Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.А.,
с участием:
от заявителя - представителя Стасика В.Л., доверенность от 01 июля 2008 года, представителя Войченко А.В., доверенность от 03 сентября 2008 года,
от ответчика - представителя Винокуровой К.В., доверенность от 14 января 2009 года N 12-05/157,
от третьего лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПЖРТ сервис", Самарская область, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2009 года по делу N А55-4115/2009 (судья Холодкова Ю.Е.), рассмотренному по заявлению ООО "ПЖРТ сервис", Самарская область, г. Тольятти,
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
третье лицо: ТСЖ "Ветеран", Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным и отмене постановления от 25 февраля 2009 года N 18-12/304 о назначении административного наказания по ст. 14.7 КоАП РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПЖРТ сервис" (далее - ООО "ПЖРТ сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти (далее - административный орган) от 25.02.2009 N 18-12/304 о привлечении Общества к административной ответственности ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2009 ООО "ПЖРТ сервис" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ПЖРТ сервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 05.05.2009, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление административного органа. Податель апелляционной жалобы указывает на противоречие положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 положениям пункта 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя ТСЖ "Ветеран", участвующего в деле, который был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 24.12 2008 года в госорган поступило обращение из прокуратуры Центрального района г. Тольятти о неправомерности действий управляющей компании ООО "ПЖРТ сервис" в части определения порядка расчетов за коммунальные услуги.
По результатам проверки 17 февраля 2009 года в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении N 18-12/22 по статье 14.7 КоАП РФ (т. 1 л.д. 31).
Правонарушение выразилось в том, что ООО "ПЖРТ сервис" при начислении платы за горячее и холодное водоснабжение в доме,83 по ул. Мира в г. Тольятти Самарской области совершен обман потребителей, а именно в квартирах, оборудованных индивидуальными приборами учета (ИПУ) водоснабжения, начисление платы производится исходя из показаний приборов учета; в квартирах, не оборудованных ИПУ водоснабжения, начисление платы производится исходя из показаний общедомовых приборов учета водоснабжения за вычетом объема потребленного по показаниям индивидуальных приборов учета, что является нарушением п. п. 22, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года.
По результатам рассмотрения протокола 25 февраля 2009 года административным органом было принято Постановление N 18-12/304, в соответствии с которым ООО "ПЖРТ сервис" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей в пределах санкции статьи 14.7 КоАП РФ (т. 1 л.д. 34).
Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В материалах дела имеется договор N 2 от 30.06.2008 года на управление жилым зданием, в соответствии с которым ООО "ПЖРТ сервис" - Управляющая компания принимает на себя обязанности по управлению комплексом недвижимого имущества в многоквартирных жилых домах и организации предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений ТСЖ "Ветеран" по адресу: г Тольятти, ул. Мира, 83 (т. 1 л.д. 141-143).
Пунктом 1.5 указанного Договора определено, что в своей деятельности стороны обязуются руководствоваться настоящим Договором, условия которого не противоречат действующим ГК РФ, ЖК РФ, Постановлением N 491 от 13.08.2006 года, Постановлением N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23.05.2006 года, а также нормативными актами органов местного самоуправления.
Пунктом 3.2.3 Договора установлено, что Управляющая компания обязуется производить начисление и сбор денежных средств в соответствии с требованиями ЖК РФ и действующих нормативных актов (пункт 1.5 настоящего Договора).
Порядок оплаты коммунальных услуг определен пунктом 4.1.2 Договора - на основании показаний общедомовых приборов учета. А при их отсутствии - по проектным нагрузкам, в соответствии со счетами-фактурами, выставленными ресурсоснабжающими организациями. При этом все сверхнормативное потребление (по водоснабжению) оплачивается собственниками жилья - согласно Постановлению Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года.
Впоследствии Дополнительным соглашением N 1 к указанному выше Договору пункт 4.1.2 был изложен в следующей редакции: "Оплата коммунальных услуг производится собственниками жилья на основании показаний общедомовых приборов учета за истекший месяц по факту, а при их отсутствии - по проектным нагрузкам, в соответствии со счетами-фактурами, выставленными ресурсоснабжающими организациями. Пункт 4.1.2.2. Расчет размера платы за водоснабжение (холодное и горячее) и водоотведение:
А) при 100% оборудовании жилых помещений индивидуальными приборами учета расхода воды, определяется по индивидуальным приборам учета, а разница распределяется пропорционально показаниям по ИПУ;
Б) при частичном оборудовании ИПУ плата за водоснабжение (холодное и горячее) и водоотведение распределяется следующим образом:
- - лица, имеющие ИПУ, оплачивают по показаниям ИПУ;
- - лица, не имеющие ИПУ, оплачивают по показаниям общедомового прибора учета за вычетом показаний лиц, имеющих ИПУ (т. 1 л.д. 117).
Из пояснений заявителя, представителя третьего лица - ТСЖ "Ветеран" следует, что указанные изменения в Договор были обусловлены принятием соответствующего решения на общем собрании членов ТСЖ "Ветеран" от 14.10.2008 года (т. 1 л.д. 14-16). До принятия указанного решения коммунальные услуги - водоснабжение рассчитывались на основании того же принципа, закрепленного в Протоколе N 3 от 10.06.2007 года на заседании Правления ТСЖ "Ветеран" (т. 1 л.д. 103).
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что дом N 83 по ул. Мира оборудован общедомовым прибором учета холодной воды, часть собственников жилья в данном доме имеют индивидуальные приборы учета воды, часть собственников не имеют указанных приборов, расчет оплаты за холодное водоснабжение в указанном доме осуществляется в соответствии с Решением общего собрания членов ТСЖ от 14.10.2008 года, а до принятия соответствующего решения по аналогичному принципу: имеющие ИПУ собственники оплачивают по показаниям приборов учета, не имеющие ИПУ собственники - разницу между показаниями общедомового прибора учета и показаниями лиц, имеющими ИПУ (т. 1 л.д. 94-102).
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
При этом пунктом 3 указанной статьи определено, что изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
Жилищный Кодекс РФ в части 2 статьи 157 предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации по установлению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года.
Настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1 Правил). Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 Правил).
Разделом III Правил установлен Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Пунктом 15 Правил установлено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 22 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (формула 9).
Порядок определения платы за горячее, холодное водоснабжение при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета определяемый в соответствии с положениями п. 22, 23 указанных Правил имеет отличия от порядка расчета платы за указанные коммунальные услуги, предусмотренного Решением собрания членов ТСЖ от 14.10.2008 года, которым руководствовалось Общество при начислении платы.
Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем, законом не установлена обязанность собственников жилья устанавливать индивидуальные приборы учета. При этом при их отсутствии не может нарушаться принцип расчета оплаты, установленный ч. 1 статьи 157 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ N 307.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, установленный ТСЖ и применяемый заявителем порядок определения размера платы за коммунальные услуги ставит потребителей в неравные условия в зависимости от наличия или отсутствия индивидуального прибора учета и не соответствует требованиям действующего законодательства.
Факт правонарушения, вина Общества в его совершении подтверждены материалами дела.
Договором на управление прямо установлена обязанность Общества по соблюдению требований ЖК РФ, Постановления Правительства РФ N 307, между тем доказательств принятия каких-либо мер по соблюдению требований Постановления Правительства РФ N 307 Обществом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы Общества о том, что положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 противоречат положениям пункта 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции. Правильность применения порядка расчета платы за коммунальные услуги, предусмотренного п. 22, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года, подтверждается решением Верховного Суда РФ от 12.12.2006 г. N ГКПИ06-1228, в котором отражено, что положения подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам соответствуют действующему жилищному законодательству.
В апелляционной жалобе Общество ссылается также, что при начислении платы Общество руководствовалось решением ТСЖ собрания членов ТСЖ от 14.10.2008 года и исполняло волю заказчика. Апелляционный суд отклоняет данный довод. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги отнесено в силу ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти. Такой порядок установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 и Общество обязано было руководствоваться данным правовым актом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения суда, не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Ошибочно уплаченная ООО "ПЖРТ сервис" по платежному поручению от 14.05.2009 N 631 государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возвращению Обществу.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2009 года по делу N А55-4115/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "ПЖРТ сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., ошибочно уплаченную по платежному поручению от 14.05.2009 N 631.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2009 ПО ДЕЛУ N А55-4115/2009
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2009 г. по делу N А55-4115/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирновой Е.А.,
с участием:
от заявителя - представителя Стасика В.Л., доверенность от 01 июля 2008 года, представителя Войченко А.В., доверенность от 03 сентября 2008 года,
от ответчика - представителя Винокуровой К.В., доверенность от 14 января 2009 года N 12-05/157,
от третьего лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ПЖРТ сервис", Самарская область, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2009 года по делу N А55-4115/2009 (судья Холодкова Ю.Е.), рассмотренному по заявлению ООО "ПЖРТ сервис", Самарская область, г. Тольятти,
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
третье лицо: ТСЖ "Ветеран", Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным и отмене постановления от 25 февраля 2009 года N 18-12/304 о назначении административного наказания по ст. 14.7 КоАП РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПЖРТ сервис" (далее - ООО "ПЖРТ сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти (далее - административный орган) от 25.02.2009 N 18-12/304 о привлечении Общества к административной ответственности ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.05.2009 ООО "ПЖРТ сервис" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ПЖРТ сервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 05.05.2009, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление административного органа. Податель апелляционной жалобы указывает на противоречие положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 положениям пункта 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя ТСЖ "Ветеран", участвующего в деле, который был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 24.12 2008 года в госорган поступило обращение из прокуратуры Центрального района г. Тольятти о неправомерности действий управляющей компании ООО "ПЖРТ сервис" в части определения порядка расчетов за коммунальные услуги.
По результатам проверки 17 февраля 2009 года в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении N 18-12/22 по статье 14.7 КоАП РФ (т. 1 л.д. 31).
Правонарушение выразилось в том, что ООО "ПЖРТ сервис" при начислении платы за горячее и холодное водоснабжение в доме,83 по ул. Мира в г. Тольятти Самарской области совершен обман потребителей, а именно в квартирах, оборудованных индивидуальными приборами учета (ИПУ) водоснабжения, начисление платы производится исходя из показаний приборов учета; в квартирах, не оборудованных ИПУ водоснабжения, начисление платы производится исходя из показаний общедомовых приборов учета водоснабжения за вычетом объема потребленного по показаниям индивидуальных приборов учета, что является нарушением п. п. 22, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года.
По результатам рассмотрения протокола 25 февраля 2009 года административным органом было принято Постановление N 18-12/304, в соответствии с которым ООО "ПЖРТ сервис" назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей в пределах санкции статьи 14.7 КоАП РФ (т. 1 л.д. 34).
Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В материалах дела имеется договор N 2 от 30.06.2008 года на управление жилым зданием, в соответствии с которым ООО "ПЖРТ сервис" - Управляющая компания принимает на себя обязанности по управлению комплексом недвижимого имущества в многоквартирных жилых домах и организации предоставления коммунальных услуг собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений ТСЖ "Ветеран" по адресу: г Тольятти, ул. Мира, 83 (т. 1 л.д. 141-143).
Пунктом 1.5 указанного Договора определено, что в своей деятельности стороны обязуются руководствоваться настоящим Договором, условия которого не противоречат действующим ГК РФ, ЖК РФ, Постановлением N 491 от 13.08.2006 года, Постановлением N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" от 23.05.2006 года, а также нормативными актами органов местного самоуправления.
Пунктом 3.2.3 Договора установлено, что Управляющая компания обязуется производить начисление и сбор денежных средств в соответствии с требованиями ЖК РФ и действующих нормативных актов (пункт 1.5 настоящего Договора).
Порядок оплаты коммунальных услуг определен пунктом 4.1.2 Договора - на основании показаний общедомовых приборов учета. А при их отсутствии - по проектным нагрузкам, в соответствии со счетами-фактурами, выставленными ресурсоснабжающими организациями. При этом все сверхнормативное потребление (по водоснабжению) оплачивается собственниками жилья - согласно Постановлению Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года.
Впоследствии Дополнительным соглашением N 1 к указанному выше Договору пункт 4.1.2 был изложен в следующей редакции: "Оплата коммунальных услуг производится собственниками жилья на основании показаний общедомовых приборов учета за истекший месяц по факту, а при их отсутствии - по проектным нагрузкам, в соответствии со счетами-фактурами, выставленными ресурсоснабжающими организациями. Пункт 4.1.2.2. Расчет размера платы за водоснабжение (холодное и горячее) и водоотведение:
А) при 100% оборудовании жилых помещений индивидуальными приборами учета расхода воды, определяется по индивидуальным приборам учета, а разница распределяется пропорционально показаниям по ИПУ;
Б) при частичном оборудовании ИПУ плата за водоснабжение (холодное и горячее) и водоотведение распределяется следующим образом:
- - лица, имеющие ИПУ, оплачивают по показаниям ИПУ;
- - лица, не имеющие ИПУ, оплачивают по показаниям общедомового прибора учета за вычетом показаний лиц, имеющих ИПУ (т. 1 л.д. 117).
Из пояснений заявителя, представителя третьего лица - ТСЖ "Ветеран" следует, что указанные изменения в Договор были обусловлены принятием соответствующего решения на общем собрании членов ТСЖ "Ветеран" от 14.10.2008 года (т. 1 л.д. 14-16). До принятия указанного решения коммунальные услуги - водоснабжение рассчитывались на основании того же принципа, закрепленного в Протоколе N 3 от 10.06.2007 года на заседании Правления ТСЖ "Ветеран" (т. 1 л.д. 103).
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что дом N 83 по ул. Мира оборудован общедомовым прибором учета холодной воды, часть собственников жилья в данном доме имеют индивидуальные приборы учета воды, часть собственников не имеют указанных приборов, расчет оплаты за холодное водоснабжение в указанном доме осуществляется в соответствии с Решением общего собрания членов ТСЖ от 14.10.2008 года, а до принятия соответствующего решения по аналогичному принципу: имеющие ИПУ собственники оплачивают по показаниям приборов учета, не имеющие ИПУ собственники - разницу между показаниями общедомового прибора учета и показаниями лиц, имеющими ИПУ (т. 1 л.д. 94-102).
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
При этом пунктом 3 указанной статьи определено, что изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
Жилищный Кодекс РФ в части 2 статьи 157 предусматривает полномочия Правительства Российской Федерации по установлению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Указанные Правила утверждены Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года.
Настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1 Правил). Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 Правил).
Разделом III Правил установлен Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Пунктом 15 Правил установлено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктом 22 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (формула 9).
Порядок определения платы за горячее, холодное водоснабжение при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета определяемый в соответствии с положениями п. 22, 23 указанных Правил имеет отличия от порядка расчета платы за указанные коммунальные услуги, предусмотренного Решением собрания членов ТСЖ от 14.10.2008 года, которым руководствовалось Общество при начислении платы.
Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем, законом не установлена обязанность собственников жилья устанавливать индивидуальные приборы учета. При этом при их отсутствии не может нарушаться принцип расчета оплаты, установленный ч. 1 статьи 157 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ N 307.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, установленный ТСЖ и применяемый заявителем порядок определения размера платы за коммунальные услуги ставит потребителей в неравные условия в зависимости от наличия или отсутствия индивидуального прибора учета и не соответствует требованиям действующего законодательства.
Факт правонарушения, вина Общества в его совершении подтверждены материалами дела.
Договором на управление прямо установлена обязанность Общества по соблюдению требований ЖК РФ, Постановления Правительства РФ N 307, между тем доказательств принятия каких-либо мер по соблюдению требований Постановления Правительства РФ N 307 Обществом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы Общества о том, что положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 противоречат положениям пункта 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции. Правильность применения порядка расчета платы за коммунальные услуги, предусмотренного п. 22, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года, подтверждается решением Верховного Суда РФ от 12.12.2006 г. N ГКПИ06-1228, в котором отражено, что положения подпункта 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам соответствуют действующему жилищному законодательству.
В апелляционной жалобе Общество ссылается также, что при начислении платы Общество руководствовалось решением ТСЖ собрания членов ТСЖ от 14.10.2008 года и исполняло волю заказчика. Апелляционный суд отклоняет данный довод. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги отнесено в силу ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти. Такой порядок установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 и Общество обязано было руководствоваться данным правовым актом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения суда, не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Ошибочно уплаченная ООО "ПЖРТ сервис" по платежному поручению от 14.05.2009 N 631 государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возвращению Обществу.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2009 года по делу N А55-4115/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "ПЖРТ сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., ошибочно уплаченную по платежному поручению от 14.05.2009 N 631.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.И.ЗАХАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)