Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности 09.11.2014 - Литвинов В.И., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 22.09.214 Науменко Л.В., удостоверение.
от третьего лица: представитель по доверенности от 30.06.2015 - Паршутина Н.К., удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 09.06.2015 по делу N А53-1517/2015
принятое судьей Паутовой Л.Н.
по заявлению товарищество собственников жилья "Надежда"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
при участии третьего лица Администрации города Ростова-на-Дону
о признании незаконными действий
установил:
товарищество собственников жилья "Надежда" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция; Госжилинспекция) о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Ростовской области, выразившихся в направлении в администрацию города Ростова-на-Дону сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1 Д, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Заявленные требования мотивированы тем, что товариществом при формировании фонда капитального ремонта были соблюдены положения действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 действия Государственной жилищной инспекции Ростовской области, выразившиеся в направлении в администрацию города Ростова-на-Дону сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1 Д, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, признано незаконным.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 отменить. В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает, что ТСЖ "Надежда" не реализовала своевременно право, предусмотренное ст. 170 ЖК РФ по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, ссылаясь на нарушение ч. 3.1 ст. 7 Областного закона от 11.06.2013 N 1101-ЗС, устанавливающую срок принятия решения и его реализацию до 31.03.2014.
В отзыве на апелляционную жалобу товарищество указало, что собственники помещений и ТСЖ "Надежда" сроков, установленных жилищным законодательством, в определении способа формирования фонда капремонта и его реализации не нарушили, просило решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, указал, что товариществом был нарушен установленный трехмесячный срок на выбор и реализацию способа формирования фонда капитального ремонта, настаивал на законности действий инспекции, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель товарищества не согласился с доводами апелляционной жалобы, указал на то, что трехмесячный срок начинает течь после внесения изменений в Областной закон N 1101, а также на несоблюдение жилищной инспекцией процедуры, предусмотренной пунктом 6 статьи 170 ЖК РФ, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель администрации поддержал доводы Госжилинспекции Ростовской области, указал, что товарищество было обязано действовать в рамках введенного в феврале 2014 года п. 3.1 ст. 7 Областного закона N 1101.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на внеочередном общем собрании от 29.03.2014 собственники помещений в многоквартирном доме по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1 Д, во исполнение положений Раздела 9 Жилищного кодекса Российской Федерации, после официального опубликования региональной программы, приняли решение о формировании фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет ТСЖ "Надежда".
06.06.2014 ТСЖ "Надежда" был открыт специальный счет на капитальный ремонт.
Уведомлением от 10.06.2014 ТСЖ "Надежда" уведомило Госжилинспекцию об избрании способа формирования фонда капремонта на специальном счете ТСЖ "Надежда" и открытии специального счета на капитальный ремонт в ОАО "Сбербанк России".
Госжилинспекция письмом от 05.05.2014 N 37/807 направила в администрацию города Ростова-на-Дону информацию о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его. В приложении к письму на стр. 73 (строка 3166) указан дом по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1 Д.
Товарищество не согласилось с действиями Госжилинспекции по направлению в администрацию города Ростова-на-Дону сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1 Д, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, не реализовали его, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые ненормативные правовые акты, решения, действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, указанное в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и капитального ремонта (пункт 1 статьи 158 ЖК РФ).
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта полностью изменен. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно пункту 6 статьи 170 ЖК РФ не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Согласно части 7 названной статьи в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Создание новой системы капитального ремонта многоквартирных домов в г. Ростова-на-Дону урегулировано следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 25.12.2012 N 271 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"; Областным законом от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области".
Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2015-2049 годы утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803 и официально опубликована в журнале Собрания правовых актов РО, спецвыпуск за 2013 год от 30.12.2013.
Правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области определены Областным законом Ростовской области от 11.06.2013 N 1101-ЗС (далее - Областной закон N 1101-ЗС).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение трех месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (ч. 3.1 ст. 7 Областного закона N 1101-ЗС, введена Областным законом РО от 25.02.2014 N 105-ЗС).
Из материалов дела усматривается, что решение о выборе ТСЖ "Надежда" владельцем специального счета было принято 29.03.2014 (протокол N 6 от 29.03.2014), специальный счет для формирования фонда капитального ремонта был открыт ТСЖ "Надежда" 06.06.2014, в Госжилинспекцию области уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта поступило 10.06.2014.
Ссылаясь на нарушение товариществом ч. 3.1 ст. 7 Областного закона от 11.06.2013 N 1101-ЗС, устанавливающую срок принятия решения о способе формирования фонда и его реализацию до 31.03.2014, Государственная жилищная инспекция по Ростовской области 05.05.2014 в ответ на письмо Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.04.2014 N 59-3/742 направила перечень многоквартирных домов, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, в который включен и дом по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1 Д.
Вместе с тем, на момент принятия товариществом решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, Областной закон N 1101-ЗС действовал в редакции от 10.12.2013 и не устанавливал срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем собственники помещений многоквартирного дома обосновано руководствовались шестимесячным сроком, установленным Кодексом для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Таким образом, с учетом того, что региональная программа была опубликована 30.12.2013, реализация ТСЖ "Надежда" решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта была осуществлена в установленный законом срок - до 30.06.2014.
Доводы Госжилинспекции о том, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не было реализовано собственниками жилых помещений многоквартирного дома, по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1Д, с учетом установленных выше обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела, что повлекло неправомерные действия инспекции.
Как следует из части 5 статьи 12 Областного закона от 11.06.2013 1101-ЗС, орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Госжилинспекция области письмом от 05.05.2014 N 37/807 направила в адрес Администрации города Ростова - на - Дону информацию о многоквартирных домах, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и не реализовали.
Постановление администрации города Ростова-на-Дону от 20 октября 2014 N 1222 "О формировании фонда капитального ремонта на счета регионального оператора", вопреки направленного 10.06.2015 ТСЖ "Надежда" в Госжилинспекцию уведомления о принятии решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, содержало решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1Д, на счете регионального оператора, то есть некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту".
Таким образом, в нарушение требований закона и на основании ч. 5 ст. 12 Областного закона от 11.06.2013 1101-ЗС Госжилинспекция, несмотря на предоставленное ей уведомление ТСЖ "Надежда" от 10.06.2014, не проинформировала орган местного самоуправления и регионального оператора о том, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1Д, выбрали способ формирования фондов капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "Надежда" и реализовали его.
Кроме того, органом местного самоуправления не было выполнено требование части 6 статьи 170 Кодекса, согласно которому, не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Оспариваемые действия инспекции по направлению в адрес Администрации города Ростова-на-Дону сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме по ул. Ярослава Галана, дом 1Д, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ТСЖ "Надежда", в связи с чем в рассматриваемом случае имеет место совокупность предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания оспариваемых действий незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции по существу спора, направлены исключительно на переоценку правильно установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял правомерное решение.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 по делу N А53-1517/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2015 N 15АП-11268/2015 ПО ДЕЛУ N А53-1517/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2015 г. N 15АП-11268/2015
Дело N А53-1517/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности 09.11.2014 - Литвинов В.И., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 22.09.214 Науменко Л.В., удостоверение.
от третьего лица: представитель по доверенности от 30.06.2015 - Паршутина Н.К., удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 09.06.2015 по делу N А53-1517/2015
принятое судьей Паутовой Л.Н.
по заявлению товарищество собственников жилья "Надежда"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
при участии третьего лица Администрации города Ростова-на-Дону
о признании незаконными действий
установил:
товарищество собственников жилья "Надежда" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция; Госжилинспекция) о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Ростовской области, выразившихся в направлении в администрацию города Ростова-на-Дону сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1 Д, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Заявленные требования мотивированы тем, что товариществом при формировании фонда капитального ремонта были соблюдены положения действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 действия Государственной жилищной инспекции Ростовской области, выразившиеся в направлении в администрацию города Ростова-на-Дону сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1 Д, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, признано незаконным.
Государственная жилищная инспекция Ростовской области обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 отменить. В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает, что ТСЖ "Надежда" не реализовала своевременно право, предусмотренное ст. 170 ЖК РФ по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, ссылаясь на нарушение ч. 3.1 ст. 7 Областного закона от 11.06.2013 N 1101-ЗС, устанавливающую срок принятия решения и его реализацию до 31.03.2014.
В отзыве на апелляционную жалобу товарищество указало, что собственники помещений и ТСЖ "Надежда" сроков, установленных жилищным законодательством, в определении способа формирования фонда капремонта и его реализации не нарушили, просило решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, указал, что товариществом был нарушен установленный трехмесячный срок на выбор и реализацию способа формирования фонда капитального ремонта, настаивал на законности действий инспекции, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель товарищества не согласился с доводами апелляционной жалобы, указал на то, что трехмесячный срок начинает течь после внесения изменений в Областной закон N 1101, а также на несоблюдение жилищной инспекцией процедуры, предусмотренной пунктом 6 статьи 170 ЖК РФ, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель администрации поддержал доводы Госжилинспекции Ростовской области, указал, что товарищество было обязано действовать в рамках введенного в феврале 2014 года п. 3.1 ст. 7 Областного закона N 1101.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на внеочередном общем собрании от 29.03.2014 собственники помещений в многоквартирном доме по адресу:
г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1 Д, во исполнение положений Раздела 9 Жилищного кодекса Российской Федерации, после официального опубликования региональной программы, приняли решение о формировании фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет ТСЖ "Надежда".
06.06.2014 ТСЖ "Надежда" был открыт специальный счет на капитальный ремонт.
Уведомлением от 10.06.2014 ТСЖ "Надежда" уведомило Госжилинспекцию об избрании способа формирования фонда капремонта на специальном счете ТСЖ "Надежда" и открытии специального счета на капитальный ремонт в ОАО "Сбербанк России".
Госжилинспекция письмом от 05.05.2014 N 37/807 направила в администрацию города Ростова-на-Дону информацию о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его. В приложении к письму на стр. 73 (строка 3166) указан дом по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1 Д.
Товарищество не согласилось с действиями Госжилинспекции по направлению в администрацию города Ростова-на-Дону сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1 Д, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, не реализовали его, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые ненормативные правовые акты, решения, действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, указанное в части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и капитального ремонта (пункт 1 статьи 158 ЖК РФ).
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта полностью изменен. Обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно положениям части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В силу части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Согласно пункту 6 статьи 170 ЖК РФ не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Согласно части 7 названной статьи в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Создание новой системы капитального ремонта многоквартирных домов в г. Ростова-на-Дону урегулировано следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 25.12.2012 N 271 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"; Областным законом от 11.06.2013 N 1101-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области".
Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2015-2049 годы утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2013 N 803 и официально опубликована в журнале Собрания правовых актов РО, спецвыпуск за 2013 год от 30.12.2013.
Правовые основы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области определены Областным законом Ростовской области от 11.06.2013 N 1101-ЗС (далее - Областной закон N 1101-ЗС).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение трех месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (ч. 3.1 ст. 7 Областного закона N 1101-ЗС, введена Областным законом РО от 25.02.2014 N 105-ЗС).
Из материалов дела усматривается, что решение о выборе ТСЖ "Надежда" владельцем специального счета было принято 29.03.2014 (протокол N 6 от 29.03.2014), специальный счет для формирования фонда капитального ремонта был открыт ТСЖ "Надежда" 06.06.2014, в Госжилинспекцию области уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта поступило 10.06.2014.
Ссылаясь на нарушение товариществом ч. 3.1 ст. 7 Областного закона от 11.06.2013 N 1101-ЗС, устанавливающую срок принятия решения о способе формирования фонда и его реализацию до 31.03.2014, Государственная жилищная инспекция по Ростовской области 05.05.2014 в ответ на письмо Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.04.2014 N 59-3/742 направила перечень многоквартирных домов, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, в который включен и дом по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1 Д.
Вместе с тем, на момент принятия товариществом решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, Областной закон N 1101-ЗС действовал в редакции от 10.12.2013 и не устанавливал срока принятия и реализации собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта, в связи с чем собственники помещений многоквартирного дома обосновано руководствовались шестимесячным сроком, установленным Кодексом для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
Таким образом, с учетом того, что региональная программа была опубликована 30.12.2013, реализация ТСЖ "Надежда" решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта была осуществлена в установленный законом срок - до 30.06.2014.
Доводы Госжилинспекции о том, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не было реализовано собственниками жилых помещений многоквартирного дома, по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1Д, с учетом установленных выше обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм материального права и неверной оценке фактических обстоятельств дела, что повлекло неправомерные действия инспекции.
Как следует из части 5 статьи 12 Областного закона от 11.06.2013 1101-ЗС, орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Госжилинспекция области письмом от 05.05.2014 N 37/807 направила в адрес Администрации города Ростова - на - Дону информацию о многоквартирных домах, которые не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и не реализовали.
Постановление администрации города Ростова-на-Дону от 20 октября 2014 N 1222 "О формировании фонда капитального ремонта на счета регионального оператора", вопреки направленного 10.06.2015 ТСЖ "Надежда" в Госжилинспекцию уведомления о принятии решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, содержало решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1Д, на счете регионального оператора, то есть некоммерческой организации "Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту".
Таким образом, в нарушение требований закона и на основании ч. 5 ст. 12 Областного закона от 11.06.2013 1101-ЗС Госжилинспекция, несмотря на предоставленное ей уведомление ТСЖ "Надежда" от 10.06.2014, не проинформировала орган местного самоуправления и регионального оператора о том, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ярослава Галана, дом 1Д, выбрали способ формирования фондов капитального ремонта на специальном счете ТСЖ "Надежда" и реализовали его.
Кроме того, органом местного самоуправления не было выполнено требование части 6 статьи 170 Кодекса, согласно которому, не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
Оспариваемые действия инспекции по направлению в адрес Администрации города Ростова-на-Дону сведений о том, что собственники помещений в многоквартирном доме по ул. Ярослава Галана, дом 1Д, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его, не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы ТСЖ "Надежда", в связи с чем в рассматриваемом случае имеет место совокупность предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания оспариваемых действий незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции по существу спора, направлены исключительно на переоценку правильно установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял правомерное решение.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2015 по делу N А53-1517/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
Р.Р.ИЛЮШИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)