вышеперечисленными) с ООО "Управляющая компания Ленкомстрой жилищно-коммунального хозяйства Ломоносовского района" (далее - ООО "УК Ленкомстрой"). В Приложении 1 к настоящему Договору определен состав имущества в многоквартирных домах, в отношении которого осуществляется управление. В состав общего имущества по многоквартирным домам N <...> не включены подвальные помещения, технические подполья и выгребные ямы. Таким образом, ООО "УК Ленкомстрой" не осуществляет работы по текущему ремонту и содержанию элементов внутренней системы канализации названных многоквартирных домов. Проверкой установлено, что система водоотведения многоквартирных домов N N <...> частично разрушена и длительное время не определена организация, эксплуатирующая систему водоотведения. По итогам проведенной проверки в отношении местной администрации МО "Большеижорское городское поселение" вынесено Постановление N 47-11-235-12 от 20 августа 2012 года по делу об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа, который оплачен добровольно. 27 сентября 2012 года была проведена еще одна плановая проверка в отношении местной администрации МО "Большеижорское городское поселение" и было установлено, что отвод хозяйственно-бытовых стоков от многоквартирных домов N <...> осуществляется в канаву и далее по склону в акваторию Финского залива, в связи с аварийным состоянием КНС и отсутствием коллектора, соединяющего КНС и канализационные очистные сооружения (далее - КОС) <...>. Факт нарушения отражен в Акте плановой проверки N 1281/1 от 09 октября 2012 года, аналогичные факты отражены в акте проверки N 1/1 от 23 января 2013 года. В отношении ООО "УК Ленкомстрой" вынесено Постановление по делу об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа. Вышеуказанные нарушения, создают реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки на территории городского поселения, чем нарушаются права граждан, предусмотренные ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Истец, ссылаясь на положения ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции Российской Федерации, п. 3.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п. 9.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. 4.1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод", п. п. 3 ч. 1, п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 2, 8, 11, ч. 2 ст. 21, ч. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, п. п. 1.1, 2, 10, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 3.7.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, ст. 16 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", п. 4.2 ГОСТ Р 51617-2000. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия, просил:
1. Обязать администрацию МО "Большеижорское городское поселение" прекратить противоправные действия в части сброса хозяйственно-бытовых стоков от многоквартирных домов N <...> Ломоносовского района Ленинградской области, на рельеф в черте городского поселения.
2. Обязать администрацию МО "Большеижорское городское поселение" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать систему водоотведения хозяйственно-бытовых стоков от многоквартирных домов N <...> Ломоносовского района Ленинградской области на очистные сооружения.
3. Обязать администрацию МО "Большеижорское городское поселение" в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать восстановление элементов (выгребных ям и технических подполий) системы водоотведения в многоквартирных домах N N <...> Ломоносовского района Ленинградской области.
4. Обязать ООО "УК Ленкомстрой" обеспечить надлежащее содержание общего имущества, в части выгребных ям и технических подполий, в многоквартирных домах N <...> Ломоносовского района Ленинградской области, а также обеспечить предоставление данной услуги собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в вышеуказанных многоквартирных домах, в соответствии с установленными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491.
5. Обязать администрацию МО "Большеижорское городское поселение" в случае удовлетворения иска, довести до сведения потребителей судебное решение по данному делу в установленный судом срок через средства массовой информации (газета "Районный вестник"), согласно абзацу 2 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей".
При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчик администрация МО "Большеижорское городское поселение" возражала против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика пояснил, что требования истца по восстановлению общего имущества многоквартирных домов относятся к обязанностям управляющей компании. Ответчик ООО "УК Ленкомстрой" не представило в суд возражений относительно исковых требований.
Ломоносовский районный суд Ленинградской области 28 октября 2013 года постановил решение, которым частично удовлетворил исковые требования, обязал ответчика ООО "УК Ленкомстрой" обеспечить надлежащее содержание общего имущества в части выгребных ям и технических подполий в многоквартирных домах N N <...>, а также обеспечить предоставление данной услуги собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в вышеуказанных многоквартирных домах, в соответствии с установленными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал (л.д. 198 - 207).
Истец не согласился с законностью и обоснованностью постановленного 28 октября 2013 года решения в части, в которой отказано в иске к администрации городского поселения, в связи с чем подал апелляционную жалобу, подписанную представителем ФИО, в которой просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации МО "Большеижорское городское поселение", приняв по делу в данной части новое решение об удовлетворении исковых требований. В качестве оснований для отмены судебного решения представитель истца ссылался на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Так, представитель истца в апелляционной жалобе указал, что суд первой инстанции не учел то обстоятельство, что администрация МО "Большеижорское городское поселение" по итогам проверок привлекалась к административной ответственности за перечисленные выше нарушения, кроме того, на основании Областного закона от 26 июля 2007 года N 125-оз "Об утверждении перечня имущества, передаваемого от муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования "Большеижорское городское поселение" муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области", многоквартирные дома N <...> Ломоносовского района Ленинградской области были переданы на баланс администрации МО "Большеижорское городское поселение", соответственно, и за состояние элементов в виде выгребных ям и подполий должна отвечать администрация. Также, суд первой инстанции, по мнению истца, не применил п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому к вопросам местного значения поселения относится организация водоотведения в границах поселения. Судом не было учтено, что в представленном в материалы дела стороной ответчика администрации МО "Большеижорское городское поселение" договоре на реконструкцию канализационного коллектора отсутствуют сведения о протяженности проложенного канализационного коллектора, а также отсутствуют сведения об организации системы очистки хозяйственно-бытовых стоков, с последующим определением точки сброса условно чистых сточных вод. При этом, представитель администрации МО "Большеижорское городское поселение" в судебном заседании при рассмотрении дела судом первой инстанции пояснил, что проложенный коллектор не отводит канализационные стоки на существующие очистные сооружения, таким образом, выполненный администрацией МО "Большеижорское городское поселение" объем работ не обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения <...> (л.д. 208 - 214).
В суд апелляционной инстанции поступили возражения представителя ответчика - администрации МО "Большеижорское городское поселение" на доводы апелляционной жалобы, в которых ответчик полагает решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Так, представитель ответчика ссылается на представленные в материалы дела доказательства проведения ответчиком мероприятий по реконструкции канализационного коллектора, а именно, заключение контракта на реконструкцию, оплаты работ в размере <...> рублей, приемки комиссией выполненных работ по реконструкции канализационного коллектора. Кроме того, по мнению ответчика, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия вины со стороны администрации МО "Большеижорское городское поселение" в нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель истца, поддержал доводы апелляционной жалобы.
На рассмотрение апелляционной жалобы не явились представители ответчиков, которые извещены должным образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д. 228 - 232), от местной администрации поселения поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, в котором ответчик также подтвердил факт его извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
В отсутствие возражений со стороны лиц, принимавших участие в апелляционном разбирательстве, с учетом имеющихся в материалах дела сведений об извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), принимая во внимание ходатайство ответчика - администрации поселения о рассмотрении дела без его участия, суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Никем из участвующих в деле лиц не оспаривается решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований, заявленных к управляющей компании об обязании надлежащим образом содержать общее имущество в части выгребных ям и технических подполий в названных многоквартирных домах, обеспечить предоставление данной услуги проживающим в указанных домах лицам в соответствии с установленными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 года, поэтому, по правилу ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части - в части отказа в удовлетворении предъявленных к администрации поселения требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с Областным законом N 125-оз от 26 июля 2007 г. "Об утверждении перечня имущества, передаваемого от муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области" в муниципальную собственность муниципального образования "Большеижорское городское поселение" муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, в муниципальную собственность МО "Большеижорское городское поселение" переданы дома N <...> Ломоносовского района Ленинградской области (л.д. 22 - 24), на баланс местной администрации указанные дома были переданы в полном составе (все квартиры из имеющихся в домах), сведения о принадлежности каких-либо квартир на праве собственности гражданам в материалах дела отсутствуют; ответчик не оспаривает, что выгребные ямы и технические подполья входят в состав общего имущества (л.д. 235). В связи с изложенным, ответственность за их состояние несет собственник в лице администрации поселения.
Отказывая в удовлетворении требований, заявленных к администрации поселения, суд первой инстанции указал на то, что к материалам дела не приложен акт санитарного обследования, оснований для обязания администрации поселения прекратить противоправные действия в части сброса канализационных стоков на рельеф нет за отсутствием доказательств таких действий; постановления о привлечении администрации к административной ответственности от 20 августа 2012 года и от 28 декабря 2011 года в соответствии с положениями п. 8.5, 6.4 КоАП РФ не содержат отметки о вступлении их в законную силу; а системы канализации входят в состав имущества, в отношении которого имеется обязанность обслуживающей организации надлежащим образом их содержать. Кроме того, суд первой инстанции сделал вывод о том, что система водоотведения организована администрацией, поскольку администрацией поселения заключен договор 09 января 2013 года на выполнение реконструкции коллектора, обслуживающего названные многоквартирные дома, все работы выполнены, приняты и оплачены.
Как усматривается из материалов дела, актами проверок от 09 октября 2012 года (л.д. 40 - 43) и от 23 января 2013 года (л.д. 45 - 47), которые не оспорены, зафиксированы результаты обследований соблюдения требований санитарного законодательства, проверки проведены ТО Управления Роспотребнадзора в отношении соответственно: местной администрации МО "Большеижорское городское поселение" и ООО "Управляющая компания Ленкомстрой ЖКХ Ломоносовского района", подтверждаются нарушения требований СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод", а также нашло подтверждение аварийное состояние выгребных ям и подполий. В соответствии с актом проверки, составленным в отношении местной администрации поселения, канализование многоквартирных жилых домов <...> - централизованное на канализационные очистные сооружения <...>. Для перекачки канализационных стоков существует 4 канализационных насосных станции (КНС). Отвод стоков от 4 двухэтажных домов по <...> осуществляется в канаву и далее по склону в акваторию Финского залива, в связи с аварийным состоянием КНС и отсутствием коллектора, соединяющего КНС и очистные сооружения поселка (л.д. 41 обор.). Как следует из акта проверки, составленного 23 января 2013 г. в отношении ООО "Управляющая компания Ленкомстрой ЖКХ Ломоносовского района", многоквартирные дома N <...> построены обособленно от многоэтажной постройки поселка. Дома постройки 1970 годов, сведения о проведении работ по капитальному ремонту отсутствуют. Водоотведение домов N <...> осуществляется в выгребные ямы, расположенные по периметру домов. На момент проверки, а также согласно актам проверки 2011 и 2012 гг., выгребные ямы в аварийном состоянии, переполнены канализационными стоками, деревянные крышки сгнили, частично отсутствуют. Обслуживание (откачка стоков, ремонт) выгребных ям не осуществляется. Водоотведение стоков от домов <...> осуществляется по канализационной сети на канализационную насосную станцию (КНС), расположенную на придомовой территории. КНС в аварийном состоянии, не эксплуатируется в течение нескольких лет, канализационные стоки самотеком сбрасываются на рельеф (л.д. 46).
В соответствии с положениями ст. 39 Федерального закона РФ N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Как предусматривается пунктами 4.1.1, 4.2, 4.7 СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы (с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 04.02.2011 N ГКПИ10-1751), в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается:
Сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые:
- содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100.
Хотя протокол исследований состава канализационных стоков указанных домов на наличие возбудителей инфекционных заболеваний не был представлен, однако, положения п. 4.2, 4.7 указанных СанПиН предусматривают, что сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты только после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.
Отведение поверхностного стока с промплощадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключать поступление в нее хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод и промышленных отходов. К отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам.
Таким образом, нормативно допускается сброс сточных вод, в том числе, образующихся от хозяйственно-бытовой деятельности, но только после соответствующей очистки.
Между тем, доказательств безопасности по своему бактериологическому составу сточных вод от указанных домов администрацией поселения не представлено. А главным образом, со стороны администрации поселения не представлено доказательств отведения канализационных стоков на очистные сооружения, что является обязательным в силу вышеприведенных норм. Представленная ответчиком в материалы дела копия договора от 09 января 2013 года N 7П, заключенного ответчиком с ООО "Ломоносовский районный топливно-энергетический комплекс" о реконструкции канализационного коллектора, расположенного у домов по указанному адресу (л.д. 112 - 114), и приложенный акт выполненных работ (л.д. 129 - 141) не содержат никаких позиций по установке оборудования для отведения стоков от названных домов на очистные сооружения и не подтверждает выполнение администрацией вышеприведенных санитарных правил. О том, что система водоотведения администрацией поселения восстановлена и является надлежаще функционирующей, о том, что коллектор соединен с очистными сооружениями, приведенные договор и акт выполненных работ не свидетельствуют, а иных достоверных и достаточных доказательств тому не представлено.
Таким образом, в указанной части суд первой инстанции ошибочно счел доказанными утверждения ответчика о восстановлении системы водоотведения и сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоотведения. Соответственно, в силу указанных норм, обязанность по организации водоотведения возложена на органы местного самоуправления, поэтому именно администрация поселения несет ответственность за принятие необходимых мер по очистке сточных вод и их отведению от жилых домов, в соответствии с санитарным и природоохранным законодательством.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения требований в части обязания администрации поселения организовать систему водоотведения стоков от названных домов на очистные сооружения.
Что касается требований об обязании администрации поселения прекратить противоправные действия в части сброса хозяйственно-бытовых стоков от многоквартирных домов по названным выше адресам на рельеф в черте городского поселения, то они, по сути, охватываются требованиями об обязании организовать систему водоотведения стоков на очистные сооружения и надлежащим и достаточным способом защиты нарушенных прав граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие будет обеспечение организации отведения стоков на очистные сооружения.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части обязания администрации поселения организовать восстановление элементов (выгребных ям и технических подполий) системы водоотведения, который сделан исходя из наличия договора управления от 02 августа 2010 года между ответчиками, согласно которому системы канализации входят в состав имущества, в отношении которого имеется обязанность обслуживающей организации надлежащим образом их содержать.
Как уже было указано выше, материалами дела нашло подтверждение аварийного состояния выгребных ям и подполий, соответственно, что предполагает необходимость их восстановления, а не только надлежащего содержания.
В соответствии с положениями ст. 166 ЖК РФ, п. 21 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 года, для восстановления исправности и эксплуатационных показателей, устранения физического износа или разрушения, при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества, оборудования многоквартирного дома, проводится капитальный ремонт. Капитальный ремонт включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения. При подтвержденном аварийном состоянии выгребных ям и подполий, для восстановления нарушенных прав граждан, проживающих в названных домах, обязания управляющей компании по надлежащему содержанию не будет являться достаточным.
Согласно условиям п. 2.2 договора управления от 02 августа 2010 года, заключенного между местной администрацией поселения и ООО "Управляющая компания Ленкомстрой ЖКХ Ломоносовского района", управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по вышеназванным адресам, обеспечивать предоставление коммунальных услуг населению. Вопросы капитального ремонта регулируются отдельным договором (абз. 1 п. 2.2 договора). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет Собственника по отдельному договору (абз. 2 п. 2.2 договора, л.д. 25 - 29).
Таким образом, работы капитального характера, которые необходимы и предполагаются в части восстановления выгребных ям и подполий, названным договором от 02 августа 2010 г. не охватываются, т.к. данный договор не содержит обязанности управляющей компании по их осуществлению. Поэтому обязанность организовать проведение работ по восстановлению названных элементов возлагается на администрацию поселения как на собственника имущества, в соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ, ст. ст. 13, 36.1, 158 ЖК РФ.
Материалами дела нашло подтверждение оказание потребителям услуг по содержанию общего имущества указанных домов, по коммунальным услугам, в частности, по водоотведению, ненадлежащего качества. Положениями ст. 46 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" предусматривается при удовлетворении иска органа государственного надзора, предъявленного в отношении неопределенного круга потребителей, обязанность нарушителя прав потребителей довести до сведения потребителей решение суда в установленный судом срок через средства массовой информации. Соответствующие требования также подлежат удовлетворению, срок в два месяца судебная коллегия полагает разумным для реализации данной обязанности. Поскольку обязательная публикация всего текста решения суда данной нормой не предусмотрена, до сведения неопределенного круга потребителей должно быть доведено содержание принятого решения, изложенное в его резолютивной части.
Судебная коллегия полагает невозможным обязать ответчика довести решение суда непосредственно через газету, предложенную истцом, поскольку это может оказаться невозможным или затруднительным, например, если данное издание публикует материалы в порядке очередности, либо на неприемлемых условиях о сроках публикации, кроме того, настоящим решением суд не вправе создавать обязанности для 3-го лица - определенного средства массовой информации (издания, газеты) опубликовать содержание судебного решения в определенные сроки. Следовательно, конкретное средство массовой информации для доведения до сведения потребителей существа принятого решения ответчик вправе определить самостоятельно.
По правилу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета госпошлина, от уплаты которой был освобожден истец.
На основании изложенного руководствуясь п. 2, 3 ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Ленинградского областного суда

определила:

решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований об обязании администрации Муниципального образования "Большеижорское городское поселение" МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области организовать систему водоотведения хозяйственно-бытовых стоков многоквартирных домов N <...> на очистные сооружения, в части отказа в удовлетворении заявленных требований об обязании администрации Муниципального образования "Большеижорское городское поселение" МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области организовать восстановление элементов (выгребных ям и технических подполий) системы водоотведения в указанных многоквартирных домах, и в части отказа в удовлетворении требований об обязании администрации Муниципального образования "Большеижорское городское поселение" МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области довести до потребителей судебное решение через средства массовой информации. Принять по делу в указанной части новое решение.
Обязать администрацию Муниципального образования "Большеижорское городское поселение" МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать систему водоотведения хозяйственно-бытовых стоков многоквартирных домов N <...> Ломоносовского района Ленинградской области на очистные сооружения.
Обязать администрацию Муниципального образования "Большеижорское городское поселение" МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать восстановление элементов (выгребных ям и технических подполий) системы водоотведения многоквартирных домов N <...> Ломоносовского района Ленинградской области.
Обязать администрацию Муниципального образования "Большеижорское городское поселение" МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей содержание резолютивной части судебного решения по настоящему делу через средство массовой информации.
Взыскать с администрации Муниципального образования "Большеижорское городское поселение" МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области госпошлину в доход бюджета в размере <...> руб. (<...> рублей).
В остальной части решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)