Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Арямова А.А. и Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 декабря 2013 г. по делу N А47-3039/2013 (судья Карев А.Ю.),
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Оренбургэнергосбыт" - Золина В.А. (доверенность от 17 декабря 2013 г.)
Открытое акционерное общество "Оренбургэнергосбыт" в лице Восточного филиала ОАО "Оренбургэнергосбыт" (далее - заявитель, общество, ОАО "Оренбургэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, административный орган, ГЖИ по Оренбургской области) о признании незаконным и отмене постановления от 13 февраля 2013 г. N 38/01-533-2012 по делу об административном правонарушении.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24 декабря 2013 г. (резолютивная часть объявлена 26 ноября 2013 г.) по настоящему делу заявление ОАО "Оренбургэнергосбыт" удовлетворено, постановление от 13 февраля 2013 г. N 38/01-533-2012 по делу об административном правонарушении, вынесенное ГЖИ по Оренбургской области признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе административный орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, ОАО "Оренбургэнергосбыт" является исполнителем коммунальной услуги - электроснабжение. Ответственность субъектов электроэнергетики перед исполнителями и потребителями коммунальной услуги за ограничение режима потребления электрической энергии сверх допустимого числа часов ограничения, отклонения показателей надежности и качества электрической энергии сверх величин, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, определяется в том числе в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"). Таким образом, ОАО "Оренбургэнергосбыт" несет ответственность за качество электроэнергии непосредственно до жилого дома N 3, расположенного по ул. Победы, ст. Губерля г. Новотроицка. Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается (пункты 9 - 10 приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг), соответственно, вывод суда о недоказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не является законным и обоснованным.
Также в обжалуемом решении не отражены основания не принятия доводов ГЖИ по Оренбургской области, изложенных в дополнительном отзыве от 20 ноября 2013 г.
ОАО "Оренбургэнергосбыт" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит оставить без изменения решение арбитражного суда первой инстанции. В судебном заседании представитель ОАО "Оренбургэнергосбыт" поддержал доводы, изложенные в отзыве, полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу- не подлежащей удовлетворению.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил.
С учетом мнения представителя ОАО "Оренбургэнергосбыт", в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, 14 декабря 2012 г. на основании распоряжения от 06 декабря 2012 г. N 04-02-1373, выданного в целях проверки обоснованности обращения гражданина, проживающего по адресу: г. Новотроицк, ст. Губерля, ул. Победы, д. 3 (от 16 ноября 2012 г. N 38/1109-ГЖИ) ГЖИ по Оренбургской области проведены внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением ОАО "Оренбургэнергосбыт" (Восточный филиал) качества предоставления населению коммунальных услуг в указанном многоквартирном доме.
В ходе проверки дома административным органом выявлены следующие нарушения: не обеспечено постоянное соответствие напряжения электрического тока (фактическое напряжение составляет 157 В), что является нарушением п. 10 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 14 декабря 2012 г. N 04-02-1373/А-1.
Также 14 декабря 2012 г. обществу выдано предписание N 04-02-1373/А-1/ПР-1, которым обществу предлагалось устранить выявленные в ходе проведенной внеплановой проверки нарушения.
В отношении ОАО "Оренбургэнергосбыт" 19 декабря 2012 г. составлен протокол N 04-02-1373/А-1/ПЛ-1 об административном правонарушении, согласно которому действия общества квалифицированы по ст. 7.23 КоАП РФ.
13 февраля 2013 г. заместителем начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области по результатам рассмотрения материалов проверки было вынесено постановление N 38/01-533-2012 о признании ОАО "Оренбургэнергосбыт" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб., копия постановления направлена ОАО "Оренбургэнергосбыт" заказной почтой.
Не согласившись с постановлением N 38/01-533-2012 от 13 февраля 2013 г., общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции
установил:
что ОАО "Оренбургэнергосбыт" осуществляет снабжение объектов администрации муниципального образования г. Новотроицк, в том числе и по дому N 3, расположенному на ул. Победы ст. Губерля, г. Новотроицка.
Энергоснабжение указанного дома осуществляется от ТП-153, принадлежность которой администрации муниципального образования г. Новотроицк подтверждается актом обследования электроустановок Абонента от 01 января 2012 г. и включением ТП-153 в приложение N 2 к указанному выше муниципальному контракту.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, администрация муниципального образования г. Новотроицк от имени муниципального образования участвует в отношениях по поставке электрической энергии, следовательно, в границах своей балансовой принадлежности от ТП-153 несет обязанность по поставке электроэнергии надлежащего качества.
Между тем, данное обстоятельство не проверялось и не исследовалось административным органом, инспекцией не устанавливалось, был ли соблюден муниципальным заказчиком режим потребления энергии, была ли обеспечена безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии и т.д., в соответствии с муниципальным контрактом N 37591 от 01 января 2012 г.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что административным органом не доказана вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) общества и несоответствием напряжения электрического тока установленным требованиям, не исследовалась и не анализировалась работа электрических сетей в границах балансовой принадлежности администрация МО г. Новотроицк, следовательно, в действиях ОАО "Оренбургэнергосбыт" не доказан состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с подп. "а" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. В подп. "а" п. 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354 (подп. "д" п. 3 Правил N 354). Согласно п. 10 приложения N 1 к Правилам N 354 напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от установленных требований не допускается.
ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенный в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 августа 1998 г. N 338, устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
В соответствии с п. 5.2 ГОСТ 13109-97 отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы:
- нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно + - 5 и + - 10 от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное напряжение). Номинальное напряжение в системе электроснабжения, сетей и приемников - 220 В.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Между тем, вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения административным органом при производстве по делу об административном правонарушении надлежащим образом не исследован, вина общества в совершении административного правонарушения не установлена.
Как указано судом первой инстанции и соответствует фактическим обстоятельствам дела, в соответствии с муниципальным контрактом энергоснабжения с гарантирующим поставщиком N 37591 от 01 января 2012 г. года ОАО "Оренбургэнергосбыт" осуществляет снабжение объектов администрации МО г. Новотроицк, в том числе и по дому N 3, расположенному на ул. Победы ст. Губерля, г. Новотроицка, энергоснабжение указанного дома осуществляется от ТП-153, которая находится на балансе администрации муниципального образования г. Новотроицк.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с п. 1.1. муниципального контракта N 37591 от 01 января 2012 г., заключенного между ОАО "Оренбургэнергосбыт" и администрацией муниципального образования г. Новотроицк, энергоснабжающая организация обязуется подавать муниципальному заказчику электрическую энергию в согласованных объемах в точках поставки, а муниципальный заказчик - принять электроэнергию и оплатить, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим муниципальным контрактом, а также соблюдать предусмотренный муниципальным контрактом режим потребления энергии, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3.1.5 муниципального контракта N 37591 от 01 января 2012 г., предусмотрено, что администрация обязана обеспечить за свой счет поддержание находящегося у него в собственности или на ином законном основании средств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, включая устройства, обеспечивающие дистанционный ввод графиков временного отключения с диспетчерских центров, средства учета электроэнергии, а также иные устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии, и соблюдать в течение всего срока действия контракта выданных сетевой компанией технических условий и требований правил эксплуатации указанных средств, приборов и устройств.
Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения N 442), устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергии.
ОАО "Оренбургэнергосбыт" приобретает электрическую энергию на оптовом рынке для поставки электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности (п. 6 Основных положений) и поставляет электроэнергию через сетевые компании, которые оказывают услуги по передаче электроэнергии на основании заключенных договоров. В силу ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Принадлежность ТП-153 ст. Губерля администрации установлена судом первой инстанции и подтверждается актом обследования электроустановок Абонента от 01 января 2012 г. и включением ТП-153 в приложение N 2 к указанному выше муниципальному контракту.
Таким образом, ОАО "Оренбургэнергосбыт" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку не нарушало нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. Доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении ОАО "Оренбургэнергосбыт" положений пунктов N 149, 150, 151 Правил N 354 судом апелляционной инстанции отклоняются поскольку заявитель является не исполнителем коммунальной услуги, а ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу электрической энергии.
При этом, суд апелляционной инстанции полагает необходимым исключить из мотивировочной части обжалуемого судебного акта вывод суда со ссылками на положения п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что администрация муниципального образования г. Новотроицк от имени муниципального образования участвует в отношениях по поставке электрической энергии, следовательно, в границах своей балансовой принадлежности от ТП-153 несет обязанность по поставке электроэнергии надлежащего качества, как сделанный в отношении прав и обязанностей лица, не привлеченного к участию в деле. Более того, администрация муниципального образования г. Новотроицк не принимала участия в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, обстоятельства виновности данного лица в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами административным органом не установлены.
Поскольку резолютивная часть решения суда не содержит выводов непосредственно в отношении прав или обязанностей муниципального образования г. Новотроицк, вывод арбитражного суда в отношении данного лица, содержащийся в мотивировочной части обжалуемого решения исключен судом апелляционной инстанции, данное обстоятельство не влечет отмены по существу правильного судебного акта.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 декабря 2013 г. по делу N А47-3039/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2014 N 18АП-1398/2014 ПО ДЕЛУ N А47-3039/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2014 г. N 18АП-1398/2014
Дело N А47-3039/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Арямова А.А. и Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 декабря 2013 г. по делу N А47-3039/2013 (судья Карев А.Ю.),
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Оренбургэнергосбыт" - Золина В.А. (доверенность от 17 декабря 2013 г.)
Открытое акционерное общество "Оренбургэнергосбыт" в лице Восточного филиала ОАО "Оренбургэнергосбыт" (далее - заявитель, общество, ОАО "Оренбургэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, административный орган, ГЖИ по Оренбургской области) о признании незаконным и отмене постановления от 13 февраля 2013 г. N 38/01-533-2012 по делу об административном правонарушении.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24 декабря 2013 г. (резолютивная часть объявлена 26 ноября 2013 г.) по настоящему делу заявление ОАО "Оренбургэнергосбыт" удовлетворено, постановление от 13 февраля 2013 г. N 38/01-533-2012 по делу об административном правонарушении, вынесенное ГЖИ по Оренбургской области признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе административный орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, ОАО "Оренбургэнергосбыт" является исполнителем коммунальной услуги - электроснабжение. Ответственность субъектов электроэнергетики перед исполнителями и потребителями коммунальной услуги за ограничение режима потребления электрической энергии сверх допустимого числа часов ограничения, отклонения показателей надежности и качества электрической энергии сверх величин, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, определяется в том числе в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"). Таким образом, ОАО "Оренбургэнергосбыт" несет ответственность за качество электроэнергии непосредственно до жилого дома N 3, расположенного по ул. Победы, ст. Губерля г. Новотроицка. Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается (пункты 9 - 10 приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг), соответственно, вывод суда о недоказанности вины общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не является законным и обоснованным.
Также в обжалуемом решении не отражены основания не принятия доводов ГЖИ по Оренбургской области, изложенных в дополнительном отзыве от 20 ноября 2013 г.
ОАО "Оренбургэнергосбыт" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит оставить без изменения решение арбитражного суда первой инстанции. В судебном заседании представитель ОАО "Оренбургэнергосбыт" поддержал доводы, изложенные в отзыве, полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу- не подлежащей удовлетворению.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил.
С учетом мнения представителя ОАО "Оренбургэнергосбыт", в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, 14 декабря 2012 г. на основании распоряжения от 06 декабря 2012 г. N 04-02-1373, выданного в целях проверки обоснованности обращения гражданина, проживающего по адресу: г. Новотроицк, ст. Губерля, ул. Победы, д. 3 (от 16 ноября 2012 г. N 38/1109-ГЖИ) ГЖИ по Оренбургской области проведены внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением ОАО "Оренбургэнергосбыт" (Восточный филиал) качества предоставления населению коммунальных услуг в указанном многоквартирном доме.
В ходе проверки дома административным органом выявлены следующие нарушения: не обеспечено постоянное соответствие напряжения электрического тока (фактическое напряжение составляет 157 В), что является нарушением п. 10 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354.
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 14 декабря 2012 г. N 04-02-1373/А-1.
Также 14 декабря 2012 г. обществу выдано предписание N 04-02-1373/А-1/ПР-1, которым обществу предлагалось устранить выявленные в ходе проведенной внеплановой проверки нарушения.
В отношении ОАО "Оренбургэнергосбыт" 19 декабря 2012 г. составлен протокол N 04-02-1373/А-1/ПЛ-1 об административном правонарушении, согласно которому действия общества квалифицированы по ст. 7.23 КоАП РФ.
13 февраля 2013 г. заместителем начальника государственной жилищной инспекции по Оренбургской области по результатам рассмотрения материалов проверки было вынесено постановление N 38/01-533-2012 о признании ОАО "Оренбургэнергосбыт" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб., копия постановления направлена ОАО "Оренбургэнергосбыт" заказной почтой.
Не согласившись с постановлением N 38/01-533-2012 от 13 февраля 2013 г., общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции
установил:
что ОАО "Оренбургэнергосбыт" осуществляет снабжение объектов администрации муниципального образования г. Новотроицк, в том числе и по дому N 3, расположенному на ул. Победы ст. Губерля, г. Новотроицка.
Энергоснабжение указанного дома осуществляется от ТП-153, принадлежность которой администрации муниципального образования г. Новотроицк подтверждается актом обследования электроустановок Абонента от 01 января 2012 г. и включением ТП-153 в приложение N 2 к указанному выше муниципальному контракту.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, администрация муниципального образования г. Новотроицк от имени муниципального образования участвует в отношениях по поставке электрической энергии, следовательно, в границах своей балансовой принадлежности от ТП-153 несет обязанность по поставке электроэнергии надлежащего качества.
Между тем, данное обстоятельство не проверялось и не исследовалось административным органом, инспекцией не устанавливалось, был ли соблюден муниципальным заказчиком режим потребления энергии, была ли обеспечена безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии и т.д., в соответствии с муниципальным контрактом N 37591 от 01 января 2012 г.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что административным органом не доказана вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) общества и несоответствием напряжения электрического тока установленным требованиям, не исследовалась и не анализировалась работа электрических сетей в границах балансовой принадлежности администрация МО г. Новотроицк, следовательно, в действиях ОАО "Оренбургэнергосбыт" не доказан состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с подп. "а" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором. В подп. "а" п. 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354 (подп. "д" п. 3 Правил N 354). Согласно п. 10 приложения N 1 к Правилам N 354 напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от установленных требований не допускается.
ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенный в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 августа 1998 г. N 338, устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
В соответствии с п. 5.2 ГОСТ 13109-97 отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы:
- нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно + - 5 и + - 10 от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное напряжение). Номинальное напряжение в системе электроснабжения, сетей и приемников - 220 В.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Между тем, вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения административным органом при производстве по делу об административном правонарушении надлежащим образом не исследован, вина общества в совершении административного правонарушения не установлена.
Как указано судом первой инстанции и соответствует фактическим обстоятельствам дела, в соответствии с муниципальным контрактом энергоснабжения с гарантирующим поставщиком N 37591 от 01 января 2012 г. года ОАО "Оренбургэнергосбыт" осуществляет снабжение объектов администрации МО г. Новотроицк, в том числе и по дому N 3, расположенному на ул. Победы ст. Губерля, г. Новотроицка, энергоснабжение указанного дома осуществляется от ТП-153, которая находится на балансе администрации муниципального образования г. Новотроицк.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В соответствии с п. 1.1. муниципального контракта N 37591 от 01 января 2012 г., заключенного между ОАО "Оренбургэнергосбыт" и администрацией муниципального образования г. Новотроицк, энергоснабжающая организация обязуется подавать муниципальному заказчику электрическую энергию в согласованных объемах в точках поставки, а муниципальный заказчик - принять электроэнергию и оплатить, в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим муниципальным контрактом, а также соблюдать предусмотренный муниципальным контрактом режим потребления энергии, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3.1.5 муниципального контракта N 37591 от 01 января 2012 г., предусмотрено, что администрация обязана обеспечить за свой счет поддержание находящегося у него в собственности или на ином законном основании средств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, включая устройства, обеспечивающие дистанционный ввод графиков временного отключения с диспетчерских центров, средства учета электроэнергии, а также иные устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электроэнергии, и соблюдать в течение всего срока действия контракта выданных сетевой компанией технических условий и требований правил эксплуатации указанных средств, приборов и устройств.
Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения N 442), устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также определяют условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергии.
ОАО "Оренбургэнергосбыт" приобретает электрическую энергию на оптовом рынке для поставки электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности (п. 6 Основных положений) и поставляет электроэнергию через сетевые компании, которые оказывают услуги по передаче электроэнергии на основании заключенных договоров. В силу ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Принадлежность ТП-153 ст. Губерля администрации установлена судом первой инстанции и подтверждается актом обследования электроустановок Абонента от 01 января 2012 г. и включением ТП-153 в приложение N 2 к указанному выше муниципальному контракту.
Таким образом, ОАО "Оренбургэнергосбыт" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку не нарушало нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. Доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении ОАО "Оренбургэнергосбыт" положений пунктов N 149, 150, 151 Правил N 354 судом апелляционной инстанции отклоняются поскольку заявитель является не исполнителем коммунальной услуги, а ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу электрической энергии.
При этом, суд апелляционной инстанции полагает необходимым исключить из мотивировочной части обжалуемого судебного акта вывод суда со ссылками на положения п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что администрация муниципального образования г. Новотроицк от имени муниципального образования участвует в отношениях по поставке электрической энергии, следовательно, в границах своей балансовой принадлежности от ТП-153 несет обязанность по поставке электроэнергии надлежащего качества, как сделанный в отношении прав и обязанностей лица, не привлеченного к участию в деле. Более того, администрация муниципального образования г. Новотроицк не принимала участия в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ, обстоятельства виновности данного лица в нарушении нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами административным органом не установлены.
Поскольку резолютивная часть решения суда не содержит выводов непосредственно в отношении прав или обязанностей муниципального образования г. Новотроицк, вывод арбитражного суда в отношении данного лица, содержащийся в мотивировочной части обжалуемого решения исключен судом апелляционной инстанции, данное обстоятельство не влечет отмены по существу правильного судебного акта.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 декабря 2013 г. по делу N А47-3039/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
М.Б.МАЛЫШЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)