Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нововятск"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2014 по делу N А28-11429/2014, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нововятск" (ИНН 4345367222, ОГРН 1134345021634, юридический адрес: 610008 Россия, Кировская область, г. Киров, Нововятский район, ул. Красноармейская, д. 3)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН 4345049124, ОГРН 1024301334089, юридический адрес: 610019 Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Дерендяева, д. 23)
о признании незаконным и отмене постановления от 22.09.2014 N 490,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нововятск" (далее - Управляющая компания, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.09.2014 N 490 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управляющая компания обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество считает данное решение незаконным, необоснованным и принятым без учета фактических обстоятельств дела. Заявитель указывает, что в данном случае его вина в совершении административного правонарушения отсутствует. Выявленные Инспекцией нарушения могут быть устранены путем проведения капитального ремонта многоквартирного дома, решение о котором относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собрание собственников помещений многоквартирного дома не проводилось и, соответственно, основание для проведения капитального ремонта у Общества отсутствовало.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Управляющая компания осуществляет управление домом N 12 по улице Тренера Пушкарева города Кирова на основании договора управления многоквартирным домом от 01.05.2014 N 52/2014 (л.д. 55-64).
21.08.2014 прокуратурой Нововятского района города Кирова совместно с Инспекцией по обращению жильцов дома N 12 по улице Тренера Пушкарева города Кирова проведен осмотр указанного жилого дома.
При осмотре многоквартирного дома выявлены следующие нарушения: при визуальном осмотре дворового фасада установлено, что на уровне 1 этажа третьего и четвертого подъездов имеется выкрашивание раствора между кирпичами кладки наружной стены дома на общей площади до 12 кв. м; разрушение кирпичной кладки цоколя на общей площади до 2 кв. м, в районе четвертого подъезда имеется вертикальная трещина с 1 по 4 этаж шириной раскрытия до 30мм, на трещине установлен 1 маяк, он не сработал; у входа в третий подъезд над ВРУ имеются трещины на кирпичной кладке, маяки не установлены; при осмотре третьего подъезда установлено, что на 1 этаже поврежден пол, отбита половая плитка, под лестничным маршем имеется трещина шириной раскрытия до 60 мм, длиной до 2м, на стенах подъезда разрушения окрасочного слоя с частичным разрушением штукатурного слоя на общей площади до 2 кв. м, на 5 этаже трещина длиной до 9 м, шириной раскрытия до 3 мм, на трещине установлено 2 маяка, маяки не сработали; в квартире N 50 - на кухне трещина, за трещиной не ведется наблюдение; при осмотре четвертого подъезда установлено, что на 1 этаже поврежден пол на площади до 1 кв. м, на стенах 2 и 3 этажей поврежден штукатурный слой на площади до 4 кв. м, на межлестничной площадке между 2 и 3 этажами поврежден пол, отбита плитка на площади до 0,5 кв. м, на третьем этаже поврежден пол, отбита плитка на площади до 0,5 кв. м, на пятом этаже у окна имеется трещина шириной раскрытия до 3 мм, на трещине установлен маяк, маяк не сработал; при осмотре технического подполья выявлено, что обрушилась плита перекрытия под полом квартиры N 1, установлены деревянные подпорки.
Выявленные нарушения отражены в справке Инспекции, в которой зафиксировано, что указанные выше недостатки в содержании жилого дома являются нарушением требований пунктов 4.2.1.14, 4.2.3.1, 4.2.3.4, 4.3.1, 4.3.3, 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Постановлением от 05.09.2014 по фактам выявленных нарушений прокурором Нововятского района города Кирова в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, и направлено для рассмотрения в государственную жилищную инспекцию Кировской области.
По результатам рассмотрения административного дела заместитель начальника государственной жилищной инспекции Кировской области вынес постановление от 22.09.2014 N 490 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 7-14).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Управляющая компания обжаловала его в Арбитражный суд Кировской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в деянии Общества состава вменяемого правонарушения, а также отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания указанной нормы следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Объектом данного правонарушения являются предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими названному Кодексу, правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, правил их ремонта.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания, Правила N 491), статьями 161, 162 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Общество, обслуживая указанный в постановлении жилой дом и получая от жителей плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, его содержанию и ремонту, обязано было соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
При таких обстоятельствах именно Общество несет ответственность за невыполнение обязательных требований и правил содержания и ремонта указанного жилого дома.
Факт нарушения Обществом перечисленных в постановлении от 22.09.2014 пунктов Правил N 170 в жилом доме N 12 по улице Тренера Пушкарева города Кирова на момент проведения проверки подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Вместе с тем доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
В соответствии с пунктом 3.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу перечня услуг и работ, касающихся содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения регулируются договором управления многоквартирным домом, тот факт, что у управляющей организации отсутствуют средства для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ. Также не является таким обстоятельством сам по себе факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ.
В деле не имеется доказательств, что Общество со своей стороны предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Таким образом, наличие в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, установлено судом первой инстанции, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Ссылка Управляющей компании на то, что выявленные Инспекцией нарушения могут быть устранены только путем проведения капитального ремонта многоквартирного дома, документально не подтверждена. Более того, данное обстоятельство не влияет на доказанность состава вменяемого нарушения, поскольку не снимает с Общества возложенную договором и законом обязанность по проведению текущего ремонта в целях обеспечения безопасности проживания граждан, соблюдения характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома и сохранения оборудования в работоспособном состоянии до момента проведения капитального ремонта. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимого от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
При таких обстоятельствах, приведенные Обществом обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения, поскольку необходимые, достаточные и своевременные меры по соблюдению правил содержания и ремонта жилых домов приняты не были, что свидетельствует о виновности Управляющей компании в совершении вменяемого правонарушения.
Допущенные заявителем нарушения ухудшают качество жизни и условия проживания граждан в спорном многоквартирном доме, то есть несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем правонарушение не может быть признано малозначительным.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных норм судом не установлено.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления Инспекции у суда первой инстанции не имелось.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2014 по делу N А28-11429/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нововятск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.02.2015 N 02АП-11626/2014 ПО ДЕЛУ N А28-11429/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2015 г. по делу N А28-11429/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нововятск"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2014 по делу N А28-11429/2014, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Хлюпиной Н.П.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нововятск" (ИНН 4345367222, ОГРН 1134345021634, юридический адрес: 610008 Россия, Кировская область, г. Киров, Нововятский район, ул. Красноармейская, д. 3)
к государственной жилищной инспекции Кировской области (ИНН 4345049124, ОГРН 1024301334089, юридический адрес: 610019 Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Дерендяева, д. 23)
о признании незаконным и отмене постановления от 22.09.2014 N 490,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нововятск" (далее - Управляющая компания, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.09.2014 N 490 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40000 руб.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Управляющая компания обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество считает данное решение незаконным, необоснованным и принятым без учета фактических обстоятельств дела. Заявитель указывает, что в данном случае его вина в совершении административного правонарушения отсутствует. Выявленные Инспекцией нарушения могут быть устранены путем проведения капитального ремонта многоквартирного дома, решение о котором относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собрание собственников помещений многоквартирного дома не проводилось и, соответственно, основание для проведения капитального ремонта у Общества отсутствовало.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов ответчика, просит оставить решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Управляющая компания осуществляет управление домом N 12 по улице Тренера Пушкарева города Кирова на основании договора управления многоквартирным домом от 01.05.2014 N 52/2014 (л.д. 55-64).
21.08.2014 прокуратурой Нововятского района города Кирова совместно с Инспекцией по обращению жильцов дома N 12 по улице Тренера Пушкарева города Кирова проведен осмотр указанного жилого дома.
При осмотре многоквартирного дома выявлены следующие нарушения: при визуальном осмотре дворового фасада установлено, что на уровне 1 этажа третьего и четвертого подъездов имеется выкрашивание раствора между кирпичами кладки наружной стены дома на общей площади до 12 кв. м; разрушение кирпичной кладки цоколя на общей площади до 2 кв. м, в районе четвертого подъезда имеется вертикальная трещина с 1 по 4 этаж шириной раскрытия до 30мм, на трещине установлен 1 маяк, он не сработал; у входа в третий подъезд над ВРУ имеются трещины на кирпичной кладке, маяки не установлены; при осмотре третьего подъезда установлено, что на 1 этаже поврежден пол, отбита половая плитка, под лестничным маршем имеется трещина шириной раскрытия до 60 мм, длиной до 2м, на стенах подъезда разрушения окрасочного слоя с частичным разрушением штукатурного слоя на общей площади до 2 кв. м, на 5 этаже трещина длиной до 9 м, шириной раскрытия до 3 мм, на трещине установлено 2 маяка, маяки не сработали; в квартире N 50 - на кухне трещина, за трещиной не ведется наблюдение; при осмотре четвертого подъезда установлено, что на 1 этаже поврежден пол на площади до 1 кв. м, на стенах 2 и 3 этажей поврежден штукатурный слой на площади до 4 кв. м, на межлестничной площадке между 2 и 3 этажами поврежден пол, отбита плитка на площади до 0,5 кв. м, на третьем этаже поврежден пол, отбита плитка на площади до 0,5 кв. м, на пятом этаже у окна имеется трещина шириной раскрытия до 3 мм, на трещине установлен маяк, маяк не сработал; при осмотре технического подполья выявлено, что обрушилась плита перекрытия под полом квартиры N 1, установлены деревянные подпорки.
Выявленные нарушения отражены в справке Инспекции, в которой зафиксировано, что указанные выше недостатки в содержании жилого дома являются нарушением требований пунктов 4.2.1.14, 4.2.3.1, 4.2.3.4, 4.3.1, 4.3.3, 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Постановлением от 05.09.2014 по фактам выявленных нарушений прокурором Нововятского района города Кирова в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ, и направлено для рассмотрения в государственную жилищную инспекцию Кировской области.
По результатам рассмотрения административного дела заместитель начальника государственной жилищной инспекции Кировской области вынес постановление от 22.09.2014 N 490 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 7-14).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Управляющая компания обжаловала его в Арбитражный суд Кировской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в деянии Общества состава вменяемого правонарушения, а также отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания указанной нормы следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Объектом данного правонарушения являются предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами, не противоречащими названному Кодексу, правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Объективную сторону составляют противоправные действия, выражающиеся в нарушении правил содержания жилых домов и (или) жилых помещений, правил их ремонта.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания, Правила N 491), статьями 161, 162 ЖК РФ, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо прочего осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Общество, обслуживая указанный в постановлении жилой дом и получая от жителей плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, его содержанию и ремонту, обязано было соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
При таких обстоятельствах именно Общество несет ответственность за невыполнение обязательных требований и правил содержания и ремонта указанного жилого дома.
Факт нарушения Обществом перечисленных в постановлении от 22.09.2014 пунктов Правил N 170 в жилом доме N 12 по улице Тренера Пушкарева города Кирова на момент проведения проверки подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Вместе с тем доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
В соответствии с пунктом 3.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу перечня услуг и работ, касающихся содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения регулируются договором управления многоквартирным домом, тот факт, что у управляющей организации отсутствуют средства для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ. Также не является таким обстоятельством сам по себе факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ.
В деле не имеется доказательств, что Общество со своей стороны предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Таким образом, наличие в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, установлено судом первой инстанции, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Ссылка Управляющей компании на то, что выявленные Инспекцией нарушения могут быть устранены только путем проведения капитального ремонта многоквартирного дома, документально не подтверждена. Более того, данное обстоятельство не влияет на доказанность состава вменяемого нарушения, поскольку не снимает с Общества возложенную договором и законом обязанность по проведению текущего ремонта в целях обеспечения безопасности проживания граждан, соблюдения характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома и сохранения оборудования в работоспособном состоянии до момента проведения капитального ремонта. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимого от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
При таких обстоятельствах, приведенные Обществом обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения, поскольку необходимые, достаточные и своевременные меры по соблюдению правил содержания и ремонта жилых домов приняты не были, что свидетельствует о виновности Управляющей компании в совершении вменяемого правонарушения.
Допущенные заявителем нарушения ухудшают качество жизни и условия проживания граждан в спорном многоквартирном доме, то есть несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем правонарушение не может быть признано малозначительным.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных норм судом не установлено.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления Инспекции у суда первой инстанции не имелось.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2014 по делу N А28-11429/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Нововятск" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)