Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 14.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3631/2013

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июня 2013 г. по делу N 33-3631/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего И.И. Куликовой,
судей И.Г. Мороз, Д.В. Кулигина,
при секретаре В.Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В.Э. к Краевому государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району" о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить субсидию,
по апелляционной жалобе заявителя В.Э. на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 марта 2013 г.,
Заслушав доклад судьи И.И. Куликовой, объяснения представителя ответчика В.Н.А., судебная коллегия

установила:

В.Э. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району" в предоставлении субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, возложении обязанности по предоставлению субсидии.
В обоснование указала, что проживает вместе с несовершеннолетней дочерью по <адрес> где имеет временную регистрацию. Письмом директора КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району" от ДД.ММ.ГГГГ N ей отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по данному адресу со ссылкой на отсутствие у нее регистрационного учета по месту постоянного жительства в данному жилом помещении. Данный отказ считает незаконным, т.к. ее проживание по указанному адресу носит постоянный характер, факт ее временной регистрации не может являться основанием для ограничения ее прав. Кроме того, по месту постоянной регистрации в комнате по адресу: <адрес> она не проживает 5 лет, ввиду того, что данное жилое помещение находится в ветхом доме барачного типа и непригодно для проживания. Кроме того, проживание в комнате площадью 18 кв. м невозможно, т.к. в ней зарегистрирована ее мать. С учетом уточненных требований просила признать незаконным отказ в предоставлении субсидии, возложив обязанность предоставить субсидию с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе В.Э. ставит вопрос об отмене решения суда ссылаясь на его незаконность. Указывает на то, что судом не принято во внимание уважительность причин длительного непроживания по месту постоянной регистрации. Судом неправильно применен закон, поскольку отсутствие постоянной регистрации не может служить основанием для ограничения в реализации ее права на социальные гарантии, предоставленные государством. Решение суда не мотивировано. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Условия предоставления гражданам субсидий регламентированы статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно п. 5 ст. 159 ЖК РФ, п. 6 Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил, в том числе:
б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии;
д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением комиссии по предоставлению мер социальной поддержки КГКУ "Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району" от ДД.ММ.ГГГГ В.Э. отказано в предоставлении субсидии по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Основаниями к отказу явились: наличие у заявителя временной регистрации в жилом помещении, для оплаты которого она обратилась за субсидией; наличие задолженности за содержание жилья в сумме <данные изъяты>; непредставление документов о доходах, а именно о размере получаемых алиментов от В.Е.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности отказа истцу в предоставлении субсидии в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства в жилом помещении, для оплаты которого она обратилась за субсидией. Данный вывод нельзя признать правильным.
Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязывает граждан регистрироваться по месту жительства. Местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, В.Э. проживает в кв<адрес>, для оплаты которой она обратилась за субсидией, на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с В.Е., на трехлетний срок, где зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что в соответствии с положениями ст. 20 ГК РФ, Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1, позволяет сделать вывод о том, что данное жилое помещения является местом жительства истца, несмотря на то, что с 2004 г. В.Э. зарегистрирована по месту жительства по другому <адрес>), где не проживает более пяти лет.
Учитывая, что положения Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам, имеющим регистрацию по месту пребывания, данное основание к отказу нельзя признать правомерным.
Вместе с тем, данное обстоятельство явилось не единственным к отказу в предоставлении субсидии.
Обсудив обстоятельства, с которым ответчик связывал невозможность предоставления субсидии В.Э. и в соответствии с вышеприведенными требованиями действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания к отказу в предоставлении субсидии, поскольку В.Э. не были представлены все необходимые документы, предусмотренные пп. "г, д" п. 8 Правил, а именно сведения, подтверждающие доход заявителя (о размере получаемых алиментов) и отсутствие задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Данные обстоятельства, послужившие основанием к отказу в предоставлении субсидии (наличие задолженности за содержание жилья в сумме 10 407, 79 рублей, получение алиментов от В.Е. и непредставление соответствующих документов, подтверждающих их размер и документов о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг) заявителем не оспаривались ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку в силу приведенных выше положений п. 5 ст. 159 ЖК РФ и Правил предоставления субсидии, условием ее предоставления является соблюдение вышеуказанных требований, которые В.Э. выполнены не были, в судебное заседание сведений о своих доходах и об отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение заявителем также не представлено, материалы дела таких сведений не содержат, оснований для признания решения органа социальной поддержки незаконным и возложения на него обязанности по назначению истцу субсидии, не имеется.
Доводы о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствуют о незаконности отказа в предоставлении субсидии, т.к. данное обстоятельство имело место по истечении 3-х месяцев после принятия оспариваемого решения. Кроме того, оно не освобождает заявителя от предоставления необходимых документов для назначения субсидии.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для назначения истцу указанной субсидии, повторяют позицию истца в ходе судебного разбирательства и основанием для отмены постановленного судом решения не являются.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 15 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В.Э. - без удовлетворения.

Председательствующий
И.И.КУЛИКОВА

Судьи
И.Г.МОРОЗ
Д.В.КУЛИГИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)