Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилсервис" (ОГРН 1116623004783, ИНН 6623079176): представители не явились;
- от заинтересованного лица Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): представители не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилсервис"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 марта 2014 года по делу N А60-45172/2013,
принятое судьей Савиной Л.Ф.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилсервис"
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилсервис" (далее - заявитель, ООО УК "Жилсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) N 296 от 01.11.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО УК "Жилсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на отсутствие события административного правонарушения, при этом полагает, что акт от 21.10.2013 является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку составлен с нарушением ст. 27.8 КоАП РФ в отсутствие представителя юридического лица и двух понятых. В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что в подп. "в" п. 5 Стандарта, где указывается на размещение информации на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации, не содержится требования об обязательном размещении информации в полном объеме. Кроме того, ссылается на необоснованное назначение наказания в размере, превышающем минимальный размер, установленный в санкции ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Административный орган с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того, до начала судебного заседания административным заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, принятое судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с подп. "а" п. 4 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" на основании требования прокуратуры Свердловской области N 7/2-25-2013 от 04.10.2013, приказа N 29-06-11/1005 от 15.10.2013 Отделом контроля по Горнозаводскому управленческому округу Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка ООО УК "Жилсервис", по результатам которой составлен акт проверки от 21.10.2013 N 29-06-06/999 (л.д. 33-45), а также акт о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 21.10.2013 N 29-06-06/1015 (л.д. 46-47).
По результатам наблюдения и анализа информации административным органом установлено, что ООО УК "Жилсервис" нарушены подп. "а", "б", "в" п. 9, подп. "а", "б" п. 11, п. 12, подп. "а" п. 14 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт), а именно: на информационных стендах в помещении общества информация размещена не полном объеме, в частности отсутствуют: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) в части исполнения договора управления, а именно: доходы, поступившие от населения на оплату коммунальных услуг (ХВС, ГВС, отопление, электроснабжение, газоснабжение); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) в части исполнения договора управления, а именно: расходы, понесенные при оказании коммунальных услуг (ХВС, ГВС, отопление, электроснабжение, газоснабжение); проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах; в рамках информации о порядке и об условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах не размещены планы работ на 2013 год по содержанию и ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома, планы мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые обществом в 2013 году в отношении каждого дома, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении и причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; копии документов о применении мер административного воздействия, повлекших применение административных санкций в 2012 году; перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, закупает их у ресурсоснабжающих организаций.
По факту выявленных нарушений должностным лицом административного органа в отношении ООО УК "Жилсервис" составлен протокол об административном правонарушении 23.10.2013 N 257 (л.д. 29-31), и вынесено постановление от 01.11.2013 N 296 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. (л.д. 8-10).
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения, об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации, установлена административная ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В п. 7 Стандарта предусмотрено, что управляющая организация обязана размещать на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации и сообщать по запросу потребителей адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, а также наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
На основании п. 15 Стандарта информация, подлежащая раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом путем размещения на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени управляющей организации, товарищества и кооператива. Информационные стенды (стойки) должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Объем сведений, подлежащих раскрытию, определен в пунктах 8-14 Стандарта.
Факт раскрытия ООО УК "Жилсервис" сведений, предусмотренных Стандартом, на информационных стендах в помещении, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, пр. Ленинградский, д. 7, в неполном объеме, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом о результатах систематического наблюдения и анализа информации N 29-06-06/1015 от 21.10.2013 (л.д. 46-47), протоколом об административном правонарушении N 257 от 23.10.2013, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Ссылки ООО УК "Жилсервис" на то, что акт от 21.10.2013 является ненадлежащим доказательством по делу, в связи с тем, что составлен с нарушением ст. 27.8 КоАП РФ в отсутствие представителя юридического лица и двух понятых, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данный акт о результатах систематического наблюдения и анализа информации составлен не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также с соблюдением положений Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
Доводы заявителя об отсутствии события административного правонарушения со ссылкой на п. 7 Стандарта, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства. Из содержания положений п. 3, п. 5, п. 7 Стандарта следует, что информация, предусмотренная п. 3 Стандарта, должна быть размещена как на официальных сайтах в сети Интернет, указанных в подп. "а" п. 5 Стандарта, так и на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей компании (подп. "в" п. 5 Стандарта). Пункт 7 Стандарта уточняет, что на стендах, а также в ответах на запросы потребителей необходимо дополнительно к информации, предусмотренной п. 3 Стандарта, размещать еще и адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, а также наименование и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация. Таким образом, Стандартом установлена обязанность размещения на информационном стенде в помещении управляющей организации сведений, предусмотренных п. 3 Стандарта, с учетом пунктов 8-14 Стандарта.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательства того, что юридическим лицом приняты все зависящие от него меры, направленные на выполнение обязанности по размещению предусмотренной Стандартом информации на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации, а также доказательства объективной невозможности исполнения указанной обязанности в материалах настоящего дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Протокол об административном правонарушении от 23.10.2013, постановление о привлечении к административной ответственности от 01.11.2013 составлены в отсутствие представителя ООО УК "Жилсервис", между тем о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом (л.д. 32-34, 27-28).
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП не имеется.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Из содержания оспариваемого постановления о привлечении ООО УК "Жилсервис" к административной ответственности следует, что административным органом назначено наказание в максимальном размере, предусмотренном в санкции ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, то есть в размере 300 000 рублей. При этом административным органом не установлено отягчающих ответственность обстоятельств, в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности не приведено обоснование назначения штрафа в максимальном размере, установленном ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, что не соответствует требованиям ст. 4.1 КоАП РФ. Кроме того, административным органом не представлено соответствующих доказательств ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции (ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежащим отмене в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 250 000 рублей.
В ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, в том числе, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции подлежит изменению (ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 марта 2014 года по делу N А60-45172/2013 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать незаконным и отменить постановление Отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 01.11.2013 N 296 о привлечении общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилсервис" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания, назначить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилсервис" (ОГРН 1116623004783, ИНН 6623079176) административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Л.Х.РИБ
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2014 N 17АП-3233/2014-АК ПО ДЕЛУ N А60-45172/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. N 17АП-3233/2014-АК
Дело N А60-45172/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т.С.
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилсервис" (ОГРН 1116623004783, ИНН 6623079176): представители не явились;
- от заинтересованного лица Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): представители не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилсервис"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 марта 2014 года по делу N А60-45172/2013,
принятое судьей Савиной Л.Ф.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилсервис"
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилсервис" (далее - заявитель, ООО УК "Жилсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) N 296 от 01.11.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО УК "Жилсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на отсутствие события административного правонарушения, при этом полагает, что акт от 21.10.2013 является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку составлен с нарушением ст. 27.8 КоАП РФ в отсутствие представителя юридического лица и двух понятых. В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что в подп. "в" п. 5 Стандарта, где указывается на размещение информации на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации, не содержится требования об обязательном размещении информации в полном объеме. Кроме того, ссылается на необоснованное назначение наказания в размере, превышающем минимальный размер, установленный в санкции ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Административный орган с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того, до начала судебного заседания административным заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, принятое судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с подп. "а" п. 4 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" на основании требования прокуратуры Свердловской области N 7/2-25-2013 от 04.10.2013, приказа N 29-06-11/1005 от 15.10.2013 Отделом контроля по Горнозаводскому управленческому округу Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка ООО УК "Жилсервис", по результатам которой составлен акт проверки от 21.10.2013 N 29-06-06/999 (л.д. 33-45), а также акт о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 21.10.2013 N 29-06-06/1015 (л.д. 46-47).
По результатам наблюдения и анализа информации административным органом установлено, что ООО УК "Жилсервис" нарушены подп. "а", "б", "в" п. 9, подп. "а", "б" п. 11, п. 12, подп. "а" п. 14 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт), а именно: на информационных стендах в помещении общества информация размещена не полном объеме, в частности отсутствуют: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) в части исполнения договора управления, а именно: доходы, поступившие от населения на оплату коммунальных услуг (ХВС, ГВС, отопление, электроснабжение, газоснабжение); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) в части исполнения договора управления, а именно: расходы, понесенные при оказании коммунальных услуг (ХВС, ГВС, отопление, электроснабжение, газоснабжение); проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах; в рамках информации о порядке и об условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах не размещены планы работ на 2013 год по содержанию и ремонту общего имущества каждого многоквартирного дома, планы мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые обществом в 2013 году в отношении каждого дома, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении и причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; копии документов о применении мер административного воздействия, повлекших применение административных санкций в 2012 году; перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, закупает их у ресурсоснабжающих организаций.
По факту выявленных нарушений должностным лицом административного органа в отношении ООО УК "Жилсервис" составлен протокол об административном правонарушении 23.10.2013 N 257 (л.д. 29-31), и вынесено постановление от 01.11.2013 N 296 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. (л.д. 8-10).
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава административного правонарушения, об отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации, установлена административная ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В п. 7 Стандарта предусмотрено, что управляющая организация обязана размещать на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации и сообщать по запросу потребителей адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, а также наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
На основании п. 15 Стандарта информация, подлежащая раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом путем размещения на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени управляющей организации, товарищества и кооператива. Информационные стенды (стойки) должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Объем сведений, подлежащих раскрытию, определен в пунктах 8-14 Стандарта.
Факт раскрытия ООО УК "Жилсервис" сведений, предусмотренных Стандартом, на информационных стендах в помещении, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, пр. Ленинградский, д. 7, в неполном объеме, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом о результатах систематического наблюдения и анализа информации N 29-06-06/1015 от 21.10.2013 (л.д. 46-47), протоколом об административном правонарушении N 257 от 23.10.2013, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Ссылки ООО УК "Жилсервис" на то, что акт от 21.10.2013 является ненадлежащим доказательством по делу, в связи с тем, что составлен с нарушением ст. 27.8 КоАП РФ в отсутствие представителя юридического лица и двух понятых, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данный акт о результатах систематического наблюдения и анализа информации составлен не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также с соблюдением положений Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
Доводы заявителя об отсутствии события административного правонарушения со ссылкой на п. 7 Стандарта, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства. Из содержания положений п. 3, п. 5, п. 7 Стандарта следует, что информация, предусмотренная п. 3 Стандарта, должна быть размещена как на официальных сайтах в сети Интернет, указанных в подп. "а" п. 5 Стандарта, так и на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей компании (подп. "в" п. 5 Стандарта). Пункт 7 Стандарта уточняет, что на стендах, а также в ответах на запросы потребителей необходимо дополнительно к информации, предусмотренной п. 3 Стандарта, размещать еще и адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, а также наименование и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация. Таким образом, Стандартом установлена обязанность размещения на информационном стенде в помещении управляющей организации сведений, предусмотренных п. 3 Стандарта, с учетом пунктов 8-14 Стандарта.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательства того, что юридическим лицом приняты все зависящие от него меры, направленные на выполнение обязанности по размещению предусмотренной Стандартом информации на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации, а также доказательства объективной невозможности исполнения указанной обязанности в материалах настоящего дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Протокол об административном правонарушении от 23.10.2013, постановление о привлечении к административной ответственности от 01.11.2013 составлены в отсутствие представителя ООО УК "Жилсервис", между тем о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом (л.д. 32-34, 27-28).
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП не имеется.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Из содержания оспариваемого постановления о привлечении ООО УК "Жилсервис" к административной ответственности следует, что административным органом назначено наказание в максимальном размере, предусмотренном в санкции ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, то есть в размере 300 000 рублей. При этом административным органом не установлено отягчающих ответственность обстоятельств, в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности не приведено обоснование назначения штрафа в максимальном размере, установленном ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, что не соответствует требованиям ст. 4.1 КоАП РФ. Кроме того, административным органом не представлено соответствующих доказательств ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции (ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление является незаконным и подлежащим отмене в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 250 000 рублей.
В ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, в том числе, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции подлежит изменению (ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 марта 2014 года по делу N А60-45172/2013 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать незаконным и отменить постановление Отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области от 01.11.2013 N 296 о привлечении общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилсервис" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания, назначить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жилсервис" (ОГРН 1116623004783, ИНН 6623079176) административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Л.Х.РИБ
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)