Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 6 июня 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Афониной Н.П.,
Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко И.В.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы": Горшков Д.Б., представитель по доверенности N 68 АА 0515832 от 11.02.2014;
- от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт": Бредихина В.А., представитель по доверенности б/н от 03.02.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт" (ИНН 6829073650, ОГРН 1116829003136) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.03.2014 по делу N А64-8435/2013 (судья Краснослободцев А.А.) по иску открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" (ИНН 6832041909, ОГРН 1036888185916) к обществу с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт" (ИНН 6829073650, ОГРН 1116829003136) о взыскании 412 102 руб. 94 коп.
установил:
открытое акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее - ОАО "ТКС", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт" (далее - ООО "ТЖС", ответчик) о взыскании задолженности за установку приборов учета энергетических ресурсов в сумме 412 102 руб. 94 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31 марта 2014 года исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ответчика, законные основания для начисления платы за установку приборов учета энергетических ресурсов у истца отсутствовали. Между сторонами не заключался договор на оказание услуг по установке приборов учета. Собственники жилых помещений не принимали решения об установке приборов учета. Кром того, ввод приборов в эксплуатацию осуществлялся без участия управляющей компании.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Тамбовские коммунальные системы" возражал против доводов апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела возражениях, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.11.2012 между ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (заказчик) и ООО "РКС-Инжиниринг" (генеральный подрядчик) заключен договор N 116-2012/11-025 генерального подряда на проектирование и выполнение строительно-монтажных работ по условиям которого генеральный подрядчик обязался выполнить работы по разработке, согласованию, утверждению проектно-сметной документации, выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по установке приборов учета ресурсов (тепловой и электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) на объектах, указанных в приложении N 1 к договору, для нужд заказчика, а заказчик обязался принять результаты выполненных работ и оплатить их.
Приложением N 1 к договору предусмотрена установка коллективных (общедомовых) приборов учета на холодное водоснабжение в многоквартирных домах г. Тамбова по следующим адресам: ул. Мичуринская, 113; ул. Мичуринская, 131; ул. Рылеева, 62, корп. 1; ул. Рылеева, 62, корп. 2; ул. Рылеева, 63а; ул. Рылеева, 63б, которые находятся в управлении ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" (л.д. 21-26).
Работы приняты истцом на общую сумму 442 066 руб. 94 коп. по актам приемки выполненных работ N 2 от 15.04.2013 на сумму 5177 руб. 84 коп., N 1 от 15.04.2013 на сумму 73 732 руб. 30 коп. (ул. Рылеева, 62, корп. 1); N 2 от 15.04.2013 на сумму 5177 руб. 84 коп., N 1 от 15.04.2013 на сумму 88 432 руб. 74 коп. (ул. Рылеева, 62, корп. 2), N 2 от 15.04.2013 на сумму 5177 руб. 84 коп., N 1 от 15.04.2013 на сумму 81 715 руб. (ул. Мичуринская 131); N 2 от 15.04.2013 на сумму 5177 руб. 84 коп., N 1 от 15.04.2013 на сумму 82 099 руб. 68 коп. (ул. Мичуринская 113); N 2 от 15.04.2013 на сумму 16 413 руб. 80 коп., N 1 от 15.04.2013 на сумму 65 080 руб. 54 коп. (ул. Рылеева 63Б); N 2 от 15.04.2013 на сумму 5177 руб. 84 коп., N 1 от 15.04.2013 на сумму 71 603 руб. 58 коп. (ул. Рылеева 63А) (л.д. 33-116).
Истцом проведена оплата за выполненные работы.
15.05.2013 между истцом и МУП "ЕРЦ" заключен договор N 215/05-13 на оказание информационно-вычислительных услуг и осуществление деятельности по приему платежей физических лиц за установку коллективных (общедомовых) приборов учета, на основании которого МУП "ЕРЦ" начисляло собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих компаний, плату за установку коллективного (общедомового) прибора учета путем включения в платежно-расчетный документ на оплату ЖКУ стоимости установки общедомового прибора учета на ХВС.
В рамках указанного договора истцом за май - сентябрь 2013 года перечислялись денежные средства в возмещение стоимости установки приборов учета в сумме 29 963 руб. 96 коп.
02.10.2013 истец обратился к ответчику с просьбой согласовать порядок выставления жителям многоквартирных домов платы за установленные ОДПУ на ХВС (в квитанциях за октябрь 2013 г. жителям многоквартирных домов выставить единовременно плату по строке "установка общедомового прибора учета на ХВС, или предоставить заявления собственников квартир о предоставлении рассрочки оплаты с указанием выбранного периода, протоколы общего собрания собственников с соответствующим решением.
Письмом, поступившим в адрес истца 18.10.2013, ответчик пояснил, что не может согласовать предложенный порядок включения в единый платежный документ оплаты за установленные коллективные (общедомовые) приборы учета в связи с тем, что решения собственников многоквартирных домов по единовременному включению в единый платежный документ строки "установка общедомового прибора учета" в управляющую компанию не поступали.
В связи с вышеизложенным 17.10.2013 истцом в адрес МУП "ЕРЦ" направлено распоряжение о прекращении начисления платы за установку коллективных (общедомовых) приборов учета собственникам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Тамбовский жилищный стандарт".
Истцом в адрес ответчика направлены акты допуска в эксплуатацию коммерческих узлов учета (письма от 24.04.2013 N 850-В, от 30.04.2013 N 923-В).
На оплату возмещения стоимости установленных ОДПУ на холодное водоснабжение ответчику выставлен счет N 50 от 21.10.2013 на сумму 412 201 руб. 09 коп. (л.д. 121).
Претензией от 23.12.2013 N 01-05-3973 истец потребовал от ответчика оплатить задолженность по установке приборов учета энергетических ресурсов в сумме 412 102 руб. 94 коп.
Отказ в возмещении понесенных расходов по установке узла учета явился основанием для обращения истца с иском о взыскании 412 102 руб. 94 коп. долга.
Принимая решение об удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что собственники помещений в многоквартирных домах могут выбрать только один способ управления многоквартирным домом. Совмещение нескольких способов не предусмотрено действующими нормами права.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирные дома по адресу: Тамбов, ул. Мичуринская, 113, ул. Мичуринская, 131, ул. Рылеева, 62, корп. 1, ул. Рылеева, 62, корп. 2, ул. Рылеева, 63а, ул. Рылеева, 636; находятся в управлении ООО "Тамбовский жилищный стандарт", что подтверждается материалами дела.
Заключив договоры управления многоквартирным домом, ООО "Тамбовский жилищный стандарт" в силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином -собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 01.07.2010 она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение Федерального закона N 261-ФЗ Министерством энергетики Российской Федерации изданы приказ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17646), и приказ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 13.05.2010 N 17188).
Таким образом, нормами Федерального закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Исходя из совокупного анализа указанных норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что содержание части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
В спорном случае общедомовые приборы учета установлены, приняты и допущены в эксплуатацию, что свидетельствует о том, что установкой общедомового прибора учета холодной воды в доме обеспечивается исполнение обязанности собственниками жилых помещений обеспечить установку общедомового прибора учета, возложенной на них частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ. Доказательств, опровергающих факт надлежащего допуска приборов учета в эксплуатацию в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик не представил. Следовательно, доводы ответчика в данной части судом апелляционной инстанции не принимаются.
Учитывая факт наличия у ответчика, как управляющей организации, обязанности по оплате проведения работ по установке узла учета, а также отсутствия доказательств оплаты по акту приемки и допуска в эксплуатацию узла учета холодной воды суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Ссылка ответчика на отсутствие отдельного договора на оказание услуг по установке приборов учета, с учетом существующего между сторонами договора по управлению многоквартирными домами, а также возложенной на управляющую организацию законодателем обязанности по содержанию имущества, не может быть признана состоятельной.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.03.2014 по делу N А64-8435/2013 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.03.2014 по делу N А64-8435/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт" (ИНН 6829073650, ОГРН 1116829003136) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.С.ЯКОВЛЕВ
Судьи
Н.П.АФОНИНА
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2014 ПО ДЕЛУ N А64-8435/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2014 г. по делу N А64-8435/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 6 июня 2014 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Афониной Н.П.,
Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко И.В.,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы": Горшков Д.Б., представитель по доверенности N 68 АА 0515832 от 11.02.2014;
- от общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт": Бредихина В.А., представитель по доверенности б/н от 03.02.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт" (ИНН 6829073650, ОГРН 1116829003136) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.03.2014 по делу N А64-8435/2013 (судья Краснослободцев А.А.) по иску открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" (ИНН 6832041909, ОГРН 1036888185916) к обществу с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт" (ИНН 6829073650, ОГРН 1116829003136) о взыскании 412 102 руб. 94 коп.
установил:
открытое акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее - ОАО "ТКС", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт" (далее - ООО "ТЖС", ответчик) о взыскании задолженности за установку приборов учета энергетических ресурсов в сумме 412 102 руб. 94 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31 марта 2014 года исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ответчика, законные основания для начисления платы за установку приборов учета энергетических ресурсов у истца отсутствовали. Между сторонами не заключался договор на оказание услуг по установке приборов учета. Собственники жилых помещений не принимали решения об установке приборов учета. Кром того, ввод приборов в эксплуатацию осуществлялся без участия управляющей компании.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Тамбовские коммунальные системы" возражал против доводов апелляционной жалобы, считал решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела возражениях, просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.11.2012 между ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (заказчик) и ООО "РКС-Инжиниринг" (генеральный подрядчик) заключен договор N 116-2012/11-025 генерального подряда на проектирование и выполнение строительно-монтажных работ по условиям которого генеральный подрядчик обязался выполнить работы по разработке, согласованию, утверждению проектно-сметной документации, выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по установке приборов учета ресурсов (тепловой и электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) на объектах, указанных в приложении N 1 к договору, для нужд заказчика, а заказчик обязался принять результаты выполненных работ и оплатить их.
Приложением N 1 к договору предусмотрена установка коллективных (общедомовых) приборов учета на холодное водоснабжение в многоквартирных домах г. Тамбова по следующим адресам: ул. Мичуринская, 113; ул. Мичуринская, 131; ул. Рылеева, 62, корп. 1; ул. Рылеева, 62, корп. 2; ул. Рылеева, 63а; ул. Рылеева, 63б, которые находятся в управлении ООО "Тамбовский Жилищный Стандарт" (л.д. 21-26).
Работы приняты истцом на общую сумму 442 066 руб. 94 коп. по актам приемки выполненных работ N 2 от 15.04.2013 на сумму 5177 руб. 84 коп., N 1 от 15.04.2013 на сумму 73 732 руб. 30 коп. (ул. Рылеева, 62, корп. 1); N 2 от 15.04.2013 на сумму 5177 руб. 84 коп., N 1 от 15.04.2013 на сумму 88 432 руб. 74 коп. (ул. Рылеева, 62, корп. 2), N 2 от 15.04.2013 на сумму 5177 руб. 84 коп., N 1 от 15.04.2013 на сумму 81 715 руб. (ул. Мичуринская 131); N 2 от 15.04.2013 на сумму 5177 руб. 84 коп., N 1 от 15.04.2013 на сумму 82 099 руб. 68 коп. (ул. Мичуринская 113); N 2 от 15.04.2013 на сумму 16 413 руб. 80 коп., N 1 от 15.04.2013 на сумму 65 080 руб. 54 коп. (ул. Рылеева 63Б); N 2 от 15.04.2013 на сумму 5177 руб. 84 коп., N 1 от 15.04.2013 на сумму 71 603 руб. 58 коп. (ул. Рылеева 63А) (л.д. 33-116).
Истцом проведена оплата за выполненные работы.
15.05.2013 между истцом и МУП "ЕРЦ" заключен договор N 215/05-13 на оказание информационно-вычислительных услуг и осуществление деятельности по приему платежей физических лиц за установку коллективных (общедомовых) приборов учета, на основании которого МУП "ЕРЦ" начисляло собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих компаний, плату за установку коллективного (общедомового) прибора учета путем включения в платежно-расчетный документ на оплату ЖКУ стоимости установки общедомового прибора учета на ХВС.
В рамках указанного договора истцом за май - сентябрь 2013 года перечислялись денежные средства в возмещение стоимости установки приборов учета в сумме 29 963 руб. 96 коп.
02.10.2013 истец обратился к ответчику с просьбой согласовать порядок выставления жителям многоквартирных домов платы за установленные ОДПУ на ХВС (в квитанциях за октябрь 2013 г. жителям многоквартирных домов выставить единовременно плату по строке "установка общедомового прибора учета на ХВС, или предоставить заявления собственников квартир о предоставлении рассрочки оплаты с указанием выбранного периода, протоколы общего собрания собственников с соответствующим решением.
Письмом, поступившим в адрес истца 18.10.2013, ответчик пояснил, что не может согласовать предложенный порядок включения в единый платежный документ оплаты за установленные коллективные (общедомовые) приборы учета в связи с тем, что решения собственников многоквартирных домов по единовременному включению в единый платежный документ строки "установка общедомового прибора учета" в управляющую компанию не поступали.
В связи с вышеизложенным 17.10.2013 истцом в адрес МУП "ЕРЦ" направлено распоряжение о прекращении начисления платы за установку коллективных (общедомовых) приборов учета собственникам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Тамбовский жилищный стандарт".
Истцом в адрес ответчика направлены акты допуска в эксплуатацию коммерческих узлов учета (письма от 24.04.2013 N 850-В, от 30.04.2013 N 923-В).
На оплату возмещения стоимости установленных ОДПУ на холодное водоснабжение ответчику выставлен счет N 50 от 21.10.2013 на сумму 412 201 руб. 09 коп. (л.д. 121).
Претензией от 23.12.2013 N 01-05-3973 истец потребовал от ответчика оплатить задолженность по установке приборов учета энергетических ресурсов в сумме 412 102 руб. 94 коп.
Отказ в возмещении понесенных расходов по установке узла учета явился основанием для обращения истца с иском о взыскании 412 102 руб. 94 коп. долга.
Принимая решение об удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что собственники помещений в многоквартирных домах могут выбрать только один способ управления многоквартирным домом. Совмещение нескольких способов не предусмотрено действующими нормами права.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирные дома по адресу: Тамбов, ул. Мичуринская, 113, ул. Мичуринская, 131, ул. Рылеева, 62, корп. 1, ул. Рылеева, 62, корп. 2, ул. Рылеева, 63а, ул. Рылеева, 636; находятся в управлении ООО "Тамбовский жилищный стандарт", что подтверждается материалами дела.
Заключив договоры управления многоквартирным домом, ООО "Тамбовский жилищный стандарт" в силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином -собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 01.07.2010 она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение Федерального закона N 261-ФЗ Министерством энергетики Российской Федерации изданы приказ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17646), и приказ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 13.05.2010 N 17188).
Таким образом, нормами Федерального закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Исходя из совокупного анализа указанных норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что содержание части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
В спорном случае общедомовые приборы учета установлены, приняты и допущены в эксплуатацию, что свидетельствует о том, что установкой общедомового прибора учета холодной воды в доме обеспечивается исполнение обязанности собственниками жилых помещений обеспечить установку общедомового прибора учета, возложенной на них частью 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ. Доказательств, опровергающих факт надлежащего допуска приборов учета в эксплуатацию в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик не представил. Следовательно, доводы ответчика в данной части судом апелляционной инстанции не принимаются.
Учитывая факт наличия у ответчика, как управляющей организации, обязанности по оплате проведения работ по установке узла учета, а также отсутствия доказательств оплаты по акту приемки и допуска в эксплуатацию узла учета холодной воды суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Ссылка ответчика на отсутствие отдельного договора на оказание услуг по установке приборов учета, с учетом существующего между сторонами договора по управлению многоквартирными домами, а также возложенной на управляющую организацию законодателем обязанности по содержанию имущества, не может быть признана состоятельной.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.03.2014 по делу N А64-8435/2013 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 31.03.2014 по делу N А64-8435/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский Жилищный Стандарт" (ИНН 6829073650, ОГРН 1116829003136) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.С.ЯКОВЛЕВ
Судьи
Н.П.АФОНИНА
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)