Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2014 по делу N А29-3606/2013, принятое судом в составе судьи Авфероновой О.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальный резерв" (ИНН: 1103005764, ОГРН: 1121103000215)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице:
Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716),
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214),
Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010),
Финансового управления администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103044587, ОГРН: 1091103000988),
с участием в деле третьего лица: товарищества собственников жилья "Воргашорское" (ИНН: 1103043777, ОГРН: 1091103000097)
о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальный резерв" (далее - ООО "Коммунальный резерв", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - АМО ГО "Воркута", ответчик) о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2013 по 31.03.2013 в сумме 1 336 826 рублей 25 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 11.04.2013 по 31.05.2013 в сумме 14 853 рублей 63 копеек.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 29.01.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСЖ "Воргашорское".
Определением арбитражного суда от 24.04.2014 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены представители муниципального образования городского округа "Воркута": Комитет по управлению муниципальным имуществом АМО ГО "Воркута", Управление городского хозяйства и благоустройства АМО ГО "Воркута", Финансовое управления АМО ГО "Воркута".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2014 исковые требования ООО "Коммунальный резерв" удовлетворены частично. Суд взыскал с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" за счет казны муниципального образования городского округа "Воркута" в пользу ООО "Коммунальный резерв" задолженность в сумме 1 155 991 рубля 59 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 13 510 рублей 65 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 22 942 рублей 33 копеек.
Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что истцом не доказан факт оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и факт предоставления коммунальных услуг.
Кроме того, Управление указывает, что в период предоставления спорных услуг, функции по содержанию жилых и нежилых помещений были возложены на администрацию МО ГО "Воркута".
Стороны отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании следующих договоров, заключенных с УГХиБ АМО ГО "Воркута" истец осуществлял деятельность по управлению многоквартирными домами: от 20.12.2012 N Вор-2012/1 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Катаева, д. 51 (т. 1 л.д. 26-32), от 20.12.2012 N Вор-2012/2 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Л.Толстого, д. 5 (т. 1 л.д. 33-39), от 20.12.2012 N Вор-2012/3 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Л.Толстого, д. 7 (т. 1 л.д. 40-46), от 20.12.2012 N Вор-2012/4 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Л.Толстого, д. 9 (т. 1 л.д. 47-53), от 20.12.2012 N Вор-2012/5 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Л.Толстого, д. 13 (т. 1 л.д. 54-60), от 20.12.2012 N Вор-2012/6 (МКД по адресу пгт. Воргашор, пер. Юбилейный, д. 6а (т. 1 л.д. 61-67, т. д. 1), от 20.12.2012 N Вор-2012/7 (МКД по адресу пгт. Воргашор, пер. Юбилейный, д. 8а (т. 1 л.д. 68-74), от 20.12.2012 N Вор-2012/8 (МКД по адресу пгт. Воргашор, пер. Юбилейный, д. 12 (т. 1 л.д. 75-81), от 20.12.2012 N Вор-2012/9 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Воргашорская, д. 12 (т. 1 л.д. 82-88), от 20.12.2012 N Вор-2012/10 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 3 (т. 1 л.д. 89-95), от 20.12.2012 N Вор-2012/11 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 5 (т. 1 л.д. 96-102), от 20.12.2012 N Вор-2012/15 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 25а (т. 1 л.д. 103-109), от 20.12.2012 N Вор-2012/16 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Катаева, д. 22/1 (т. 1 л.д. 110-116).
Кроме этого, истец осуществлял управление многоквартирными домами на основании договора от 28.12.2012 N 2/12, заключенного с ТСЖ "Воргашорское" (т. 1 л.д. 17-25).
Расчет стоимости работ и услуг произведен истцом исходя из тарифов, установленных договорами управления многоквартирными домами, и площади нежилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию (т. 1 л.д. 121, 124, 127).
Неисполнение муниципальным образованием городского округа "Воркута" в лице его уполномоченных органов обязанности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, а также коммунальных услуг, послужило основанием для обращения ООО "Коммунальный резерв" в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные истцом требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 37, 39, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании представленных в ходе рассмотрения дела документов суд первой инстанции взыскал задолженность в сумме 1 155 991 рубля 59 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 13 510 рублей 65 копеек.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статей 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Из содержания статей 153, 158 ЖК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. При заключении договоров на управление многоквартирными домами, в которых собственником помещений выступает публично-правовое образование и при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде от имени публично-правового образования выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пунктам 1.4, 3.1.10 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО "Воркута", утвержденным решением Совета МОГО "Воркута" от 28.10.2011 N 90 (т. 2 л.д. 28-33), Управление является главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа "Воркута"; осуществляет полномочия по представлению интересов собственника - муниципального образования городского округа "Воркута" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности. Управление самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета в финансовом управлении администрации МОГО "Воркута", Управлении Федерального казначейства для хранения денежных средств и осуществлении всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Источником финансирования Управления являются средства бюджета МОГО "Воркута" (пункты 7.1, 7.2 Положения).
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 4 статьи 6 "Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МОГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270 Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО "Воркута" осуществляет функции Администрации МОГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования (т. 2 л.д. 37-46).
Таким образом, Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" является финансово-распорядительным органом (главным распорядителем) в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание муниципального жилого фонда, а также выступает как представитель публично-правового образования при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, в том числе, при заключении договоров управления.
Как следует из материалов дела, вышеуказанные многоквартирные дома, за исключением помещения, общей площадью 264,3 кв. м, расположенного в доме N 3 по ул. Энтузиастов пгт. Воргашор и в отношении дома N 7 по ул. Л.Толстого представлены сведения о принадлежности муниципальному образованию нежилого помещения в указанном доме, общей площадью 324,9 кв. м, а не 904,6 кв. м, как указано в расчетах истца (т. 2 л.д. 98) принадлежат на праве собственности МО ГО "Воркута".
Во исполнение договоров ООО "Коммунальный резерв" в период с 01.01.2013 по 31.03.2013 выполнило комплекс работ и услуг по надлежащему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов, что подтверждается актами о приемке оказанных услуг и счетами-фактурами: счет-фактура и акт от 31.03.2013 N 46 на сумму 445 608 рублей 75 копеек (т. 1 л.д. 119-120), счет-фактура и акт от 31.03.2013 N 47 на сумму 445 608 рублей 75 копеек (т. 1 л.д. 122-123), счет-фактура и акт от 31.03.2013 N 48 на сумму 445 608 рублей 75 копеек (т. 1 л.д. 125-126).
Расчет стоимости работ и услуг произведен истцом исходя из тарифов, установленных договорами управления многоквартирными домами, и площади нежилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию (т. 1 л.д. 121, 124, 127).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности факта оказания истцом услуг по спорным договорам (за исключением помещения, общей площадью 264,3 кв. м, расположенного в доме N 3 по ул. Энтузиастов пгт. Воргашор и в отношении части площади помещения дома N 7 по ул. Л.Толстого) и обязанности ответчика по их оплате в установленном судом размере.
Довод Общества о взыскании задолженности за период, когда УГХиБ АМО ГО "Воркута" не было наделено соответствующими полномочиями, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку пунктами 1.4, 3.1.10, 7.1, 7.2 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО "Воркута" (утверждено решением Совета МОГО "Воркута" от 28.10.2011 N 90), а также приложением N 3 "Ведомственная структура расходов бюджета МО ГО "Воркута на 2013 год" к решению Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 17.12.2012 N 203 "О бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов" установлены полномочия Управления как органа местного самоуправления, структурного подразделения (отраслевого органа) администрации и главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых в местном бюджете на цели компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим расходы по содержанию пустующего муниципального жилого фонда.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответчиком по делу в смысле статьи 44 АПК РФ является собственник помещений, т.е. муниципальное образование, за счет казны которого решение суда подлежит исполнению в соответствии с положениями бюджетного законодательства.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя по доводам, изложенным в ней, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2014 по делу N А29-3606/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.09.2014 ПО ДЕЛУ N А29-3606/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2014 г. по делу N А29-3606/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2014 по делу N А29-3606/2013, принятое судом в составе судьи Авфероновой О.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальный резерв" (ИНН: 1103005764, ОГРН: 1121103000215)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице:
Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716),
Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214),
Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010),
Финансового управления администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103044587, ОГРН: 1091103000988),
с участием в деле третьего лица: товарищества собственников жилья "Воргашорское" (ИНН: 1103043777, ОГРН: 1091103000097)
о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальный резерв" (далее - ООО "Коммунальный резерв", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - АМО ГО "Воркута", ответчик) о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2013 по 31.03.2013 в сумме 1 336 826 рублей 25 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 11.04.2013 по 31.05.2013 в сумме 14 853 рублей 63 копеек.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 29.01.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСЖ "Воргашорское".
Определением арбитражного суда от 24.04.2014 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены представители муниципального образования городского округа "Воркута": Комитет по управлению муниципальным имуществом АМО ГО "Воркута", Управление городского хозяйства и благоустройства АМО ГО "Воркута", Финансовое управления АМО ГО "Воркута".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2014 исковые требования ООО "Коммунальный резерв" удовлетворены частично. Суд взыскал с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" за счет казны муниципального образования городского округа "Воркута" в пользу ООО "Коммунальный резерв" задолженность в сумме 1 155 991 рубля 59 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 13 510 рублей 65 копеек и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 22 942 рублей 33 копеек.
Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что истцом не доказан факт оказания услуг и выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и факт предоставления коммунальных услуг.
Кроме того, Управление указывает, что в период предоставления спорных услуг, функции по содержанию жилых и нежилых помещений были возложены на администрацию МО ГО "Воркута".
Стороны отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании следующих договоров, заключенных с УГХиБ АМО ГО "Воркута" истец осуществлял деятельность по управлению многоквартирными домами: от 20.12.2012 N Вор-2012/1 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Катаева, д. 51 (т. 1 л.д. 26-32), от 20.12.2012 N Вор-2012/2 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Л.Толстого, д. 5 (т. 1 л.д. 33-39), от 20.12.2012 N Вор-2012/3 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Л.Толстого, д. 7 (т. 1 л.д. 40-46), от 20.12.2012 N Вор-2012/4 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Л.Толстого, д. 9 (т. 1 л.д. 47-53), от 20.12.2012 N Вор-2012/5 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Л.Толстого, д. 13 (т. 1 л.д. 54-60), от 20.12.2012 N Вор-2012/6 (МКД по адресу пгт. Воргашор, пер. Юбилейный, д. 6а (т. 1 л.д. 61-67, т. д. 1), от 20.12.2012 N Вор-2012/7 (МКД по адресу пгт. Воргашор, пер. Юбилейный, д. 8а (т. 1 л.д. 68-74), от 20.12.2012 N Вор-2012/8 (МКД по адресу пгт. Воргашор, пер. Юбилейный, д. 12 (т. 1 л.д. 75-81), от 20.12.2012 N Вор-2012/9 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Воргашорская, д. 12 (т. 1 л.д. 82-88), от 20.12.2012 N Вор-2012/10 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 3 (т. 1 л.д. 89-95), от 20.12.2012 N Вор-2012/11 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 5 (т. 1 л.д. 96-102), от 20.12.2012 N Вор-2012/15 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Энтузиастов, д. 25а (т. 1 л.д. 103-109), от 20.12.2012 N Вор-2012/16 (МКД по адресу пгт. Воргашор, ул. Катаева, д. 22/1 (т. 1 л.д. 110-116).
Кроме этого, истец осуществлял управление многоквартирными домами на основании договора от 28.12.2012 N 2/12, заключенного с ТСЖ "Воргашорское" (т. 1 л.д. 17-25).
Расчет стоимости работ и услуг произведен истцом исходя из тарифов, установленных договорами управления многоквартирными домами, и площади нежилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию (т. 1 л.д. 121, 124, 127).
Неисполнение муниципальным образованием городского округа "Воркута" в лице его уполномоченных органов обязанности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, а также коммунальных услуг, послужило основанием для обращения ООО "Коммунальный резерв" в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные истцом требования, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 37, 39, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании представленных в ходе рассмотрения дела документов суд первой инстанции взыскал задолженность в сумме 1 155 991 рубля 59 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 13 510 рублей 65 копеек.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статей 210, 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Из содержания статей 153, 158 ЖК РФ и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (пункт 28) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. При заключении договоров на управление многоквартирными домами, в которых собственником помещений выступает публично-правовое образование и при рассмотрении гражданско-правовых споров в суде от имени публично-правового образования выступает главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пунктам 1.4, 3.1.10 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО "Воркута", утвержденным решением Совета МОГО "Воркута" от 28.10.2011 N 90 (т. 2 л.д. 28-33), Управление является главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа "Воркута"; осуществляет полномочия по представлению интересов собственника - муниципального образования городского округа "Воркута" при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности. Управление самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевые счета в финансовом управлении администрации МОГО "Воркута", Управлении Федерального казначейства для хранения денежных средств и осуществлении всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Источником финансирования Управления являются средства бюджета МОГО "Воркута" (пункты 7.1, 7.2 Положения).
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 4 статьи 6 "Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МОГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270 Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО "Воркута" осуществляет функции Администрации МОГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования (т. 2 л.д. 37-46).
Таким образом, Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" является финансово-распорядительным органом (главным распорядителем) в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание муниципального жилого фонда, а также выступает как представитель публично-правового образования при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, в том числе, при заключении договоров управления.
Как следует из материалов дела, вышеуказанные многоквартирные дома, за исключением помещения, общей площадью 264,3 кв. м, расположенного в доме N 3 по ул. Энтузиастов пгт. Воргашор и в отношении дома N 7 по ул. Л.Толстого представлены сведения о принадлежности муниципальному образованию нежилого помещения в указанном доме, общей площадью 324,9 кв. м, а не 904,6 кв. м, как указано в расчетах истца (т. 2 л.д. 98) принадлежат на праве собственности МО ГО "Воркута".
Во исполнение договоров ООО "Коммунальный резерв" в период с 01.01.2013 по 31.03.2013 выполнило комплекс работ и услуг по надлежащему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирных домов, что подтверждается актами о приемке оказанных услуг и счетами-фактурами: счет-фактура и акт от 31.03.2013 N 46 на сумму 445 608 рублей 75 копеек (т. 1 л.д. 119-120), счет-фактура и акт от 31.03.2013 N 47 на сумму 445 608 рублей 75 копеек (т. 1 л.д. 122-123), счет-фактура и акт от 31.03.2013 N 48 на сумму 445 608 рублей 75 копеек (т. 1 л.д. 125-126).
Расчет стоимости работ и услуг произведен истцом исходя из тарифов, установленных договорами управления многоквартирными домами, и площади нежилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию (т. 1 л.д. 121, 124, 127).
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности факта оказания истцом услуг по спорным договорам (за исключением помещения, общей площадью 264,3 кв. м, расположенного в доме N 3 по ул. Энтузиастов пгт. Воргашор и в отношении части площади помещения дома N 7 по ул. Л.Толстого) и обязанности ответчика по их оплате в установленном судом размере.
Довод Общества о взыскании задолженности за период, когда УГХиБ АМО ГО "Воркута" не было наделено соответствующими полномочиями, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку пунктами 1.4, 3.1.10, 7.1, 7.2 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО "Воркута" (утверждено решением Совета МОГО "Воркута" от 28.10.2011 N 90), а также приложением N 3 "Ведомственная структура расходов бюджета МО ГО "Воркута на 2013 год" к решению Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 17.12.2012 N 203 "О бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов" установлены полномочия Управления как органа местного самоуправления, структурного подразделения (отраслевого органа) администрации и главного распорядителя бюджетных средств, выделяемых в местном бюджете на цели компенсации выпадающих доходов организациям, осуществляющим расходы по содержанию пустующего муниципального жилого фонда.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что ответчиком по делу в смысле статьи 44 АПК РФ является собственник помещений, т.е. муниципальное образование, за счет казны которого решение суда подлежит исполнению в соответствии с положениями бюджетного законодательства.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя по доводам, изложенным в ней, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.07.2014 по делу N А29-3606/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)