Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Письменного С.И.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ширяевой О.В.,
при участии:
- от Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (ОГРН 1037717016215, ИНН 7717010358) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.09.2014 года по делу N А14-1740/2014 (судья Сафонова З.В.), по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (ОГРН 1037717016215, ИНН 7717010358) к обществу с ограниченной ответственностью "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" (ОГРН 1103668002998, ИНН 3663080655) о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию,
установил:
федеральным государственным унитарным предприятием "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (далее по тексту истец, ФГУП "Росразмещение") заявлены исковые требования к обществу с ограниченной ответственностью "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" (далее по тексту ответчик, ООО "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ") о взыскании с учетом уточнений 562 600,56 руб. задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с 19.07.2013 по 31.12.2013, на основании договора на отпуск тепловой энергии N 822 от 19.07.2013.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.09.2014 года по делу N А14-1740/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Росразмещение" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что судом необоснованно отказано во взыскании стоимости потребленной тепловой энергии по дому N 75 по ул. Среднемосковской, дому N 69 по ул. Среднемосковской, по домам NN 40, 42, 44 по ул. Плехановской по нормативу потребления в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, а также начислений стоимости потребленной тепловой энергии в домах, обслуживаемых ответчиком за период с 19.07.2013 года по 31.07.2013 года, всего на сумму 565 217, 17 рублей.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось для представления сторонами письменных пояснений, дополнительных доказательств.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 11.03.2015 ФГУП "Размещение" и ООО "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" явку полномочных представителей не обеспечили. Учитывая наличие в материалах дела доказательств о времени и месте судебного разбирательства указанных лиц, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
По делу объявлялся перерыв до 18.03.2015. От ФГУП "Росразмещение" посредством электронной системы "Мой Арбитр" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и возражений на нее, приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции, частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Судом установлено, что 19.07.2013 между ФГУП "Росразмещение" (энергоснабжающая организация) и ООО "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" (абонент) заключен договор на отпуск тепловой энергии N 822.
По условиям договора энергоснабжающая организация подает (отпускает) абоненту через присоединенную сеть до границы его эксплуатационной ответственности тепловую энергию в виде горячей воды, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель в соответствии со ст. 157 ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными в установленном порядке, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253, Постановлением Правительства N 124 от 14.02.2012, согласно Приложению N 1, для обеспечения коммунальными услугами "Абонента", соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведение инженерных сетей и исправность используемых приборов и оборудования (при их наличии).
Согласно п. 2.1.1. договора энергоснабжающая организация обязуется поставлять Абоненту тепловую энергию в объеме, режиме и с качеством, указанном в договоре, в Приложении N 1.
В соответствии с п. 3.1.1. договора Абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, в порядке и на условиях предусмотренных договором.
Настоящий договор заключен с возможностью пролонгации (пункт 8.1 договора).
В спорный период истец, являясь энергоснабжающей организацией осуществлял подачу тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, расположенные в г. Воронеже по следующим адресам: ул. Среднемосковская, 67, 69, 71, 75; ул. Желябова, 7, 15, 17; ул. Плехановская, 20, 22, 40, 42, 44, 54, 56, 58; ул. Революции 1905 г., 40, 42; ул. Войкова, 8; ул. Кольцовская, 46 (далее - многоквартирные жилые дома).
Как указал истец, на основании договора в период с 01.08.2013 по 31.05.2014 он поставил ответчику тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения вышеперечисленных многоквартирных жилых домов, на общую сумму 9 420 819,99, руб. Ответчик произвел частичную оплату услуг. Задолженность составила 562 600,56 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Как следует из ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполнять надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьи 8, 309 ГК РФ определяют основания возникновения гражданских прав и обязанностей, понятия обязательства. Истец и ответчик по договору являются обязанными лицами: истец - по поставке энергии, а ответчик - по ее оплате.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее Правила N 307) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно указанным Правилам N 307 и N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
По смыслу действующего законодательства ответчик является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно положениям этих Правил расчет размера платы за приобретенный у ресурсоснабжающей организации коммунальный ресурс (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии) осуществляется исходя из показаний общедомовых приборов учета. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится по нормативам потребления.
В соответствии с Правилами "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Прибор учета горячей воды установлен в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Воронеж, ул. Среднемосковская, 75. Приборы учета тепловой энергии установлены в многоквартирных жилых домах, расположенных по следующим адресам в г. Воронеже:, ул. Среднемосковская, 67, 69, 71; ул. Желябова, 7, 15; ул. Плехановская, 20, 22, 40, 42, 44, 56; ул. Революции 1905 г., 42; ул. Кольцовская, 46.
Согласно Правилам N 307 и N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 09.08.2013 г. N 28/1 для ФРУП "Росразмещение" установлен тариф на тепловую энергию потребителям городского округа город Воронеж.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 15.08.2013 г. N 29/1 для ФРУП "Росразмещение" установлен тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения потребителям городского округа город Воронеж.
В многоквартирных домах, оборудованных измерительным комплексом (общедомовыми (коллективными) приборами учета электрической энергии, в совокупности учитывающих весь объем потребленной в многоквартирном доме электроэнергии) расчет произведен по показаниям общедомовых приборов учета электроэнергии.
Разногласия по объемам энергии, предъявленным на основании показаний общедомовых приборов учета, у сторон отсутствуют.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления" утверждены нормативы потребления отопления для потребителей - граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах или жилых домах при отсутствии приборов учета.
Согласно Постановлению Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 для многоквартирных жилых домов, которые находятся в управлении ответчика, действует норматив отопления в месяц общей площади жилых помещений при круглогодичной оплате равный 0,013 Гкал/кВ.м.
ФГУП "Росразмещение" для оплаты поданной тепловой энергии ответчику были представлены товарные накладные, счета-фактуры, корректировочные счета - фактуры, акты сверок взаиморасчетов.
В обоснование предъявленной к оплате сумме за поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в спорный период ответчиком и истцом были подписаны акты отпуска тепловой энергии.
В соответствии с п. 4.1 договора расчетным периодом по платежам за тепловую энергию стороны принимают календарный месяц, с первого по последний день месяца.
Суд первой инстанции исходил из того, что общедомовые приборы учета отсутствуют в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Воронеже по адресам: ул. Среднемосковская, 69 (снятие показаний с прибора учета было невозможно в виду залития подвала дома), ул. Среднемосковская, 75 (акт допуска прибора учета не подписан ответчиком). С 01.10.2013 г. на поверке находились приборы учета тепловой энергии по многоквартирным жилым домам, расположенных в г. Воронеже, по следующим адресам: ул. Плехановская, 40, 42, 44.
В связи с отсутствием общедомовых приборов учета в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, размер платы за коммунальную услугу истец рассчитывал, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления в отношении горячего водоснабжения по пункту 19 правил N 307 и в отношении отопления по формуле, указанной в подпункте 1, пункта 1 Приложения N 2 Правил N 307.
Суд первой инстанции согласился с правовой позицией ответчика, который полагает, что объемы поставленной тепловой энергии и размеры платы за нее (при выходе общедомовых приборов учета из строя, их отсутствии) рассчитаны, исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии в соответствии с пунктом 32 Правил N 307 от 23.05.2006, либо пунктов 59 - 60.1 Правил N 354 от 06.05.2011.
Также истец, предъявив требования о взыскании задолженности за период с 19.07.2013 по 31.12.2013, не производил начисления ответчику за отопление в летние месяцы, начислил ответчику для оплаты стоимость потребленной тепловой энергии с 19.07.2013 года по 31.07.2013 года по обслуживаемым ООО "РЭК "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ".
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, заявил о том, что, соблюдая принцип равномерности внесения платежей за отопление, даже при подобном подходе истца, пользователи не могут в течение календарного года вместо 12 месячных нормативов заплатить 13 нормативов.
Поскольку при определении объема услуг за отопление, истец, получив основания и права энергоснабжающей организации с 19 июля 2013 г., начислил к оплате вместо шести, семь нормативов потребления для потребителей, не имеющих общедомовых приборов учета, и излишне заявленный объем услуг составил 1704,5 Гкал на сумму 565 219,24 руб., что превышает сумму исковых требований, суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении иска.
Однако суд первой инстанции не учел следующее.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Министерством регионального развития РФ в Письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 "О применении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению" сообщается о том, что с принятием Правил N 354 изменился порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, а именно, оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовый прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Кроме того, с 01.07.2012 изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с вступлением в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила установления и определения нормативов), которые были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258.
Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 01.07.2012, на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Правилами установления и определения нормативов с 01.07.2012 устанавливаются правила определения и установления норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек.
Пунктом 1 названного постановления Правительства установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными настоящим постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Как следует из смысла подпунктов "а" и "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 857, решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в названных подпунктах, органы государственной власти субъектов могут принять до 15.09.2012.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.04.2013 N 307 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.07.2013 года вправе принять одно из решений, предусмотренных пунктом 1 данного документа, в том числе в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение, предусмотренное пунктом 2 данного документа. Решения, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 указанного Постановления, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 года.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 857 постановлением Правительства Воронежской области от 14.09.2012 N 813 "Об определении размера платы за предоставленную услугу по отоплению в 2012-2014 годах на территории Воронежской области" установлено, что на территории Воронежской области до 01.01.2015 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, с использованием нормативов потребления отопления, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
В силу пункта 14 Правил N 307 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления" утверждены нормативы потребления отопления для потребителей - граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах или жилых домах при отсутствии приборов учета.
Согласно вышеуказанному постановлению для многоквартирных жилых домов, которые находятся в управлении ООО "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ", действует норматив отопления в месяц общей площади жилых помещений при круглогодичной оплате.
Правовая позиция Высшего Арбитражного суда о порядке определения объема тепловой энергии на отопление, исходя из утвержденного норматива потребления, определена в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.11.2011 N 8413/11.
Учитывая, что органом государственной власти субъекта РФ в установленном Постановлением Правительства РФ N 857 от 27.08.2012 года порядке и сроки было принято решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу на отопление порядка расчета размера платы, установленного Правилами N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012, расчет ответчика по домам 69 и 75 по ул. Среднемосковской и домов 40, 42, 44 по ул. Плехановской в г. Воронеже, принятый за основу арбитражным судом при вынесении обжалуемого судебного акта, выполненный по среднемесячному потреблению в соответствии с пунктом 32 Правилами N 307, либо пунктами 59 - 60.1 Правил N 354, нельзя признать правомерным.
Требования истца о взыскании с ответчика основного долга по оплате тепловой энергии в сумме 562 600,56 руб. в период с 19.07.2013 по 31.12.2013, состоящей из задолженности в размере 22 672,45 рублей по дому 75 по ул. Среднемосковской, 46000,21 рублей по дому 69 по ул. Среднемосковской, 165 701,52 рублей по домам 40, 42, 44 по ул. Плехановской в г. Воронеже и 330 842,99 рублей по начислению потребления тепловой энергии в период с 19.07.2013 по 31.07.2013 года по обслуживаемым ответчиком домам. По уточненным расчетам истца в суде апелляционной инстанции сумма задолженности составила 565 217,17 рублей, вместо 562 600,56 рублей, заявленных в суде первой инстанции.
При рассмотрении апелляционной жалобы данные уточнения истцом исковых требований не учитывались в силу части 3 ст. 266 АПК РФ.
Ответчик возражал против исковых требований в полном объеме.
Довод ответчика о том, что прибор учета горячей воды, установленный в многоквартирном жилом доме по ул. Среднемосковская, 75 в г. Воронеже не может являться коммерческим, не соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела, судебной коллегией во внимание не принимается.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии введен первоначальной ресурсоснабжающей организацией ООО "Теплостанция".
В соответствии с пунктами 71, 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, учет теплоносителя и тепловой энергии осуществляется на основе показаний приборов учета с момента ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и подписания акта о вводе в эксплуатацию. На общедомовые приборы учета горячей воды (водосчетчики, водомеры) требования о проверке готовности узла учета перед каждым отопительным сезоном не распространяются.
Допуск в эксплуатацию общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме по ул. Среднемосковская, 75 в г. Воронеже был подтвержден актом, который представлен в материалы дела. В данном акте имеются подписи ответственных лиц первоначальной ресурсоснабжающей организации ООО "Теплостанция" - мастера по ремонту оборудования и ответственных лиц потребителя коммунальных услуг ООО "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" - инженера теплотехника. Наличие в указанном акте подписи первоначальной ресурсоснабжающей организации, а не истца, не может свидетельствовать о непригодности данного прибора к коммерческому учету.
Учитывая, что прибор учета допущен в эксплуатацию, то при таких обстоятельствах формальная ссылка ответчика на составление и подписание акта другой организацией несостоятельная.
Однако истец составил свой акт допуска в эксплуатацию прибора ВНЧ-50 N 700000302, установленного в доме 75 по ул. Среднемосковская в г. Воронеже, который 06.05.2014 за исх. N 389 направлен ответчику и им получен, что подтверждается уведомлением о вручении. Ответчик уклонился от подписания акта и совместного снятия показаний прибора учета в спорный период. До спорного периода ответчик оплату тепловой энергии осуществлял по показаниям общедомового прибора учета. Доказательств неисправности прибора учета ответчиком не представлено.
Таким образом, прибор учета был допущен в эксплуатацию, следовательно, в силу п. 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, именно с даты допуска прибора учета, расчет теплопотребления ответчика должен был осуществляться по его показаниям.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из указанных обстоятельств, при наличии исправного прибора учета расчет размера платы за потребленную тепловую энергию производить по его показаниям. Кроме того, обязанность снятия показаний приборов учета предусмотрена подпунктом "е", пункта 31 Правил N 354.
Ответчик не представил актов, которые отражают, что коммунальные услуги оказаны ненадлежащего качества, являющиеся основанием для перерасчета стоимости горячего водоснабжения.
В спорный период по дому 75, ул. Среднемосковской в г. Воронеже истец начислял размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с пунктом 19 Правил N 307. Ответчик начислял стоимость горячей воды по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса по пункту 32 Правил N 307. Разница между начислениями истца, произведенными по показаниям общедомового прибора учета, составила 22 672,45 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Ответчик сослался на отсутствие технической возможности снятия показаний общедомовых приборов учета с ноября 2013 года в д. N 69 по ул. Среднемосковская в виду затопления подвала. Истец не оспаривает наличие затопления в спорный период. Разница в расчетах ответчика по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса и расчетах истца по нормативу потребления согласно Правилам N 307 составила 46 000,21 рублей, что является основанием для удовлетворения иска и в этой части.
В многоквартирных домах по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 40, 42, 44 установлены общедомовые приборы учета. В период с 01.10.2013 по 31.12.2013 они находились на поверке, расчет размера платы ООО "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" произвело также по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса. Вместе с тем, расчет стоимости потребленной тепловой энергии за отопление должен производиться исходя из утвержденного норматива потребления, в связи с чем, взыскание основного долга в сумме 165 701,52 рублей подлежит удовлетворению.
При этом неправомерным является применение ответчиком расчета размера платы за горячую воду по среднемесячному потреблению в соответствии с пунктом 32 Правил N 307, либо пунктами 59, 59.1, 60 и 60.1. Правил N 354.
Так, по пункту 32 Правил N 307 в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг. В данном случае, возможность снятия показаний прибора учета в доме 69 по ул. Плехановская в виду залития подвала отсутствовала более 30 суток; нахождение приборов учета на поверке имело место свыше 30 суток в домах 40,42, 44 по ул. Плехановская, в связи с чем, правильным является расчет размера платы не по среднесуточному потреблению коммунального ресурса, а по нормативам потребления в соответствии с пунктом 19 Правил N 307.
По пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В связи с действием на территории Воронежской области до 01.01.2015 года Правил N 307, применение в расчетах размера платы предоставляемых коммунальных ресурсов Правил N 354 неправомерно.
Таким образом, отсутствуют законные основания применения в расчетах размера платы за потребленную тепловую энергию в спорный период и пункта 32 правил N 307, либо пунктов 59 - 60.1 Правил N 354.
Довод истца о начислении ответчику размера платы за период с 19.07.2013 года по 31.07.2013 года по домам, обслуживаемым ООО "РЭК "ЦЕНТРАЛЬНЫМ", судебной коллегией отклоняется.
Истец обоснованно определяет порядок начислений в отношении определения объемов и размера платы за отопление в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.06.2006 г., то есть при отсутствии прибора учета - объем определяется по нормативу потребления, установленному Постановлением N 1611 от 28.12.2008 г., который для данных домов составляет 0,013 Гкал на 1 кв. м и выставляется круглогодично. Величина Гкал/кв. м составляет 1/12 годового нормативного потребления тепловой энергии на отопление в течение отопительного периода. При этом в соответствии с нормативом потребления исчисляется расчетный, а не фактический объем подаваемой абоненту энергии.
Однако отопительный период в городе Воронеже составляет 6 месяцев, следовательно, при круглогодичной оплате отопления, граждане в межотопительный период производят оплату тепловой энергии, потребленной в отопительный период (в мае, июне, июле за тепловую энергию, потребленную соответственно в январе - марте; в августе и сентября за тепловую энергию, потребляемую в ноябре, декабре). Причем, оплата в межотопительный период обусловлена пропорциональным распределением годового объема нормативного потребления отопления на 12 месяцев.
В этой связи, не соответствующим требованиям закона является предъявление ответчику к оплате тепловой энергии с 19.07.2013 по 31.07.2013, так как услуги по отоплению фактически не оказывались, население производило оплату тепловой энергии по 1/12 за отопительный период 2012-2013 ООО "Теплостанция", первоначальной ресурсоснабжающей организации, ранее оказывающей услуги по теплоснабжению.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит отмене, требование ФГУП "Росразмещение" о взыскании 234 374,18 (22 672,45 + 46000,21 + 165 701,52) рублей задолженности за тепловую энергию следует удовлетворить, в остальной части требований отказать.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина за рассмотрение искового заявления составляет 12 252 рублей, при подаче иска истец уплатил государственную пошлину в размере 2 000 рублей (данная сумма взыскивается с ответчика в пользу истца), таким образом, с истца в доход федерального бюджета взыскивается 6 316 рублей. С ответчика в доход федерального бюджета взыскивается 3 936 рублей.
С ответчика в пользу истца по результатам рассмотрения апелляционной жалобы взыскивается государственная пошлина 833 рублей, а 1167 рублей государственной пошлины относится на заявителя.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.09.2014 года по делу N А14-1740/2014 удовлетворить в части.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.09.2014 года по делу N А14-1740/2014 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" (ОГРН 1103668002998, ИНН 3663080655) в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (ОГРН 1037717016215, ИНН 7717010358) 234 374 рубля 18 копеек задолженности за тепловую энергию, 2000 рублей государственной пошлины и 833 рубля государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" (ОГРН 1103668002998, ИНН 3663080655) в доход федерального бюджета 3 936 рублей государственной пошлины.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (ОГРН 1037717016215, ИНН 7717010358) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 316 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Судьи
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ
Е.Е.АЛФЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2015 ПО ДЕЛУ N А14-1740/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2015 г. по делу N А14-1740/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Письменного С.И.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ширяевой О.В.,
при участии:
- от Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от общества с ограниченной ответственностью "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (ОГРН 1037717016215, ИНН 7717010358) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.09.2014 года по делу N А14-1740/2014 (судья Сафонова З.В.), по исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (ОГРН 1037717016215, ИНН 7717010358) к обществу с ограниченной ответственностью "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" (ОГРН 1103668002998, ИНН 3663080655) о взыскании задолженности по оплате за тепловую энергию,
установил:
федеральным государственным унитарным предприятием "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (далее по тексту истец, ФГУП "Росразмещение") заявлены исковые требования к обществу с ограниченной ответственностью "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" (далее по тексту ответчик, ООО "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ") о взыскании с учетом уточнений 562 600,56 руб. задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с 19.07.2013 по 31.12.2013, на основании договора на отпуск тепловой энергии N 822 от 19.07.2013.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.09.2014 года по делу N А14-1740/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Росразмещение" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что судом необоснованно отказано во взыскании стоимости потребленной тепловой энергии по дому N 75 по ул. Среднемосковской, дому N 69 по ул. Среднемосковской, по домам NN 40, 42, 44 по ул. Плехановской по нормативу потребления в соответствии с пунктом 19 Правил N 307, а также начислений стоимости потребленной тепловой энергии в домах, обслуживаемых ответчиком за период с 19.07.2013 года по 31.07.2013 года, всего на сумму 565 217, 17 рублей.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось для представления сторонами письменных пояснений, дополнительных доказательств.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 11.03.2015 ФГУП "Размещение" и ООО "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" явку полномочных представителей не обеспечили. Учитывая наличие в материалах дела доказательств о времени и месте судебного разбирательства указанных лиц, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
По делу объявлялся перерыв до 18.03.2015. От ФГУП "Росразмещение" посредством электронной системы "Мой Арбитр" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и возражений на нее, приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции, частичном удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Судом установлено, что 19.07.2013 между ФГУП "Росразмещение" (энергоснабжающая организация) и ООО "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" (абонент) заключен договор на отпуск тепловой энергии N 822.
По условиям договора энергоснабжающая организация подает (отпускает) абоненту через присоединенную сеть до границы его эксплуатационной ответственности тепловую энергию в виде горячей воды, а Абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель в соответствии со ст. 157 ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными в установленном порядке, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253, Постановлением Правительства N 124 от 14.02.2012, согласно Приложению N 1, для обеспечения коммунальными услугами "Абонента", соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведение инженерных сетей и исправность используемых приборов и оборудования (при их наличии).
Согласно п. 2.1.1. договора энергоснабжающая организация обязуется поставлять Абоненту тепловую энергию в объеме, режиме и с качеством, указанном в договоре, в Приложении N 1.
В соответствии с п. 3.1.1. договора Абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, в порядке и на условиях предусмотренных договором.
Настоящий договор заключен с возможностью пролонгации (пункт 8.1 договора).
В спорный период истец, являясь энергоснабжающей организацией осуществлял подачу тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, расположенные в г. Воронеже по следующим адресам: ул. Среднемосковская, 67, 69, 71, 75; ул. Желябова, 7, 15, 17; ул. Плехановская, 20, 22, 40, 42, 44, 54, 56, 58; ул. Революции 1905 г., 40, 42; ул. Войкова, 8; ул. Кольцовская, 46 (далее - многоквартирные жилые дома).
Как указал истец, на основании договора в период с 01.08.2013 по 31.05.2014 он поставил ответчику тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения вышеперечисленных многоквартирных жилых домов, на общую сумму 9 420 819,99, руб. Ответчик произвел частичную оплату услуг. Задолженность составила 562 600,56 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Как следует из ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполнять надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьи 8, 309 ГК РФ определяют основания возникновения гражданских прав и обязанностей, понятия обязательства. Истец и ответчик по договору являются обязанными лицами: истец - по поставке энергии, а ответчик - по ее оплате.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 (далее Правила N 307) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно указанным Правилам N 307 и N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
По смыслу действующего законодательства ответчик является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно положениям этих Правил расчет размера платы за приобретенный у ресурсоснабжающей организации коммунальный ресурс (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии) осуществляется исходя из показаний общедомовых приборов учета. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится по нормативам потребления.
В соответствии с Правилами "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Прибор учета горячей воды установлен в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Воронеж, ул. Среднемосковская, 75. Приборы учета тепловой энергии установлены в многоквартирных жилых домах, расположенных по следующим адресам в г. Воронеже:, ул. Среднемосковская, 67, 69, 71; ул. Желябова, 7, 15; ул. Плехановская, 20, 22, 40, 42, 44, 56; ул. Революции 1905 г., 42; ул. Кольцовская, 46.
Согласно Правилам N 307 и N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 09.08.2013 г. N 28/1 для ФРУП "Росразмещение" установлен тариф на тепловую энергию потребителям городского округа город Воронеж.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 15.08.2013 г. N 29/1 для ФРУП "Росразмещение" установлен тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения потребителям городского округа город Воронеж.
В многоквартирных домах, оборудованных измерительным комплексом (общедомовыми (коллективными) приборами учета электрической энергии, в совокупности учитывающих весь объем потребленной в многоквартирном доме электроэнергии) расчет произведен по показаниям общедомовых приборов учета электроэнергии.
Разногласия по объемам энергии, предъявленным на основании показаний общедомовых приборов учета, у сторон отсутствуют.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления" утверждены нормативы потребления отопления для потребителей - граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах или жилых домах при отсутствии приборов учета.
Согласно Постановлению Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 для многоквартирных жилых домов, которые находятся в управлении ответчика, действует норматив отопления в месяц общей площади жилых помещений при круглогодичной оплате равный 0,013 Гкал/кВ.м.
ФГУП "Росразмещение" для оплаты поданной тепловой энергии ответчику были представлены товарные накладные, счета-фактуры, корректировочные счета - фактуры, акты сверок взаиморасчетов.
В обоснование предъявленной к оплате сумме за поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в спорный период ответчиком и истцом были подписаны акты отпуска тепловой энергии.
В соответствии с п. 4.1 договора расчетным периодом по платежам за тепловую энергию стороны принимают календарный месяц, с первого по последний день месяца.
Суд первой инстанции исходил из того, что общедомовые приборы учета отсутствуют в многоквартирных жилых домах, расположенных в г. Воронеже по адресам: ул. Среднемосковская, 69 (снятие показаний с прибора учета было невозможно в виду залития подвала дома), ул. Среднемосковская, 75 (акт допуска прибора учета не подписан ответчиком). С 01.10.2013 г. на поверке находились приборы учета тепловой энергии по многоквартирным жилым домам, расположенных в г. Воронеже, по следующим адресам: ул. Плехановская, 40, 42, 44.
В связи с отсутствием общедомовых приборов учета в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, размер платы за коммунальную услугу истец рассчитывал, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления в отношении горячего водоснабжения по пункту 19 правил N 307 и в отношении отопления по формуле, указанной в подпункте 1, пункта 1 Приложения N 2 Правил N 307.
Суд первой инстанции согласился с правовой позицией ответчика, который полагает, что объемы поставленной тепловой энергии и размеры платы за нее (при выходе общедомовых приборов учета из строя, их отсутствии) рассчитаны, исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии в соответствии с пунктом 32 Правил N 307 от 23.05.2006, либо пунктов 59 - 60.1 Правил N 354 от 06.05.2011.
Также истец, предъявив требования о взыскании задолженности за период с 19.07.2013 по 31.12.2013, не производил начисления ответчику за отопление в летние месяцы, начислил ответчику для оплаты стоимость потребленной тепловой энергии с 19.07.2013 года по 31.07.2013 года по обслуживаемым ООО "РЭК "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ".
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, заявил о том, что, соблюдая принцип равномерности внесения платежей за отопление, даже при подобном подходе истца, пользователи не могут в течение календарного года вместо 12 месячных нормативов заплатить 13 нормативов.
Поскольку при определении объема услуг за отопление, истец, получив основания и права энергоснабжающей организации с 19 июля 2013 г., начислил к оплате вместо шести, семь нормативов потребления для потребителей, не имеющих общедомовых приборов учета, и излишне заявленный объем услуг составил 1704,5 Гкал на сумму 565 219,24 руб., что превышает сумму исковых требований, суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении иска.
Однако суд первой инстанции не учел следующее.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Министерством регионального развития РФ в Письме от 28.08.2012 N 22567-ВК/14 "О применении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и порядка оплаты коммунальной услуги по отоплению" сообщается о том, что с принятием Правил N 354 изменился порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению, а именно, оплата за отопление производится только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовый прибор учета тепла. Это исключает необходимость проведения корректировки размера платы за отопление по итогам календарного года.
Кроме того, с 01.07.2012 изменился порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в связи с вступлением в силу изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (далее - Правила установления и определения нормативов), которые были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258.
Данные изменения включают разделение норматива потребления коммунальных услуг, предусмотренного редакцией Правил установления и определения нормативов, действовавшей до 01.07.2012, на две составляющие: норматив потребления коммунальной услуги в жилых помещениях и норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды. Правилами установления и определения нормативов с 01.07.2012 устанавливаются правила определения и установления норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек.
Пунктом 1 названного постановления Правительства установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными настоящим постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Как следует из смысла подпунктов "а" и "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ N 857, решение о выборе одного из двух способов расчетов, указанных в названных подпунктах, органы государственной власти субъектов могут принять до 15.09.2012.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 06.04.2013 N 307 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.07.2013 года вправе принять одно из решений, предусмотренных пунктом 1 данного документа, в том числе в случае, если органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли решение, предусмотренное пунктом 2 данного документа. Решения, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 указанного Постановления, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 года.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 857 постановлением Правительства Воронежской области от 14.09.2012 N 813 "Об определении размера платы за предоставленную услугу по отоплению в 2012-2014 годах на территории Воронежской области" установлено, что на территории Воронежской области до 01.01.2015 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, с использованием нормативов потребления отопления, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
В силу пункта 14 Правил N 307 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 16.12.2008 г. N 1611 "Об утверждении нормативов потребления отопления" утверждены нормативы потребления отопления для потребителей - граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах или жилых домах при отсутствии приборов учета.
Согласно вышеуказанному постановлению для многоквартирных жилых домов, которые находятся в управлении ООО "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ", действует норматив отопления в месяц общей площади жилых помещений при круглогодичной оплате.
Правовая позиция Высшего Арбитражного суда о порядке определения объема тепловой энергии на отопление, исходя из утвержденного норматива потребления, определена в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.11.2011 N 8413/11.
Учитывая, что органом государственной власти субъекта РФ в установленном Постановлением Правительства РФ N 857 от 27.08.2012 года порядке и сроки было принято решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу на отопление порядка расчета размера платы, установленного Правилами N 307 с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012, расчет ответчика по домам 69 и 75 по ул. Среднемосковской и домов 40, 42, 44 по ул. Плехановской в г. Воронеже, принятый за основу арбитражным судом при вынесении обжалуемого судебного акта, выполненный по среднемесячному потреблению в соответствии с пунктом 32 Правилами N 307, либо пунктами 59 - 60.1 Правил N 354, нельзя признать правомерным.
Требования истца о взыскании с ответчика основного долга по оплате тепловой энергии в сумме 562 600,56 руб. в период с 19.07.2013 по 31.12.2013, состоящей из задолженности в размере 22 672,45 рублей по дому 75 по ул. Среднемосковской, 46000,21 рублей по дому 69 по ул. Среднемосковской, 165 701,52 рублей по домам 40, 42, 44 по ул. Плехановской в г. Воронеже и 330 842,99 рублей по начислению потребления тепловой энергии в период с 19.07.2013 по 31.07.2013 года по обслуживаемым ответчиком домам. По уточненным расчетам истца в суде апелляционной инстанции сумма задолженности составила 565 217,17 рублей, вместо 562 600,56 рублей, заявленных в суде первой инстанции.
При рассмотрении апелляционной жалобы данные уточнения истцом исковых требований не учитывались в силу части 3 ст. 266 АПК РФ.
Ответчик возражал против исковых требований в полном объеме.
Довод ответчика о том, что прибор учета горячей воды, установленный в многоквартирном жилом доме по ул. Среднемосковская, 75 в г. Воронеже не может являться коммерческим, не соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела, судебной коллегией во внимание не принимается.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии введен первоначальной ресурсоснабжающей организацией ООО "Теплостанция".
В соответствии с пунктами 71, 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, учет теплоносителя и тепловой энергии осуществляется на основе показаний приборов учета с момента ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и подписания акта о вводе в эксплуатацию. На общедомовые приборы учета горячей воды (водосчетчики, водомеры) требования о проверке готовности узла учета перед каждым отопительным сезоном не распространяются.
Допуск в эксплуатацию общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме по ул. Среднемосковская, 75 в г. Воронеже был подтвержден актом, который представлен в материалы дела. В данном акте имеются подписи ответственных лиц первоначальной ресурсоснабжающей организации ООО "Теплостанция" - мастера по ремонту оборудования и ответственных лиц потребителя коммунальных услуг ООО "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" - инженера теплотехника. Наличие в указанном акте подписи первоначальной ресурсоснабжающей организации, а не истца, не может свидетельствовать о непригодности данного прибора к коммерческому учету.
Учитывая, что прибор учета допущен в эксплуатацию, то при таких обстоятельствах формальная ссылка ответчика на составление и подписание акта другой организацией несостоятельная.
Однако истец составил свой акт допуска в эксплуатацию прибора ВНЧ-50 N 700000302, установленного в доме 75 по ул. Среднемосковская в г. Воронеже, который 06.05.2014 за исх. N 389 направлен ответчику и им получен, что подтверждается уведомлением о вручении. Ответчик уклонился от подписания акта и совместного снятия показаний прибора учета в спорный период. До спорного периода ответчик оплату тепловой энергии осуществлял по показаниям общедомового прибора учета. Доказательств неисправности прибора учета ответчиком не представлено.
Таким образом, прибор учета был допущен в эксплуатацию, следовательно, в силу п. 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, именно с даты допуска прибора учета, расчет теплопотребления ответчика должен был осуществляться по его показаниям.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из указанных обстоятельств, при наличии исправного прибора учета расчет размера платы за потребленную тепловую энергию производить по его показаниям. Кроме того, обязанность снятия показаний приборов учета предусмотрена подпунктом "е", пункта 31 Правил N 354.
Ответчик не представил актов, которые отражают, что коммунальные услуги оказаны ненадлежащего качества, являющиеся основанием для перерасчета стоимости горячего водоснабжения.
В спорный период по дому 75, ул. Среднемосковской в г. Воронеже истец начислял размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с пунктом 19 Правил N 307. Ответчик начислял стоимость горячей воды по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса по пункту 32 Правил N 307. Разница между начислениями истца, произведенными по показаниям общедомового прибора учета, составила 22 672,45 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Ответчик сослался на отсутствие технической возможности снятия показаний общедомовых приборов учета с ноября 2013 года в д. N 69 по ул. Среднемосковская в виду затопления подвала. Истец не оспаривает наличие затопления в спорный период. Разница в расчетах ответчика по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса и расчетах истца по нормативу потребления согласно Правилам N 307 составила 46 000,21 рублей, что является основанием для удовлетворения иска и в этой части.
В многоквартирных домах по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 40, 42, 44 установлены общедомовые приборы учета. В период с 01.10.2013 по 31.12.2013 они находились на поверке, расчет размера платы ООО "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" произвело также по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса. Вместе с тем, расчет стоимости потребленной тепловой энергии за отопление должен производиться исходя из утвержденного норматива потребления, в связи с чем, взыскание основного долга в сумме 165 701,52 рублей подлежит удовлетворению.
При этом неправомерным является применение ответчиком расчета размера платы за горячую воду по среднемесячному потреблению в соответствии с пунктом 32 Правил N 307, либо пунктами 59, 59.1, 60 и 60.1. Правил N 354.
Так, по пункту 32 Правил N 307 в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг. В данном случае, возможность снятия показаний прибора учета в доме 69 по ул. Плехановская в виду залития подвала отсутствовала более 30 суток; нахождение приборов учета на поверке имело место свыше 30 суток в домах 40,42, 44 по ул. Плехановская, в связи с чем, правильным является расчет размера платы не по среднесуточному потреблению коммунального ресурса, а по нормативам потребления в соответствии с пунктом 19 Правил N 307.
По пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В связи с действием на территории Воронежской области до 01.01.2015 года Правил N 307, применение в расчетах размера платы предоставляемых коммунальных ресурсов Правил N 354 неправомерно.
Таким образом, отсутствуют законные основания применения в расчетах размера платы за потребленную тепловую энергию в спорный период и пункта 32 правил N 307, либо пунктов 59 - 60.1 Правил N 354.
Довод истца о начислении ответчику размера платы за период с 19.07.2013 года по 31.07.2013 года по домам, обслуживаемым ООО "РЭК "ЦЕНТРАЛЬНЫМ", судебной коллегией отклоняется.
Истец обоснованно определяет порядок начислений в отношении определения объемов и размера платы за отопление в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.06.2006 г., то есть при отсутствии прибора учета - объем определяется по нормативу потребления, установленному Постановлением N 1611 от 28.12.2008 г., который для данных домов составляет 0,013 Гкал на 1 кв. м и выставляется круглогодично. Величина Гкал/кв. м составляет 1/12 годового нормативного потребления тепловой энергии на отопление в течение отопительного периода. При этом в соответствии с нормативом потребления исчисляется расчетный, а не фактический объем подаваемой абоненту энергии.
Однако отопительный период в городе Воронеже составляет 6 месяцев, следовательно, при круглогодичной оплате отопления, граждане в межотопительный период производят оплату тепловой энергии, потребленной в отопительный период (в мае, июне, июле за тепловую энергию, потребленную соответственно в январе - марте; в августе и сентября за тепловую энергию, потребляемую в ноябре, декабре). Причем, оплата в межотопительный период обусловлена пропорциональным распределением годового объема нормативного потребления отопления на 12 месяцев.
В этой связи, не соответствующим требованиям закона является предъявление ответчику к оплате тепловой энергии с 19.07.2013 по 31.07.2013, так как услуги по отоплению фактически не оказывались, население производило оплату тепловой энергии по 1/12 за отопительный период 2012-2013 ООО "Теплостанция", первоначальной ресурсоснабжающей организации, ранее оказывающей услуги по теплоснабжению.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит отмене, требование ФГУП "Росразмещение" о взыскании 234 374,18 (22 672,45 + 46000,21 + 165 701,52) рублей задолженности за тепловую энергию следует удовлетворить, в остальной части требований отказать.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина за рассмотрение искового заявления составляет 12 252 рублей, при подаче иска истец уплатил государственную пошлину в размере 2 000 рублей (данная сумма взыскивается с ответчика в пользу истца), таким образом, с истца в доход федерального бюджета взыскивается 6 316 рублей. С ответчика в доход федерального бюджета взыскивается 3 936 рублей.
С ответчика в пользу истца по результатам рассмотрения апелляционной жалобы взыскивается государственная пошлина 833 рублей, а 1167 рублей государственной пошлины относится на заявителя.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.09.2014 года по делу N А14-1740/2014 удовлетворить в части.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.09.2014 года по делу N А14-1740/2014 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" (ОГРН 1103668002998, ИНН 3663080655) в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (ОГРН 1037717016215, ИНН 7717010358) 234 374 рубля 18 копеек задолженности за тепловую энергию, 2000 рублей государственной пошлины и 833 рубля государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РЭК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" (ОГРН 1103668002998, ИНН 3663080655) в доход федерального бюджета 3 936 рублей государственной пошлины.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны" (ОГРН 1037717016215, ИНН 7717010358) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 316 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Судьи
С.И.ПИСЬМЕННЫЙ
Е.Е.АЛФЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)